Solus Christus


Мартин Хемниц

Энхиридион. Служение, Слово и Таинства

Евангелие

133 Следует ли тогда оставлять без утешения сердца, устрашенные увещеванием Закона и раскаивающиеся?

Ни в коем случае. Ибо Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю17 и возводит. 1 Цар. 2:6. И отличительной особенностью Нового Завета является исцеление сокрушенных сердцем и утешение сетующих (Ис. 6!: 1-2), прощение и умиротворение, дабы раскаивающиеся не были поглощены чрезмерною печалью (2 Кор. 2:7).

134 Какое же учение следует проповедовать кающимся, дабы они могли в нем искать утешение?

Их нельзя отсылать к учению Закона, дабы искать утешение в его делах. Рим. 3:20; 4:15. Но им надлежит проповедовать учение Евангелия, поскольку в нем они смогут почерпнуть истинное утешение. Ис. 40:1-2; 61:1; Лук. 4:18.

135 Что такое Евангелие?

Проповедование Нового Завета пророки обозначили особым древнееврейским словом basar [«сообщение благой вести»] (Ис. 40:9; 52:7; 61:1). Термин [«проповедь благой вести»] из греческого перевода широко распространился в других языках, так что это обычно называют Evangelium [Евангелием], то есть учением, возвещающим благие и радостные вещи.

Теперь название «Евангелие» иногда применяется в целом для всего учения, которое надлежит проповедовать народу Нового Завета. Марк. 1:14; 16:15; Лук. 9:6; Деян. 20:24; Рим. 1:16. Равно как под названием Закон зачастую подразумевается все учение Слова Божия. Ис. 2:3; Пс. 18:8; Рим. 8:2. И в таком смысле верно общее определение, что Евангелие - это проповедь покаяния и отпущения грехов. Ибо в эти главные элементы Христос и Павел вложили все учение о полном служении. Лук. 24:46-47; Деян. 20:21. Кроме того, проповедь благодати и отпущения грехов сле-

17 Лат.: ad inferos.

76


дует адресовать не высокомерным фарисеям и не самонадеянным эпикурейцам, но сокрушенным и кающимся людям. Также в проповеди покаяния - дабы не ввергнуть совесть в отчаяние, но дабы сокрушением неизменно порождалось покаяние ко спасению (2 Кор. 7:10) - недостаточно проповеди лишь Закона, но следует добавлять проповедь Евангелия, как учит «Апология»'8. И, наконец, не верующие в Евангелие и не покоряющиеся ему люди остаются под гневом Божиим и вечным проклятием, если только они не обратятся. Марк. 16:16; Иоан. 3:36; 2 Фес. 1:8-9.

Итак, в этом смысле в самой «Апологии»19 несколько раз повторено, что Евангелие - это проповедь покаяния и отпущения грехов. Ибо через учение о покаянии, преподаваемое на основании Закона, Евангелие возвещает многие благие вещи. Но когда мы говорим о Евангелии в особом и сущностном смысле, соблюдая различие между Законом и Евангелием, дабы каждому из них принадлежало подобающее служение и действие, то есть Закон - это служение греха, гнева Божия, смерти и проклятия (Рим. 3:20; 4:15; 2 Кор. 3:7, 9), а Евангелие - это служение праведности, жизни и спасения (2 Кор. 3:9; Деян. 13:26; 14:3; 5:20), тогда Евангелие (как гласит «Апология»20) воистину является обетованием отпущения грехов и оправдания ради Христа, проповедью праведности веры во Христе.

136 Каковы главные моменты учения Евангелия?

Евангелие - это, по сути, учение об Ипостаси и служении или благах Христа. И учение это заключается в следующих главных утверждениях:

I. Что прежде начала времен, чудесным постановлением сокровенного совета Троицы, Сын Божий был утвержден Посредником, Искупителем, Примирителем и Спасителем.

II. Что это постановление было явлено в Слове обетования сразу же после грехопадения. И обетование о грядущем Мессии постоянно обновлялось и повторялось отцам на протяжении всего периода Ветхого Завета.

1IV, 257.

1IV, 62; XII, 29-30. 'IV, 5.

77


III. Также что, согласно этому обетованию, когда пришло время, Сын Божий был соделан Человеком и Своим послушанием, страстями и смертью в совершенстве исполнил деяние искупления и примирения, Своим воскресением и вознесением приобретя праведность и вечную жизнь для верующих в Него.

IV. Евангелие не только повествует о Христе в исторической форме, но содержит истинное учение о Нем, являющееся обетованием благодати, в котором через Слово и Таинства Бог предлагает несчастным грешникам, полностью устрашенным осознанием грехов, гнева Божия и проклятия, милость, отпущение грехов, усыновление и наследование вечной жизни даром и исключительно по благодати, без нашей заслуги, только ради послушания, страстей, смерти и заслуги Христа.

V. Евангелие учит, что эти блага Посредника Христа надлежит принимать и применять верою.

VI. Евангелие провозглашает верующих праведными и спасенными.

137 Является ли Евангелие новым учением, впервые появившимся во времена Христа и Апостолов?

Ни в коем случае. Поскольку как существует одна вера благочестивых людей Нового и Ветхого Заветов (2 Кор. 4:13), так же существует одно Евангелие обоих народов Ветхого и Нового Заветов (Рим. 1:1-2; Иоан. 8:56; 1 Петр. 1:10; Деян. 10:43). Ведь учение Евангелия было явлено Богом сразу после грехопадения и впоследствии постоянно повторялось на протяжении всего периода Ветхого Завета не менее активно, чем в Новом Завете. Существует только то различие, что в Ветхом Завете содержится обетование о грядущем Мессии, Которому предстояло стать жертвою за нас, а в Новом Завете это стало истинным Евангелием, то есть радостной вестью о Мессии, Который был рожден и совершил искупительное деяние. Рим. 1:1-4. Существует также различие в форме откровения, которое было более смутным в Ветхом Завете и стало более ясным и ярким в Новом Завете. Но как в Новом Завете мы оправданы и спасены верою во Христа, Который теперь явлен, так и в Ветхом Завете отцы были оправданы и спасены верою во Христа, Которому надлежало прийти. Рим. 4:3, 6; Деян. 15:11; Откр. 13:8.

138 Разрушен ли или упразднен Закон Евангелием? Никак, говорит Павел (Рим. 3:31); наоборот, учением

78


 

Евангелия, или верою, Закон утверждается. См. также Матф. 5:17.

139 Но Закон и Евангелие, казалось бы, учат совершенно противоположным вещам. Поскольку Закон являет грешникам гневающегося и оскорбленного Бога, а Евангелие представляет Его благодатным и милостивым. Закон угрожает грешникам карой и вечным проклятием. Евангелие предлагает им отпущение грехов и вечную жизнь. Закон обещает милость, жизнь и спасение, но при условии исполнения его заповедей, Евангелие же обещает эти блага даром, без наших дел. Эти вещи воистину кажутся столь противоположными, что взаимно отменяют и уничтожают друг друга.

Эту противоположность следует тщательно взвешивать и правильно формулировать на основании верных принципов. Ибо от этого основания главным образом зависит истинное и здравое понимание всего учения Евангелия. И из сердец людей следует полностью удалить богохульные и эпикурейские выдумки о том, что в Законе Бог поступает так, как если бы Он гневался на грехи, но что в Евангелии, изменив утверждение Своего разума и Своей воли, Он так отменяет и уничтожает Закон, что утверждение Закона о грехе теперь отменено через явленное Евангелие, и якобы позиция Евангелия такова, что Бог теперь не озабочен грехом, не ненавидит его и не питает к нему отвращение, но любит и одобряет его, так доволен им, что желает дать безбожникам вечную жизнь по причине грехов. Ибо подобные мнения не только ложны и безбожны, но также богохульны. Ведь Закон Божий является и остается твердой, вечной и неизменной волей Божией, которую Евангелие никак не отменяет и не уничтожает, но, наоборот, подтверждает и учреждает, дабы оставалось непоколебимым и неизменным правило, что если Закон Божий не соблюдается в полном и совершенном послушании, Бог не может и не желает быть милостивым ни к одному грешнику. Матф. 5:18; Рим. 8:4; 10:5; Гал. 3:10.

140 Но такое исполнение или умилостивление недостижимо для нас. Как же мы обретем праведность и спасение?

Что касается нас, то нам надлежало бы полностью погибнуть в вечном проклятии. Ибо если Закон Божий не соблюден, его никак нельзя упразднить или удалить. А для нас это исполнение недостижимо. Посему Бог в Своем тайном совете относительно восстановления благополучия человечества постановил и опреде-

79


лил послать Своего Сына во плоти, Который не должен был упразднить или уничтожить Закон, дабы нам более не было надобности в его исполнении, но Который, став под Закон и подчинившись ему, вместо нас в совершенстве произвел Свое искупление и умилостивление за наши грехи, которых в действительности требует от нас неизменный суд Божий, но которые невыполнимы для нас, и таким образом, поскольку Закон был очевидно исполнен за нас, Он заслужил и получил это, дабы, благодаря Его послушанию и умилостивлению, Бог благоволил явить милость и сострадание к кающимся грешникам. Следовательно, Евангелие не упраздняет или уничтожает Закон, но утверждает и свидетельствует, что Христос совершеннейшим образом исполнил Закон за нас. Рим. 8:3-4; 2 Кор. 5:14; Ис. 53:6; Гал. 4:4-5.

141 Однако кто-то может возразить: какая мне польза от того, что другой исполнил Закон, ведь Закон предъявляет свои требования мне, и как может умилостивление одного быть достаточным и соразмерным для всех?

Христос подчинился Закону, сделался грехом и проклятием не для Себя Самого, но ради нас (Гал. 3:13; 4:4-5; 2 Кор. 5:21), и все это - согласно постановлению и благоволению Божию о нашем искуплении (Ефес. 1:5, 7; 2 Кор. 5:14; Ис. 53:6). И поскольку эта Ипостась является не только человеком, но Богом и человеком, произведенное Им искупление является столь всеобъемлющим и великим, что его достаточно для умилостивления за грехи всего мира (1 Иоан. 2:2); поскольку Христос совершил его во плоти, оно приносит нам величайшее и сладчайшее утешение (Рим. 8:3, 34).

142 Но как Писание утверждает, что мы оправданы и спасены даром, без заслуг, ест деяние искупления обошлось Христу так дорого, Его собственной Кровью и смертью?

По отношению к нам эти праведность и спасение называются и являются безвозмездной благодатью, которая приходит к нам без наших дел или заслуг, без какого бы то ни было искупления или умилостивления с нашей стороны.

По отношению же к Искупителю Христу это называется и является искуплением, lytron [по-гречески], или умилостивлением, тем, что покупается или заслуживается. Рим. 3:24; I Кор. 6:20; 1 Петр. 1:18-19; 1 Тим. 2:6; Деян. 20:28.

143 Какого же Закон требует умилостивления, которое

80


 

Христу надлежало совершить за нас?

I. Закон требует полного, святого, чистого и совершенного послушания. Христос принес его за нас полностью и в совершенстве. Рим. 5:19; Евр. 10:9-10, 14.

II. Закон требует умилостивления за грехи, дабы гнев Божий мог быть удовлетворен страданиями и наказанием. И это умилостивление принес за нас Христос Своими страданиями и смертью. 2 Кор. 5:14; Гал. 3:13; Ис. 53:5-6.

Христос обрел это для нас таким образом, что Его искуплением мы оправданы даром, по благодати, без нашей заслуги. Рим. 3:24.

144 В чем состоит различие между Законом и Евангелием?

I. Закон в'некоторой степени знаком нам по природе. Рим. 2:14. Евангелие же является сокровенной для разума тайной, которую Бог открыл только через Свое Слово. Матф. 16:17; 1 Кор. 2:7; Ефес. 1:9; Рим. 16:25-26.

II. Закон является служением, которое указывает на грехи, клеймит и обличает грехи и по их причине провозглашает всех людей достойными вечной смерти. Евангелие же является служением, которое указывает на истинную праведность пред Богом во Христе и через него предлагает и дарует вечную жизнь всем, принимающим ее верою. 2 Кор. 3:7, 9; Рим. 1:16-17.

III. Сам Закон, конечно же, тоже говорит о праведности и спасении, но он взирает на нас, ищет и требует, чтобы эта праведность была совершенной в нас, в естестве, поступках и делах, если мы желаем спастись им. Поскольку же мы не в состоянии осуществить это из-за порочности нашего естества, Евангелие ставит перед нами Христа, Своими послушанием, страданиями и смертью приобретшего для нас истинную праведность пред Богом, которая вменяется и дается нам даром, без нашей заслуги, исключительно ради Христа и чрез веру. Рим. 1:4; Гал. 3:24.

Оправдание

145 В чем же, согласно утверждению Евангелия, состоит оправдание грешного человека пред Богом?

Именно в том, что Бог вменяет нам праведность послушания и смерти Посредника Христа и таким образом оправдывает нас даром, по благодати, без наших дел или заслуг, только верою, которая принимает благодать Бога Отца и заслугу Христа. То есть

81


Он прощает нам наши грехи, принимает нас в благодать, усыновляет нас как Своих детей и дарует нам наследство вечной жизни. Рим. 4:24-25, 28; 4:5; 10:4; Гал. 3:24; Ефес. 2:8-9; Тит. 3:5-7.

146 Но этимологически «оправдывать» /"лат. justifware] означает «делать праведным». И поскольку Святой Дух обновляет верующих, дабы они предавали свои члены в орудия праведности (Рим. 6:13), оправдание, несомненно, состоит в этом обновлении Святым Духом, или в новом послушании возрожденных.

Не следует определять истинное значение слова «оправдывать» на основании латинского языка, поскольку это - особое слово, присущее Святому Писанию. Ведь когда Писание стремится сказать, что с кого-либо снято предъявленное ему обвинение или осуждение, оно использует слово «оправдывать» в юридическом смысле и зачастую в антитезе, противопоставляя осуждение и оправдание. Втор. 25:1; Притч. 17:15; Рим. 5:18; 8:33-34. Итак, здесь Святому Духу было угодно использовать слово «оправдание» в юридическом смысле. И все деяние примирения грешного человека с Богом просто и ясно представлено словом «оправдывать». Ибо это дело не осуществляется случайно и легкомысленно, но серьезно и, более того, пред судом, в котором Судьей является Сам Бог. Ведь Закон призывает нас на Божий суд, где он не только обвиняет нас во грехе, но полностью нас осуждает. И поскольку пред этим праведным судом Божиим заграждаются всякие уста и весь мир оказывается виновным пред Богом (Рим. 3:19), то Моисей выносит нам приговор смерти и осуждения. 2 Кор. 3:7, 9; Втор. 27:26. Итак, когда наша совесть, уличенная во грехах, а потому подверженная вечной смерти и осуждению, тревожно озирается в поисках того, что можно противопоставить этому праведному суду Божию, дабы избежать осуждающего приговора и уклониться от него, она вовсе ничего не находит. Но вот Сам Бог, богатый милостью, ставит пред нами в Евангелии Своего Сына в качестве умилостивления. Рим. 3:25. И всякого, кто через веру обретает прибежище в этом Посреднике Сыне и принимает Его верою, Отец оправдывает от обвинения, предъявленного Законом, и от осудительного приговора. То есть Он отпускает ему грехи ради Христа и через вменение послушания и смерти Христовых провозглашает его праведными, присуждая ему вечную жизнь. Рим. 8:33-34. И таково деяние оправдания грешника пред судилищем Божиим, когда от престола сурового правосудия Божия он апеллирует к престолу благодати в Крови Сына Божия, как Жерсон надлежащим образом

82


 

показал дело оправдания через сравнение с судебной апелляцией.

147 Оправдывает ли тогда Бог грешника беззаконно, так что при таком оправдании нет необходимости во вмешательстве какой-либо праведности, ради которой грешник провозглашается праведником?

Сам Бог назвал такое оправдание мерзостью. Исх. 23:7; Притч. 17:15; Ис. 5:22-23. Следовательно, суду Божию надлежит противостоять с такою праведностью - или такая праведность должна стать между Богом, гневным Судьей, и грешным человеком, - через которую и по причине которой Бог оправдывает нечестивых. Ибо оправдание невозможно без праведности. Рим. 3:22, 24.

148 Какова же тогда праведность, которую вера приносит в судилище Божие, дабы благодаря ей Бог оправдал несчастного грешника?

Новое послушание возрожденных людей так же несомненно является неким видом праведности. Например, Рим. 6:16; 1 Иоан. 2:29. Но оно не может быть тою праведностью, через которую и благодаря которой мы оправданы пред Богом к вечной жизни. Ибо прежде чем кто-либо сможет выказать эту праведность нового послушания, необходимо, чтобы этот человек был примирен с Богом, то есть был оправдан Богом. 1 Иоан. 2:29. Кроме того, из-за греха, живущего в нашей плоти, новое послушание возрожденных людей является слабым, нечистым и несовершенным в этой жизни, так что через него мы никоим образом не можем оправдаться пред Богом. Пс. 142:2; 1 Кор. 4:4. Поскольку же вера, наставленная Словом Божиим, знает, что она ни в естестве, ни в самой освященной жизни какого бы то ни было человека, ни в каком-либо ином творении не может найти такую праведность, которой человек способен оправдаться пред Богом, то в Слове и Таинствах она видит Посредника Христа с Его святейшим послушанием и самой невинной смертью, через которые Он удовлетворил Закон за нас, и непоколебимо убеждена, что такова истинная и единственная праведность, которая спасает пред Богом. С этой праведностью вера приходит в судилище Божие, уповая, молясь и с истинной непоколебимостью веруя, что благодаря ей Бог оправдывает грешника, то есть отпускает ему грехи, принимает в благодать и дарует вечную жизнь. И поскольку эта праведность Христова, явленная ради нас, совершенна, достаточна, преизобильна и

83


способна устоять в судилище Божием, то Бог обещал, что Он вменит ее верующим так, как если бы они сами явили ее. Рим. 3:22; 4:23-25; 5:18. Таким образом, верующие совершенно обладают, конечно не в себе, но во Христе, истинной и чистой праведностью, через которую они оправданы пред Богом.

149 Все ли люди оправданы и спасены благодаря этой праведности Сына Божия?

Широка дорога, ведущая в погибель, и многие идут по ней. Матф. 7:13.

150 Какова же причина? Не принес ли Христос умилостивление за всех? Или же Небесный Отец не желает, чтобы это благо было доступно всем?

Причину или вину проклятия никоим образом не следует приписывать Богу. Ведь Христос является умилостивлением за грехи всего мира (1 Иоан. 2:2). И воля Божия такова, чтобы никто не погиб, но чтобы все были спасены. 1 Тим. 2:4; 2 Петр. 3:9; Иез. 18:23; Матф. 18:14. Но именно по вине человеческой спасены не все, ибо не все принимают это благо. Иоан. 1:5, 10-11; 3:19. Поскольку необходимо, чтобы благословения или заслуги Христовы стали нашими (Рим. 8:32), то есть чтобы они были приложены к нам, чтобы каждый принял их (Иоан. 1:12) и, следовательно, чтобы Христос пребывал в нас (Иоан. 6:56), а мы нашлись в Нем (Филип. 3:8-9).

151 Каким образом к нам прилагается Христос, или заслуга Христова?

Для этого приложения абсолютно необходимы две вещи. Во-первых, чтобы через Святого Духа Бог явил, предложил, даровал нам это благо. С этой целью Бог учредил определенные средства или орудия, то есть Евангельское Слово и Таинства. Эти средства являются как бы рукою Божией, которую Он протягивает нам и открывает для нас, предлагая и даруя нам заслуги и благословения Своего Сына для нашего спасения. Рим. 10:17; 2 Кор. 5:19-20; Тит. 3:5

Другой шаг, который необходим для приложения, заключается в том, чтобы мы получили, приняли и приложили к себе благословения чад Божиих, которые предлагаются и даруются нам в Слове и Таинствах. Это совершается только верою, и никаким иным средством или орудием. Рим. 1:17; 3:28; 4:5; Иоан. 3:15-16;

84


 

Гал. 3:22, 24. Вера является как бы нашею рукою, которою мы получаем и принимаем блага Христовы. Иоан. 1:12. Она представляет собою нечто вроде уз, которыми мы привязаны ко Христу, дабы Он пребывал и обитал в нас (Ефес. 3:17) и дабы мы нашлись в нем (Филип. 3:8-9).

Вера

152 Что такое оправдывающая вера, о которой говорит Писание?

Определение веры хорошо известно. Несведущим же людям проще всего оно объясняется так: предметом веры в общем является Слово Божие, ибо мы должны прилагать веру к каждому Богом дарованному и явленному Слову. Однако оправдывающая вера имеет свой собственный и особенный предмет, который она ищет в Святом Писании, на который она взирает и который она познает. Это наш Посредник Христос и обетование благодати, дарованное ради Христа. Рим. 3:24-25; 4:13, 16; Гал. 3:22.

153 Но как вера познаёт и принимает присущий ей предмет?

Во-первых, из Слова Божия она познаёт Ипостась, служение, заслугу и блага Христа. Все это она признаёт совершенно истинным и несомненным. Ефес. 1:17; 4:13; Кол. 2:2.

Во-вторых, оправдывающая вера познаёт все это не просто как исторические факты, не только потому, что они сами по себе в общем верны, но так, что она особым образом присоединяет личность верующего к этому обетованию благодати, в результате чего каждый верующий познаёт и принимает Христа в Слове и Таинствах с истинным сердечным упованием, дарованным лично ему, и прилагает их непосредственно к себе. И хотя эта вера зачастую атакуема различными искушениями, сама по себе немощна и слаба, все же она воистину является верою, которою каждый человек искренно и сердечно21 верует и уповает, что его грехи прощены ему Богом ради Христа, что он принят в благодать и что он усыновлен Богом. Иоан. 1:12; 3:15-16; Рим. 1:16; 3:22; 4:16, 23-24; 5:1-2; 8:35,38-39; 10:4, 9; 1 Тим. 1:16; Матф. 9:22; Лук. 7:50.

21 Лат.: desiderando.

85


154 Если у самонадеянного нераскаянного эпикурейца, непоколебимо намеренного пребывать во грехах, появится убеждение, что он все же имеет милостивого Бога, будет ли такое убеждение истинной и оправдывающей верою?

Ни в коем случае. Поскольку вера не является подобного рода убеждением, будто Богу неважно, остается ли человек во грехах или воздерживается от них, любит ли он грехи или питает к ним отвращение. Истинная вера не ищет этого во Христе, чтобы осмелиться потворствовать грехам и потакать им безопасно и свободно, безо всякого страха, в надежде на безнаказанность. Но сущность и характер истинной веры очевидны в искреннем покаянии, когда сердце осознаёт свои грехи таким образом, что действительно содрогается от осознания гнева Божия и более не находит удовольствия во грехе, но серьезно и искренне беспокоится о том, чтобы ей не подвергнуться ужасу вечного проклятия. Когда вера, пребывая в таком покаянии, озирается в поисках Христа, желает Его, взирает на Него и познает Его, уповает, верует и надеется, что ей прощены грехи ради Христа и т.д., именно это является надежнейшим признаком истинной и оправдывающей веры. Ис. 61:1; 66:2; Матф. 9:12.

15 Но вы можете встретить многих людей, похваляющихся наличием у них веры, при том что они пренебрегают Словом и Таинствами и презирают их.

Человек уклоняется от истинной веры также и таким путем. Слышание Слова и вера определенным образом взаимосвязаны, ибо так вера зарождается, питается и возрастает. Кто желает ухватиться за Христа верою, тот должен знать, что ему следует искать и что он может найти Его в Слове и Таинствах. Также если вера, будучи нашей рукой, должна принять что-либо от Бога, нам не следует ожидать этого вне Слова и помимо Слова, как бы из воздуха, но принимать это из руки Божией, которую Он открывает в Слове и Таинствах, предлагая нам полноту Своей благодати. Ибо Господь решил в этом отношении иметь с нами дело через евангельское Слово и Таинства. Рим. 10:17; Тит. 3:5.

156 Может ли человек обрести эту веру своей собственной свободной волей или своими собственными силами?

Нет. 2 Фес. 3:2. Это - дар Божий (Филип. 1:29), не от вас (Ефес. 2:8). Мы по природе несмысленны и медлительны сердцем, чтобы веровать (Лук. 24:25). Бог открывает и просвещает сердце и

86


 

разум, возжигая веру в сердце. Лук. 24:25; Деян. 16:14; 2 Кор. 4:6; Ефес. 1:17-18. Вера созидается не нашими человеческими силами, но по действию державной силы Божией (Ефес. 1:19).

157 Тогда разве не существует никаких действий или переживаний человеческого разума, воли и сердца в осуществлении и применении веры?

Разум, сердце и воля человека (каковы бы они ни были сами по себе в первом рождении, до того как Святой Дух просветит и обновит их) не могут ничего предложить для начала или учреждения веры, либо соучаствовать в этом. 1 Кор. 2:14; 2 Кор. 4:4; Втор. 29:4. Ведь разум по природе пребывает в противоречии с верою. Лук. 24:25; 1 Кор. 2:14. Посему его надлежит пленить в послушание Христу (2 Кор. 10:5). Однако вера не существует без определенных переживаний или действий в разуме, воле и сердце человека. Ибо вера является согласием в разуме и упованием воли. Она взирает на обетование благодати, познаёт, принимает и прилагает его к себе. Что касается всего остального, человек неспособен своими собственными естественными силами породить, начать и совершить эти переживания, равно как он не имеет этого сам по себе, но это - особый дар Бога, созидающего это в разуме, сердце и воле человека силою и действенностью Святого Духа.

158 Но как и через что Бог желает созидать и воспламенять в нас веру?

Конечно же, не без средства. Равно как Он не желает, чтобы мы вместе с фанатиками ожидали особых откровений и сильных восторгов вне и помимо Слова и Таинств, на основании личных предположений. Но с этой целью Он установил и предписал определенное средство, которое, согласно Его желанию, должно быть каналом22, гласом или орудием Святого Духа. Это проповедь, слышание Слова и размышление над ним. Рим. 10:17; 2 Кор. 3:8; Пс. 118:50, 130. Через это средство Бог трудится и созидает в человеке, просвещает разум, отверзает сердце, таким образом воздвигая и воспламеняя веру силой Святого Духа. Лук. 24:45; Деян. 16:14; 2 Кор. 4:6; Филип. 2:13; 1 Кор. 3:5-6; Иоан. 1:7.

159 Но оправдывает ли вера по причине того, что она

Лат.: Ministerium.

87


сама по себе является столь превосходным даром Божиим и столь выдающейся добродетелью?

Ни в коем случае. Ибо вера не противостоит суду Божию нашими делами или какой-то нашей добродетелью, по причине которых человек оправдывается. Рим. 4:6. Напротив, сама вера признаёт и исповедует свои слабость и несовершенство. Марк. 9:24; Лук. 17:5. Но она принимает Христа, Его заслугу и обетованную благодать Божию во Христе, противопоставляя [их] суду Божию. И уповая только на это, она ищет, просит и принимает оправдание без всяких дел или заслуг с нашей стороны. Рим. 3:28; 4:5; 10:4, 10. Следовательно, на этом основании и по этой причине вера оправдывает не потому, что она является столь выдающимися деянием Божиим и нашею добродетелью, но потому, что она приемлет Христа, Который является нашим умилостивлением и нашею праведностью, полагается на Него и доверяет Ему. Именно это означает общее утверждение, что суждение об оправдании верою следует понимать соотносительно.

160 Почему же Библия приписывает оправдание вере? Во-первых, показывая, что наша праведность пред Богом

не должна строиться на наших делах и заслугах, но что мы оправданы даром, по благодати, принятой верой исключительно ради Христа, дабы обетование было непреложным. Ибо именно это подразумевал Павел, утверждая, что мы оправданы верою (Рим. 4:16; 10:4).

Во-вторых, поскольку необходимо, чтобы было применение обетования, дабы мы были уверены в том, как, когда и через какое средство оно прилагается к нам, дабы оно было нашим, дабы мы были способны радоваться в нем и безопасно полагаться на него как на совершенно надежное утешение, - поэтому Писание говорит, что мы оправданы верою. Рим. 5:1-2; Ефес. 3:11-12.

161 Верно ли утверждение, что мы оправданы только

верою?

Абсолютно. Ибо в этом артикуле Писание время от времени использует, повторяет и подчеркивает исключающие выражения (particulas exclusivas), например, даром, по благодати (Рим. 3:24; Ефес. 2:8); по Своей благодати и милости (2 Тим, 1:9; Тит. 3:5); даром, как безвозмездный дар, [нем.] ohne Verdienst [незаслуженно], Рим. 3:24; не от нас, не отдел (Ефес. 2:8-9); независимо от Закона, независимо от дел (Рим. 3:21, 28; 4:6). Все эти исключаю-

88


 

щие выражения охватываются одним (мы оправданы только верою) и, таким образом, высказаны просто, ясно и подобающе, вследствие чего это выражение также употребляли почти все Отцы:

Василий - в проповеди о смирении: «Таково совершенное и непорочное прославление Бога, когда человек не превозносится по причине своей собственной праведности, но признаёт, что ему недостает праведности и что он оправдан только верою во Христа».

Иларий о Матф. 9: «Это было прощено Христом чрез веру, потому что Закон не мог уступить, и только вера оправдывает».

Амвросий о Рим. 3: «Оправданы даром те, которые ничего не делают и не дают взамен. Они оправданы только верою, даром Божиим».

Он же о призвании язычников: «Бог определил так, что верующий во Христа спасен независимо от дел, принимая отпущение грехов только верою».

Иероним о Рим. 10: «Бог оправдывает только чрез веру».

162 Когда Павел сказал, что мы оправданы независимо от Закона или независимо от дел Закона, исключил ли он из оправдания только левитские обряды или дела, совершаемые без Духа и веры?

Павел сказал это обо всем Законе, но главным образом также о делах Десятословия. Ибо в Рим. 3 он указал на дела того Закона, которым познается грех (ст. 20). Но в Рим. 7 именно это он признал за моральным законом (ст. 7). Ср. Гал. 3:10, 12. Однако более раннее высказывание Моисея относилось ко всему Закону (Втор. 27:26). Другое утверждение Христос приложил главным образом к моральному Закону (Лук. 10:26-28).

Потому он также ясно исключил из оправдания дела возрожденных людей, совершенные по вере (Рим. 4:2-3; 1 Кор. 4:4).

163 Но если оправдывает только вера, то оправдает ли такая вера, в которой отсутствуют покаяние, благое намерение и последующие дела?

Ничуть. Ибо где нет покаяния, но сохраняется намерение оставаться во грехах, там не может существовать истинная вера, а вера, не действующая любовью, но остающаяся без добрых плодов, является не истинною, но лицемерною и мертвою верою. 1 Тим. 1:5; 5:8; Иак. 2:26; 2 Петр. 1:8.

89


164 Что же исключают исключающие выражения? Они исключают главным образом три вещи из дела оправдания,

Во-первых, ни покаяние, ни благое намерение, ни обновление, ни добродетель, ни добрые дела не являются заслуживающими или действенными причинами нашего оправдания или примирения. Но заслуга принадлежит только Христу, а причина -только безвозмездной благодати, или милости Божией ради Посредника Христа.

Во-вторых, вовсе не добрые дела, но только вера является средством и орудием, определенным Самим Богом, которым мы познаём, принимаем и прилагаем к себе заслугу Христову и благодать Божию, обетованные через и ради Христа и предлагаемые в Слове и Таинствах.

В-третьих, обновление, освящение, добродетель и добрые дела не являются нашим оправданием и примирением, либо формой и частью его. Но они полностью заключены в безвозмездном вменении праведности Христовой и в отпущении грехов ради Христа, Которого мы принимаем только верою (Рим. 4:527). Ибо наши добрые дела не входят в сферу (как говорит Лютер) или артикул, или деяние оправдания, но там имеют силу только благодать, только Христос, только вера, только отпущение грехов. И, таким образом, хотя истинная вера никогда не остается без добрых дел, все же только она оправдывает независимо от дел. Хотя также животворение, или обновление, всегда сопутствует оправданию, все же их не следует путать или смешивать друг с другом, ибо оправдание - это одно, а обновление - другое. И хотя их нельзя разделять по присутствию во времени, все же в порядке значимости23 или сущности оправдание предшествует, а обновление следует и не составляет сущность оправдания, но является его плодом или следствием.

165 Можно ли правильно и подобающе преподавать учение об оправдании, не принимая во внимание исключающие выражения?

Всякий раз, когда Павел учил основам этого артикула и защищался от противников, он излагал антитезы с помощью ис-

15 Лат.:ге<.

90


ключающих выражений, таким образом показывая, что чистоту учения об оправдании невозможно сохранить, пренебрегая исключающими выражениями или противясь им.

166 По каким причинам необходимо сохранять исключающие выражения?

I. Дабы надлежащая и подобающая честь приписывалась Христу и благодати Божией.

II. Дабы совесть имела надежное и непоколебимое утешение.

III. Дабы различие между Законом и Евангелием было весьма ясным.

IV. Дабы молитва имела дерзновение и надежный доступ к Богу (Ефес. 3:12).

167 Однако большинство людей злоупотребляют этим учением о безвозмездном оправдании, как если бы не было необходимости совершать какие-либо добрые дела, и воспринимают исключающие выражения как позволение творить всякое бесстыдство.

Форму здравого учения не следует отвергать или изменять по причине злоупотреблений, но можно и нужно по примеру Апостолов с величайшим усердием остерегаться злоупотреблений учениями, дабы, во-первых, ясно и на основании фундаментальных принципов излагать, в каком смысле следует принимать исключающие выражения, что, как и почему они исключают, о чем уже ранее было сказано.

Во-вторых, дабы можно было непрестанно и прилежно побуждать людей к испытанию себя, в вере ли они, дабы они не обманывали себя ложным пониманием веры, то есть лицемерной или мертвой верою (2 Кор. 13:5). Испытание же таково - где отсутствует сердечное раскаяние, но сохраняется намерение оставаться во грехах, там определенно нет никакой истинной веры. Равным образом вера, которая не действует любовью или которая не сопровождается добрыми делами, наверняка мертва. Однако вера оправдывает не по причине благого намерения и не потому, что она действует любовью или совершает добрые дела, но только по той причине, что в обетовании Евангелия она принимает Христа с Его заслугами. Если же кто-то все же хочет злоупотреблять этим учением, ясно и определенно изложенным и истолкованным именно так, то да услышит он Павла (Рим. 3:8): «Праведен суд на тако-

91


вых». Но из-за злоупотреблений ни в коем случае не следует отказываться от истинного и непреложного учения или изменять его.

168 Следует ли приписывать оправдание вере лишь в начале обращения, так что после первого обращения мы уже оправдываемся не только верою, но верою и делами одновременно, как бы вторым оправданием, и затем оправдание состоит не только в отпущении грехов, но в одновременном примирении и освящении или обновлении?

Способ оправдания остается одинаков в начале, середине и конце, то есть мы оправданы лишь верою, исключительно по благодати Божией, только ради Христа. Ведь Павел (Рим. 4), говоря об универсальном примере оправдания, указал на Авраама не тогда, когда он был обращен впервые (Быт. 12), но тогда (Быт. 15), когда он уже засвидетельствовал послушание Богу в вере, проявляя ее многообразно на протяжении многих лет после его первого призвания (Евр. 11:8 и далее). Пребывая как бы в потоке добрых дел, Павел задался вопросом: «Что такое оправдание Авраама, или в чем состоит оправдание Авраама пред Богом, когда он не только уже верует в Бога, но также прославился многими добрыми делами, не только уже примирен, но также освящен и обновлен?» Открыто и ясно Апостол ответил, что Авраам оправдан даром, только верою и независимо от дел также и в самый разгар совершения добрых дел (он попросту провозглашен праведным пред Богом и принят в вечную жизнь), и что его праведность и блаженство также состоят не в обновлении, но только в безвозмездном примирении, или отпущении грехов. Рим. 4:3, 5, 7. И в Рим. 5:2 Павел прекрасно объединил начало, продолжение и завершение оправдания, связав его только с верою. Ибо он сказал, что через веру во Христа (1) мы получили доступ к благодати Божией, (2) мы стоим в этой благодати, (3) мы хвалимся надеждою славы Божией. То есть когда нам доведется встретиться со Христом при воскресении мертвых, мы хотим найтись не со своею праведностью, которая от Закона, но с тою, которая через веру во Христа (Филип. 3:8-9, 11). То есть Павел не позволил обновлению, освящению и добрым делам возрожденных людей быть ни началом, ни продолжением, ни завершением деяния оправдания. Он не смешал это друг с другом, но пожелал, чтобы только благодать Божия, только заслуга Христова управляли этим только через веру.

92


 

169 Однако обновление, освящение и добрые дела возрожденных людей также являются трудами Божиими. Почему же они исключены из сферы оправдания (как выразился Лютер) ?

Причина этого исключения весьма основательна и непреодолима. Ведь наше обновление в этой жизни только начато и не является полным или совершенным (2 Кор. 4:16), поскольку из-за обитающего во плоти греха добрые дела возрожденных людей в этой жизни не совершенны, но во многом повреждены и нечисты. Рим. 7:21; Ис. 64:6. Итак, дабы обетование праведности, спасения и вечной жизни было твердо и непреложно и дабы должная слава принадлежала Христу, все наше оправдание - в начале, продолжении и завершении - должно состоять исключительно в безвозмездной благодати Божией, обетованной только ради Христа и принимаемой только верою, Рим. 4:16.

170 Тогда нуждается ли в чем-то еще для спасения тот, кто спасен таким образом, даром, ради Христа, верою?

Павел определенно отвергал такую необходимость (Рим. 4:5-6). Здесь он указал, что способ нашего оправдания и спасения один и тот же, потому всякий имеющий оправдание верою на том же самом основании имеет усыновление, блаженство, спасение и наследство вечной жизни. Итак, насколько верно то, что мы оправданы даром, только верою, ради Христа, независимо от наших дел - как указал Павел, опираясь на надежнейшее основание, дабы обетование праведности и спасения было прочным и непреложным (Рим. 4:16), - настолько же, следовательно, ложно учение о том, что наши добрые дела необходимы для оправдания и что никто не может оправдаться без своих добрых дел, и настолько же ошибочно утверждение, что добрые дела необходимы для нашего спасения и что никто не может спастись без своих добрых дел. Ибо хотя истинная вера не может и не должна оставаться без добрых дел, все же добрые дела не составляют единства24 с деяниями или сферой (как говорил Лютер) ни оправдания, ни спасения.

Ведь Писание прилагает исключающие выражения к артикулу о спасении столь же серьезно, сколь и к артикулу об оправдании (Рим. 4:6; 11:5-6; Ефес. 2:8-9; 2 Тим. 1:9; Тит. 3:5). И поэтому Лютер открыто провозглашал, что этим утверждениям о необходимости добрых дел для спасения вход в Церковь воспрещен.

Лат.: una (наречие).

93


171 Каково различие между евангельским и папским учением в артикуле об оправдании и спасении?

Папское учение основано на том, что в этой жизни человек может исполнить Закон Божий. Потому некоторые из них учат, что своими добрыми делами человек может заслужить и получить праведность и спасение Божий. Другие, дабы не казаться поддерживающими столь грубое заблуждение, учат, что, конечно же, только Христос заслужил праведность и спасение для нас, но если мы хотим принять в этом участие, нам необходимы вера и добрые дела, при помощи которых к нам прилагаются также праведность и спасение, добытые Христом. Среди папистов существуют и такие, которые учат, что наша праведность заключается не только в безвозмездном примирении, но одновременно также в обновлении, или освящении. Но, с другой стороны, Евангелие учит, что также и соделанные святыми и обновленными не могут в этой жизни исполнить Закон Божий. Пс. 31:6; 142:2; Ис. 64:6; Рим. 7:21. Следовательно, праведность и спасение представляют собой не наши дела, но исключительно заслугу Христову. Рим. 3:24; 4:25; 10:4. Равным образом это благодать и безвозмездный дар Божий. Рим. 6:23. Однако средством или орудием принятия и приложения является только вера. Рим. 3:22, 28; 4:5. Наши праведность и спасение не состоят ни в нашем обновлении, ни в наших способностях или добрых делах, но лишь в безвозмездном примирении и усыновлении через и во имя Христа. Рим. 4:6-7. Основы этого учения изложены выше.

172 Каково различие между папским и евангельским учениями о вере?

Паписты учат, что вера является только историческим знанием и общим согласием с истиною Слова Божия и что эта вера оправдывает, будучи сформирована25 многими и достаточными добрыми делами. Но поскольку ни один человек не может знать, совершил ли он, и когда он совершил достаточно добрых дел, они учат, что верующий человек может, конечно же, надеяться и мечтать о различных превосходных благах, связанных с милостью Божией, однако он не может быть ни в чем уверен, но должен постоянно пребывать в сомнении, воистину и несомненно ли у него есть милостивый Бог, отпущение грехов и наследие вечной жизни.

Лат.: formata; cf. Cath. Enc, V, 757, cited in Th. Engelder. W. Arndt, Th. Graebner, and F. E. Mayer, Popular Symbolics (St. Louis: Concordia Publishing House, 1934), p. 173.

94


 

В свою очередь, Евангелие учит, что природа, характер и задача веры, кроме этого общего согласия, главным образом состоят в том, что она принимает Христа и прилагает общее евангельское обетование благодати Божьей к отдельным верующим, и она возводит праведность не на любви, которою она действует, но только на Христе, Которого она принимает в Слове и Таинствах. И поскольку обетование Божие во Христе является прочным, истинным и надежным26 (2 Кор. 1:20), вера не смотрит на свои собственные немощь и несовершенство, ввергающие ее в сомнения и колебания, но взирает на Христа и благодать Божию, обетованную во Христе, таким образом надежно и непоколебимо заключая, что у нее есть милостивый Бог и отпущение грехов по благодати, ради Христа.

173 Однако вы встретите множество людей, которые, будучи пропитаны ложной верой или очарованы эпикурейским убеждением, имеют определенную уверенность в спасении.

Мы не говорим о еретической вере, утверждаемой либо без Святого Писания, либо вопреки Святому Писанию, поскольку таковая, несомненно, не оправдывает и не спасает. И мы также не говорим об эпикурейском представлении, обольщающем себя безнаказанностью в ожесточенной нераскаянности. Ибо вот приговор суда Божия: «Поступающие так Царствия Божия не наследуют», Гал. 5:21. Но мы говорим об истинной и оправдывающей вере, характер и действие которой мы описали немного выше и которая должна не колебаться, но в твердом уповании заключать, что она будет стоять на том, во что она верует по Слову Божию.

174 Но какими основаниями и какими надежными и твердыми причинами располагает вера для своей убежденности?

I. Обетование Божией благодати непоколебимо и непреложно для всех, кому оно вменено через веру. Рим. 4:16. И оно было подтверждено Божией клятвою, дабы все, прибегающие к нему и держащиеся за него как за святой якорь, могли иметь непоколебимое, надежное и твердое утешение. Евр. 6:17-20.

II. Природа и характер веры таковы, что она не колеблется, но приступает к Богу с plerophoria [полной уверенностью] и крепким упованием. Ефес. 3:12; Евр. 3:6; 10:22-23; 11:1; 1 Иоан. 3:14; 5:13, 19; Рим. 4:20-21; 5:2; 8:33-39; 1 Петр. 1:13. И вера свя-

Лат.: amen.

95


тых в это имя поощряется Писанием. Рим. 4:18-19; Матф. 8:10, Лук. 7:9.

III. Дабы эта уверенность становилась более крепкой и надежной, Сам Бог запечатлел праведность веры Своими Таинствами (Рим. 4:Π; 1 Петр. 3:21) и через Своего Святого Духа, Которым Он с этой целью запечатлевает сердца верующих (2 Кор. 1:22; Ефес. 1:13-14; 4:30).

IV. Писание ясно и решительно обличает и осуждает сомнение. Матф. 6:30; 14:31; Марк. 11:23; Рим. 4:20; Иак. 1:6-7.

V. Учение о сомнении является древним и омерзительным фарисейским заблуждением. Так, в Матф. 9 книжники обвинили Христа в богохульстве, потому что Он повелел расслабленному tharsein, дерзать, или иметь уверенный и спокойный разум (ст. 3). И в Лук. 7, когда Христос простил женщину и повелел ей идти с миром, фарисеи забормотали, что это - богохульство (ст. 49). И такое же точно заблуждение было впоследствии возрождено нова-цианами.

175 Но в качестве возражения было выдвинуто много библейских утверждений, которые, казалось бы, приписывают оправдание обновлению и добрым делам возрожденных людей. Потому укажите источники и основания их истолкования.

Главные возражения можно просто и подробно объяснить и опровергнуть, если сохранять и применять это различие, а именно, что некоторые утверждения Писания говорят о безвозмездном оправдании, а некоторые - о вопросах, связанных с ним.

Ибо, во-первых, существуют определенные фрагменты Писания, в которых содержится, так сказать, основание учения о безвозмездном оправдании (например, фрагменты, говорящие о заслуге и причине оправдания, каковыми являются исключительно послушание Христово и благодать Божия; фрагменты, говорящие о приложении, о том, как и через какое средство эти благодать Божия, а также послушание и заслуга Христовы прилагаются, познаются и принимается, то есть о вере в обетование, и фрагменты, повествующие нам о том, что праведность или оправдание состоит в безвозмездном примирении и прощении грехов исключительно ради Христа). Об этих библейских фрагментах мы говорили выше. Истинное, надлежащее и чистое изложение учения о безвозмездном оправдании надлежит представлять и утверждать на основании этих библейских фрагментов.

Во-вторых, некоторые утверждения Писания говорят о со-

96


 

вершенной и полной праведности Закона. Если человек являет ее в совершенстве, которое предписано в Законе, он несомненно будет ею оправдан и спасен, как сказали Христос и Павел. Матф. 19:17; Лук. 10:28; Рим. 2:13; 10:5. Но, будучи не в состоянии достичь такого совершенства в этой жизни, мы нуждаемся в другой праведности, явленной в Евангелии.

В-третьих, многие фрагменты Писания не учат тому, как мы оправдываемся пред Богом, но отображают сущность и характер тех, которые уже оправданы верою, то есть показывают, что они совершают добрые дела. 1 Иоан. 1:6-7; 2:3, 6; 3:3, 6; 4:7; 5:3; 2 Петр. 1:5, 8; Ефес. 4:17-24; Рим. 12:2 и далее.

В-четвертых, другие места Писания описывают знамения или внешние признаки, то есть любовь и добрые дела, которые подтверждают истинную веру как бы a posteriori и через которые воистину оправданные верою люди распознаются и отличаются от упорно продолжающих грешить с эпикурейской убежденностью в безнаказанности и утверждающих ложное представление о вере и праведности. Именно против этого направлены целиком Послания Иоанна, Иакова и Петра. К этому же относятся Матф. 5:3-9; 20:6 и далее; 24:46; 25:34 и далее; Иоан. 5:29; Рим. 6:13, 19; Гал. 5:24-25; Пс. 14:1 и далее, и подобные им фрагменты.

В-пятых, некоторые фрагменты Писания учат не о том, как, или через что, или вследствие чего мы можем обрести спасение и вечную жизнь, но о том, что Бог, как в этой жизни, так и в жизни грядущей, желает вознаграждать и отплачивать добрые дела людей, уже теперь обретших оправдание и наследие вечной жизни даром, чрез веру, ради Христа. Матф. 5:12; 19:21; 2 Кор. 5:10; 2 Тим. 4:7-8.

В-шестых, некоторые утверждения Писания не говорят об отпущении вины и вечного наказания, которое даруется только по благодати, чрез веру, ради Христа. Но они свидетельствуют об отпущении или сокращении временных наказаний, даруемом ради Христа тем людям, которые воистину и искренне каются. Дан. 4:27; Тов. 4:11; 12:9; Пс. 40:2-4; 1 Кор. 11:31.

Наконец, некоторые фрагменты Писания содержат увещевания к покаянию и уверения в том, что Бог милостив к кающимся и желает прощать грехи. Матф. 6:14; Ис. 1:16-18. Однако то, от чего зависит умилостивление и почему Бог прощает грехи, равно как и то, каким средством принимается и прилагается обетование об отпущении грехов - то есть принятие только верою, а прощение ради Христа, - следует извлекать из евангельского учения и изла-

97


гать на основании евангельского учения.

На этом этапе экзаменации суперинтенденты должны указать пасторам несколько подобных фрагментов Писания, сформулировать основанные на них доводы и проверить их истолкования и объяснения.



Комментарии



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.