Мартин Хемниц
Энхиридион. Служение, Слово и Таинства
Главные части небесного учения и общего церковного служения
53 Каковы главные части, на которые можно разделить и которыми можно выразить все учение Слова Божия или Святых Писаний?
Христос обобщил все небесное учение. Лук. 24:46-47; Марк. 1:15; 16:15; Матф. 28:19-20. Иоанн Креститель обобщил это в следующих главных частях: покайтесь, веруйте во Христа и приносите плод, достойный покаяния. Матф. 3:2, 8; Деян. 19:4. И Павел провозгласил, что суть всего учения такова: покаяние, вера во Христа и истинное послушание Богу. Деян. 20:21; 26:20.
Можно также верно ответить, что смысл всего Писания состоит в познании Бога, Его сущности и воли. Ефес. 1:17; Кол. 1:9. Но воля Божия заключается в том, чтобы мы отвратились от грехов (Иез. 18:23), чтобы мы веровали во Христа (Иоан. 6:40) и чтобы мы жили благочестиво (1 Фес. 4:3).
Наконец, сущность христианского учения также весьма просто изложена в главных частях Катехизиса и заключается в учении Закона, или Десятословия, и учении Евангелия.
Бог
54 Существует ли Бог? И как можно узнать, что Бог существует?
55 Существует ли только один Бог?
56 Не существует ли больше богов?
57 Какие свидетельства Ветхого и Нового Заветов доказывают, что существует только один Бог?
58 Кто есть Бог и каков Он?
59 Существует ли только одна Ипостась в Божией сущности?
60 Какими свидетельствами доказывается, что существуют три Ипостаси Божества?
61 Кто такой Бог Отец?
62 Кто такой Бог Сын?
63 Кто такой Бог Святой Дух?
64 Как Ипостаси Божества отличаются друг от друга?
65 Какова особая природа каждой Ипостаси?
66 Каковы труды каждой Ипостаси?
67 Какими благами каждая Ипостась наделила нас и продолжает ли Бог это делать?
Ответы и утверждения, касающиеся этих вопросов, следу-
49
ет искать в учении Катехизиса, в «Ключевых вопросах богословия» (Loci communes) и Examen D7. Филиппа Меланхтона.
Слово «покаяние» [обращение], и как следует находить и преподавать учение о покаянии
68 Какое значение в Писании имеет слово «покаяние» [обращение]?
Местами оно означает полное обращение человека, например: Лук. 13:3, 5; 15:7, 10; Деян. 11:18. В этом смысле оно употреблено также в Марк. 6:12; Лук. 16:30; Иер. 18:8; Иез. 18:30. Но местами оно применяется только к первой части обращения, то есть к раскаянию, что означает сильный страх от познания Божия гнева за грехи и сожаление о том, что мы оскорбили Бога, плюс серьезный отказ от греха. Это значение применимо там, где в одном контексте отчетливо упомянуты вместе покаяние и вера, либо отпущение грехов, например: Марк. 1:15; Лук. 24:46-47; Деян. 5:31; 20:21; 26:20. Следовательно, говоря просто, проповедь покаяния является обличением грехов с добавлением угроз о гневе Божием, смерти и вечных муках. Однако не следует возбуждать тщетных logomachias [споров о словах], но надлежит ясно формулировать, в каком смысле следует рассматривать слово «покаяние» в каждом случае.
Но что представляет собой покаяние, когда его понимают в смысле общего обращения человека, а также каковы истинные шаги покаяния, сколько их и что паписты ложно утверждают относительно шагов покаяния, следует искать в Examen Филиппа [Меланхтона].
69 Откуда же следует брать учение о покаянии [обращении]?
Когда слово «покаяние» применяется ко всему обращению, то очевидно, что учение о нем следует искать не только в Законе, а также не только в Евангелии, но как в Законе, так и в Евангелии. Но когда оно понимается только как один шаг обращения, то есть раскаяние, то очевидно, что такое покаяние надлежит брать и преподавать из Закона, о чем свидетельствует Писание. Рим.
7 Сокращение либо к Domini (титул, данный ученым людям), либо к Divi («Блаженный»). Иногда опускается в переводе.
50
3:20; 4:15; 7:7; 2 Кор. 3:6-8.
Закон Божий в общих чертах
70 Чем является то, что в общих чертах именуется Законом Божиим?
Это дарованное Богом учение, которое указывает и показывает, какими мы должны быть и что нам надлежит делать или не делать.
71 Следует ли принуждать христиан на основании заповедей Ветхого Завета совершать обрезание, приносить жертвы, соблюдать субботу и воздерживаться от употребления в пищу свинины?
Ни в коем случае. Поскольку эти заповеди упразднены и христиане более не связаны их соблюдением.
72 Но эти заповеди были даны Богом не в меньшей степени, чем заповеди Десятословия, Так не является ли безрассудной дерзостью со стороны христиан самовольное отрицание либо сохранение некоторых Божиих заповедей, как если бы у них был выбор?
Христианская Церковь никоим образом не поступает так самовольно. Но Сам Бог изрек некоторые заповеди так, что не все люди повсюду на земле связаны их соблюдением, а лишь народ Израилев, чтобы именно этот народ как таковой мог отличаться от всех других народов определенными обрядами и особыми церемониями и чтобы именно из него и в нем явился обетованный Мессия. Посему Он также пожелал, чтобы те заповеди не были постоянными, но продолжались только во время, предопределенное Богом, а именно до Христа. Но заповеди Десятословия Бог провозгласил таким образом, что они связывают всех людей во все времена и повсюду.
73 Докажите это твердыми обоснованиями Писания.
Когда Моисей говорил о церемониальных и общественных заповедях, он обычно употреблял выражение: «Соблюдайте это в роды ваши». И там, где Павел имел дело с тем же, он говорил, что иудеи - под законом, в законе и по закону. Рим. 3:19; 4:16; 1 Кор. 9:20. Закон был нашим детоводителем ко Христу, Гал. 3:2324. Он был установлен до времени исправления, Евр. 9:10. И он принадлежал Ветхому Завету, который устарел и был упразднен во
51
времена Нового Завета, Иер. 31:31-32; Евр. 8:13. И существуют два вида такого закона, то есть церемониальный и политический. Моральные заповеди, как они существовали до Моисея, вложенные в умы людей еще при сотворении и затем часто повторенные Самим Богом и патриархами до Моисея, были сохранены Христом и Апостолами в Новом Завете. Матф. 5:17 и далее; Рим. 3:31; 7:7, 12; 13:8-9. По существу, Сам Бог ясно указал на это различие между Его заповедями. Ибо Он начертал заповеди Десятословия Своим перстом и повелел, чтобы их положили в ковчег завета. 3 Цар. 8:9. Моисей же написал прочие законы, и они сохранялись в храме. 4 Цар. 22:8. На основании этих принципов надлежит разделять Божий заповеди на виды, обычно их выделяется три - моральные, церемониальные и политические.
74 Итак, когда Писание говорит, что мы не под законом (Рим. 6:15), но освобождены от закона (Рим. 7:6) и свободны от проклятия закона (Гол. 3:13), надлежит ли понимать эти изречения Писания только в смысле церемониальных и политических заповедей Моисеевых?
Что касается проклятия и осуждения Законом за греховность, а также оправдания делами Закона, то через Христа верующие освобождены от всего Закона и всех его разделов, дабы, представая перед Богом, мы не были осуждены, но Бог простил нам наши грехи, принял нас в благодать, усыновил нас как Своих детей и принял в вечную жизнь - для этого нет необходимости ни во всем Законе, ни в любой его части или форме, равно как нет необходимости в том, чтобы мы искали и добивались этих величайших благ через послушание любой части Закона. Но все это приходит к нам даром, по благодати, ради Христа, чрез веру. И хотя Закон постоянно обвиняет и осуждает нас по причине греховности, все же, веруя, мы бываем избавлены от этого устрашающего обвинения и осуждения. Рим. 8:1, 33-34; 10:4; Гал. 3:13; 4:4. Но в отношении преступления или послушания существует большое различие между частями или видами Божия Закона. Ибо церемониальные и политические заповеди Моисеевы упразднены так, что мы не обязаны подчиняться им. Поскольку теперь не является грехом то, что мы не соблюдаем эти заповеди бездействием или действием. По существу, желающий соблюдать их как обязательные уже утратил Христа. Гал. 2:21; 4:10-11; 5:2, 4. Однако все люди обязаны подчиняться заповедям Десятословия, и нарушение их обвинялось и осуждалось бы во всех людях во все времена, если бы не было от-
52
лущения грехов. И Христос наделяет Своим Святым Духом верующих, в результате чего в них зарождается послушание заповедям Десятословия; об этом Павел давал свидетельства повсеместно в своих писаниях.
75 Докажите на основании Писания, что Моисеевы обряды были таким образом упразднены и отменены.
Гал. 3:25, 28; 4:10-11. И все Послание к Евреям в основном посвящено одной этой теме.
76 Тогда не должны ли присутствовать какие-либо обряды в Церкви Нового Завета?
Главные истинные обряды апостольской Церкви это Крещение (Матф. 28:19), Вечеря Господня (1 Кор. 11:23), церковные собрания для слышания Слова Божия, для совместных молитв и сбора подаяний (Деян. 2:42, 46) и применение Ключей Царства Небесного (1 Кор. 5:3сл.; 2 Кор. 2:6 и далее). Но кроме этих обрядов Церковь установила также другие церемонии, связанные с адиафорой или нейтральными вещами, то есть вещами, не противоречащими Слову Божию и полезными для Церкви, дабы при провозглашении Слова Божия, отправлении Таинств, произнесении молитв, сборе подаяний и применении Ключей все совершалось чинно, благопристойно и содействовало созиданию Церкви. И поскольку Павел дал такую свободу церквам (1 Кор. 14:26, 40), то будет позволительно применение таких назидательных обрядов в тех же целях и без утраты христианской свободы.
77 Следует ли либо отвергать, либо принимать и соблюдать все папские обряды без различия?
В папском царстве существуют такие обряды, которые прямо противоположны Слову Божию и связаны с откровенным суеверием или идолопоклонством. Таковыми являются жертвоприношение мессы, взывание ко святым и т.д. Эти вещи следует непременно устранять и отвергать. Некоторые обряды возникли в ранней Церкви. В меру того, насколько они являются адиафорой и полезны для назидания, их можно свободно сохранять и применять. Встречаются также обряды малоупотребимые и малополезные для благопристойности или назидания. В их отношении надлежит считаться с немощными, воздерживаясь от христианской свободы. Ради слабых эти обычаи можно в подходящее время соблюдать, согласно Павлову наставлению и примеру (Рим. 14; 1
53
Кор. 9). Однако в папстве существует также много ребяческих, бесполезных и воистину балаганных обрядов, которые справедливо отвергнуты и упразднены, поскольку они не согласуются с надлежащим церковным порядком (1 Кор. 14:40).
78 Что если эти нейтральные церемонии навязываются под предлогом их необходимости, либо поклонения, либо праведности?
В таком случае следует всегда заботиться о том, чтобы христианская свобода оставалась неприкосновенной, согласно наставлению, полученному от Павла (Гал. 5:1; Кол. 2:16, 20, 22) и Христа (Матф. 15:9, 14). Посему когда враги здравого учения либо под предлогом необходимости, либо стремясь таким способом постепенно уничтожить и искоренить чистое учение, утвердив лжеучение, требуют таких вещей, которые по сути адиафоричны, тогда надлежит придерживаться примера Павла, сказавшего в 1 Кор. 7:19: «Обрезание ничто» - то есть это нейтральная вещь. И в Рим. 14:1-2, 6 он уступил немощным в отношении пищи и соблюдения особых дней. Но когда лжебратья незаметно вкрались, желая подсмотреть за христианской свободой, чтобы увидеть, как они могут поработить христиан и с помощью таких установлений коварно ввести и учредить свои порочные мнения, тогда он самым серьезным образом провозгласил в Гал. 2:5: «Мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас». Более того, он указал, что уступившие в этом случае противникам не поступали по истине евангельской. Гал. 2:12-14; 4:10-11.
79 Упразднены ли также юридические и политические законы Моисеевы ?
Бог показал, что политические законы Моисеевы были отменены самим фактом полного сокрушения и уничтожения всего Иудейского государства. Ибо где нет ни властей, ни государства, там не может быть никакого применения государственных законов. И Апостолы засвидетельствовали о том же. Ибо они не навязывали Моисеевых государственных законов людям, обращенным из язычников, но позволяли им свободно сохранять и применять принятые у них юридические нормы. Напротив, сами Апостолы подчинялись государственным законам язычников и желали, чтобы христиане подчинялись тем же законам. Деян. 16:37; 22:25; 25:10-11; Рим. 13:1-2; 1 Петр. 2:13.
54
80 Тогда желали ли они [Апостолы] того, чтобы среди христиан не было никакой власти, никакого политического руководства, никаких судов?
Матф. 20:25-26; 1 Кор. 2:15. Христос сказал здесь не о политическом управлении, но о служении Апостолов, а оно, указал Он, не должно быть таким господством или сверхвысоким положением, как это бывает в государствах мира сего. И в указанном библейском фрагменте Павел не рассматривал того, надлежит ли учреждать суды и управлять ими, и того, как это делать. Но он указал здесь, что природный (psychikori) и совершенно плотский человек сам по себе, своим собственным умом и разумением не может ни понимать, ни различать духовные вещи, касающиеся Самого Бога и нашего спасения. Духовный (pneumatikon) же человек, просвещенный Духом Божиим из Слова Божия и согласно этому Слову, может и должен различать все вещи. Но Евангелие в Новом Завете не упраздняет политическую власть с общим гражданским управлением, все же учрежденные Богом (Быт. 9:6; Пс. 81:6; Прит. 8:15-16; Дан. 2:21), но одобряет и утверждает их как Божие установление, которому должны подчиняться и христиане ради Господа и совести. Рим. 13:5; 1 Петр. 2:13. В сущности, христиане могут со спокойной совестью исполнять государственные политические обязанности. Пс. 2:10. О том же свидетельствуют примеры Иосифа из Аримафеи (Марк. 15:43), Корнилия (Деян. 10:1), Сергия (Деян. 13:7) и др.
81 Но поскольку ни одно государство не может существовать без исправных судов и надежных законов и Сам Бог в Ветхом Завете через провозглашение определенных общественных законов предписал и учредил судебный порядок, то не было бы лучше и безопаснее для христианских властей судить и выносить приговоры на основании общественных законов Моисеевых, а не на основании мирских или языческих законов?
Бог утвердил и провозгласил юридические законы Моисеевы не для того, чтобы связать ими все народы, и Он не пожелал, чтобы они стали постоянной и всеобщей нормой, на которой необходимо всегда и всюду основывать государства, создавать судебный порядок и выносить приговоры. Но эти общественные законы Он учредил только для Своего народа Израиля в соответствии с особенностями и обстоятельствами того места, времени и народа, дабы кроме обрядов тот народ, из которого надлежало придти Мессии, Спасителю мира, мог отличаться от всех иных народов
55
также особой формой государственности. Однако этим Бог не отверг и не упразднил государства других народов, суды и законы, согласующиеся с Десятословием, и в Новом Завете Апостолы в христианской свободе не только сами подчинялись законам других государств, но также повелели другим христианам подчиняться ради установления Божия и ради спокойствия совести. Рим. 13:2; 1 Петр. 2:13.
Десятословие
82 Когда учение о Законе излагается пред Церковью в Новом Завете, что подразумевается под «Законом»?
Десятословие. Ибо Христос и Павел, упоминая Закон в этом смысле, попросту подразумевали предписания Десятословия. Матф. 5:17 и далее; 19:17 и далее; Лук. 10:26-27; Рим. 7:7; 13:8-9.
83 Каково учение Десятословия, или что такое Десятословие?
Здесь вновь следует сформулировать определение морального закона из «Ключевых вопросов богословия» (Loci communes) и Examen Филиппа [Меланхтона].
84 Надо ли учить Десятословию в Церкви Нового Завета?
Да. Ибо Христос и Павел своими примерами ясно дали нам такое повеление. Матф. 5:17 и далее; Рим. 7:7 и далее; 13:8-10.
85 Но Христос (Марк. 16:15) повелел проповедовать не Закон, а Евангелие.
В этом библейском фрагменте «Евангелие» обычно понимается в смысле всего учения Слова Божия, главные части которого назвали Христос и Павел: покаяние и отпущение грехов, или покаяние пред Богом и вера во Христа. Лук. 24:46-47; Деян. 20:21. Но поскольку покаяние, то есть признание грехов и гнева Божия, является по существу учением не Евангелия, а Закона (Рим. 3:20; 4:15), значит, Христос пожелал, чтобы проповедовали не только Евангелие, но и Закон, ибо Он также повелел, чтобы проповедовали не только веру или отпущение грехов, но и покаяние.
86 Если суть и цель проповеди Евангелия состоит в том, что Бог желает отпустить грехи и принять грешников в благо-
56
дать ради Христа, зачем же тогда необходимо сначала обличать грехи на основании Закона и являть гнев Божий? Почему мы не начинаем сразу с проповеди Евангелия?
Матф. 9:12. Евангелие надлежит проповедовать нуждающимся, то есть тем, чьи сердца были прежде устрашены и разбиты проповедью Закона. Лук. 4:18; Ис. 61:1; 66:2. Ведь фарисейское сердце, преисполненное гордости за дела своей собственной праведности, полагает, будто оно не нуждается в проповеди ни благодати, ни Христа. А самонадеянное, то есть эпикурейское, сердце не заботится об этих вещах, не желает и не ищет их. Посему следует приготовить путь Господу Христу через Закон таким образом, чтобы на основании Закона указать фарисеям, что они пребывают под грехом и Божиим гневом и не могут ни устоять в судилище Божием своей собственной праведностью, ни заслужить вечное спасение делами. А самонадеянным людям и эпикурейцам надлежит ясно показать, сколь ужасны и омерзительны их грехи пред Богом, из-за которых они пребывают под гневом Божиим в вечном проклятии, дабы таким образом и фарисеи, и эпикурейцы начали испытывать голод и жажду по праведности, которую Евангелие являет и предлагает даром во Христе.
87 Но в описании страстей Христовых Евангелие излагает намного яснее, чем сам Закон, ужасающую мерзость грехов и великий гнев Божий по отношению ко греху. Поэтому Бернард [Клервоский] сказал: «Я бы никогда не уверовал в то, что ужас греха и гнева Божия столь необъятен, если бы Господь не явил его моему взору в мучительнейшей смерти Христа». Существует ли тогда потребность в Законе для ясного указания на наш грех и гнев Божий?
Учение о том, что является и что не является грехом, а также провозглашение нам, грешникам, приговора гнева Божия и вечного проклятия является функцией не Евангелия, но Закона. Рим. 3:20; 4:15; 2 Кор. 3:6-9. Но поскольку Евангелие учит, что Христос искупил нас и примирил с Богом Отцом, оно одновременно указывает, от чего Христос искупил нас, то есть от проклятия Закона (Гал. 3:13). Равным образом оно открывает, как и какой ценой Христос приобрел для нас примирение, то есть, будучи подчинен Закону, Он принял на Себя наши грехи и праведный гнев Божий за эти грехи и, в соответствии со всей тяжестью Закона, заплатил за наши грехи Своими послушанием и смертью. И поскольку Евангелие учит, что Христос, подчинившись Закону, ис-
57
полнил ради нас Закон, оно одновременно излагает учение о Законе, в страстях Христовых являя, сколь серьезны и невыносимы бремя греха и надлежащее наказание за грех в суде Божием и что подлежит проклятию согласно Закону. Гал. 3:13. И все же различие между Законом и Евангелием остается очевидным. Ибо Евангелие объявляет, что Бог покорил Своего Сына Закону ради нас, что Он возложил на Него наши грехи и что Он целиком излил на Него Свой гнев и Свое проклятие, заслуженные нашими грехами, дабы мы имели мир (Ис. 53:5) и дабы в Нем мы отделались праведностью Божией (2 Кор. 5:21). Закон же ограничивает именно нас самих, обличает наши грехи не в ком-то другом, но именно в нас самих, провозглашая приговор гнева и проклятия за наши грехи не кому-то другому, но именно нам самим, если только мы не возлагаем упование на примирение во Христе.
88 Надлежит ли учить Закону ради того, чтобы через него люди оправдывались и спасачись?
Ни в коем случае. Гал. 3:10-11, 21.
89 Но как же тогда понимать Втор. 30:19; Матф. 19:17; Лук. 10:28; Рим. 2:13; 7:10?
Закон Божий требует чистой, святой, полной и совершенной праведности. Если кто-либо имеет и являет ее, он несомненно обретает таким образом праведность и спасение в очах Божиих согласно обетованиям Закона. Однако то, что никто не оправдывается или не спасается Законом, не является виной Закона, как если бы он учил либо нечестивым, либо несовершенным делам, но это происходит потому, что Закон ослаблен плотью, не способной исполнять Закон в совершенстве. Рим. 8:3; Деян. 7:53; 15:10.
90 Но в Рим. 7:22 Павел засвидетельствовал, что возрожденный Святым Духом человек проявляет не только внешнее, но также внутреннее послушание Закону Божию. Может ли тогда возрожденный человек оправдаться Законом?
Закон Божий в Десятословии требует не частичного, поврежденного или несовершенного послушания, но такого чистого и совершенного послушания, чтобы оно в полноте проявлялось от всего сердца, от всей души и безо всякой злой похоти, согласно первой и второй заповедям; и этими двумя заповедями, как со знанием дела заключил Августин, определяются пределы совершенства, требуемые Законом. Однако сетования Павла и Давида сви-
58
детельствуют, что также люди святые и возрожденные Духом Божиим в этой жизни неспособны ни обрести, ни проявить такое совершенство. Рим. 7:14 и далее; Пс. 31:5-6; 129:3; 142:2. И приговор Закона остается неизменным. Иак. 2:10; Гал. 3:10.
91 Для чего же следует учить Закону и каково его надлежащее применение?
I. Дабы из Закона люди научались серьезному осознанию как своих многочисленных грехов, так и суда Божия в отношении ко грехам, то есть что они подлежат гневу Божию и проклятию, или вечным страданиям, если только не освобождены от них через Христа, благодаря Которому они отвращаются от греха, страшатся гнева Божия и ищут истинного Врачевателя, Который один лишь может исцелить наши немощи. Рим. 3:20; 4:15; 2 Кор. 3:6-9; Иез. 18:30-31; Матф. 9:12.
П. Дабы Закон, начертанный перстом Божиим, был для возрожденных людей надежным мерилом и правилом для дел, установленных Богом, которые по Его желанию должны совершать возрожденные, служа Ему. Втор. 12:32; Иез. 20:19; Рим. 13:8; Кол. 2:20-23.
Грех
92 Что есть грех, или что вы называете грехом?
Все, что противоречит Закону Божию, или предписаниям Десятословия, то есть не только то, что производится в самом деянии либо внешне, либо внутренне, но также все в нашем естестве, что не соответствует Закону Божию. 1 Иоан. 3:4; Рим. 3:9-15; 7:23.
93 Тогда не является ли грехом то, что совершается против государственных законов?
Несомненно, это грех, потому что государство вместе с его законами, пребывающими в согласии с Десятословием, включены в четвертую заповедь Десятословия. Рим. 13:1-2.
94 Является ли тогда грехом все совершаемое против традиций и уставов епископов и прелатов, поскольку это связано с третьей заповедью?
Когда епископы преподают Слово Божие чисто и неискаженно, устанавливая то, что Христос повелел соблюдать, тогда их власть установлена Христом. Лук. 10:16; Матф. 10:40; 1 Фес. 4:8.
Но если они преподают или повелевают что-то противо-
59
речащее Слову Божию либо без заповеди и Слова Божия навязывают что-то совести как необходимое поклонение Богу, тогда давайте помнить предписанное Христом и Павлом. Лук. 12:1; Матф. 15:9; Кол. 2:20-22; Гал. 5:1.
95 Почему вы называете грехом только то, что противоречит Закону Божию?
Потому что Бог оставляет только за Собою в Церкви, как в Его великом Доме, власть повелевать, запрещать и господствовать над совестью. Потому Он начал Свои заповеди так: «Я - Господь, Бог твой», и т.д. Исх. 20:2; Иез. 20:5, 19. И Он предписал определенное правило в Десятословии, согласно которому Он желает, чтобы было признано и решено то, что надлежит считать благим и что надлежит считать греховным в очах Божиих.
96 Каков суд Божий над грехом? Или каково возмездие за грех, если грешник не примирен с Богом в этой жизни?
Бог ненавидит грех, питает к нему отвращение и чрезвычайно гневается на него. Пс. 5:5-6; Втор. 32:4, 19. И Он не только угрожает словами, но, будучи весьма ревностен, Он посещает и карает грешников как телесно, так и душевно, как временными, так и вечными наказаниями. Исх. 20:5; Рим. 2:9; 6:23; Гал. 3:10; Марк. 9:48.
97 Сколько видов греха существует? Два: первородный и личный грех.
98 Почему вы не говорите о четырех видах греха, добавляя, что некоторые грехи - смертные, а некоторые - простительные?
Если говорить о сущности греха, то ни один грех, согласно утверждению Закона, и сам по себе, не является простительным. Но все грехи повергают человека в вечную смерть и проклятие. Поэтому различие между смертным и простительным грехом имеет силу только после того, как человек уже примирен с Богом чрез веру во Христа, и мы поговорим об этом позже, в другом месте.
99 Что такое первородный грех?
Здесь надлежит сформулировать общее определение и добавить другие вопросы для его объяснения.
60
100 Откуда произошел первородный грех?
«Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5:12).
101 Но как? Только ли в качестве подражания греху Адама? Или только по вине личного греха Адама, тогда как наша природа чиста и невинна?
Первородный грех - это не только подражание плохому примеру Адама, не только вина грехопадения Адама, подобно тому как честный сын зачастую вынужден нести позор своей матери, будучи невиновен сам по себе. Но, как поет Церковь, «Durch Adams Fall ist gantz verderbt menschlich Natur und Wesen; dasselb Gijft ist auf uns geerbt, etc.». [«В грехопадении Адама пало все человечество, один общий грех поразил всех нас», и т.д.] Следовательно, первородный грех перешел от одного человека во всех людей через плотское воспроизведение именно потому, что само их естество зачинается и рождается греховным.
102 С самого ли начала Бог создал естество человека столь порочным?
Ни в коем случае. Но в самом начале Бог сотворил человека по Своему образу, дабы в разуме, воле и сердце, во всем естестве и во всех силах человека сияли истина, святость и праведность, то есть полное соответствие Божию разуму и Его воле. Ефес. 4:24. Однако, обольщенные диавольской ложью, наши прародители по своей собственной свободной воле отпали от Бога и послушания Ему. Через это грехопадение они утратили великие и прекрасные дары, полученные при сотворении.
103 Но какой ущерб может быть причинен нам от того, что Адам и Ева утратили свои дары?
Огромный. Поскольку Бог создал Адама таким образом, чтобы он стал первоначальным корнем, из которого мог бы произрасти весь человеческий род. И в его естество Бог вложил уже упомянутые нами переходящие по наследству блага, которые, если бы он остался в своей первоначальной чистоте и праведности, он передал бы по наследству всем своим потомкам путем естественного воспроизведения. И значит, через грехопадение он утратил эти блага не только для себя, но также для всех нас, его потомков. Ведь мы рождены по его образу и подобию. Быт. 5:3. И мы носим
61
образ перстного. 1 Кор. 15:47, 49. И каким его сделало грехопадение, такими мы теперь являемся по естеству. Ефес. 2:3; Рим. 5:19.
104 Проясним же, в чем заключается сущность первородного греха, дабы нам понимать, что зло рождается с нами и присуще нам.
Во-первых, его сущность заключается в недостатке или отсутствии первоначальной праведности. То есть наше естество в его первом рождении и через первое рождение не получает и не несет в себе того соответствия Слову и воле Бога, которое имел Адам, созданный изначально по образу Божию. Оно также не имеет способностей и сил либо начать, либо завершить это соответствие, но оно теперь лишено первоначальных даров праведности. 1 Кор. 2:14; 2 Кор. 3:5.
Во-вторых, [сущность первородного греха заключается] в самой испорченности естества. То есть в нашей порочной природе не только имеет место этот недостаток, но вместо утраченной первоначальной праведности пришли и как яд пропитали все наше естество порочная развращенность, ataxia [бесчинство], поврежден-ность и испорченность всех сил человека. Отсюда следует, что человеку по природе чужды и отвратительны те вещи, которых требует Божия воля, и он либо мало заботится, либо вовсе не заботится о них, или же совершает их как бы вяло и неохотно. С другой же стороны, он обладает естественной склонностью к вещам, которые отвратительны для Бога. И из такого злого корня могут произрастать только злые плоды. Быт. 6; 8; Пс. 50; Иер. 17; Матф. 7:18; 12:35; 15; Иоан. 3; Рим. 5; 7.
В-третьих, сущностью первородного греха является также вина. То есть все люди, воспроизводимые от человеческого семени, по причине грехопадения Адама и этого наследственного, или первородного, зла являются по естеству чадами гнева (Ефес. 2:3) и, помимо прочих бедствий, подвержены смерти и вечному осуждению (Рим. 5:12, 18).
105 Какими свидетельствами Писания доказывается существование первородного греха и его природа?
На этом этапе экзаменации требуется перечисление и верное истолкование главных фрагментов Писания, в которых учение о первородном грехе имеет свое основание, например: Быт. 2:17; 3; 5:3; 6:5; 8:21; Пс. 50:7; Иер. 17:9; Матф. 15:19; Иоан. 3:6; Рим. 5:12, 14, 19; 7:18,21,23;'! Кор. 15:21,22, 49; Ефес, 2:3.
62
106 Необходимо ли исповедовать первородный грех и даже исповедовать его таким образом, что он воистину является грехом?
Святые Писания учат не только тому, что личные грехи противоречат Закону Божию и воистину являются грехами, которые человеческий разум тоже в некоторой степени признаёт таковыми, но и тому, что наследственная порочность первородного греха, который все естественно воспроизведенные люди несут в себе начиная с самого своего зачатия и рождения и через который все их естество извращено и поражено, прежде всего и воистину является грехом, противоречащим Закону Божию и заслуживающим вечного проклятия. Он по сути является главным грехом (Нем.: Hauptsünde), из которого, как из корня, источника и основания, происходят все прочие личные грехи, как это подчеркивается в подтверждающих текстах Писания из предыдущего пункта. Лютер тоже имел это в виду, когда назвал первородный грех природным грехом, или грехом естества, а также личным грехом, или грехом личности. Он подразумевал, что в невозрожденном человеке не только мысли, желания, слова и дела являются злом или грехом, но также естество, или сам человек, зараженный этим первородным грехом как ядом, является порочным и испорченным.
107 Являются ли тогда первородным грехом сами по себе естество, личность или сущность человека, то есть его тело и душа?
В «Шмалькальденских артикулах» первородный грех определен как весьма глубокая порочность, или испорченность человеческого естества. Но какой здравомыслящий человек станет утверждать, что поврежденное представляет собою то же самое, чем оно было повреждено? Подобным же образом проказа, которою заражено тело, и прокаженное тело человека по сути не являются одним и тем же.
И поскольку Павел указал, что грех живет в плоти (Рим. 7:16-18), следовательно, плоть, в которой живет зло, и само зло, которое живет в плоти, по существу не являются одним и тем же.
108 Означает ли тогда этот библейский фрагмент, что естество человека само по себе после грехопадения продолжает оставаться чистым, добрым, неповрежденным и непорочным-^ и что злом является только первородный грех, обитающий в естестве?
63
Церковь правильно поет и исповедует, что через грехопадение Адама все естество и существо8 человека были полностью испорчены9. И Писание говорит: «Все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:12). И по причине этой порочности Закон обвиняет и осуждает все испорченное естество человека, если только вера не принимает прощение грехов ради Посредника Христа.
109 Является ли первородный грех незначительным злом, подобным некому внешнему пятну, которое можно без труда стереть, при том что естество остается неповрежденным и добрым, или по крайней мере в духовных вещах оно все же само по себе имеет нечто доброе или способно на что-то доброе?
Первородный грех, как мы сказали [вопросы 104-106], представляет собой глубочайшую порочность, которая полностью повредила естество человека телесно и душевно, и во всех способностях, особенно духовно, так что согласно Божией оценке, в нашей плоти не живет ничего доброго (Рим. 7:18), но по природе каждое помышление сердца человеческого является лишь злом (Быт. 6:5; 8:21 и др.). По сути, человеческий разум не может ни вообразить, ни понять, сколь глубоким, ужасным и погибельным злом является первородный грех, но это надлежит познавать из богоот-кровенного Слова. Ибо сердце человека столь порочно, развращенно и повреждено, что его нельзя понять (Иер. 17:9-10). И чудовищность первородной болезни столь велика, что ее возможно исцелить только через возрождение и обновление от Святого Духа. Это исцеление, начатое в земной жизни, будет завершено в грядущей вечной жизни.
ПО В чем польза или необходимость различия между естеством, или субстанцией [сущностью] человека, то есть между (поврежденными грехом) телом и душой человека и самим грехом, который испортил природу человека?
Хотя первородный грех, будучи духовной отравой и про-
8 Лат.: substantia. Нем.: Wesen.
9 Например, The Lutheran Hymnal, No. 369: "All Mankind Fell in Adam's Tall." [«Все человечество пало в грехопадении Адама».]
64
казой (как сказал Лютер), настолько заразил, извратил и повредил все естество человека, что естество как таковое невозможно предъявить отдельно, так же как первородный грех сам по себе невозможно предъявить отдельно (ибо первородный грех не может существовать сам по себе, вне человеческого естества), все же мысленно следует совершенно по-разному рассматривать естество, или существо (то есть тело и душу) человека, являющееся творением и деянием Божиим, и являющийся деянием диавола первородный грех, который извратил и повредил человеческое естество. Главные артикулы нашей веры побуждают и вынуждают нас утверждать, рассматривать и соблюдать это различие, поскольку:
I. Писание в учении о сотворении свидетельствует, что Бог не только сотворил человеческое естество до грехопадения, но также творит его и после грехопадения, и что Он придает форму и вид этому нашему естеству и существу (или этим нашим телу и душе), в результате чего человек по своей сущности, состоящей из тела и души, также и теперь является творением и деянием Божиим, хотя это Божие творение ужасно извращено и повреждено грехом, о чем ясно свидетельствует Писание. Втор. 32:6; Ис. 45:12; 54:5; 64:8; Деян. 17:26; Иов. 10:8; Пс. 137:8; 138:15; Рим. 12:1; Откр. 4:11. Таким же образом Лютер объяснил и изложил учение о сотворении в «Кратком катехизисе». Поскольку первородный грех не от Бога (ведь Бог не является ни творцом, ни делателем греха), он также является не творением или деянием Божиим, но деянием диавольским. Итак, дабы не богохульствовать, либо объявляя Бога творцом греха, либо объявляя диавола творцом нашего естества (то есть наших тела и души), но благоговейно отличать творение и деяние Божие в человеке от того, что является деянием диавольским, мы должны делать различие между естеством наших тела и души (которое является творением и деянием Божиим также и теперь, после грехопадения) и грехом (который является испорченностью нашего естества и деянием диавольским).
II. В учении об искуплении Писание несомненно утверждает, что Сын Божий принял на Себя наше человеческое естество при зачатии от Святого Духа, очистил и освятил это естество от греховности, дабы во всем, кроме греха, уподобиться своим10
Лат.: nobis. Нем.: seinen. В греческом варианте Евр. 2:17 отсутствует местоимение. King James Version (Версия Короля Иакова): his.
65
братьям и иметь с ними единую сущность (как говорили древние), Евр. 2:16-17. Итак, если бы не существовало вовсе никакого различия между нашим человеческим естеством (которое было испорчено грехопадением) и первородным грехом (который повредил и извратил нашу природу), то из этого следовало бы, что Христос не принял на Себя наше человеческое естество, состоящее из тела и души, потому что Он не принял на Себя грех. Или же из этого следовало бы, что Он также принял на Себя грех, поскольку Он принял на Себя наше естество. Но оба утверждения противоречат Писанию. Следовательно, мы должны делать различие между человеческим естеством и грехом.
III. Об освящении Писание учит, что Бог омывает, очищает и освящает человека от греха, прежде всего через отпущение грехов, не вменяя ему грех, но покрывая его, а затем - началом обновления и освящения Святым Духом. Как тогда грех может либо именоваться, либо являться самим человеком? Ведь Бог одаривает человеческую личность, или человека как такового, благодатью ради Христа и принимает его как сына и наследника вечной жизни. Однако грех как таковой, саму сущность греха, Он никогда не одаривал благодатью и не принимал его в число Своих детей. Напротив, знайте, что грех, которым отягощен человек и который является тем, что покрывается в этой жизни, прекратится в избранных по окончании этой жизни, но тело и душа пребудут в жизни вечной.
IV. О воскресении плоти и вечной жизни Святое Писание свидетельствует, что то же самое существо" нашей плоти (Иов. 19:26), но прославленное, будет воскрешено без греха. И в вечной жизни у нас будет та же душа, но прославленная и без греха. Итак, если бы не было вовсе никакого различия между естеством, то есть телом и душой человека и первородным грехом, из этого следовало бы, вопреки излагаемым здесь артикулам веры, либо что эта наша плоть не восстанет при воскресении мертвых и в вечной жизни у нас будет не эта наша телесная и душевная сущность, но иная, совершенно отличная от нее, поскольку из Слова Божия очевидно, что избранные будут тогда без греха, либо из этого следовало бы, что грех как таковой снова восстанет при воскресении мертвых вместе с плотью и пребудет в избранных также в вечной жизни, поскольку наша телесная и душевная сущность не будет
11 Лат.: substantia.
66
там разрушена.
Отсюда очевидно, как, почему и насколько надлежит утверждать и соблюдать различие между естеством, или существом, человека, которое было испорчено грехом, и тем грехом, который повредил и извратил естество.
111 Является ли первородный грех сущностью11 или акциденцией!
Поскольку философские и диалектические понятия «сущность» и «акциденция» незнакомы простым людям, несведущим в гуманитарных науках, и их не удается наставить в отношении истинного значения этих слов - ведь именно эти схоластические термины по сути невозможно адекватно передать по-немецки, - было бы благоразумней всего не смущать обычных слушателей такими терминами, поскольку имеются другие, понятные и обще-употребимые слова, при помощи которых можно изложить и объяснить это учение простым людям. Но когда ученые используют эти термины в дискуссиях, мы знаем, что их обыкновенно рассматривают как точные взаимоисключающие термины, так что чем бы что-то ни было, оно является либо сущностью, либо случайным свойством. И поскольку Августин справедливо осудил как мани-хейское утверждение, будто грех является сущностью или естеством, то очевидно, что эти диалектические термины применимы к учению о первородном грехе. Ибо поскольку люди именуют акциденцией то, что не существует само по себе и не является частью другого, но переменчиво проявляется в другом, Августин не избежал термина «акциденция» в этой дискуссии. Поскольку же философские термины «акциденция» и «качество» слишком легковесны и холодны для выражения чудовищности, серьезности и омерзительности первородного греха, дабы этими аристотелевскими словами не преуменьшался первородный грех вопреки Писанию, как схоластические авторы ложно преуменьшали силу первородного греха своею философской акциденцией и своими диалектическими качествами, надлежит усердно избегать того, чтобы философские дискуссии и рассуждения о существенных формах, акциденциях и качествах не запутывали и не искажали простое учение о первородном грехе, проповедуемое Писанием. Посему надлежит ясно добавлять, что первородный грех не является таким уж незначи-
12 Лат.: substantia.
67
тельным случайным свойством или незначительным качеством, каким его делает диалектик, ссылаясь на его «акциденции» и «качества». Но он является столь чудовищной испорченностью всего естества человека, что разум не может постичь сего мыслью, а язык не может выразить сего словами. Так Лютер сказал о Пс. 89, что хотя вы и называете первородный грех качеством или болезнью, он несомненно является крайним злом.
112 Когда первородный грех зачинается в нас?
Не тогда впервые, когда человек вступает в зрелый возраст (как мы имеем обыкновение говорить), по существу даже не тогда впервые, когда человек рождается, но в тот самый момент, когда человек зачат в утробе своей матери, его естество уже отравлено и заражено первородным грехом. Быт. 8:21; Иоан. 3:6; Пс. 50:7.
113 Как и через кого мы освобождаемся от первородного
греха?
Только через Христа, Чья заслуга применяется к нам банею водною посредством Слова, так что мы возрождаемы, очищаемы от греха и обновляемы действием Святого Духа. Иоан. 3:6; Ефес. 5:25-26; Тит. 3:5.
114 Тогда отпускается ли первородный грех через Крещение таким образом, что затем крещенные не имеют в этой жизни никаких его следов?
В школах обычно верно учат, что в Крещении устраняется формальная сторона первородного греха, но материальная сторона остается. Ибо Павел, уже омытый и освященный через Крещение, все же сетовал вместе со всеми святыми, что корень греха продолжал жить в его плоти и что он жил в нем, порождая в нем всякого рода похоти, фактически делая его пленником закона греховного, пребывавшего в его членах, так что он постоянно должен был при содействии Духа сражаться с самим собой против этого обитавшего в нем греха и непрестанно молиться о том, чтобы Бог ради Христа не вменял эти естественные13 грехи (как выразился Амвросий). Рим. 7:8, 18,23-24; Гал. 5:17.
13 Лат.: genuinas.
68
115 Какова тогда действенность Крещения против первородного греха, если он сопутствует возрожденным людям в этой жизни также после Крещения?
Павел указал на то, что действие Крещения является двояким, - это возрождение и обновление. Тит. 3:5. Ибо, во-первых, грехи смываются при отпущении через Крещение посредством Слова, так что они не вменяются, если крещеные пребывают во Христе верою. Таким образом устраняется вина. Деян. 2:38; 22:16; Пс. 31:1-2; Рим. 7:24-25; 8:2. И это отпущение грехов является не половинчатым или частичным, но полным, совершенным и завершенным. Во-вторых, вместо утраченной первоначальной праведности Святой Дух начинает обновление, через которое Он распинает и умерщвляет первородную извращенность с ее деяниями. Однако это благословение обновления не полностью завершается в земной жизни, так что порочный корень первородной извращенности не полностью удаляется и истребляется из нашей природы в этой жизни. Но Святой Дух производит, продолжает и умножает это начатое умерщвление и обновление в возрожденных людях на протяжении всей земной жизни. 2 Кор. 4:16; Рим. 8:13; Гал. 5:24.
116 Являются ли эти остатки первородного греха в крещенном человеке воистину и сами по себе грехами?
Первородный грех не освящается Крещением так, как если бы после принятия Крещения он воспринимался в освященных людях как нечто доброе, святое, угодное Богу и приемлемое для Него. Но он является и также остается в освященных людях воистину и сам по себе не как добро, но как зло, противоречащее Закону Божию, то есть он воистину и сам по себе - грех. Также и Павел решительно назвал это грехом. Рим. 7:17. И он был бы сам по себе проклят и заслуживал вечной смерти, когда бы Господь пожелал испытать его в соответствии с утверждением Закона, по суровости Своего суда, если бы не было того, что грех уже не вменяется в осуждение тем, которые верою пребывают во Христе Иисусе. Рим. 7:24; 8:1.
117 Когда же первородный грех будет наконец полностью уничтожен в возрожденных людях?
Когда это греховное тело (Рим. 6:6) превратится в прах через плотскую смерть и тленное облечется в нетление (1 Кор. 15:53). Ибо, живя в этой плоти, мы носим образ перстного (1 Кор.
69
15:49). И сражение между плотью и Духом не прекращается в возрожденных людях до самой смерти (Гал. 5:17).
118 Что такое личные грехи?
Личные грехи - это поврежденные плоды первородного греха как порочного корня и злого дерева, то есть они являются деяниями, противоречащими Закону Божию как внутренне, в разуме, воле и сердце, так и внешне, в отношениях15, словах и делах, как через действие, так и через бездействие.
119 Перечислите различные виды личных грехов.
I. Некоторые грехи являются внутренними, некоторые внешними.
II. Некоторые являются открытыми, некоторые тайными или укрываемыми.
III. Некоторые происходят через действие, некоторые через бездействие.
IV. Некоторые совершаются в мыслях и желаниях.
V. Грехом также является создание повода для греха. Участие в грехах других людей.
VI. Некоторые грехи совершаются непосредственно против Бога, некоторые - против ближнего, некоторые - против себя самого.
Все подобные этому разделения преподаются, чтобы мы хоть как-то научались осознавать, сколь многообразными и неисчислимыми грехами мы оскверняем себя. И все же остаются неизменными слова Давида (Пс. 18:13): «Кто усмотрит погрешности свои?»
120 Достаточно ли просто общего изложения в Церкви учения о грехе?
Ни в коем случае. Это учение надлежит применять на практике, в катехизическом наставлении о том, что всякому чело-
14 Комментаторы расходятся во мнениях касательно того, относится ли это к Святому Духу (с большой буквы), или должно быть «духом» применительно к человеческому духу.
15 Лат.: gestibus. Нем.: Geberden. - Позициях.
70
веку надлежит понимать в связи с каждым предписанием Десятословия, как различные и многообразные остатки первородного греха, все еще присутствующие в нем, крепко цепляются за его плоть, и как из этого происходят неисчислимые личные грехи против каждой заповеди. Посему пасторов надлежит экзаменовать в том, могут ли они указывать и указывают ли обычно своей пастве на применение16 этого учения в отношении каждой заповеди Десятословия. Их следует наставлять и упражнять, дабы они в простом наставлении, излагая каждую заповедь, могли указывать своим прихожанам на цель различения первородного и личного грехов, а также смертного и простительного грехов, о которых мы будем говорить позже, дабы люди учились не только в общем и не повторяли бездумно: «Все мы являемся грешниками, и у нас имеется множество грехов», но чтобы они научались связывать исповедание грехов с каждой заповедью, понимая, где первородный, где личный, где смертный и где простительный грех, и как они связаны с каждой заповедью Десятословия.
Раскаяние [De contritione]
121 Но для чего необходимо обличать грех на основании Закона и угрожать грешникам гневом Божиим?
Дабы они каялись, устрашались гнева Божия и отвращались от грехов.
122 Необходимо ли покаяние или раскаяние?
Непременно. Ибо Иоанн Креститель, Христос, Петр, Павел и другие начинают свои проповеди с этого: «Покайтесь». Смотрите также Лук. 13:3, 5; Ис. 66:2. И в Иер. 5 говорится, что когда народ пренебрег увещеваниями к покаянию, продолжил грешить и постепенно накопил множество грехов (стих 3), Господь, наконец, сказал (стих 7): «Как же Мне простить тебя за это?»
123 Что же такое раскаяние?
Это когда в грешнике совесть всерьез устрашена, осознает гнев Божий по отношению ко грехам и сожалеет, что этими грехами она оскорбила Бога.
124 Поскольку при обращении необходимо, чтобы сначала
16 Лат.: usum.
71
появилось некоторое раскаяние, и пастор должен точно знать, как следует учить покаянию, дабы слушатели исследовали себя в том, имеют ли они покаянное или нераскаянное сердце, пожалуйста, укажите, что требуется для истинного и ни в коей мере не ложного раскаяния.
Для истинного раскаяния прежде всего требуется осознание грехов, дабы человек, наставленный в Божием Законе, знал, что именно Бог признаёт грехами в Своем суде.
125 Верно ли и достаточно ли учит кто-либо о раскаянии, излагая только перечень грехов?
Ни в коем случае. Ибо в увещевании к покаянию суть вопроса надлежит излагать таким образом, что Закон производит гнев (Рим. 4:15) и что служение Закона является служением смерти и осуждения (2 Кор. 3:7, 9). Потому второй шаг истинного покаяния состоит в том, чтобы грешник всерьез осознал чудовищность и омерзительность греха в глазах Божиих. Это происходит, когда гнев Божий открывается с Небес на всякое нечестие (Рим. 1:18), то есть Закон являет человеку, что Бог ужасно гневается на грехи и что Он отомстит за них временными и вечными наказаниями, если только Посредник Христос вновь не примирит грешника с Богом.
126 Если же кто-то признаёт свое нечестие и знает, что Бог гневается на него и оскорблен им, но между тем, не заботясь об этом, продолжает грешить, воистину ли он кается? Имеет ли он истинное раскаяние?
Ни в коем случае. Ибо Саул действительно исповедовал, что он грешил, преследуя Давида. 1 Цар. 24:17; 26:21. Давид тоже не мог не знать, что убийство и прелюбодеяние являются такими грехами, к которым Бог питает отвращение. Однако оба они потворствовали своим страстям, совершали те грехи и тайно продолжали в них пребывать. Следовательно, третий шаг, в котором главным образом состоит истинная сущность раскаяния, имеет место, когда при открытии греха и гнева Божия сердце грешника бывает поражено и, как гласит Писание, действительно сокрушено, разбито, подавлено и всерьез осознает, что своими грехами оно навлекло на себя гнев Божий и вечную кару. Посему оно более не находит удовольствия в своем нечестии и не намерено пребывать в нем, но, сожалея о содеянных грехах, отвращается от них и с истинной обеспокоенностью стремится к тому, чтобы не оставаться под гневом Божиим и не погибнуть под вечным проклятием.
72
Именно таково истинное раскаяние, и из этого можно видеть чрезвычайную точность утверждения Августина о том, что многие не каются, но воображают, будто они это делают.
Комментарии