Мартин Хемниц
Энхиридион. Служение, Слово и Таинства
Таинства Нового Завета в целом
214 Что такое Таинство в Иовом Завете?
Филипп Меланхтон дал следующее определение: «Это Богом установленный обряд, который добавлен к данному в Евангелии обетованию и который становится свидетельством и залогом обетования явленной и приложенной благодати».
215 Какие существенные элементы требуются для совершения новозаветного Таинства?
Два элемента. Во-первых, внешний, или видимый, элемент или знамение определенного внешнего обряда или действия, предписанного и установленного в Новом Завете Христом через особое слово и ясное повеление и переданного всей Церкви для совершения до скончания мира.
Во-вторых, слово или обетование благодати, связанное с этим элементом в данном действии, - то есть Таинства были установлены Христом с определенными целями. Через них как через внешние средства и видимые свидетельства Он желает являть, даровать и подтверждать лично принимающим их в истинной вере обетование благодати, которое в другое время провозглашается и предлагается всем в Евангелии.
216 Для чего Христос добавил Таинства к Слову? Чтобы таким путем поддерживать и сохранять нашу слабую веру. Ибо наш разум не в состоянии так легко согласиться с
128
одиноким и неприкрытым Словом, непоколебимо положившись на него. Ибо хотя в целом никто не сомневается в общем слышимом евангельском обетовании, все же, когда совесть обеспокоена и встревожена искушениями, человек обычно впадает в сомнение относительно того, касается ли это общее обетование также лично его, может ли и должен ли он также прилагать его лично к себе. Посему богатый милостью Христос установил видимые Таинства, дабы помочь нашей немощности в этом деле. Через них как через открытые свидетельства, зримые для глаз, Он Сам желает иметь с нами дело и как весьма надежными печатью и залогом свидетельствует, что Он воистину дарует, прилагает и подтверждает евангельское обетование лично каждому, кто принимает Таинства в истинной вере. Нет никакого сомнения в том, что через эти Таинства Сын Божий действенно трудится в верующих, укрепляет и сохраняет в них веру. Посему справедливо отвергается заблуждение сакраментариев. Они утверждают, что Таинства - это только знамения, которые ничего не представляют собою, но лишь символизируют или напоминают.
217 Необходима ли также для существования Таинств наша вера?
Что касается сущности Таинств, то вера или неверие отправляющих или принимающих Таинства ничего не добавляют к ним и ничего у них не отнимают, поскольку они являются Божии-ми деяниями, основанными на Его Слове. Ведь не наша вера, но Слово, установление, предписание и сила Бога созидают Таинство. Но когда спрашивается, как и кому Таинства приносят пользу, дабы мы могли принимать не только их вещественный элемент, но также и плод, пользу и действенность во спасение, тогда совершенно необходима наша вера. Она получает, принимает и прилагает к себе благодать, предлагаемую в Таинствах так же, как и в Слове, и об этом свидетельствует Писание в Марк. 16:16; 1 Кор. 11:29.
218 Сколько Таинств такого рода существует в Новом
Завете?
Строго говоря, их только два: Крещение и Вечеря Господня. Оба они содержат существенные элементы, обязательные для Таинства, то есть внешний символ или элемент, установленный и заповеданный Христом, и обетование благодати, которое через эти Таинства должно прилагаться к верующим и запечатле-
129
ваться на верующих.
219 Является ли отпущение грехов Таинством Нового Завета?
Отпущение грехов, конечно же, имеет один характерный признак Таинства, а именно, через него всеобщее евангельское обетование прилагается лично к каждому верующему и запечатлевается на нем. И потому некоторые люди не заблуждаются, причисляя отпущение грехов к Таинствам Нового Завета. Но поскольку для его отправления Христос не предписал и не установил никакого внешнего символа или элемента, оно не может законно именоваться Таинством в том смысле, в каком Крещение и Вечеря Господня именуются Таинствами. Однако не следует возбуждать logomachiai [словесных войн] при условии, что сама суть, преподанная в Писании, сохраняется в чистоте, как учит «Апология Аугсбургского вероисповедания».
220 Почему мы не признаём семь таинств вместе с папской церковью?
Потому что большинство обрядов, которые паписты называют таинствами, лишены существенных элементов, составляющих сущность новозаветного Таинства. Например, брак действительно установлен и предписан Богом, но не имеет внешнего знамения, добавленного по повелению Божию, как того требует сущность Таинства. Кроме того, брак не является таким средством или орудием, через которое прилагается обетование о спасении. Но вы скажете, что Павел назвал брак таинством [тайной], и даже великим таинством [великой тайной] (Ефес. 5:32). Я отвечу, что Павел не называл брак таким Таинством, каковыми являются Крещение и Вечеря Господня, но тайной по отношению ко Христу и Его невесте, Церкви, указав, что супружеское единение является прообразом этого сакраментального единения Христа и Церкви.
221 Однако при возложении рук Апостолами Святой Дух сходил на верующих (Деян. 8:17; 19:6). Что же тогда не позволяет конфирмации быть Таинством, ведь она имеет внешнее знамение и обетование Святого Духа?
Помимо иных даров чудотворения, Апостолы имели также и этот дар: через возложение своих рук они не только исцеляли больных (Марк. !6:18), но верующим людям также сообщалось особое действие Святого Духа под внешней формой таких даров,
130
как языки и пророчество (Деян. 19:6). Однако эта привилегия, данная Апостолам для подтверждения учения, была лишь временной. В Слове Божием мы не имеем ни повеления, которое бы предписывало нам следовать этому апостольскому примеру, ни обетования, что Бог желает посылать, давать и сообщать действие Святого Духа через возложение рук. И еще меньше папское миропомазание основано на таком Слове, либо на повелении, либо на обетовании.
222 Почему же рукоположение церковных служителей не является Таинством, хотя Апостолы возлагали руки на людей, призванных ко служению, и через это возложение рук служителям передавались необходимые дары (1 Тим. 4:14; 2 Тим. 1:6)?
Нет сомнения, что законное призвание и рукоположение церковных служителей учреждены Словом Божиим и подтверждаются обетованием Божия благословения. И это приносит сладчайшее утешение. Но рукоположение не имеет обетования, согласно которому всякий желающий обрести благодать Божию и вечное спасение должен быть облечен священническими полномочиями. Ибо в тот день также многие пророчествовавшие услышат ужасный приговор Христов: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня» и т.д. (Матф. 7:23). И, кроме того, возложение рук не имеет ясного повеления в Слове Божием, но Апостолы употребляли этот обряд как нечто менее важное, ради общих молитв.
И обряд елеосвящения, который паписты применяют при рукоположении старейшин, не имеет ни повеления, ни обетования в Писании Нового Завета, но, вопреки Слову Божию, превращает новозаветное служение в тень левитских обрядов. Поскольку же рукоположение церковных служителей лишено как материального элемента, так и обетования благодати, которые одинаково необходимы для образования Таинства в Новом Завете, оно не является и не может быть названо истинным Таинством.
223 Что же вы утверждаете относительно соборования, элемент которого показан в Слове Божием (Марк. 6:13; Иак. 5:14) и к которому добавлено обетование прощения грехов (Иак. 5:15)?
Апостолы и другие люди в ранней Церкви были наделены даром, позволявшим чудесно исцелять больных (1 Кор. 12:9). И для того они иногда применяли возложение рук (Марк. 16:18), а иногда - помазание елеем (Марк. 6:13). Но поскольку это чудотво-рение, как и прочее, прекратилось в Церкви, когда евангельское
131
учение было подтверждено, в отношении этого соборования нам не хватает как повеления, так и обетования на основании Слова Божия. Иаков же приписал прощение грехов не елею, а молитве веры (Иак. 5:15). Кроме того, паписты помазывают своим освященным елеем не больных, которые, как они надеялись бы в таком случае, могли бы исцелиться, но тех, кто уже при смерти. И не для того, чтобы они могли восстановить здоровье, но чтобы этим соборованием были прощены грехи умирающим. Об этом обряде, который не только выходит за пределы Слова Божия, но даже противоречит ему, они говорят и проповедуют.
Крещение
224 Что такое Крещение?
Лютер ответил, что это не только простая вода, но вода, заключенная в Божие повеление и связанная со Словом Божиим.
Филипп Меланхтон указал, что Сыном Божиим было установлено погружение35 в воду с провозглашением слов: «Я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа», которые свидетельствуют о том, что, поскольку это свидетельство было установлено Богом, погружаемый при провозглашении этих слов примиряется с Богом ради Христа и освящается Святым Духом к вечной жизни.
225 Каковы существенные элементы Крещения?
I. Вода (Иоан. 3:5; Ефес. 5:25-26; Деян. 10:47).
II. Слово Божие (Ефес. 5:26: очищение банею водною посредством Слова - то есть повеление Христово о преподании Крещения, Матф. 28:19, и о самом обетовании благодати, Марк. 16:16). Ибо это Слово повеления и обетования Божия является истинным посвящением или освящением, через которое Крещение становится чистой водой (Иез. 36:25), по сути, водой жизни (Иез. 47:9; Зах. 14:8) и банею возрождения (Тит. 3:5).
226 Происходит ли также Крещение, когда над элементом воды произносятся слова установления, но отсутствует крещаемый?
Ни в коем случае. Ведь когда Христос сказал: «Крестите их», Он наверняка желал и повелел, чтобы Крещение было дейст-
Лат.: mersio. Способ Крещения не был конфессиональным спорным вопросом в этой связи. Здесь mersio in aquam является попросту другим термином для «крещения». Мы также признаём погружение как одну из форм Крещения.
132
вием, в котором некто крестится водою, соединенной со Словом Божиим. Посему и Павел также назвал Крещение банею (Ефес. 5:26; Тит. 3:5). Причем Крещение было установлено для того, чтобы не колокола или другие творения, а народы (Матф. 28:19), то есть рожденные от плоти (Иоан. 3:6), были крещены для прощения грехов (Деян. 2:38).
227 Почему при совершении Крещения употребляется не общее изречение («крестите все народы»), но: «Якрещу тебя»?
Поскольку особенностью Таинств является то, что они обращены к каждому человеку персонально (Деян. 2:38), дабы таким образом каждый верующий имел в своем сердце надежные свидетельство, залог и запечатление того, что обетование благодати предлагается лично ему и прилагается лично к нему (Гал. 3:27; 1 Петр. 3:21; Деян. 2:38).
228 Каково значение слов: «Я крещу тебя во имя Отца и Сына и Святого Духа»?
Во-первых, это обозначает, что Крещение отправляется во имя, то есть согласно повелению, Отца и Сына и Святого Духа.
Во-вторых, это означает, что мы крещены во имя, то есть в провозглашение или с провозглашением истинного Бога, или, выражаясь по-гречески, внутрь имени (eis to опота), то есть в познание и провозглашение истинного Бога, Который есть Отец, Сын и Святой Дух.
В-третьих, сущность этих слов прежде всего такова, что при совершении Крещения служитель не действует в свое собственное имя, но через это внешнее служение с крещаемым имеет дело присутствующий лично Бог Отец, Сын и Святой Дух, в результате чего Бог Отец, ради заслуги Сына, принимает его в благодать и освящает Святым Духом к праведности и вечной жизни, так что «во имя» означает то же, что от имени и вместо Бога Отца, Сына и Святого Духа, как сказал Павел в том самом фрагменте о проповеди Евангелия и отпущении грехов (2 Кор. 2:10; 5:20).
229 Присутствует ли в Крещении Бог Отец?
Он, несомненно, присутствует. И не только таким образом, что Он присутствует повсюду и наполняет все сущее, но таким образом, что через это омовение Он спасает нас по Своей милости, дабы мы, оправдавшись Его благодатью ради Христа, соде-лались наследниками вечной жизни через Святого Духа (Тит. 3:5,
133
7). Также Бог Отец присутствует в Крещении таким образом, что в нем Он заключает завет доброй совести между Собой и нами через Христа (1 Петр. 3:21).
230 Присутствует ли в Крещении Сын Божий?
Павел ясно подтвердил это, говоря прекрасные слова (Ефес. 5:25-26): «Христос предал Себя за Церковь, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством Слова». А также он указал, что мы крещены в смерть Христову (Рим. 6:3) и в воскресение Христово (1 Петр. 3:21). По существу, в Крещении мы облеклись во Христа (Гал. 3:27). Именно об этом сказано в Деяниях святых Апостолов при повелении креститься во имя Христово.
231 Присутствует ли в Крещении Святой Дух?
Мы рождены свыше от воды и Духа, дабы войти в Царство Божье (Иоан. 3:5; Тит. 3:5-7).
И на этом основании следует наставлять и учить людей, дабы они рассматривали Крещение не как лишь человеческое деяние, но как деяние Божие, то есть что в нем вся Святая Троица присутствует и имеет дело с бедным грешником через это внешнее служение, в результате чего Бог очищает его от грехов, избавляет от смерти, сатаны и вечной погибели, а вместо этого дает ему праведность и вечную жизнь.
232 Какова польза, сила или действенность Крещения?
Слова установления Крещения и многие другие фрагменты Писания показывают нам это, например, в Марк. 16:16; Деян. 2:38; 22:16; Ефес. 5:25-26; Тит. 3:5, 7; Иоан. 3:5; 1 Петр. 3:21. Отсюда Лютер верно заключил в своем Катехизисе: «В соответстви-ии со словами и обетованиями Божиими, Крещение приносит отпущение грехов, избавление от смерти и диавола, а также дарует вечное спасение всем, кто верует».
233 Но эти блага, несомненно, основаны на заслугах послушания и страданий Христовых. Тогда следует ли отвращать людей от Христа и вести их ко Крещению, а не к Нему?
Если Христос отделяется от Крещения или Крещение - от Христа (как это делают сакраментарии), тогда само по себе водное омовение, конечно же, ничего не может произвести или передать, но оно является и остается просто символом. Поскольку же Христос пребывает в деянии Крещения и с деянием Крещения, так что
134
мы крещены в Его смерть и воскресение (Рим. 6:3; 1 Петр. 3:21), то в Крещении мы облекаемся во Христа (Гал. 3:27), и Он Сам очищает нас этим омовением (Ефес. 5:25-26). А также поскольку Бог Отец передает, дарует и обетует верующим заслугу Христову Своим Святым Духом в Крещении и через Крещение (Тит. 3:5), то присущее Крещению действие совершает и производит не вода и не труд служителя, но Сам Бог Отец, Сын и Святой Дух - через Крещение как через общепринятое средство, предписанное и установленное для того Самим Богом. Итак, будучи весьма далекими от того, чтобы через Крещение отвращаться от Христа, этим самым Крещением как общепринятым средством мы приведены ко Христу и привиты к Нему (Рим. 6:4-5; Марк. 10:14). Ибо спасение действительно добыто и совершено Христом на кресте, но в Крещении и через Крещение оно распространяется среди верующих, прилагается к ним и запечатлевается в них (Марк. 16:16).
234 Как долго сохраняются это спасительное действие Крещения и этот плод утешения?
На протяжении всей земной жизни человека, фактически до вступления в жизнь вечную (Марк, 16:16). Более того, в Крещении мы рождаемы свыше, дабы по упованию соделаться наследниками жизни вечной (Тит. 3:7). Ср. Ефес. 5:25-26. Это, конечно же, начинается в земной жизни, но окончательно совершается в жизни грядущей. И наисладчайшим утешением, несомненно, является то, что на протяжении всей земной жизни Крещение становится для нас знамением надежнейшего договора и открытым свидетельством того, что мы соделаны причастниками заслуги Христовой. И в Крещении мы можем во всякое время искать и находить непрестанное утешение, как и Павел утешал Галатов на основании единожды принятого Крещения, когда они покаялись после отпадения (Гал. 3:27).
235 Но что если крещенный человек отвергает покаяние и теряет веру?
Спасительные плоды Крещения, о которых мы говорили, принимаются, удерживаются и сохраняются верою. Марк. 16:16. Посему, где нет покаяния и нет добрых плодов, но присутствуют только злые плоды, там, несомненно, отсутствует истинная и спасительная вера, как это было показано выше. Подобным образом всякий, кто не ищет и не сохраняет благодать Божию во Христе, но презрительно отталкивает и отвергает ее, не имеет истинной веры.
135
И даже если такой человек крещен, он все же подвержен такому приговору суда Божия: «Неверующий осужден будет».
236 Но если кто-либо отпадает от завета Крещения, а впоследствии вновь обращается, разве для него более не существует никакого утешения на основании Крещения?
Паписты учат, будто ковчег Крещения так сильно разрушается грехом против совести, что его невозможно починить, а посему кающимся людям не следует возвращаться к завету Крещения, но они должны хвататься за спасительную доску покаяния и своих добрых дел, при помощи которых можно спастись от пучины погибели. Но Бог не позволяет нашему неверию лишать действенности верность Божию (Рим. 3:3-4; 2 Тим. 2:13). И Бог не желает, чтобы благодать, в которую мы входим через Крещение, основывалась на том, что если мы разрушим веру, Он тоже не сохранит верность, даже если мы покаемся и обратимся к вере. Но, как прекрасно было выражено древними, Крещение является скорее дверью, через которую мы допущены и приняты к общению и участию в заслугах Христовых, дабы мы продолжали пребывать там или, отпав, непрестанно, пока это еще сегодня существует, иметь возможность возвращения к этому завету благодати в истинном покаянии, чрез веру. Также Иеремия весьма утешительными словами показал в Иер. 3, сколь благодатен Бог именно в этом отношении.
237 Следует ли тогда повторять Крещение всякий раз после нашего отпадения?
Ни в коем случае. Ведь завет, который Бог заключил с нами в Крещении, является вечным (Ис. 55:3). И Крещение является печатью, свидетельствующей о том, что Бог станет вечно хранить завет благодати, единожды заключенный с нами, сколь бы часто мы к нему ни возвращались. То есть нет никакой надобности повторять Крещение всякий раз, когда мы обращаемся после отпадения, подобно тому как в Ветхом Завете падшие люди не повторяли обрезание при обращении, но возвращались через искреннее покаяние с истинною верою к завету благодати, который Бог заключил с ними в обрезании. Так, Павел не крестил заново Коринфян и Галатов, которые обратились к Богу после падения, но направил их к завету и утешению Крещения, принятого единожды. 1 Кор. 6:11; 12:13; Гал. 3:27. В отношении Вечери Господней определенно написано: «Всякий раз», когда вы делаете это, и т.д. Но в
136
отношении Крещения не существует заповеди: «Всякий раз», когда вы креститесь, и т.д.
238 Производит ли также Крещение, благодаря утешению о прощении грехов и спасении, еще больше действий и благ?
Главное благо и утешение Крещения - то, о котором мы говорили до сих пор. Но, кроме того, Павел упомянул и другое действие Крещения. Ибо он указал (Тит. 3:5), что Крещение - это баня, во-первых, возрождения, то есть что мы, будучи по природе чадами гнева, родимся от воды и Духа, дабы ради Христа стать детьми Божиими. Во-вторых же, он указал, что Крещение является банею обновления Святым Духом.
239 В чем же состоит это обновление?
Павел кратко, но точно показал весь этот процесс обновления в Рим. 6:4 и далее, где он, во-первых, сказал, что мы, будучи облекаемы Крещением в смерть Христову, также погребаемся с Ним в смерть, то есть что сила и действенность смерти Христовой не только отпускает нам грехи, но также действием Духа Святого начинает распинать, умерщвлять и погребать грех во плоти крещенных людей, дабы он более не царствовал в нашем теле и мы не покорялись его похотям, но дабы тело греха подвергалось уничтожению. Во-вторых, он указал, что через Крещение мы также соде-ланы причастниками воскресения Христова, то есть что через него Святым Духом обновляется разум, дабы мы облекались «в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефес. 4:24).
240 Как надлежит из Крещения принимать увещевания к обновлению жизни?
По примеру Павла (Рим. 6:3-4, 6, 11-12). Ибо как Бог заключил с нами завет благодати и доброй совести в Крещении, так и мы, в свою очередь, обещали Ему, что умрем для греха и будем жить для праведности, и по этой причине отречению при совершении Крещения была придана следующая форма вопроса-ответа: «Отрекаешься ли ты от диавола?» Ответ: «Отрекаюсь», и т.д. Посему дерзкое нарушение этого завета является ужасающим грехом. Ибо так мы препятствуем трудам Святого Духа и разрушаем дела Святого Духа, производящего в нас обновление. Но все верующие могут и должны дерзновенно молить и просить Святого Духа, чтобы Он по несомненному праву Крещения все более и более умер-
137
щвлял в них дела плоти, очищал и обновлял их сердца.
241 Сразу ли совершаются и завершаются в крещенном человеке действия и блага Крещения?
Возрождение, то есть усыновление и прощение грехов, действительно совершается и завершается в верующих незамедлительно в результате Крещения, и при этом оно продолжается на протяжении всей жизни человека. А обновление, конечно же, начинается в Крещении и ежедневно возрастает, но окончательно завершается в фядущей жизни. Ибо в этой жизни обновление является еще несовершенным и должно возрастать и умножаться изо дня в день. 2 Кор. 4:16; Ефес. 4:22-23; Кол. 3:10; 1 Петр. 2:1-2.
242 Надо ли крестить младенцев?
Да. Ибо Крещение младенцев всегда совершалось в хри-CTHaHCKOHj6 Церкви со времен Апостолов, будучи защищаемо и подтверждаемо на основании Слова Божия, вопреки нападкам еретиков, как свидетельствуют весьма древние авторы Ириней, Киприан, Ориген, Амвросий, Августин и Златоуст.
243 Основано ли Крещение младенцев на Слове Божием? Да. Ибо Христос провозгласил в отношении малых детей
(Матф. 19:14; Марк. 10:14): «Таковых есть Царство Небесное». И никто из рожденных по плоти не может войти в Царство Божие, не будучи возрожден (Иоан. 3:3). Это возрождение, или рождение свыше, происходит от воды и Духа (Иоан. 3:5). Ибо Крещение -это баня возрождения Святым Духом (Тит. 3:5). Поскольку же Христос желает, чтобы малые дети были причастны Царству Небесному, а это должно происходить через Крещение, то воля и повеление Христа таковы, что малых детей надлежит крестить. Ведь обетование Царства Божия должно прилагаться через определенное средство, или орудие, установленное Самим Богом. А обетование без приложения никому не приносит пользы. Следовательно, также данное младенцам обетование Царства Небесного (Марк. 10:14) должно прилагаться к ним через определенное средство. Писание же возвещает, что этим средством является Крещение. Иоан. 3:5; Тит. 3:5.
Во-вторых, Христос также желает, чтобы младенцы были спасены, ибо Он сказал: «Так, нет воли Отца вашего Небесного,
зе Лат.: Catholica. Нем.: christlich.
138
чтобы погиб один из малых сих» (Матф. 18:14). Но Небесный Отец спасает нас банею возрождения (Тит. 3:5). Следовательно, воля Божия заключается в том, чтобы крестить младенцев, и чтобы они не погибли, но были спасены.
В-третьих, младенцы зачаты и рождены во грехах, в результате чего они являются чадами гнева (Пс. 50:7; Ефес. 2:3). Посему им надлежит обрести прощение грехов, дабы они не погибли, но были спасены (Лук. 1:77; Рим. 4:7). Но именно Крещение является Божиим средством, коим грехи прощаются и омываются (Деян. 2:38; 22:16).
В-четвертых, Христос желает и повелевает, чтобы к Нему приводили малых детей, дабы Он благословлял их (Марк. 10:14, 16). Возникает вопрос: «Как это совершается?» И Писание возвещает, что в Крещении люди облекаются во Христа (Гал. 3:27). Ведь они крещены в Его смерть и воскресение (Рим. 6:3; 1 Петр. 3:21). Христос очищает и освящает Церковь, за которую Он предал Себя, банею водною посредством Слова (Ефес. 5:26). Именно это и является истинным благословением (Гал. 4:14; Ефес. 1:3). Итак, из этого следует, что согласно повелению Христову младенцев надлежит крестить.
В-пятых, новозаветное Крещение пришло на смену ветхозаветному обрезанию (Кол. 2:) 1-12). И подобно тому, как в Ветхом Завете обетование Божией благодати прилагалось и запечатлевалось через обрезание не только ко взрослым, но также ко младенцам (Быт. 17:10, 12), так и теперь, в Новом Завете, эта благодать должна законно прилагаться и подтверждаться, как печатью ко младенцам и ко взрослым через Крещение, ибо в Новом Завете благодать Божия соделана не менее, но, напротив, более изобильною.
В-шестых, Ис. 49:22 содержит пророчество, что в Новом Завете не только взрослые будут приняты в Церковь, но, смотрите, пророк сказал, что они «принесут сыновей твоих на [своих] руках и дочерей твоих на [своих] плечах». И после того как Петр крестил взрослых, он сказал в Деян. 2:39: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим». Таким же образом Апостолы крестили всех домашних (Деян. 16:33; 1 Кор. 1:16). Но когда упомянуты домашние или семейство, младенцы, конечно же, не исключаются.
Итак, отсюда очевидно, что учение о Крещении младенцев является не только ортодоксальным, но также полезным и совершенно необходимым, оно дарует наисладчайшее утешение родителям и детям.
139
244 Но Христос объединил учение и Крещение, сказав: «Научите все народы, крестя». Быть может, тогда младенцев не следует крестить, поскольку их нельзя научить?
Из евангельского повествования очевидно, что Апостолы также были терзаемы этим вопросом. Ибо когда ко Христу принесли младенцев без плотских болезней, Апостолы подумали: ((Постойте! Эти дети слишком малы, чтобы принять Слово и учение. Что же тогда Христос может совершить для них в деле спасения?» Посему они не хотели, чтобы эти малые дети докучали Христу, когда их принесли к Нему, но настаивали, что в их отношении следует дождаться, когда они вырастут и приобретут способность к учению. Но Христос возмутился этим их предположением и провозгласил, что Он может и будет иметь дело и с такими детьми, которых принесли к Нему, дабы они тоже наследовали Его благословение и Царство Божие. Матф. 19:14-15; Марк. 10:14-16; Лук. 18:16-17.
Следовательно, под сказанным в Матф. 28:19 («Научите, крестя») Господь подразумевал не то, что воображают анабаптисты, но имел в виду, что Слово и Таинства должны действовать в Церкви совместно. Крещение очищает банею водною посредством Слова (Ефес. 5:26). Где не проповедуется Евангелие, там также не следует отправлять Крещение. Если же провозглашается Евангелие, то родителей учат, что обетование благодати принадлежит также их детям (Деян. 2:39). Итак, надлежит приносить ко Христу сыновей на руках и дочерей на плечах37. Христос также желает даровать им Свое благословение и Царство Божие. Марк. 10:14-16.
И подобно тому, как в Ветхом Завете было заповедано и учить, и совершать обрезание, при том взрослых сначала учили, затем обрезали (Быт. 17), детей же сначала обрезали (Быт. 17:12), а затем учили, начиная с того времени, когда они достаточно подрастали, приобретая возможность понимать и задавать вопросы (Втор. 6:20; Исх. 12:26), также все служение Нового Завета заключено в Слове и Таинствах. И когда взрослые впервые обращаются, учение предшествует, а Крещение следует. Деян. 2:41; 8:12, 35-38; 10:44-48. В отношении же христианских детей соблюдается тот порядок учения и Крещения, который издревле соблюдали в Ветхом Завете относительно учения и обрезания. Ибо чем обрезание было в Ветхом Завете, тем же теперь является Крещение в Новом
37 Ср. Ис. 49:22.
140
Завете. Кол. 2:11-12. Так Иоанн, призывая христианских детей к познанию Небесного Отца, сначала дарует им утешение в том, что они имеют прощение грехов ради имени Его (1 Иоан. 2:12-13). Это прилагается к ним, поскольку они крещены во имя Христово для прощения грехов (Деян. 2:38), ибо это обетование принадлежит также малым детям (Деян. 2:39; Ис. 49:22).
245 Однако написано: «Кто будет веровать и креститься» и т. д. Тогда как же могут веровать младенцы, если вера - от слышания?
Христос ясно сказал, что младенцы, которых приносят к Нему, обретают Царство Божие, то есть прощение грехов, благодать и вечное спасение (Марк. 10:14; Лук. 18:16). И Он добавил: «Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». Но принимающие й обретающие Царство Божие воистину принадлежат к собранию верующих. Ибо без веры угодить Богу невозможно (Евр. 11:6), и неверующий будет осужден (Марк. 16:16). Отсюда также обрезание, которое совершалось и над малыми детьми, названо печатью праведности через веру (Рим. 4:11). Итак, нет никакого сомнения, что в Крещении Святой Дух даруется также младенцам. Он производит в них принятие Царства Божия, хотя они неспособны понять сущность этого Божия деяния. Ибо Крещение является банею возрождения и обновления Святым Духом, Который обильно изливается на крещаемых, дабы, оправдавшись, они соделались наследниками вечной жизни (Тит. 3:5-7). И пример Иоанна Крестителя, находившегося во чреве своей матери, доказывает, что Святой Дух может совершать Свои деяния в младенцах также прежде, чем они могут пользоваться разумом. Лук. 1:41.
246 Верно ли сакраментарии учат, что дети крещенных и верующих людей являются детьми Божиими и наследниками вечной жизни также до Крещения и без Крещения?
Это древнее заблуждение, которое Августин изобличил у пелагиан и опроверг в De baptismo parvulorum, Книга 1, гл. 25 и 26. Обосновывая свое заблуждение, они злоупотребляли тем же библейским фрагментом, который превозносят кальвинисты (1 Кор. 7:14), хотя в этом тексте указано лишь на то, что верующая жена может спокойно жить с неверующим мужем и рожать ему детей. Ибо для чистых все чисто (Тит. 1:15). Но Павел открыто и без всякого различия сказал обо всем, что мы приносим с собою, родясь в
141
этот мир (Ефес. 2:3): «Мы были по природе чадами гнева», то есть не только рожденные язычниками, но и мы, указал Павел, рожденные обрезанными родителями. Ибо рожденное от плоти есть плоть и не может войти в Царство Божие, если не родится от воды и Духа (Иоан. 3:5-6). Обетование благодати несомненно принадлежит также и малым детям (Быт. 17:7). Но должно произойти приложение этого обетования, и потому малых детей приносят ко Христу (Марк. 10:13; Ис. 49:22). Выше уже было показано, что именно это происходит в Крещении и через Крещение.
247 Прокляты ли в таком случае дети верующих людей, умирающие до или во время рождения?
Ни в коем случае, но поскольку наши дети, появившиеся на свет по Божию благоволению, вручаются в наши руки, и при том нам предлагаются средства и предоставляется возможность для приложения к ним печати завета благодати, то, конечно же, действует весьма серьезное повеление Божие: «Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей в восьмой день, истребится душа та из народа своего» (Быт. 17:14). Так Господь встретил Моисея на дороге, желая умертвить его, потому что он не обрезал своего сына (Исх. 4:24-26). Но когда эти средства для нас недоступны - например, когда в Ветхом Завете ребенок мужского пола умирал прежде обрезания на восьмой день, а также когда рождавшиеся в пустыне на протяжении 40 лет, которым не могли совершить обрезание по причине постоянных притеснений от врагов и скитаний, умирали без обрезания (Иис.Нав. 5:5-6), когда младенцы умирают прежде своего рождения, - в подобных случаях благодать Божия не привязана к Таинствам, но таких младенцев надлежит приносить и вручать Христу в молитвах. И не следует сомневаться, что эти молитвы будут услышаны, ибо они вознесены во имя Христово. Иоан. 16:23; Быт. 17:7; Матф. 19:14. Поскольку мы не можем принести еще не рожденных младенцев ко Христу в Крещении, нам надлежит делать это в благочестивых молитвах. Следует втолковывать это родителям, и если вдруг такое случится, их надлежит поддерживать этим утешением.
Вечеря Господня
248 Что такое Вечеря Господня, или Таинство Алтаря?
Это истинное Тело и истинная Кровь Господа нашего Иисуса Христа, под видом хлеба и вина предназначенные Самим Христом для ядения и пития всем христианам в Его воспоминание.
142
249 Каковы существенные элементы этого Таинства?
Обычно и верно отвечают так: Слово и материальные элементы. Но это следует правильно объяснять. Ибо, во-первых, к сущности этого Таинства относятся внешние элементы хлеба и вина (поскольку содержимое чаши, которую взял Христос, было от плода виноградного, Матф. 26:29). Эти элементы берутся согласно установлению и отделяются от обычного употребления для использования в Причастии. Во-вторых, к этим элементам добавляется Слово установления Причастия. И силою этого Слова присутствующее, подаваемое и принимаемое при совершении этой Вечери является не только хлебом, не только вином, но Телом Христовым, преданным за нас, и Кровью Христовой, излитой за нас во оставление грехов. И более того, Слово добавляется к материальным элементам не только так, как его изрек Христос в первой Вечере, но так, как сказал Павел (1 Кор. 10:16): «Чаша благословения, которую благословляем», то есть через слова Христовы, которые мы повторяем при отправлении Вечери Господней, так соединяя хлеб и вино со Словом установления, дабы в этом Таинстве мы имели не только материальный элемент, не просто Слово, но, как сказал Лютер, Слово, облеченное в материальный элемент, и материальный элемент, соединенный со Словом.
250 Превращается ли хлеб в Тело Христово так, что он полностью теряет свою собственную сущность?
Особый характер этого Таинства требует присутствия двух различных вещей или субстанций, которые в сакраментальном единстве составляют одно полное Таинство, подобно тому как в одной Ипостаси Христа присутствуют две совершенные и разные сущности. Таким сравнением пользовалась вся древность. Но Павел говорил о хлебе и вине также после благословения (1 Кор. 10:16; 11:27). И отцы учили о том же. Дабы засвидетельствовать свое неодобрение папского пресуществления, они обыкновенно применяли следующие выражения: Тело и Кровь Христовы присутствуют, предлагаются и принимаются в хлебе и вине, с хлебом и вином и под видом хлеба и вина.
251 Но когда бывает совершено освящение, или слова установления произнесены над материальными элементами, присутствуют ли Тело и Кровь Христовы, даже если эти элементы не предлагают и не принимают, но откладывают, запирают или
143
носят с собой?
Христос не устанавливал это Таинство таким образом, чтобы оно являлось Его Телом и Кровью даже когда его никто не употребляет, или чтобы его превращали во что-либо иное, не заповеданное Христом, но в самих словах установления Он предписал форму заповеданного, то, как это Таинство следует совершать и употреблять, причем не просто на какое-то время, но до скончания мира (1 Кор. 11:26). И Таинство, конечно, совершается не употреблением, но Словом, предписанием и повелением Христовым. И между сущностью Таинства и его применением имеется различие. Но Христос выразил слова установления именно в форме завещания, ибо Он пожелал, чтобы это Таинство было деянием, в котором хлеб и вино берут, благословляют, или освящают, а затем предлагают, принимают, едят и пьют. И о том, что благословляют, что предлагают, принимают, едят и пьют, Христос сказал: «Сие есть Тело Мое; Сие есть Кровь Моя». Посему когда хлеб действительно благословляется, но не предлагается, не принимается, но запирается, выставляется и носится, тогда несомненно и ясно, что к материальному элементу не добавлено все Слово установления, ибо недостает этой части: «Он раздал им [его] и сказал: примите и ядите». А когда Слово установления оказывается неполным, тогда не может быть полного Таинства. Таким же образом Крещение не является истинным, когда Слово действительно произнесено над водой, но отсутствует крещаемый человек.
252 Как надлежит преподавать и применять это Таинство: под одним или двумя видами?
Христос, несомненно, установил не один вид. Но сначала Он взял хлеб. Затем также взял Он и чашу после Вечери. Это повеление («сие творите») Христос равным образом присоединил и к чаше (1 Кор. 11:25), и к хлебу (Лук. 22:19). Что касается чаши, то к ней фактически добавлено всеобщее повеление: «Пейте из нее все» (Матф. 26:27). А также сказано: «И пили из нее все» (Марк. 14:23).
253 Но, быть может, Христос наделил Свою Церковь такой властью, что впоследствии ей было позволено изменять это Его установление и организовывать его иначе, на что, вроде бы, указал Павел (1 Кор. 11:34): «Прочееустрою, когда приду».
Павел ясно засвидетельствовал принятое от Господа повеление о том, что Вечеря Господня должна совершаться так, как она определена в установлении, то есть ядением, питием и воспомина-
144
нием смерти Господней, доколе Сам Господь не придет судить этот мир. И он добавил, что Вечеря Господня не является Вечерей Господней, если она не совершается согласно этому предписанному порядку (1 Кор. 11:20-21). Следовательно, когда он сказал: «Прочее устрою, когда приду», это не означало, что он хотел изменить или исказить установление Господне, но это было сказано об адиафоре и маловажных вещах. Поскольку же Христос установил Свою Вечерю в форме завещания, а непозволительно искажать даже человеком утвержденное завещание, прибавляя к нему или отнимая от него, то сколь же более серьезным грехом является изменение или искажение завещания Сына Божия (Гал. 3:15).
254 Однако несомненно, что на. первой Вечере Христовой не присутствовали ни семьдесят учеников, ни Его мать, ни остальные женщины как миряне, но Его окружали только двенадцать учеников, которых Ему предстояло назначить священниками.
Павел указал, что он принял от Господа и должен был передать предписание и повеление о причащении двумя элементами не только священникам, но всей Церкви Божией, в равной мере мужчинам и женщинам (1 Кор. 11:23). Более того, он адресовал свое послание не только Коринфянам, но всем, во всяком месте призывающим имя Господне (1 Кор. 1:2). Таково истинное и здравое понимание повеления Христова: «Ешьте и пейте от этого все».
255 Однако у Павла (1 Кор. 11) не сказано: «Пейте из нее
все».
Павел не счел необходимым повторять эти слова, поскольку остальные евангелисты передали их с величайшим прилежанием. Но он особо указал на два элемента (1 Кор. 11:26): «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию», и т.д. И дабы никто не думал, будто принятие либо одного, либо двух элементов зависит от нашего решения, он незамедлительно добавил повеление (1 Кор. 11:28): «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей». Он адресовал это повеление не только священникам, но сказал: «Да испытывает же себя человек». Быть может, паписты хотят доказать, что миряне не являются людьми?
145
256 Однако Христианская церковь, являющаяся столпом и утверждением истины, постановила, что мирянам следует преподавать только один элемент.
Это ложно приписывается истинной Церкви. Ибо истинная Христианская38 церковь слушается голоса своего Пастырена-чальника и идет за Ним (Иоан. 10:27). Издревле ранняя Церковь неизменно преподавала мирянам Вечерю Господню в двух элементах, и она резко обличала исказителей, вводивших причащение одним элементом, что засвидетельствовано письменно. Но в довольно поздние времена на Констанцском Соборе, наряду с иными злоупотреблениями и мерзостями папской церкви, вопреки ясной заповеди Божией и практике всей ранней Церкви, также было принято и навязано мирянам это постановление о запрете второго элемента.
257 Однако Тело Христово, будучи живым, не существует без Крови. Посему, когда Тело Христово принимается с хлебом, не принимается ли также Его Кровь, даже если отсутствует принятие второго элемента?
На основании суждения нашего развращенного и самонадеянного разума, который, как свидетельствует Писание, не просто ослеплен, но сам является слепотою в том, что касается небесных предметов, нам не следует присваивать себе завещание Сына Божия, искажая его, как если бы в ночь, в которую Он был предан и установил Свою Вечерю, Ему недоставало разумения того, что живое тело не существует без крови. Но нам следует пленять свой слабый разум в послушание Его бесконечной премудрости, и в простой смиренной вере мы должны исповедовать Его Слово и подчиняться Его повелениям. Он не повелевает нам есть Его Кровь, но мы должны есть Его Тело и пить Его Кровь из чаши благословения. Если мы просто последуем этому повелению, то нам не придется бояться каких-либо заблуждений.
258 Присутствуют ли Тело и Кровь Христовы в Вечере Господней?
Да. Ибо Сын Божий, сама Истина, сказал о том, что преподается и принимается в Вечере: «Сие есть Тело Мое, сие есть Кровь Моя».
Лат.: Catholica. Нем.: christlich. Лат.: Catholica. Нем.: christlich.
146
259 Не существуют ли различные мнения по этому вопросу?
Некоторые говорят, что Тело Христово присутствует там только как символ.
Другие полагают, что присутствуют только сила или действенность и заслуга отсутствующего Тела Христова.
Однако иные настаивают, что там присутствует истинное и материальное Тело Христово.
260 Какова же тогда верная позиция? Или относительно этого вопроса каждый волен веровать, как он хочет, не рискуя своим спасением?
В ночь, в которую Христос был предан, Он установил и утвердил Свою пресвятую Вечерю в форме Своей последней воли. Если кто-либо искажает и повреждает завещание хорошего и честного человека вопреки его значению, это является нарушением гражданского закона, по сути, преступлением. Сколь же более серьезным и тяжким преступлением является какое-либо действие, изменяющее или повреждающее слова завещания Сына Божия, особенно в свете сказанного Павлом: «Кто не различает Тела Господня», о котором говорят слова Вечери, «тот ест и пьет осуждение39 себе» (1 Кор. 11:29). Слова установления Вечери общеизвестны, просты и ясны в своем естественном и истинном смысле. Когда я спрашиваю: «Что присутствует в Вечере Господней, преподается рукою служителя и принимается устами верующих? Остается ли это только хлебом и вином?» Тот, Кто Сам является Истиною, отвечает: «Сие есть Тело Мое, сие есть Кровь Моя». Потому Павел сказал (1 Кор. 10:16), что в Вечере Господней происходит преломление и приобщение, то есть распределение и причащение, или принятие, и что это происходит через внешнее ядение и питие устами, ибо он повелел: «Ешьте и пейте», На мой вопрос: «Что распределяется и принимается, когда в Вечере Господней распределяется и принимается хлеб?» Павел ответил, что это -koinonia, то есть распределение и принятие Тела Христова, и т.д.
261 Однако многие фрагменты Писания должны истолковываться и пониматься не дословно. Почему же нельзя истол-
Лат.: iudicium. Нем.: Gericht. Контекст («недостойно») указывает на то, что это враждебный суд, из которого проистекает «проклятие».
147
ковывать и понимать эти слова Вечери иначе, чем они звучат, то есть либо как символ, либо как силу отсутствующего Тела Христова, либо как духовное ядение?
Святое Писание не является предметом какого-либо частного толкования (2 Петр. 1:20). Но оно истолковывает само себя. Ради этого одно и то же утверждение или учение повторяется и истолковывается в разных частях Писания либо одними и теми же словами, либо другими словами. Так, установление Вечери присутствует не в одном месте Писания, но повторено в четырех местах. Если бы Христос пожелал, чтобы эти слова воспринимались и понимались иначе, чем они звучат в своем истинном и естественном смысле, Он бы наверняка указал на это в одном из этих повторений. Но слова установления воспроизведены в каждом из этих повторений таким образом, что ядение и питие очевидно следует понимать как принятие телесными устами. И то, какое Тело и какая Кровь подразумеваются, Он объяснил Сам, повторяя утверждение и говоря: «Сие есть Тело Мое (то есть именно это), которое за вас предается», и: «Сие есть Кровь Моя (именно эта), которая за вас изливается». Итак, Христос предал за нас не символ или силу и действенность Своего отсутствующего Тела, но то же самое истинное и вещественное Тело, которое было зачато от Духа Святого и рождено от Девы Марии. Если же вы хотите знать от Самого Христа, Который установил эту Вечерю, Который Сам является Истиною и Которого Отец послал нам с Небес, чтобы мы Его слушались, чем является то, что присутствует при совершении Вечери в хлебе и вине, с хлебом и вином и под видом хлеба и вина и что преподносится рукою служителя и принимается телесными устами, то Он отчетливо, ясно и понятно засвидетельствовал: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается, сие есть Кровь Моя, которая за вас изливается».
262 Но как Тело Христово и Его истинная Кровь могут одновременно присутствовать в тех бесчисленных местах, где совершается Вечеря Господня, и приниматься нашими устами?
Если бы в вопросах веры надлежало принимать и исповедовать лишь то, что мы можем либо постичь своим умом, либо воспринять чувствами, тогда вся наша вера немедленно бы разрушилась во всех вопросах. Но вера основывается на вещах, которые явлены и преподаны ясным Словом Божиим, хотя они кажутся нам невозможными (Лук. 1:34, 37), хотя они выглядят безумием в глазах мира и нашего разума (1 Кор. 1:18, 23; 2:14) и хотя они неви-
148
димы (Евр. 11:1), на вещах, которыми наш разум, по существу, должен быть пленен (2 Кор. 10:4-5). Поскольку же Вечеря Господня - великая тайна, о которой не следует судить на основании нашего разумения, но которую, наоборот, надлежит принимать верою, в страхе Господнем, согласно Его Слову (отчего древние именовали это Таинство великой и страшной тайной), мы должны просто принимать в вере то, что Христос, уста Истины, не могущий солгать или обмануть, сказал и возвестил. То же, как это может совершаться, мы оставляем Тому, Кто установил эту Вечерю, Кому дана всякая власть на небе и на земле (Матф. 28:18).
263 Однако Писание свидетельствует, что по человеческой природе Христос уподобился Своим братьям во всем, кроме греха (Евр. 2:17). То есть, согласно естеству истинного человеческого тела, оно не присутствует одновременно и сразу во многих местах.
Не вызывает никакого сомнения и истинно, что Христос по человеческой природе во всем уподобился Своим братьям. Но если по этой природе Он не способен ни на что сверх или более естественных или вещественных способностей человеческого тела, то Его Кровь тоже не будет способна очистить нас от наших грехов (1 Иоан. 1:7). Также у нас не будет искупления и праведности в Его Крови (Кол. 1:14; Рим. 5:9). А также мы не исцелимся Его ранами (1 Петр. 2:24). Одним словом, Его страдания и смерть также не будут умилостивлением за наши грехи. Посему надлежит веровать в две вещи, которые также удостоверяет Писание. Во-первых, что по человеческой природе Христос во всем уподобился нам, Его братьям. Во-вторых, что благодаря личностному единению с Божией природой Его человеческая природа столь превознесена над всяким именем (Ефес. 1:20-21), что Ему также по человеческой природе дана всякая власть на небе и на земле (Матф. 28:18) и что все предано в руку Его (Иоан. 3:35; 13:3) и все покорено под ноги Его (Ефес. 1:22). Итак, поскольку Он сказал: «Сие есть Тело Мое, сие есть Кровь Моя», хотя естественные и материальные свойства человеческого тела не могут этого совершить, все же это может соделать Тот, Кому дана всякая власть на небе и на земле, также по человеческой природе (Матф. 28:18).
264 Но не противоречит ли это учение артикулам нашей веры: «Верую... во Иисуса Христа.., вознесшегося на Небеса.., откуда Он придет», и т.д.?
149
Нет. Ибо Христос действительно, в Своем Теле, истинным и естественным образом и согласно особому свойству Своего Тела, зримо и локально вознесся на Небеса, откуда Он вернется таким же образом, дабы произвести суд (Деян. 1:9, 11; Матф. 24:30). Но того, что Он не знал или не имел в Своем распоряжении иного, небесного способа присутствия в Вечере Своими Телом и Кровью, -этого вышеприведенный артикул не подразумевает, но, наоборот, провозглашает и подтверждает противоположное. Ибо артикулы нашей веры утверждают, что Христос вознесся на Небеса в Своем Теле не так, как малые птицы удаляются от поверхности земли, садясь на верхушку дерева, не так, как Илия был взят на Небеса, но таким образом, что Он воссел одесную Бога, Всемогущего Отца. А десница Божия не является ограниченным местом или особым местонахождением или областью на Небесах, где Христос ограничен, заключен и заперт. Но Писание именует ее десницею всемогущества Божия, проникающей повсюду (Пс. 138:7-10), к которой Христос вознесен по человеческой природе «превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем» (Ефес. 1:21; 1 Петр. 3:22), так что все покорено Ему также по человеческой природе (Пс. 8:7; Ефес. 1:22; Евр. 2:8; 1 Кор. 15:27; Матф. 28:18; Иоан. 13:3). Разве при этом Он не должен быть способен совершать Своими Телом и Кровью то, что Он возвестил и установил недвусмысленными и ясными словами в Своем завещании? В действительности все вышеуказанные артикулы полностью подтверждают истинное и существенное присутствие Тела и Крови Христовых в Вечере согласно естественным и материальным свойствам человеческого тела, но поскольку это провозгласил Тот, Кто вознесся на Небеса в Своем Теле так, что воссел одесную величия и власти Бога, Всемогущего Отца, то было бы ужасным богохульством говорить или думать, что это невозможно для Него. На основании этого рассуждения можно убедиться в сектантской сущности сакра-ментариев.
265 Надлежит ли при совершении Вечери Господней приносить Тело Христово в жертву Богу, Небесному Отцу?
Христос принес в жертву Себя Самого единожды (Евр. 7:26-27; Ефес. 5:2). А в Своей Вечере Он установил не жертвоприношение, в котором мы приносим что-либо Богу, но Таинство, в котором Он желает предложить, вручить и даровать нам высочайшее и драгоценнейшее сокровище, Его Тело и Кровь со всеми
150
благами, обретенными через их предание и излитие.
266 Какого же тогда мнения надлежит придерживаться в отношении жертвоприношения папской мессы?
Оно является самой чудовищной из всех мерзостей.
267 Как же так? Ведь в папской мессе говорится и поется много отнюдь не безбожных вещей?
То, что в папской мессе поется и читается кое-что из Псалмов и из Писаний Пророков, Евангелистов и Апостолов, а также при ее совершении употребляются подлинные входные песни, литургические песнопения, последования и коллекты, проскомидии, Patrem40, Sanctus, Agnus и т.д., само по себе не является безбожным и не составляет ту мерзость мессы, о которой мы говорим, хотя и в этих элементах паписты совершают злоупотребления. Во-первых, поскольку они поют и читают это в присутствии необразованных людей на незнакомом им языке, вопреки утверждению Павла в IKop. 14:19. Во-вторых, поскольку это совершается при вере в opus operatum*\ как если бы это было поклонением, угодным и приятным Богу, хотя это делается без всякого искреннего благочестия, тогда как Писание учит противоположному (Матф. 15:8-9; Иоан. 4:24). Наконец, поскольку это часто перемешивается со взываниями ко святым, что противоречит недвусмысленному Слову Божию.
Однако настоящей мерзостью папской мессы является канон, превращающий Вечерю Господню в умилостивительное жертвоприношение за грехи живых и мертвых.
268 Однако почти все отцы называли совершение Вечери Господней жертвоприношением.
Истинное применение Вечери, причем той, которую установил Сам Христос, заключается в том, чтобы она праздновалась в воспоминание единственного умилостивительного жертвоприношения, которое Христос совершил единожды на кресте, то есть в благодарение и прославление смерти Господней. И принимать ее надлежит достойно, в истинной вере, с покаянным сердцем и с последующими плодами любви. Именно для этого необходима страстная молитва. В Писании все это названо духовными приноше-
Никейский Символ веры. При его произнесении община вступала, начиная со слова Patrem [Отца - перев.].
41 Ср. ex opere operate, сноска 50.
151
ниями или духовными жертвами (1 Петр. 2:5; Евр. 13:15-16; Пс. 4:6; 49:14, 23; 50:19, 21; 115:8; 140:2; Филип. 4:18; Рим. 12:1). И Павел именовал евангельское служение, к которому также принадлежит совершение Вечери Господней, духовным приношением (Рим. 15:16). И в этом смысле и отношении отцы верно называли совершение Вечери Господней жертвоприношением.
269 Какую природу имеет жертвоприношение папской
мессы?
Как уже было указано, паписты не так уж сильно озабочены истинными и духовными жертвами, о которых говорили отцы. Но на чем они яростно настаивают, так это на том, что когда совершающий богослужение священник в самом действии или каноне мессы производит различные манипуляции, поднимая и опуская освященные хлеб и вино и перемещая их в разные стороны при произнесении слов канона, именно это действие совершающего богослужение священника является деянием, через которое Христос вновь приносится Своему Небесному Отцу в умилостивительную и искупительную жертву; и через эту жертву приобретаются и достигаются Божия благодать, прощение грехов и всяческие блага не только для людей, присутствующих на мессе, но также для отсутствующих, даже для умерших, ради которых такие мессы обычно и совершаются.
270 Почему же это действие мессы является столь чудовищной мерзостью?
I. Поскольку существует лишь одно умилостивительное и искупительное жертвоприношение, которое только Христос принес Отцу, единожды предав Свое Тело и излив Свою Кровь на алтаре креста в приятное благоухание так, чтобы могла существовать совершенная и полная жертва во веки веков (Ефес. 5:2; Евр. 7:27; 9:12, 26, 28; 10:10,14).
II. Поскольку в Евр. 10:1-2 указано, что если время от времени повторяется одно и то же жертвоприношение, это является свидетельством и доказательством того, что прежнее жертвоприношение было недостаточным.
III. Поскольку умилостивительное жертвоприношение невозможно совершить без страданий, смерти и пролития крови (Евр. 9:7, 22, 25-26). И отсюда очевидно, сколь чудовищную и отвратительную мерзость производит совершающий богослужение священник в действии и жертвоприношении своей мессы, от кото-
152
рой благочестивому христианину надлежит содрогаться в искреннем ужасе.
271 Но поскольку мы ежедневно грешим, нуждаемся ли мы также в ежедневном примирении?
Эта искупительная жертва, которую Христос единожды принес на алтарь креста, является совершенным, достаточным и полным умилостивлением за все грехи всех времен (1 Иоан. 2:2; Евр. 9:12; 10:14). Посему мы не имеем никакой нужды в другой или новой умилостивительной жертве, но требуется только одно -чтобы эта единая жертва Христова была приложена к нам, дабы мы соделались причастниками ее плода и силы. Однако для этого вовсе не нужно некое особое внешнее жертвоприношение, но Евангелие и установление Вечери указывают нам, каким путем происходит это приложение и запечатление.
272 Каково же тогда истинное и спасительное применение Вечери Господней?
Когда соблюдаются предписания и повеления Христовы, то есть когда мы едим Его Тело и пьем Его Кровь, совершая это в Его воспоминание, с кающимся сердцем и в истинной вере. Ибо для спасительного применения этой Вечери требуется двоякое ядение и питие, сакраментальное и духовное, и это предписано нам Самим Христом. Сакраментальное ядение и питие совершается телесными устами и выражено следующими словами Христа: «Ядите, сие есть Тело Мое. Пейте, сие есть Кровь Моя». Духовным же является и именуется такое ядение и питие, которое совершается в искреннем покаянии, чрез истинную веру, которою мы приемлем и прилагаем к себе все блага, которые Христос заслужил и приобрел преданием Своего Тела и излитием Своей Крови за нас. И об этом духовном ядении Христос сказал: «Сие творите в Мое воспоминание».
273 Как часто христианам надлежит принимать это Таинство?
Христос не пожелал, чтобы принятие этого Таинства было привязано либо к определенным срокам, либо к определенным дням, разве лишь Павел упомянул, что Вечерю Господню следует совершать, когда Церковь собирается для воспоминания смерти Христовой (1 Кор. 11:18-26). Однако несомненно Бог желает, что-
153
бы мы принимали это Таинство не единожды, подобно тому, как мы единожды крещены, но многократно и часто (1 Кор. 11:26). Ибо Павел указал на то, что Вечеря Господня дана вместо ветхозаветного пасхального агнца. А пасхального агнца действительно ели в определенный день и только однажды в году. Но, с другой стороны, Павел сказал о Вечере Господней: «Всякий раз» и т.д. Этим выражением он желал указать, что принятие этого Таинства не привязано к определенному дню, но все же оно не должно оставаться лишь ежегодным или юбилейным, подобно ядению пасхального агнца, но является многократным и частым.
Тогда, спросите вы, сколь часто достаточно быть гостем на этой Вечере? Ни один человек не должен точно отвечать на это, указывая какое-либо число или определенную меру, но это должна определять лишь встревоженная совесть всякий раз, когда она ощущает и осознает, что ей необходимы блага, предлагаемые в Вечере для утешения и укрепления. Посему совесть надлежит не принуждать, но склонять к частому принятию этой Вечери через серьезное увещевание и рассмотрение того, сколь необходимо, спасительно и полезно для нас принятие этой Вечери. Тот же, кто не приступает к этой пресвятой трапезе, тем самым ясно показывает, что он является христианином лишь номинально, а не фактически, то есть что он презирает повеление своего Спасителя, сказавшего: «Идите,., пейте,., сие творите всякий раз», и т.д.
274 Какие блага или плоды приносит верное применение этого Таинства?
Можно ответить кратко, что оно полезно для укрепления веры. Однако сказанное требует более подребного разъяснения, и лучше всего это сделать с помощью слов установления. Итак:
I. Отпущение грехов и спасение состоит в том, что мы являемся причастниками заслуги Христовой и включены в Новый Завет благодати. Прекраснейшее знамение и надежнейшее запе-чатление этого Христос предлагает нам в Своей Вечере. То же самое Его Тело, жертвоприношением Которого куплены эти великие блага, и та же самая Кровь, излитием Которой был утвержден Новый Завет, дабы нас, вопреки всем искушениям, соделал уверенными и сильными этот драгоценнейший залог того, что также и нам несомненно принадлежит приобщение благ, произведенных смертью Христовой.
II. Евангельское обетование в целом предлагает благодать всем верующим, дабы каждый человек без сомнения заключил, что
154
это вселенское обетование прилагается также лично к нему и что эта благодать предлагается и даруется ему таким образом, что он может безопасно полагаться на нее и обладать ею. В истинном применении этого Таинства Сам Христос предлагает и дарует Свои Тело и Кровь лично каждому человеку через предписанное для этого средство, обращенное к каждому человеку лично этим персональным приглашением: «Прими, ешь и пей; сие есть Тело Мое, преданное за тебя; сие есть Кровь Моя, излитая для отпущения твоих грехов».
III. Воспоминание смерти Христовой, состоящее в истинных покаянии и вере, должно сохраняться, укрепляться и умножаться в нас. Однако оно легко ослабляется, подавляется и утрачивается под воздействием многообразных уловок сатаны, камней преткновения этого мира, а также немощи, самонадеянности и греховности нашей плоти. Посему Христос, дабы время от времени обновлять и укреплять его в нас, в этой Своей Вечере предписал спасительное и весьма действенное лекарство, то есть принятие Его Тела и Крови, и добавил: «Сие творите в Мое воспоминание».
IV. Поскольку мы часто отпадаем от завета благодати, совершая грехи против совести, дабы при истинном обращении у нас было надежное и особое доказательство, кроме общего Слова о том, что всемилостивейший Бог желает вновь принять нас в этот завет благодати, Христос сказал в Своей Вечере: «Примите, пейте, сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови». И эти слова («Сие есть Новый Завет») являются весьма надежным залогом того, что сила Божия крепко удерживает и сохраняет нас в этой благодати ко спасению.
V. Поскольку один лишь грех и ничего доброго не обитает в нашей плоти, от которой непрестанно происходят многочисленнейшие злые плоды, в Своей Вечере Христос предлагает нам Свои пресвятые Тело и Кровь, дабы мы, через это приобщение подобно ветвям привитые к Тому, Кто есть истинная виноградная лоза, могли получать из нее новый, благой и духовный сок. И этим приобщением мы также теснейшим образом соединены с другими христианами как членами одного Тела Христова (1 Кор. 10:17), в результате чего в нас воспламеняется, возрастает и сохраняется всеобщая любовь к ближним.
Все это подробно и ясно изложено в словах установления. Всякий, кто верно и серьезно осмысляет это, действительно видит, сколько утешения получает встревоженная совесть от частого
155
принятия этого Таинства.
И если этому учению постоянно и серьезно уделять внимание, не будет необходимости в принуждении, но верующие во Христа сами станут стремиться к частому причащению. Всякий же, кого это не интересует и не заботит, тем самым свидетельствует, что он не является христианином.
275 Но все ли вкушающие это Таинство принимают и обретают спасительные плоды, о которых мы теперь говорим?
Павел сказал (1 Кор. 11:27 и 29), что всякий, кто ест и пьет недостойно, ест и пьет осуждение42 себе и становится виновен против Тела и Крови Христовых.
276 То есть многое зависит от расположения сердца и отношения, с которыми человек приступает к этому Таинству.
Совершенное верно! Ибо вина против Тела и Крови Господних - это ужасающий приговор. Посему Павел сказал: «Да испытывает же себя человек», то есть наблюдает за тем, как он вкушает этот хлеб и пьет из этой чаши. И в отношении такого испытания следует усердно увещевать людей как в общих проповедях, так и в частных беседах во время исповеди.
277 Кто ест и пьет Вечерю Господню недостойно?
Это недостоинство состоит не в том, что мы, жалкие грешники, не заслуживаем небесной пищи. Ибо эта пища приготовлена и предназначена именно для грешников. Но, как можно весьма ясно заключить из Послания Павла (1 Кор. 11), вкушающий недостойно это:
I. Всякий, кто не различает Тела Христова, то есть кто не согласен с тем, что священная пища этого Таинства является Телом и Кровью Христа, но относится к ней не более почтительно, чем к прочей обычной пище.
II. Кто продолжает пребывать во грехах без покаяния, не имея и не сохраняя намерения жить лучшей жизнью, но упорствуя во грехе, как Павел обличал это в некоторых из Коринфян. Ибо такие люди насмехаются над ужаснейшими страданиями нашего Господа, словно грех был чем-то незначительным, а не чудовищной мерзостью, из-за которой Сын Божий выстрадал такую позор-
См. сноску 39.
156
ную смерть. В сущности, приступающий к этой святой трапезе в таком духе признает Христа покровителем греха, как если бы в Вечере Он Своими Телом и Кровью подбрасывал дрова в костер греха, желая питать и укреплять его. А посему они вкушают недостойно.
III. Кто приступает к этой Вечере без истинной веры, то есть кто ищет благодать Божию, прощение грехов и вечное спасение где-то еще, а не только в заслуге Христовой, либо в эпикурейской самонадеянности не алчут и не жаждут искренне праведности, то есть благодати Божией во Христе, примирения и спасения. Ибо неверующий будет осужден, хотя он применяет Слово и Таинства.
278 Что же недостойные люди вкушают в Святой Вечере?
Подобно тому как наше достоинство не производит или не образует Таинства, ничье недостойное состояние не упраздняет или не делает недействительным Таинство. Ибо Таинство основано не на нашей вере, но на Слове и Божием установлении. И поскольку Слово равным образом повелело Петру и Иуде: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, пейте, сие есть Кровь Моя», вне всякого сомнения, Иуда, хотя и недостойно, но так же, как Петр, принял не просто хлеб и вино, но одновременно также Тело и Кровь Христовы. Конечно же, Петр принял ко спасению, а Иуда -к проклятию43. И Павел объявил, что недостойные становятся виновными не просто против хлеба и вина, но против Тела и Крови Господних. И он добавил, что они становятся виновны, потому что не различают, но вкушают недостойно. Отсюда следует, что недостойные тоже принимают и вкушают Тело Господне, но недостойно, и таким образом становятся виновными против Тела Господня, поскольку они вкушают его недостойно. В этом смысле высказался также Августин, что вера, которую имеет отдельный человек, не касается полноты или истинности Таинства, но она весьма важна для образа жизни.
279 Но если сама жизнь заключена в Теле Христовом, как тогда оно может становиться причиною смерти для вкушающих недостойно?
Это происходит не в результате того, что Господне Тело
См. сноску 39.
157
само по себе является смертельным ядом, но оттого, что вкушающие недостойно грешат против Тела Христова эпикурейской самонадеянностью и нераскаянностью, грешат своим недостойным вкушением и попросту попирают его ногами. Так они становятся виновны против этого Тела, в Котором обитает сама жизнь, подобно Иуде, который предал это Тело, подобно иудеям, которые желали Его смерти, подобно Пилату, который вынес Ему смертный приговор, подобно воинам, которые бичевали и распяли это Тело жизни. Ибо жизнь воистину обитает во Плоти Христовой, но она созидает жизнь не в неверующих, но только в верующих, так же как Евангелие является для верующих запахом живительным на жизнь, а для неверующих - запахом смертоносным на смерть (2 Кор. 2:15-16). И Христу дана власть не только животворить верующих, но также осуждать неверующих (Иоан. 5:21-22).
280 Как же надлежит человеку проверять и исследовать себя, чтобы вкушать достойно Святую Вечерю?
Это достойное ядение не состоит в чистоте, святости или совершенстве человека. Ибо не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Матф. 9:12). Однако через противопоставление с. недостойными нетрудно понять, как следует совершать это исследование.
Во-первых, пусть разум рассмотрит, какова природа действенности этой Вечери, Кто присутствует там, какая пища там предлагается и принимается, дабы приготовиться к ее принятию с надлежащими смирением и благочестием.
Во-вторых, пусть человек, готовящийся приступить к Трапезе Господней, обладает таким сердцем, которое искренне признаёт свои грехи и заблуждения, содрогается от гнева Божия и не находит удовольствия во грехе, но тревожится, печалится и искреннее желает исправления.
В-третьих, разум должен быть серьезно озабочен тем, чтобы не погибнуть во грехах под гневом Божиим, а следовательно, должен страстно стремиться к благодати Божией, дабы через истинную веру в послушание, страдания и смерть Христа, то есть в предание Его Тела и пролитие Его Крови, он искал, просил, получал и прилагал к себе благодать Божию, прощение грехов и спасение. Кто так исследует и готовит себя, тот воистину принимает это Таинство достойно, не к проклятию44, но ко спасению. И хотя все
См. сноску 39.
158
это является еще слабым, немощным и вялым, все же по этой причине не следует воздерживаться от Святой Вечери. Скорее наоборот, именно это должно побуждать нас к более частому причащению, поскольку нам известно, что через это средство Сын Божий постепенно все более и более воспламеняет, умножает и укрепляет в нас покаяние и веру. Ибо это лекарство приготовлено и даровано для больных, которые признают свою немощь и ищут совета и помощи.
281 С какою внешнею почтительностью следует совершать это Таинство в его истинном употреблении?
Поскольку сам по себе хлеб является и остается хлебом, и подобным же образом вино, эти элементы, конечно же, не следует обожествлять. Если же сердце воистину верует в соответствии со словами установления, что Христос присутствует в этом деянии, предлагает и раздает нам Свои Тело и Кровь, тогда сами собою внешние обряды совершаются со всяким благоговением и почтением, как приличествует христианам. Но главной заботой пусть будет то, с каким сердцем мы приступаем к этой Трапезе Господней. Ибо в противном случае это будет фарисейским лицемерием, когда внешними обрядами мы притворно изображаем благоговение, а сердце далеко отстоит (Матф. 15:8).
Комментарии