Solus Christus


Мартин Хемниц

Энхиридион. Служение, Слово и Таинства

Отпущение грехов

282 Что Христос назвач Ключами Царства Небесного?

Служение самого Слова, в котором и через которое Божией волею и властью грехи либо отпускаются кающимся, либо оставляются на нераскаявшихся и неверующих людях (Матф. 16:19; Иоан. 20:22-23).

283 Почему Христос дал этому служению название «Ключи Царства Небесного»?

Дабы указать на то, что проповедь Слова не является пустым и бесполезным бормотанием, но что Святой Дух присутствует в этом служении, действует через него и желает, чтобы этим средством, как ключами, открывалось Царство Небесное и многие были введены в него. Итак, поскольку служители Слова слышат, что им вверены Ключи Царства Небесного, этим они должны побуждаться к тому, чтобы проповедовать учение о грехе, покаянии, вере, прощении грехов, нового послушании и т.д. не равнодушно и легкомысленно, не только в общих чертах или поверхностно, но

159


верно и усердно применять его к своей пастве в полной уверенности, что через это их служение Святой Дух желает воспламенять, умножать, укреплять и сохранять покаяние, веру и новое послушание в сердцах прихожан. Это название также ободряет их, уверяя, что их труд не тщетен пред Господом () Кор. 15:58). И если когда-либо в служении они оставляют грехи на нераскаявшихся людях согласно Слову Божию, с угрозою Божия гнева и проклятия, им следует знать, что это признается действительным и несомненным также на Небесах. Подобным образом, отпуская грехи кающимся и верующим людям через провозглашение благодати Божией, они должны быть уверены, что это не только добрые пожелания (как обычно уверяют), но что то же самое является несомненным и утвержденным на Небесах (Матф. 16:19). Также название «Ключи» побуждает прихожан не пренебрегать Словом и служением и не считать это пустыми словами, достигающими лишь ушей, но способствует тому, чтобы они знали и непоколебимо верили, что для желающих войти в Царство Небесное подступ к нему открывается только этими Ключами. И если они замечают внутри себя самих какую-то недостаточность покаяния, веры, нового послушания и т.д., им следует помнить, что с помощью этого средства и орудия Святой Дух желает даровать и преумножить то, в чем они нуждаются. А также когда их осуждает и обличает увещевание Закона, пусть они не думают, что это - бесполезные предостережения, которые можно стряхнуть, как пыль с одежды. Но если они остаются в нераскаянности и неверии, то пусть им будет известно, что все, связанное таким образом на земле, в равной мере связано и сохранено на Небесах. С другой стороны, когда они слышат евангельские обетования, провозглашаемые верующим на основании Слова Божия, то пусть они не думают, что это лишь слова, причем слова человеческие. Но пусть они осознают и твердо уверуют в то, что это - глас Самого Святого Духа, приносящего утешение нашим сердцам таким путем, и что все, отпущенное таким образом на земле, отпущено и прощено на Небесах Самим Богом, поскольку это произведено Ключами Царства Небесного. И надлежит серьезно излагать и осмыслять то, почему Христос пожелал сказать о служении именно так: «Дам тебе Ключи Царства Небесного».

284 Как же связываются и отпускаются грехи? Только в общей исповеди? Либо только частным образом?

Писание свидетельствует, что это производится двумя способами:

160


 

I. В общем обращении, когда на основании Слова Божия и в соответствии с ним грехи обличаются в целом и гнев Божий с вечным проклятием угрожают всем остающимся во грехах без покаяния. Ибо хотя служитель Слова не знает, кто повинен в каких грехах, и не обличает их индивидуально и поименно, все же грехи связываются и сохраняются в глазах Божиих через общее обращение к нераскаивающимся и неверующим грешникам (Лук. 10:1012; 13:3, 5; Деян. 13:46, 51; Ефес. 5:5-6; 2 Фес. 1:8-9). Таким же образом, когда после предшествующего призыва к покаянию евангельское обетование провозглашается в общем и всем и когда человек принимает его своим сердцем в истинной вере, прилагая к себе, то пусть он твердо верует в то, что так Бог прощает и отпускает ему грехи. Про общее применение Ключей сказано в Деян. 3:19; 4:12; 10:43; Лук. 10:6.

II. Поскольку же нечестивых людей зачастую вовсе не трогает это общее применение связывающих Ключей, Бог приказал и постановил, чтобы связывающие Ключи применялись также индивидуально к отдельным людям, которые явно не раскаиваются или упорствуют. Но делать это следует при соблюдении определенного порядка. Сначала грешнику наедине напоминают о его нечестии и суде Божием, призывая к покаянию. Затем то же самое увещевание надлежит повторить в присутствии нескольких свидетелей. Если же такое обличение не возымеет действия, то пусть это будет объявлено церкви и пусть связывающие Ключи применяются против такого человека от имени всей церкви (Матф. 18:15-17; 1 Кор. 5:1-5). Да совершается это для того, чтобы дух был спасен, грешник устыдился и. покаялся, а остальные опасались совершать столь серьезные грехи (1 Кор. 5:5; 2 Фес. 3:14; 1 Тим. 5:20). В Писании мы читаем о связывающих Ключах, примененных против Каина (Быт. 4:10-12), Ханаана (9:25), Симона волхва (Деян. 8:2021, 23), Елимы (Деян. 13:10-11), человека повинного в кровосмешении (1 Кор. 5:1-5), а также против других (например, 2 Фес. 3:14; 1 Тим. 1:20). Таким же образом общая проповедь Евангелия зачастую не удовлетворяет обеспокоенную и взволнованную совесть, не приносит утешения, необходимого для укрепления немощной и слабой веры. И такая совесть, сомневающаяся в индивидуальном применении из-за своего недостоинства, обеспокоена в искушениях прежде всего вопросом: «Быть может, эти благословения и Божий обетования не предназначены для меня, поскольку я недостоин и осквернен многими грехами, но Бог выносит мне иной приговор на Небесах?» Итак, дабы совесть имела полное, на-

161


дежное и твердое утешение в искушениях, Христос не только в общем проповедовал Евангелие, но также возвещал прощение грехов персонально отдельным кающимся грешникам (Матф. 9:2; Лук. 7:48, 50; 19:9; 23:43). И Христос поручил это частное применение открывающих Ключей также Своим служителям, добавив обетование: «Что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Матф. 16:19; 18:18; 10:22-23). И такое применение открывающих Ключей обычно именуется частной исповедью.

285 Что же такое частная исповедь?

Когда церковный служитель или, в случае необходимости, любой христианин провозглашает евангельское утешение не в общем, но на основании Слова Божия возвещает прощение грехов индивидуально, частным образом, грешнику, который в искреннем покаянии и истинной вере ищет благодати Божией во Христе, дабы отпустить ему его грехи во имя Христа и провозгласить ему прощение. Христос обещал присутствовать Своим Духом в таком деянии (Матф. 18:20; 28:20; Иоан. 20:22-23). Через это средство Сам Христос также предлагает, дарует, прилагает и запечатлевает прощение грехов и добавляет обетование того, что все отпущенное на земле равным образом отпущено также на Небесах (2 Кор. 2:10; Матф. 16:19).

При том надлежит усердно объяснять, сколь великое утешение черпает из этого обеспокоенная совесть, чтобы так я мог понять, где мне следует искать и находить моего Господа Христа, дабы через Слово Он имел дело персонально со мною, отвратительным грешником, а мне было позволено услышать это наисладчайшее утешение непосредственно от Него: «Дерзай, чадо! Прощаются тебе грехи твои. Иди с миром» (Матф. 9:2; Лук. 7:50). Более того, частное отпущение грехов также освобождает меня от сомнений в том, что Бог думает или решает обо мне на Небесах, поскольку я могу еще более удостовериться в этом через частное отпущение грехов здесь, на земле, дабы мне вовсе не сомневаться в том, что оно действительно также на Небесах. И Святой Дух желает присутствовать в самом этом деянии (Иоан. 20:22-23), укрепляя и сохраняя веру через Слово. И потому отпущение грехов воистину надлежит превозносить, часто и неограниченно применяя его.

286 Следует ли тогда отпускать грехи в равной мере всем людям, независимо от того, раскаиваются они или нет? Или

162


 

же служитель волен по своему усмотрению и своей властью связывать и отпускать грехи, как ему вздумается и кому он пожелает?

Ни в коем случае. Но Христос сказал (Иоан. 20:21): «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас», то есть чтобы вы применяли Ключи Царства Небесного не по своей воле или по благоусмотрению этого мира (Иоан. 6:38; 7:16), но согласно повелению и благоволению Божию (Иоан. 8:28; 12:49). Следовательно, кого Бог связывает в Своем Слове, того служитель Слова тоже должен связывать. С другой стороны, кому Бог отпускает грехи, того служитель Слова также должен провозглашать прощенным. Но где Сам Бог не связывает или не отпускает грехи, там и служитель не должен принимать на себя эту власть. Бог же не отпускает грехи нераскаявшимся и неверующим людям, но связывает их в Своем праведном суде (Иер. 5:6-7; Лук. 13:3; Иоан. 3:36). Посему служителю остается также применять не отпускающие, но связывающие Ключи в отношении таких людей. С другой стороны, Бог не связывает, но отпускает с прощением грешника, который от всего сердца кается и в истинной вере ищет благодати Божией во Христе (Иез. 33:14-16; Лук. 15:10; ср. историю о блудном сыне и т.д.). Следовательно, служитель Слова должен совершать то же самое - не связывать, но отпускать ему грехи (Матф. 18:21-22; Лук. 17:3-4).

287 Но как служитель Слова узнает об истинном покаянии и вере грешника?

Для того в наших церквах соблюдается исследование в частной исповеди тех людей, которые ищут отпущения грехов и собираются приступить к Трапезе Господней.

288 Однако, по крайней мере на мой взгляд, тайная исповедь папистов является пустой и бессмысленной, поскольку она представляет собой порочное истязание совести и не соответствует Слову Божию.

Папское учение об исповеди содержит три главных заблуждения, противоречащих Слову Божию.

Во-первых, в ней требуется полное и точное указание каждого греха в присутствии священника, и к этому добавляется утверждение, будто грехи, не перечисленные перед священником, не могут быть прощены15.

15Согласно римско-католическому учению, смертные грехи не проща-

163


Во-вторых, паписты учат, будто через совершение такого исповедания, то есть подробного перечисления грехов, исповедующийся человек заслуживает прощение грехов.

В-третьих, это подробное перечисление грехов требуется для того, чтобы исповедники могли, как духовные судьи, наложить на исповедующихся подобающую и достаточную епитимью, которою те загладят и искупят грехи по мере своей вины. Поскольку все это не имеет никакого основания в Писании, но прямо противоречит ему, папская тайная исповедь справедливо отвергнута и упразднена в наших церквах.

289 Все же следует ли сохранять в Церкви какую-то исповедь?

Святое Писание говорит о трех видах исповеди.

Первая совершается перед Богом, то есть когда вся Церковь и каждый ее член исповедует лично Богу свои грехи и со смиренным, кающимся сердцем просит прощения (Пс. 31:5; 1 Иоан. 1:9; Пс. 105:6; Дан. 9:4-7; Иез. 9:6, 15; 10:1-3, 10-12).

Вторая совершается в братском примирении с ближним, то есть когда обидевший или оскорбивший своего ближнего человек признает и исповедует свой грех, прося прошения и примирения (Матф. 5:23-25; 18:15; Лук. 17:4; Иак. 5:16).

В-третьих, Писание также свидетельствует, что в ранней Церкви крещаемые, прежде чем их допускали ко Крещению, совершали публичную или частную исповедь. Таким образом подтверждалось, что они были движимы серьезным покаянием и искали Крещения в истинной вере (Матф. 3:5-6; Лук. 3:12; Деян. 2:37-38; 8:36-38; 19:18). Так, Давид исповедал свои грехи перед их отпущением (2 Цар. 12:13). И женщина, которая была грешницей (Лук. 7:38,48). И Закхей (Лук. 19:8-9).

На этом основании в ранней Церкви было принято и осуществлялось на практике как публичное, так и частное исследование. И наши церкви тоже сохраняют такую исповедь. Ибо никого не допускают к Вечере Господней, пока он прежде в общей исповеди не засвидетельствует покаяние и веру пред церковным пастором, который по этому поводу также вступает в частные беседы с отдельными людьми. Более того, именно это и соблюдается в наших церквах со следующими целями:

I. Дабы на основании этой исповеди и частной беседы

ются до тех пор, пока они не исповедуются именно таким образом.

164


пастор мог видеть, правильно ли соблюдают и достаточно ли понимают прихожане необходимые части учения, и дабы он, заметив, что прихожанам все еще чего-то недостает в этом отношении, имел возможность более обстоятельно наставить их на основании Слова Божия.

П. Дабы таким образом пастор мог исследовать, движимы ли истинным покаянием люди, желающие приступить к Вечере Господней, и одновременно точнее поведать им, что такое грех и каково возмездие за него, а также указать, что требуется для истинного покаяния и как им надлежит достойно каяться.

III. Дабы таким образом пастор мог узнать, кто, во что, как и сколь серьезно верует, у кого и через кого кающиеся ищут отпущения грехов. Здесь одновременно имеется возможность точнее наставить и научить малограмотных людей, каковы природа и характер веры, а также напомнить им, чтобы они учились испытывать самих себя, в вере ли они (2 Кор. 13:5).

IV. Дабы через это частное исследование пастор мог видеть, наличие желания исправиться у каждого человека, а также усердно наставлять прихожан о том, для чего необходимо новое послушание и в чем оно состоит.

V. Дабы в этом служении, спасительным наставлением и утешением из Слова Божия, пастор помогал благочестивой совести, которая либо удручена искушением, либо обеспокоена каким-то сомнением. И это наилучшим образом достигается в такого рода частной исповеди.

Наконец, частная исповедь сохраняется и применяется в наших церквах главным образом ради отпущения грехов, то есть чтобы его могли верно и спасительно искать, принимать и применять в искреннем покаянии и истинной вере.

Поскольку перечисленные частные блага чрезвычайно важны и не имеют недостатка ни в Божием Слове, ни в повелении, ясно и несомненно, что этот соблюдаемый в наших церквах порядок непоколебим, основан на Писании и извлечен из него. Если это верно разъяснять благочестивым людям, они добровольно сами придут на исповедь, и вовсе не возникнет необходимости в каком бы то ни было принуждении. Ведь именно это благо само привлечет их. Конечно же, в связи с этим самим пасторам следует также напоминать, как и почему надлежит прибегать к таким частным беседам. Что касается остального, то в наших церквах время частной исповеди главным образом связано с Вечерей Господней, дабы никто заведомо недостойный, надлежащим образом не ис-

165


следовавший самого себя, не мог быть к ней допущен и не навлек на себя осуждение и проклятие. Во время частной исповеди пастор персонально призывает человека тщательно исследовать себя и одновременно наставляет его, почему это следует делать. Всякий благочестивый человек поймет, что это весьма важно.

Молитва

290 Волен ли христианин молиться или не молиться?

Нет. Воля и повеление Господни таковы, чтобы чада Божий призывали своего Бога Отца, причем не единожды или дважды, но непрестанно (1 Фес. 5:17-18; Лук. 18:1; 1 Тим. 2:1; Втор. 6:13 и Матф. 4:10; Пс. 49:15; Матф. 7:7). Не призывающие имя Господне, по существу, являются язычниками (мерзостью в глазах Божиих, людьми, на которых Он предопределил излиться гневу Своему), Пс. 13:3-4; Пс. 78:6 и Иер. 10:25. С другой стороны, призывание имени Божия принадлежит истинной Церкви и святым Божиим как некий признак (1 Кор. 1:2).

291 Что вы называете молитвою, или призыванием имени

Божия?

Не бессмысленное, невнятное и равнодушное произнесение устами многочисленных внешне благочестивых слов (Матф. 6:7; 1 Кор. 14:19; Ис. 29:13; Матф. 15:8).

Но истинная молитва, несомненно, имеет место, когда мы изливаем свое сердце пред Богом (Пс. 61:9; 24:1-2; 85:4; 142:8) и, таким образом приступая к престолу благодати (Евр. 4:6), с сыновней покорностью и истинной сердечной любовью обращаемся к нашему Богу Отцу, Который пребывает и слышит (Гал. 4:6), а также, будучи побуждаемы Его повелением и уповая на Его обетование, открываем пред Ним наши тревоги и желания и в истинной вере, через и ради Христа, ищем милости, благодати и помощи во всем, что согласуется с Его славою, а также необходимо, полезно и спасительно для нас (Евр. 4:16; Иоан. 16:23-24), либо возносим Ему благодарения за полученные благословения, восхваляем и прославляем имя Его (1 Тим. 2:1; 1 Кор. 14:16).

292 Сколько существует видов молитвы?

Св. Павел очень просто классифицировал и перечислил их в следующих библейских фрагментах: Филип. 4:6; 1 Тим. 2:1; 1 Кор. 14:15-16; Ефес. 5:18-20. Поскольку мы либо просим, чтобы Бог даровал нам блага, а также сохранил, укрепил и умножил те

166


 

блага, которые были даны, либо молимся о защите от грозящего зла, дабы Он отвращал его от нас, хранил и избавлял нас от него и поддерживал нас под самим крестом, утолял наши тревоги, давал терпение и посылал утешение. Или же мы возносим Богу благодарения за полученные блага, а также превозносим и прославляем Его имя, то есть всемогущество, славу, праведность, благодать и благость. Или же мы признаем и исповедуем свои грехи в открытой исповеди и одновременно сетуем о своих невзгодах (Дан. 9:5, 11).

И такие ходатайства, прошения, моления, благодарения, прославления и исповедания совершаются либо в общем за все нужды, либо в отдельности, когда в молитве упоминается что-то особо. А также либо за нас самих, либо за других. И мы молимся либо наедине, или же просим о чем-то совместно, в молениях двух или трех людей, либо всей Церкви (Матф. 18:19). Кроме того, эти молитвы или благодарения иногда совершаются только внутренней любовью, желанием или воздыханием разума, иногда к тому добавляется внешняя, произносимая молитва, дабы моление совершалось сердцем и устами. И эта внешняя молитва совершается либо простым произнесением слов, либо речитативом, либо нараспев (1 Кор. 14:16; Ефес. 5:19).

Наконец, молитвам сопутствуют даже внешние телодвижения, например коленопреклонение (Ефес. 3:14), воздевание рук (1 Тим. 2:8; Пс. 140:2), возведение очей (Пс. 122:1), биение себя в грудь (Лук. 18:13). Или же истинные молитвы могут совершаться в духе и в истине без таких внешних телодвижений (Иоан. 4:23). Но они применяются как способы проявления или пробуждения молитвенного усердия.

293 Разве нет никакой разницы в том, как человек совершает свои молитвы ?

Разница существует, и очень большая, ибо молятся и язычники, и фарисеи, но Сам Христос засвидетельствовал, что их молитвы неприемлемы для Бога (Матф. 6:5, 7; Иак. 4:3; Пс. 108:7). Посему желающий молиться правильно пусть со всяческим прилежанием и рассуждением уделит особое внимание тому, каким образом он мог бы совершать свои молитвы, чтобы они были приемлемы для Бога и приняты Им. Но это состоит не в многословии или в изяществе и красноречии, а в том, чтобы молитвы производились согласно воле Божией, явленной нам в Его Слове. Для простых людей это всё можно весьма кратко обобщить в следующих

167


главных пунктах:

I. Каждый, кто собирается молиться, прежде всего должен взирать на Того, к Кому он собирается обращаться в молитве, дабы его сердце, разум, дух и все помыслы были движимы, возносимы и направляемы к этому единому и вечному Богу Отцу, Сыну и Святому Духу соответственно тому, как Он Сам явил Свою сущность и волю нам в Слове.

П. Мы обращаемся к Богу: «Авва, Отче» как к Тому, Кто не находится далеко (3 Цар. 18:15; Деян. 17:27), но присутствует и слышит наши молитвы (Втор. 4:7; Псал. 144:18). Посему нам надлежит собраться с мыслями и излагать свои моления благочестиво, благоговейно и смиренно, находясь в Его присутствии и пред Его лицом (Пс. 118:58; 141:2; Евр. 4:16).

III. Для благочестивой молитвы необходимы искреннее покаяние и истинная спасительная вера (Бог не слышит нераскаявшихся грешников, Иоан. 9:31; Ис. 1:15), посему желающий молиться надлежащим образом должен уяснить прежде всего, расположен ли к нему Бог, Которого он собирается призывать, настолько, чтобы он мог достойно и уверенно называть Его Отцом, ибо в молитве прежде всего следует стремиться к тому, чтобы мы могли иметь прощение грехов и милостивого Бога, Который как самый добрый Отец желает помогать и содействовать нам.

IV. Молитва должна быть не просто болтовней, но просить, искать и желать чего-то определенного от Бога (Матф. 7:7), причем по Его воле (1 Иоан. 5:14). Нам следует помнить, что мы должны желать именно воли Божией, какова бы она ни была.

V. Нам не следует полагаться на какое-либо свое достоинство, зависящее либо от человека, либо от дел, но надлежит должным образом признавать и осмыслять свое чрезвычайно недостойное состояние. И потому, уповая только на безграничную милость Божию и полагаясь только на заслугу нашего единственного Посредника, Ходатая и Защитника Иисуса Христа, смиренно и коленопреклоненно возносить свои моления во имя Его пред нашим Небесным Отцом (Дан. 9:18-19; Иоан. 16:23).

VI. Наконец, необходимо, чтобы в молитве вера твердо принимала то обетование, в котором Бог твердо гарантировал, что Он услышит нас независимо от всякой нашей заслуги, по существу вопреки ей, даром ради Христа, и, пребывая непоколебимо в этом уповании, убежденно исповедовала, что Бог действительно услышит наши молитвы и примет нас с отеческой благосклонностью и заботой, а также сможет облегчить и умерить наши невзгоды и бе-

168


 

ды, насколько позволяют слава Его имени и спасение нашей души (Матф. 21:22; Иак. 1:6-7).

Отсюда очевидно, сколь трудна истинная молитва, и ясно, что зачастую некоторые, по существу очень многие люди поклоняются не в духе и истине, но бормочут свои молитвы лишь устами. 16 Из сказанного также очевидно, что истинная молитва не является делом, зависящим от наших естественных способностей и исходящим из них, но это полностью принадлежит силе и действию Святого Духа (Гал. 4:6; Зах. 12:10).

Хотя такое расположение разума и духовное рвение, требуемые для достойной молитвы, весьма немощны в нас и не пылают жарко, но едва дымятся подобно льну17, все же по этой причине не следует оставлять упражнений в молитве, но, наоборот, с еще большим усердием пребывать в ней, держась за Божие обетование того, что Бог даст Своего Святого Духа просящим у Него (Лук. 11:13). Но молитвенное усердие и благочестие воспламеняются и укрепляются как размышлением над Словом, так и упражнением истинной веры.

По этой причине Христос также повелел нам во время молитвы произносить слова (Лук. 11:2; ср. Рим. 8:26).

294 О чем же следует просить Бога?

Ср. Матф, 18:19; 21:22; Марк. 11:24; Иоан. 16:23; 1 Иоан. 5:14. Мы не можем и не должны просить о вещах, запрещенных Богом и противных Его воле. Кроме того, в образце молитвы, переданном Апостолам, Сам Христос изложил суть воли Божией или того, о чем, согласно Его желанию, мы должны просить (Матф. 6:9; Лук. 11:12). Это главным образом сводится к нескольким основным прошениям. Они либо обращены ко славе Божией, либо касаются наших нужд, благ и спасения. Прошения, которые касаются нас, являются либо духовными, либо телесными благами, то есть относятся к душе, телу, счастью, репутации и т.д., служащим либо в настоящей жизни, либо в будущей, и эти прошения бывают возносимы либо за ближних, либо за себя, иногда в общем, иногда в отдельности, подобно тому как все эти прошения надлежащим образом содержатся в Молитве Господней.

295 Но может ли человек пользоваться другой формой

16 Здесь отражена мысль из Матф. 15:8 и Марк. 7:6.

17 Ср. Ис. 42:3; Матф. 12:20.

169


молитвы, другими словами?

Пророки, Сам Христос и Апостолы в своих молитвах часто использовали также другие слова. Следовательно, мы никоим образом не привязаны только к словам Молитвы Господней. Но мы, несомненно, привязаны к их смыслу, нам надлежит строить свои молитвы согласно тем главным частям, таким способом, в таком порядке и с такою целью.

Потому нам полезно включать каждую свою просьбу в какое-либо из прошений Молитвы Господней. Также полезно во всех Псалмах и других благочестивых молитвах обращать внимание на то, к какому прошению этой Молитвы они относятся и с чем должны быть связаны. Ибо такая форма, установленная для нас Самим Христом, должна быть образцом и нормой всех прочих молитв, и она воистину является лучшей и совершеннейшей из всех молитв. Ведь Христос не напрасно сказал: «Молитесь же так: Отче наш», и т.д.

296 В каком порядке, с каким различием и при каких условиях следует просить о духовных и телесных благах?

Христов образец учит нас просить не только о преходящих телесных благах или в основном и в первую очередь о них, но одновременно о духовных и телесныхблагах. Во-первых, о Царстве Божием и Его праведности, затем - о жизненных благах, однако, получив их, мы не должны приписывать их только лишь своим усилиям и трудам либо ожидать их от кого-то другого, но нам надлежит воспринимать эти вещи так, чтобы не искать и не ожидать их ниоткуда более, кроме как от Бога, и чтобы они служили только прославлению имени Его, нашей пользе и благу нашему ближнему. О духовных дарах нам, конечно же, следует просить без всякого условия, в твердой молитвенной уверенности, но о телесных дарах - с оговоркой. Ибо, поскольку Бог желает испытывать Своих детей в этой жизни крестом и бедствиями и мы не знаем, что нам во благо или как Бог желает совершать наше спасение, Христос предписал определенные условия, при которых нам надлежит просить о насущном хлебе. Во-первых, если такова воля Божия. Потому мы говорим: «Да будет воля Твоя». Затем, если то, о чем мы просим, связано с нашим благом и спасением. Потому мы молим: «Избавь нас от лукавого». И, наконец, если это служит славе Божией. Потому мы заключаем нашу молитву словами: «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки». Посему нам никоим образом не следует указывать Богу ни определенный способ, ни время, ни

170


 

рамки в телесных вопросах этой жизни, но если иной путь представляется Ему лучшим, нежели тот, о котором мы просим, в сыновнем послушании покоряться Его воле и смиряться по примеру Христа (Матф. 26:42), Давида (2 Цар. 15:25-26), трех юношей (Дан. 3:17-18) и прокаженного (Матф. 8:2). При том и обетование, и уверенность в том, что мы услышаны, остаются в таких молитвах действительными и твердыми несмотря ни на что, ведь Бог желает заботиться о нас также в телесных вопросах, приемлет нас с отеческой любовью и производит то, что, по Его ведению, будет для нас полезно и спасительно. И потому древние, пребывая в таких нуждах и бедах, ограничивали свои молитвы такими весьма краткими, но не менее приемлемыми словами, что Он либо избавит, либо успокоит, либо спасет, даруя терпение и утешение. И Августин сказал: «Бог всегда слышит также в телесных нуждах, если не по нашей воле, то уж наверняка по Своей воле, ради нашего блага». А также: «В таких прошениях Бог поступает милостиво, когда Он слышит, и поступает милостиво, когда Он не слышит»18.

297 Назовите некоторые причины, побуждающие нас к молитве, когда мы медлительны и небрежны.

Поскольку почти все мы по природе холодны и медлительны в молитве, весьма полезно и необходимо знать такие причины и помнить о них. Когда мы рассуждаем о них, Святой Дух возбуждает и воспламеняет в нас усердие к молитве.

I. Поскольку таковы желание и повеление Божий, чтобы мы молились, как мы уже показали это выше на основании Писания. Следовательно, пренебрежение и прекращение благочестивой молитвы не является пустяковым грехом.

II. Серьезные и многочисленные нужды, которые обременяют нас в этой тюрьме мира и которые мы не можем в достаточной мере осознать и постичь мыслью, а тем менее предохраниться от них или отвратить их своими усилиями, уже сами по себе должны надлежащим образом подвигать нас к молитве.

III. Также беспредельные блага и обильнейшие плоды благочестивых молитв должны побуждать к сему. Ибо духовные блага испрашиваются у Бога исключительно молитвами (Лук. 11:13). И преходящие блага не приносят нам пользы, если они не освящаются молитвой (1 Тим. 4:4-5). Св. Иаков также подробно показал действенность благочестивой молитвы (Иак. 5:15-18).

То есть не отвечает так, как мы желаем.

171


IV. Нас привлекают и побуждают наисладчайшие обетования, что Бог Отец принимает нас по великой любви в Своем Сыне Иисусе Христе, признавая угодным и приемлемым, когда мы приступаем и обращаемся к Нему с нашими молитвами, и Он обещал услышать нас.

V. Также поскольку наш Посредник Христос связал Себя твердым обещанием Своего присутствия посреди нас, когда мы молимся (Матф. 18:20), а также тем, что Он как наш Ходатай и Первосвященник Сам станет приносить наши моления Отцу, будет ходатайствовать за нас и вместе с нами просить Отца.

VI. Также существует обетование, что Святой Дух Божий как Дух молитвы станет воспламенять в нас усердие к молитве и благочестию, дабы мы взывали в Нем: «Авва, Отче» (Гал. 4:6). И Он, несомненно, ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными (Рим. 8:26). Посему пренебрегающие молитвами люди чрезвычайно оскорбляют Духа Святого.

VII. Молитва является общей для всех членов Тела Христова, призывающих одного Отца на Небесах, Которого мы потому именуем «нашим» Отцом. И кто не молится, тот отделяет себя от Главы Христа и от членов Его Тела, то есть Церкви, или общения святых. И Сам Бог рассматривает таких людей как язычников, которые не призывают Его имя (Пс. 78:6; Иер. 10:25).

VIII. Молитва воистину является упражнением благочестия, покаяния, веры, терпения, утешения, упования и т.д. Ибо Святой Дух питает, сохраняет и умножает эти дары в нас через упорство в молитве, равно как прекращение молитв приводит к тому, что эти дары постепенно истощаются и наконец вовсе исчезают.

IX. Там, где пренебрегают упражнением в молитве, двери и окна открыты для диавола и всякого рода искушений (Матф. 26:41; Лук. 22:40).

298 Делают ли место и время молитву более святой и приемлемой для Бога?

В Новом Завете молитвы благочестивых людей не привязаны ни к определенному месту, ни ко времени, о чем ясно учил Христос (Иоан. 4:24). И Павел сказал, что молитвы следует совершать на всяком месте (1 Тим. 2:8). По существу, каждый может молиться в своей комнате (Матф. 6:6) и на постели (Пс. 62:7). И поскольку мы должны всегда молиться (Лук. 18:1), то для молитвы свято и священно любое время. Когда же в христианской свободе, без суеверия, ради упражнения и поддержания доброго порядка

172


 

для молитвы назначается определенное время, а также избирается подходящее место, относительно защищенное от внешних вмешательств и помех, это не следует порицать. Так, когда в собрании общины, где преподается Слово Божие и отправляются Таинства, совершается молитвенное служение, это соответствует примеру апостольской Церкви (Деян. 2:42, 46; 1 Кор. 14:26). Но если кто-то делает это, полагая, что молитва становится более святой и приемлемой для Бога благодаря времени или месту, которые освящены определенными обрядами, это, конечно же, следует порицать как тщетное и пагубное суеверие.

299 Существует ли какая-то разница между христианскими и языческими, между римскими и евангельскими молитвами?

Настоящие верующие, желающие призывать Бога в духе и истине, должны прежде всего задуматься о том, как отличать и отделять свои моления от идолопоклоннических и суеверных молитв других людей (Матф. 6:7-8). Посему полезно знать, в чем состоит это различие.

Язычники и все иные неверные призывают либо своих вымышленных идолов, либо Бога, Которого они не знают (Иоан. 4:22). Но они не призывают истинного Бога, Который есть Отец, Сын и Святой Дух, поскольку не знают Его. Они также не призывают Бога во имя и с верою в Посредника Христа, без Которого никто не приходит к Отцу (Иоан. 14:6). Они основывают свою надежду быть услышанными не на Христе, а на своих жертвах и самовольных делах поклонения. По сути, они полагают, что в многословии своем будут услышаны (Матф. 6:7), однако постоянно пребывают в сомнении и неуверенности относительно того, услышат ли их и помогут ли им. Если их желания вовсе не исполняются, они осыпают своих идолов и богов оскорблениями и богохульствами. Кроме того, они вовсе не знают, как просить об истинных духовных благах.

Паписты же взывают не только к Богу, но одновременно также к умершим святым как особым покровителям и помощникам. Они поклоняются не только во имя Христа, но избирают себе множество посредников и ходатаев среди умерших святых. При том надежду быть услышанными они основывают либо на своих собственных заслугах, либо на заслугах святых. Потому они также учат, что следует всегда сомневаться в отношении благодати и милости Божией. Подобным образом они утверждают, что если кто-

173


либо молится перед определенными изображениями и изваяниями, в специальных местах и храмах, то он будет услышан с большей вероятностью. Они также часто молятся на незнакомом19 языке и утверждают, что чем длиннее молитвы и чем чаще они повторяются, тем более угодны они Богу. Потому они исчисляют повторения Господней Молитвы и молитв Деве Марии при помощи специальных счетных камешков20. При этом они утверждают, будто неважно, что во многих молитвах может отсутствовать всякое благочестие, поскольку если они совершаются через произнесение определенных слов, то в силу совершаемого дела21 они обретают обильную Божию благодать и само спасение, презирая тот факт, что в молитве мы ничего не даем Богу, но желаем получить и принять от Него что-то даром, ради Христа. Что касается остального, то из вышесказанного достаточного ясно, как следует совершать истинную молитву. И чтобы стать истинной, она должна быть очищена от всяческой закваски - как языческой, так и папской.

Призывание святых

300 Надлежит ли молитвенно обращаться к обитающим на Небесах святым?

Нет! Поклонение кому-либо другому кроме единого Бога является грехом против Первой заповеди Десятословия (Матф. 4:10). И чтобы никто не пытался найти лазейку в этом надуманном различии между поклонением и призыванием, Писание также провозглашает, что честь призывания принадлежит только Богу, и показывает, что поклонение одновременно включает в себя призывание имени Божия во всех нуждах (Пс. 49:15). Бог не отдает Свою славу никому иному (Ис. 42:8). Посему в образце молитвы Христос повелел нам призывать Того, Кто является и именуется нашим Отцом Небесным, с таким заключением: «Ибо Твоя есть слава», и т.д.

301 Однако мы являемся презренными грешниками и недостойны того, чтобы нас слушали. Нуждаемся ли мы потому в ходатайстве, оказывающем какое-то влияние на Бога? И должны ли мы признавать это свое недостойное состояние?

Этого, конечно же, нельзя отрицать. И языческое поклонение практически всех народов основано на размышлениях по-

19 Имеется в виду латынь. - Прим. ред.

20 Ссылка на четки.

21 Лат.: ex opere operato; см. сноску 41.

174


 

добного рода, на что и Амвросий указал, говоря о Рим. 1. Но Святое Писание указывает нам царственный и совершенно надежный путь. Поскольку именно мы недостойны получить что-либо от Бога, и потому мы нуждаемся в защитнике или ходатае, который бы вел наши дела, - причем не в таком, которого бы мы избрали с этой целью по собственной прихоти, но в Том, Кого поставил Сам Бог и в отношении Чьего ходатайства мы уверены, что оно достойно и законно пред Богом. Таким образом, Писание учит, что Сам Бог назначил единственного Посредника и Ходатая между Собою и нами, людьми; это Иисус Христос (1 Тим. 2:5). Он не только наш Посредник в деле искупления, но также наш Ходатай пред Отцом (1 Иоан. 2:1-2). Он ходатайствует за нас (Рим. 8:34). Он предстоит за нас пред лицом Божиим (Евр. 9:24). Он ходатайствует за нас, дабы мы могли приходить чрез Него к Богу (Евр. 7:25). Ибо во Христе мы имеем свободный, со всяким дерзновением, доступ к Богу (Ефес. 3:12). И потому Христос повелел нам молиться Отцу во имя Свое (Иоан. 14:14; 15:7; 16:24). И поскольку Его заслуга преизобильна и достаточна, а Его ходатайство угодно Богу и вполне действенно, то кроме повеления молиться только во имя Христа нам дано надежное и непоколебимое обетование, что мы будем услышаны (Иоан. 16:23). Ибо Он также способен вечно спасать приходящих чрез Него к Богу (Евр. 7:25). Размышляя над этими основополагающими фактами, благочестивый разум без труда поймет, сколь ужасной мерзостью и идолопоклонством является признание заслуг и ходатайств святых превосходящими Христовы или равными Христовым.

302 Однако Христос, принятый в небесную славу, превознесен выше всех Ангелов. Так тронут ли Его наши болезни, или смеем ли мы, жалкие люди, молить о Его ходатайстве? И весьма правдоподобно, что святые, подвергавшиеся тем же злоключениям, что и мы, окажутся более благосклонны к нашим бедам, примут их на себя и таким образом будут готовы помочь нам.

Сказанное в Евр. 2:17-18 и 4:15-16 полностью опровергает это возражение. И чтобы Его величие не отпугивало нас, Сам Христос призывает нас, несчастных и недостойных людей, к Себе и повелевает нам прийти (Матф. 1П28). Он не изгоняет вон приходящих к Нему (Иоан. 6:37). Войдя в Свое Царство, Он вспомнил о жалком разбойнике (Лук. 23:42-43). И мы побуждаемы и принуждаемы как повелением, так и обетованием Божиим молиться во имя Христа (Иоан. 16:24). О святых же ничего этого нигде в Писа-

175


ниях не сказано.

303 Однако нет сомнения в том, что святые, живущие с Богом подобно святым Ангелам Господним, желают и просят всего самого лучшего для нас, еще обитающих на земле. Почему же непозволительно призывать их?

Некоторые места Писания, казалось бы, действительно указывают на то, что святые, наслаждающиеся небесной славой с Богом подобно блаженным Ангелам, обычно желают и просят всего самого лучшего для Церкви Божией, продолжающей воинствовать на земле под знаменем креста и сражающейся с различными скорбями. Но из этого никоим образом не следует, что их надлежит призывать в нуждах, особенно поскольку у нас совершенно нет ни повеления, ни обетования в этом отношении. Писание определенно говорит, что призывать надлежит только Бога, а не святых, которые ничего не знают о наших делах, живя в ином мире (Ис. 63:16). И поскольку их более нет в этом мире, они не могут ни понимать наши мысли, воздыхания и желания, ни исследовать наши сердца. Только Бог и Человек Христос способны на это (Иер. 17:10; Рим. 8:27; Откр. 2:23; Иоан. 2:24-25; Лук. 24:38).

304 Разве не может Бог открыть наши тревоги, молитвы и воздыхания святым и помогать нам, разве не может Он использовать для этого их служение и труды, подобно тому как и Ангелы являются служителями Духа?

Молитва и призывание должны основываться не на неопределенных и предвзятых человеческих суждениях, а на ясном повелении и надежном обетовании из Слова Божия. Ибо это должно совершаться в вере (Иак. 1:6). А вера должна основываться на Слове Божием (Пс. 118:105). То же, что они утверждают в отношении святых, является лишь плодом человеческого воображения, лишено ясного Слова Божия, повеления и обетования, но по сути противоречит прямым указаниям Писания (Ис. 63:16; Деян. 13:36). И даже если бы состояние святых и Ангелов было одинаковым в том, что касается трудов и служений, производимых для нас, все равно из этого не следовало бы, что надлежит поклоняться им и призывать их. Ибо хотя сами блаженные Ангелы иногда возвещают, что молитвы благочестивых людей услышаны, все же они не желают, чтобы им поклонялись (Дан. 9:22-23; 10:12; Лук. 1:13; Деян. 10:4; Откр. 19:10; 22:8-9).

176


 

305 Однако у ветхозаветного народа Израилева часто встречалась и была общеупотребима следующая молитвенная форма: «Господи Боже, вспомни рабов Твоих Авраама, Исаака и Иакова», и т.д.

Этой молитвенной формой израильтяне напоминали Богу о Его всемилостивейших обетованиях, касающихся блаженного семени и усыновления, которые были провозглашены патриархам и которыми израильтяне подкрепляли свои молитвы. Но нигде не написано, будто они призывали покойных патриархов или просили, чтобы Господь услышал их ради заслуг и ходатайств патриархов. В действительности они открыто исповедовали обратное (Ис. 63:16): «Только Ты - Отец наш; ибо Авраам не узнаёт нас, и Израиль не признаёт нас своими» и т.д. Здесь они действительно упомянули патриархов, но призывали не их, а только Бога.

Также приводимое в качестве возражения изречение Быт. 48:16 означает лишь то, что Иаков молился и завещал, чтобы сыновья Иосифа (Ефрем и Манассия) были включены в его семью и назывались его именем, как если бы они были рождены самим Иаковом, и такое истолкование этой фразы очевидно из Ис. 4:1: «И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: "свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем"» (то есть пусть мы будем твоими женами и будем называться твоим именем). Равно и сказанное в Иер. 15:1 никоим образом не учреждает ходатайства умерших, но означает следующее: «Если бы среди вас нашлись способные молиться столь же усердно и ревностно, как Моисей и Самуил, еще пребывая среди живых, однажды ходатайствовали за свой народ, то и тогда Я не пощадил бы этот нечестивый народ». Такое истолкование не выдумано нами, но ясно преподано в Иез. 14:14, 16, 18.

306 Тогда, быть может, вовсе не следует почитать святых Божиих?

Их, конечно же, следует почитать, но таким способом, какой предписал Бог и каким они сами желают быть почитаемы -подобно тому как сказанное Девой Марией в ее песне означает: «Отныне меня будут называть блаженной не потому, что я могу совершать великие дела, или мое имя якобы свято, но потому, что Господь соделал великие дела для меня. Он могуществен, и только Его имя свято» [Лук. 1:48-49]. Как показано в «Апологии Аугс-бургского вероисповедания», отношение Писания к почитанию святых сводится к следующим трем главным повелениям:

177


Во-первых, дабы мы прославляли Бога истинным благодарением за святых; Он украсил их столь многообразными и превосходными дарами (Гал. 1:24; Матф. 5:14, 16). И одновременно следует превозносить дары и восхвалять самих святых, которые верно употребляли эти дары, так же как Христос похвалил верного слугу (Матф. 25:21; 11:11).

Во-вторых, дабы мы могли укреплять нашу веру и черпать терпение, утешение и надежду из их учения, исповедания, креста, скорбей, стойкости, утешения в испытаниях и избавления (Рим. 15:4).

В-третьих, дабы мы, каждый согласно своему призванию, могли подражать их вере, надежде, любви и другим христианским добродетелям (Евр. 13:7; 1 Кор. 11:1). И таково истинное почитание святых. Ибо дела богослужения, которые надлежит направлять к одному лишь Богу, например призывание и поклонение, не следует применять ни к Ангелам, ни к святым. Да и сами святые, конечно же, не желают таких почестей или дел богослужения и не признают их угодными и приемлемыми. В действительности они отвергают их, как, например, Петр (Деян. 10:25-26) и Павел (Деян. 14:15).



Комментарии



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.