Solus Christus


Мартин Хемниц

Энхиридион. Служение, Слово и Таинства

Предопределение или избрание тех, кому надлежит обрести спасение

176 Должно ли это учение проповедоваться прихожанам, или должно ли он быть известно?

Поскольку почти все Святое Писание касается этого артикула, а именно, что перед началом времен и сотворением мира Бог предопределил избранных во Христе ко спасению и вечной жизни и т.д., причем касается не однажды и не слегка или мимоходом, но преподает, подчеркивает и объясняет основательно, часто и во многих местах, это учение воистину и ни в коем случае не должно замалчиваться или пренебрегаться27, как если бы оно было бесполезным и его нельзя было излагать без соблазна и опасности для веры, если только его преподают и истолковывают разумно и в соответствии с богодухновенным Писанием, то есть согласно тому, что нам открыто об этой великой тайне. И пасторы должны хорошо знать главные библейские утверждения об этом учении, например: Матф. 20:16; 22:14; Лук. 10:20; Иоан. 13:18; 15:16; Деян. 13:48; Рим. 8:29-30; 9:11; 10:12-13; 11:5, 7,29; 1 Кор. 1:26-29; Гал. 1:15; Ефес. 4:1-5, 11; 2 Фес. 2:13-14; 2 Тим. 1:9; 2:19; Откр. 20:12, 15.

177 Однако некоторые люди иногда говорят об этом артикуле и обсуждают его не столь осмотрительно и не без соблазна, отчего у многих возникают пагубные суждения, дающие повод для самоуверенности и нераскаянности, либо для отчаяния.

Богооткровенное и преподанное в Писаниях учение ни в коем случае не следует оставлять или отвергать из-за злоупотребления или неправильного понимания. Но от здравого учения надлежит осторожно отделять искажения и обличать их, а злоупотребления следует избегать при помощи серьезного и настоятельного назидания. Если же некоторые назидаемые люди все же захотят злоупотреблять истинным учением, то праведен суд на таковых (Рим. 3:8). На основании этого учения о предопределении многие

27 Лат.: silentio el sicco pede.

98


люди производят странные измышления и заключают, что, поскольку Бог предопределил Своих избранных прежде создания мира (Ефес. 1:4), а предопределение и воление Бога не могут утратить силу, встретить препятствия или измениться по какой-либо причине (Ис. 14:27; Рим. 9:11, 19), то значит, если Бог предопределил меня ко спасению и вечной жизни, ничто не повредит мне, даже когда я упорно продолжаю оставаться во грехах и преступлениях без покаяния, презираю Слово и Таинства и мало забочусь о раскаянии, вере и благочестии. Мне суждено обрести спасение, поскольку предведение и предопределение Божий всегда верны. Если же Бог не предопределил меня ко спасению, ничто не поможет мне, даже если я слушаю Слово Божие, раскаиваюсь и имею веру, поскольку я не могу отменить или изменить Божие предведение и предопределение.

Благочестивые умы также зачастую смущаются подобными искушениями, в результате чего, несмотря на то, что они по благодати Божией имеют покаяние, веру и благое намерение, эти люди все же иногда рассуждают так: «Если ты не предопределен ко спасению предвечно, то тщетно все совершаемое тобою». Эти суждения зачастую укрепляются, когда мы смотрим на нашу собственную немощность и такие случаи, когда люди не остаются на пути благочестия, движение по которому они начали, но отпадают от благодати, вновь с головой погружаясь во грехи.

Этому ошибочному мнению и этим пагубным мыслям надлежит противостоять на основании следующего твердого и непоколебимого принципа: поскольку все богодухновенное Писание было дано не для возбуждения и укрепления в нас самоуверенности и нераскаянности, но для научения, для обличения, для исправления (2 Тим. 3:16) и поскольку также учение Слова Божия было предвечно определено для нас не для того, чтобы смущать веру или приводить ее в отчаяние, но чтобы мы в терпении и утешении из Писаний сохраняли надежду (Рим. 15:4), то, несомненно, истинное значение и верное применение учения о предопределении не направлены ца то, чтобы давать повод или предоставлять основание для самоуверенности и нераскаянности, либо для сомнения и отчаяния. И само Писание говорит про учение о предопределении исключительно для того, чтобы с его [т.е. этого учения] помощью оно [т.е. Писание] приводило нас к богооткровен-ному Слову (Ефес. 1:9; 1 Кор. 1:21), склоняло к покаянию (2 Тим. 2:19), побуждало к благочестию (Ефес. 1:4; Иоан. 15:16), укрепляло веру утешением и укрепляло уверенность в нашем спасении во

99


Христе (Ефес. 1:7, 13-14; Иоан. 10:17-28; 2 Фес. 2:13-17).

178 Но воистину ли Бог предведает и предвидит все грядущие события, и эти Его предведение и предвидение безошибочны, и действительно ли ничто не может произойти без Его воли или вопреки Его воле?

Древние учили об истинном и полезном различии между предведением или предвидением Божиим и предопределением или избранием, и на этом основании можно просто и ясно истолковать и понять весь этот вопрос. Ибо при истолковании этого артикула во что бы то ни стало следует применять подобающие различия, дабы еще больше не запутать, не смутить и не омрачить учение, которое в других отношениях сложно само по себе.

Итак, Бог, Которому в равной мере и в настоящее время открыты все события, как грядущие, так и прошедшие, предведает и предвидит всё, что случится, как доброе, так и злое. И это деяние Божие именуется предведением или предвидением. Однако Он предведает и предвидит злые события одним способом, а добрые - другим. Он предведает и предвидит злые события не так, как если бы Он желал, чтобы они произошли по Его воле. Пс. 5:5-6. Такое предведение и предвидение Божие также не является источником зла и не содействует злу, но единственным источником зла является испорченная и извращенная воля диавола и людей. Однако Бог предведает и предвидит зло, которое эта испорченная воля человека совершит по своему собственному нечестию, вопреки желанию и повелению Божию. И Он не только предвидит, но одновременно тайно полагает пределы и определяет, до какой степени Он позволит осуществиться злым делам (Деян. 14:16; 17:26), а также когда и как Он обуздает и покарает их (Быт. 15:16; 1 Фесе. 2:16; Матф. 23:32; Рим. 2:5; 4 Цар. 19:27-28).

При том Бог не только предведает и предвидит будущие добрые события, но Он является их причиной, Он производит их и содействует им в нас по благоволению Своему. В Церкви это деяние Божие именуется предопределением, избранием или предназначением в том, что касается спасения и вечной жизни.

179 Как же можно надежно понять учение о вечном предопределении или избрании детей Божиих ко спасению согласно Писанию или разъяснить его несведущим людям так, чтобы они не соблазнились или не были смущены им, но, напротив, чтобы они почерпнули в нем утешение и усовершенствовались?

100


 

Об этом думать не только необходимо служителю Церкви, но также весьма полезно любому благочестивому человеку, дабы усвоить образец, согласно которому можно формировать свои суждения об этой великой тайне и удерживать их в подобающих рамках. Ибо если кто-либо подходит к артикулу о предопределении a priori, то есть на основании скрытой и непостижимой воли Божией, и полагает, что ничего более не следует рассматривать, кроме пустых фантазий о том, что в сокровенном совете Своего предопределения Бог предписал и постановил лишь то, каких и сколько людей Он спасет, а также каких и сколько людей Он осудит, или что по некому избранию, похожему на трибунал, Он определил так: «Этого Я хочу спасти, а тот должен быть проклят», то из этого наверняка возникнут различные абсурдные, а также опасные и пагубные мысли. Именно это и происходит, когда человеческий разум выстраивает такую линию аргументации: «Если ты избран, то независимо от того, что ты делаешь, ты все равно будешь спасен. Если же ты не избран, то, несомненно будешь проклят», и т.д. Христос в притче из Матф. 22:1-14 и Павел в Рим. 8:29-39 и Ефес. 1:4-11 указали, что следует начинать a posteriori, то есть на основании богооткровенного Слова. Ибо при рассмотрении этого артикула он показан нами не просто в сокровенном и тайном совете Троицы, но как тайна, открытая нам во Христе, Который есть истинная книга жизни, чрез Слово, таким образом, что в этом учении содержатся все решение и постановление Троицы об искуплении человечества через Христа, о святом призвания через Слово, оправдании и вечном прославлении избранных, как это решение Божие было явлено нам в Писании. Посему кто желает думать и говорить благочестиво и осмотрительно, согласно Писанию, о желании, предопределении и избрании или предназначении Божием к жизни вечной, тот разумом и суждением должен объять эти главные вопросы, которые мы теперь излагаем, так как каждый из них входит в артикул о предопределении. Ведь так легче всего можно понять и наиболее верно объяснить тайну этого сложного учения. Итак, предвидя грехопадение прародителей и зло, которое последует за ним, Бог по безвозмездной милости и любви к человечеству постановил и определил в Своем сокровенном совете:

I. Что Он пожелал, и как Он пожелал, искупить и примирить человечество с Собой через вочеловечивание, послушание, смерть и воскресение Своего Сына как Посредника.

II. Что Он пожелал предложить человечеству благодать,

101


заслугу и благословения Христовы через служение Слова и Таинств и приглашает гостей на брак Своего Сына через Своих служителей, таким образом в этом мире до конца времен собирая для Себя из погибшего человечества вечную Церковь, в которой Он предлагает и раздает эти Свои благословения через Слово.

III. Что через проповедование, слышание этого Слова и размышления над ним Он пожелал действенно трудиться в нас, просвещая сердца Святым Духом, обращая их к покаянию, воспламеняя, умножая, укрепляя и сохраняя в них веру.

IV. Что Он пожелал оправдать всех тех, кто в искреннем покаянии и истинной вере познали и приняли Христа, предложенного в Слове и Таинствах. То есть Он отпускает им грехи, принимает их в благодать и усыновляет их как наследников вечной жизни. Тех же, которые отвергают, презирают, хулят и гонят Его Слово (Деян. 13:45-46), которые ожесточают свои сердца, слушая Слово (Евр. 4:7), которые противятся Святому Духу (Деян. 7:51) и упорствуют во грехах без покаяния (Лук. 14:18), которые не хотят принять Христа в истинной вере (Марк. 16:16), которые избирают для себя иные пути оправдания и спасения помимо Христа (Рим. 9:31-32), или которые внешне лицемерно подражают образу благочестия, не имея внутреннего основания (Матф. 7:15), тех, говорю я, Он, по Своему долготерпению, пожелал призвать к покаянию через это служение (Лук. 15; Рим. 2:4; Иер. 3:12). Если же они упорствуют и остаются в безбожии, Он предопределил их к вечному проклятию, ибо они более возлюбили тьму, нежели свет (Иоан. 3:19).

V. Что Он также освятит в любви оправданных верою (Ефес. 1:4) и преобразует их действием Своего Святого Духа для нового послушания.

VI. Что Он также призванных на этот путь, оправданных и освященных милостиво защитит от греха, смерти, диавола, мира и плоти, сохранит их от всякого зла, поведет и направит их Святым Духом на пути Своих заповедей, поднимет падших, поддержит и утешит их в испытаниях и, будучи верным Богом, не попустит им быть искушаемыми сверх сил, но пошлет и облегчение, дабы они могли перенести это (1 Кор. 10:13), и, наконец, поспособствует тому, чтобы призванным по Его изволению все содействовало ко благу, в том числе крест, искушения и скорби (Рим. 8:28).

VII. Что если только призванные Им непоколебимо полагаются на Слово, пребывают в непрестанных молитвах и в благо-

102


 

сти Божией (Рим. 11:22), твердо сохраняют до конца начатую Им28 веру (Евр. 3:14) и надлежащим образом распоряжаются полученными дарами (Матф. 25:21, 29), то, говорю я, Он желает утвердить их в вере до конца (1 Кор. 1:8-9; Филип. 1:6). Тех же, которые оскорбляют и огорчают Святого Духа (Ефес. 4:30; Ис. 63:10), которые бесстыдно отпадают от познания Христа и от святой заповеди и побеждаются, вновь охотно запутываясь в сквернах этого мира (2 Петр. 2:20-21), которые вычищают и приготовляют свои сердца для рыщущего поблизости сатаны (Лук. 11:25) или которые также начинают высокомерно похваляться, будучи уверены в своей собственной святости пред Богом (Матф. 20:12), то, говорю я, Он также желает призвать их к покаянию, и если они обратятся - принять их в благодать (Лук. 15, о блудном сыне). Если же они пренебрегают призывом немедленно покаяться и упорствуют в нераскаянности так, что последнее состояние оказывается для них хуже первого (2 Петр. 2:20; Матф. 20:16), то, говорю я, на них Он желает явить также и в этой жизни, для свидетельства Своего гнева и могущества, ужасающий пример отверженности, ожесточения, ослепления и преданности извращенному разуму, совершающему непотребства (Ефес. 4:18; Пс. 80:13; Деян. 28:27).

VIII. И что, наконец, в Своем вечном совете Бог решил спасти и прославить в вечной жизни тех, - тех, говорю я, - кого Он призвал и оправдал, если они претерпят до конца (Матф. 24:13), то есть если они станут твердо держаться своего первого упования на Него до конца (Евр. 3:6, 14; Рим. 8:30). Писание связывает все эти вещи между собою, и о них надлежит размышлять как об одном целом при рассмотрении желания, постановления, предопределения, избрания или предназначения Божия ко спасению. Именно так можно спасительно проповедовать и наиболее ясно понимать учение о предопределении.

180 Однако не включает ли в себя предопределение только само деяние спасения, а не конкретные личности людей, которых надлежит спасти?

Этим артикулом Писание охватывает одновременно и личности избранных. Ибо не следует верить, будто Своим предопределением Бог лишь приготовил спасение в общем, но отнюдь

Римо-католический перевод 1941 года (The New Testament of Our Lord and Savior Jesus Christ [Paterson, N. J.: St. Anthony Guild Press], p. 616): "hold fast our first confidence in him." 28 Это отражает контекст в Вульгате.

103


не позаботился о самих людях, которых надлежит спасти, оставив это полностью на их усмотрение, дабы они обретали спасение, достигая его своими собственными естественными силами и желаниями. Но в Своем предвечном совете и благодатном желании Бог милостиво предузнал избранных, всех без исключения, которым надлежит спастись через Христа, предопределил и избрал их ко спасению, одновременно предназначив и то, как через Свои благодать, дары и могущество Он призовет и приведет их ко спасению и сохранит их во спасении, уготованном во Христе.

181 Происходит ли это избрание впервые тогда, когда люди каются и веруют в Евангелие, или же это было сделано по причине их святости, предвиденной от вечности?

Павел возвестил в Ефес. 1:4, что Он избрал нас во Христе не во времени, но прежде создания мира. См. также 2 Тим. 1:9. Ибо избрание Божие не следует за нашей верой и праведностью, но предшествует ей как действенная причина (Рим. 8:30). Августин тщательно рассмотрел сказанное Павлом в Ефес. 1:4: «Он избрал нас не потому, что мы были святы или были соделаны святыми, и не потому, что Он предвидел нашу святость, но Он избрал нас во Христе, - указал он, - и совершил Он это прежде создания мира, дабы мы были святы и непорочны пред Ним. Ибо избрание или предопределение к благодати является действенной причиной всего того, что касается спасения» (Ефес. 1:11-12, 19).

И это избрание произошло прежде начала мира, не по причине наших дел - прошлых, настоящих или будущих, - но по изволению и благоволению благодати Божией (Рим. 9:11; 2 Тим. 1:9).

182 Но если несомненно, что спасены только те, которые были предопределены или избраны и чьи имена начертаны в книге жизни, как же можно узнать, кто является избранным? Или как я могу быть уверен, что принадлежу к числу предопределенных и что мое имя начертано в книге жизни?

Об этом вопросе надлежит судить не на основании заключений нашего разума, не на основании утверждений Закона Божия, не по каким-то внешним признакам; и еще менее мы должны прибегать к поиску ответа, выведывая тайны сокровенного совета Троицы. Но нам надлежит смотреть на Слово Евангелия, в котором Бог открыл нам Свои совет и волю во Христе. Ибо в этом вопросе Писание направляет и вновь отсылает нас к нему (Ефес. 1:9; 2 Тим. 1:9-10). И этот сокровенный совет Божий открыт нам так,

104


 

что (Рим. 8:29-30) кого Бог предузнал, предопределил, избрал и предназначил по Своему изволению прежде создания мира, тех Он также призвал во времени. И кому, по Его благоволению, надлежит быть гостями на брачном пире Его Сына, тех Он также призывает через посланных Им слуг (Матф. 22:3), то есть каждого в его время, одного - в первый час, другого - в третий, шестой, девятый или даже в одиннадцатый час (Матф. 20:1-7). И Бог, Который так призывает людей через Слово, воистину и искренне желает, чтобы они были спасены и пришли к познанию истины (1 Тим. 2:4). Подобным образом Он желает действовать в них через Слово, дабы просветить, обратить, оправдать и спасти их. Ибо нам не следует думать, будто призвание Божие - это детская шалость, шутка или нечто подобное, но да будем твердо веровать, что в нем Бог воистину желает открыть нам Свою волю. А то, какова воля Божия по отношению к нам, надлежит истолковывать исключительно на основании Слова призвания, Это Слово, которым мы призваны, воистину является служеним Духа (2 Кор. 3:8) и самою силою Божией ко спасению всякому верующему (Рим. 1:16). А высочайшее и необходимое утешение для благочестивого разума и встревоженной совести состоит в том, что я могу, и даже должен, твердо и без сомнения веровать и придерживаться того, что Бог, призывающий меня Словом, тем самым делает известной и открывает мне Свою волю, что Он желает спасти меня, то есть даровать мне Духа и Свою благодать через Слово, дабы просветить, обратить, оправдать и спасти меня. Посему из Ефес. 1 можно понять, что избранными являются те, которые предопределены и избраны ко спасению и вечной жизни, имеют и слушают Слово Божие, следуют Слову Божию (Иоан. 10:27), каются, веруют во Христа, исповедуют Бога, оправданы и освящены. И хотя все эти вещи сами по себе являются еще непрочными и немощными, избранные все же алчут и жаждут праведности (Матф. 5:6). И таким образом Дух Божий свидетельствует избранным, что они - дети Божий, и хотя они не знают, о чем молиться, как должно, Сам Дух ходатайствует за них воздыханиями неизреченными (Рим. 8:16, 26). И Он дарует наисладчайшее утешение, что Бог верен, и Он желает утверждать, продолжать и совершенствовать начатые в нас добрые дела (1 Кор. 1:8; Филип. 1:6; 1 Петр. 5:10), если только мы не отвернемся от Него (2 Петр. 2:21). Потому Павел также указал во 2 Тим. 2:19, что признаком является именно отступление от неправды и исповедование имени Христова. Отсюда мы наверняка знаем, что ни один избранный не пребывает, так сказать, в полном нераскаянном

105


ожесточении и неверии. Посему кто не слушает голос Христа и не следует ему, но упорствует во грехах без покаяния и не ищет примирения с Богом во Христе чрез веру, тот также не покоряется Святому Духу, но противится, - и пусть такой человек не думает и не говорит, будто он принадлежит к числу избранных (Иоан. 8:47; 10:26), хотя и не следует окончательно терять надежду на спасение такого человека, поскольку Бог может призвать и обратить его также в шестой и девятый или даже в одиннадцатый час. Итак, давайте никогда не прекратим увещевать и убеждать таких людей Словом в надежде, что, возможно. Бог даст им покаяние к познанию истины, дабы они освободились из сети диавола, уловившего их своею волею (2 Тим. 2:25-26). Но кто упорствует во грехах до конца без покаяния, тот несомненно не является избранным, а принадлежит к числу отверженных и проклятых.

183 Однако написано, что много званых, да мало избранных (Матф. 22:14; 20:16). Также многие принимают Слово с радостью, но временами веруют, а в испытаниях отпадают (Лук, 8:13). Как же призвание и начало обращения может быть надежным признаком, коим Бог открывает нам тайну Своей воли?

То, что не все призванные избраны, не объясняется тем, будто бы значение утверждений Бога, призывающего нас через Слово, таково: «Я, конечно, призываю вас внешне через служение ко спасению и соучастию в Моем Небесном Царстве, но в действительности Я подразумеваю нечто иное. Ибо Мое желание таково, чтобы не все, кого Я призываю через Слово, были просвещены и обращены, но чтобы большинство из них оказались прокляты и погибли, хотя в Моем Слове я утверждаю нечто иное», и т.д. Нет сомнения, что Сам Бог искренне ненавидит и осуждает в нас подобное легкомыслие и нечестие, когда мы говорим одно, а в сердце скрываем другое (Пс. 5:6; 11:3-4). Не следует также говорить, что Бог не призывает всех, кому Он посылает Свое Слово. Ведь Бог не призывает без средства, но совершает это через проповедуемое и слышимое Слово (2 Фес. 2:14), и Он Сам увещевает через служителей Слова примириться с Ним (2 Кор. 5:20). И Он желает, чтобы покаяние и отпущение грехов проповедовались не отдельным людям, но всем народам и целому миру (Матф. 28:19; Марк. 16:15; Лук. 24:46-47). Ибо проповедь покаяния и обетование всеобщей благодати надлежит провозглашать всем народам повсюду. Но Писание называет иную причину того, почему мало избранных, хотя много званых: Матф. 23:37; Деян. 7:51; 13:46. И Христос за-

106


 

свидетельствовал это предельно ясно в притче в Матф. 22:5-6. Он указал, что званые не захотели прийти, но презрели Слово, оскорбили и убили посланных. Однако то, что они с презрением отвергли возвещенное им призвание и воспротивились Святому Духу, не было волей Божией; ведь в этой притче сказано, что царь вознегодовал на званых, которые не пожелали принять предложенную благодать. И причина, по которой эти люди, хотя и будучи зваными, все же не являются избранными, такова, что они противятся Святому Духу, готовому совершить в них спасение. Ведь сущность Божия предопределения или избрания заключается не в том, что обрести спасение должен любой человек, даже если он не слушает Слово Божие или ожесточает свое сердце против слышанного Слова. Но тот, кто предопределен и избран ко спасению и вечной жизни, слушает голос Христа и следует за Ним (Иоан. 10:27). И поскольку Святой Дух желает создавать и совершать в таковых людях через Слово то, что относится к их спасению, воля Божия такова, чтобы они не отвергали, но принимали, а также верно и благочестиво применяли деяния, благодать и дары Святого Духа, при том что Сам Святой Дух дает им способность делать это. Людям же, которые не слушают голос Христов или не следуют за ним, когда слышат его, но противятся Святому Духу и упорствуют в таком нечестии, ранее было указано, что они не принадлежат к числу избранных. Итак, действительно много званых, но мало избранных, потому что мало званых принимают это Слово и следуют за ним. Причина такого непослушания заключается не в Божием предопределении, но в человеческой воле, извращенной и отвернувшейся от Бога. В упорном нечестии она не желает допускать или терпеть действие Святого Духа через Слово, но в бесстыдном противлении отталкивает и отвергает его.

Подобным же образом многие начавшие, но затем падшие, отступают и отпадают от благодати не потому, что Бог отказывает им в благодати и даре непоколебимости, но потому, что по своей собственной воле они отвращаются от святой заповеди (2 Петр. 2), они попирают Духа благодати (Евр. 10:29), они огорчают Его (Ис. 63:10) и оскорбляют Его (Ефес. 4:30), они украшают дом для сатаны (Лук. 11:25), и последнее бывает для них хуже первого (2 Петр. 2:20), и праведен суд на таковых (Рим. 3:8).

184 Каково же истинное и подобающее использование этого учения о предопределении? И в чем.состоит его плод или польза?

107


Павел возвестил, что все Писание богодухновенно и полезно для научения, для исправления, для наставления и утешения (2 Тим. 3:16). Поскольку же и это учение взято из Писания и основано на нем, оно также несомненно служит той же цели. Итак, в качестве наставления простым людям можно сообщить следующие главные его части:

I. Этим артикулом превосходно подтверждается учение о безвозмездном оправдании через веру, то есть что мы оправданы и спасены независимо от наших дел и заслуг, даром, по благодати, ради Христа. Ибо прежде нашего рождения, даже прежде основания мира, когда мы еще были ничем, и уж тем более не могли совершать что-то доброе, мы были предопределены и избраны ко спасению благоволением Божиим, по благодати, во Христе, а не на основании дел или по нашим делам, на что это решительно указал Павел в Рим. 9:11 и далее; 2 Тим. 1:8-9.

II. Этот артикул опровергает все суждения, приписывающие что-либо способностям нашей воли в духовных вещах и деяниях. Ибо прежде начала времен в Своем предвечном совете Бог постановил, что Он Сам пожелал совершать и создавать в нас через Своего Духа все, что касается нашего обращения. И человек, лишенный этого действия Божия, предоставленный самому себе, по сути сам по себе лишенный всяких сил своей естественной воли в духовных вещах, касающихся нашего обращения, является лишь врагом Божиим. Рим. 8:7; Быт. 6:5.

III. Это учение дарует наисладчайшее утешение. Ибо оно утверждает, что наше обращение, оправдание и спасение так наполняют разум и сердце Бога, что прежде создания мира Он замыслил, постановил и предначертал то, как Он пожелал призвать и привести нас к этому спасению и сохранить нас в нем.

IV. Хотя сатана угражает нашему спасению тайным образом и мир изобилует бесконечными преткновениями, а также наша плоть является немощной и злой, учение о предопределении дарует нам бесконечное утешение в том, что вещи, принадлежащие нашему спасению, покоятся на твердом и непоколебимом основании вечного намерения Божия. Ибо наше спасение не лежит в нашей руке, откуда его можно было бы легко у нас забрать, но находится во властной деснице нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, из которой никто не может похитить нас, если мы верно прилепляемся к Нему и пребываем в Нем. Иоан. 10:28-29; 15:4. Так из артикула о предопределении Павел почерпал эти прекраснейшие и сладчайшие утешения (Рим. 8:30-39; 2 Тим. 1:7, 9; Рим.

108


 

11:29).

V. Сколь же великое утешение в испытаниях можно получить из этого учения, которое Павел изложил в Рим. 8:28 и далее, объявив, что в Своем благоволении прежде основания мира Бог предопределил и предначертал, через какие скорби и бедствия избранные по Его изволению должны будут уподобляться образу Сына Его, и то, что каждому из них его крест будет содействовать ко благу, и все это именно потому, что они призваны по благоволению Божию. То есть, что в Своем предвечном совете прежде основания мира Бог милостиво предузнал и предопределил, какие испытания и спасительные скорби Он по Своему благоволению возложит на каждого, и при том прежде начала этого мира Он предопределил результат искушений и устроил так, чтобы они служили этому благоволению, дабы все содействовало ко благу и спасению возлюбивших Его. И потому Павел решительно и твердо заключил: «Я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем», «но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас», и т.д. И благочестивым людям в испытаниях это служит наисладчайшим и величайшим утешением, полученным из учения о предопределении.

VI. Из этого артикула черпаются также многие серьезные предостережения и увещевания на случай, когда мы презираем Слово Божие, не следуем ему и отвергаем водительство Святого Духа (об этом в Лук. 7:30 сказано: «Фарисеи отвергли волю Божию о себе»), а также когда кто-то увлекается тщетной надеждой, что он будет спасен даже без Слова, пренебрегая им и отвергая его, либо когда, обнаружив в себе признаки избрания на основании призвания и начатков обращения, он верит, что отныне ему не угрожает утрата спасения, даже если он своевольно потакает грехам против совести. Вопреки таким ложным и вредным суждениям этот артикул учит, что в Своем совете прежде основания мира Бог постановил касательно тех, которые действительно были званы, но отказались прийти, что никто из них не вкусит Его ужина (Лук. 14:24), а также - что для отвращающихся от святой заповеди и опять впадающих во грехи последнее бывает хуже первого (2 Петр. 2:20).

Так просто можно, не смущая совесть, с пользой излагать и преподавать этот сложный артикул о тайне предвечного избрания Божия, как и Сам Христос, вопреки высокопарным измышле-

109


ниям разума, обобщил все учение о предопределении в простой притче (Матф. 22:2 и далее).

185 Но что вы ответите на возражения, что с Богом пребывает некоторое определенное количество избранных, к которому ничего нельзя добавить и от которого ничего нельзя отнять, также что в некоторых местах Слово Божие проповедуется чисто, а в других - нет, и что одни люди ожесточаются против услышанного Слова, другие же обращаются, и из падших людей одни поднимаются вновь, другие же предаются извращенному уму?

Самый простой и здравый ответ на это заключается в том, что мы должны видеть различие между вещами, которые Бог явил нам в Слове из Своего сокровенного совета и которые по Его благоволению мы должны знать (Ефес. 1:9), и касающимися этой тайны вещами, которые Он пожелал не говорить и сокрыть, оставив лишь для Своего знания и понимания. Так станем же узнавать, постигать и принимать то, что явлено в Слове; ранее мы уже говорили об этом. Однако нам не следует с любопытством вглядываться, гадая о вещах, которые по воле Божией должны быть сокрыты и которые Он сохранил только для Себя, но давайте оставим их Божию ведению и станем просто и крепко держаться явленного Слова.

Однако несомненно, что в вечности Бог наверняка предвидел, предузнал и продолжает знать, кто из призванных станет веровать, а кто не станет, и кто из обращенных претерпит до конца, а кто не претерпит. Их определенное число Бог, конечно же, тоже очень хорошо знает. И Бог в своеме предвидении и предведе-нии не может ошибиться. Но поскольку Бог пожелал сохранить эту тайну для Своей премудрости и не открыл ее в Своем Слове, не дозволив нам мысленно исследовать ее, но, напротив, со всей серьезностью запретив это (Рим. 11:33), наше дело - не расследовать этот вопрос досужими предположениями и лукавыми умозаключениями, но покорно и благоговейно пребывать в явленном Слове Божием, к которому Он Сам направляет нас.

Таким же образом Бог, несомненно, знает и, по существу, предопределил для каждого человека время его призвания и обращения. Поскольку же Он не уведомил нас об этом, нам надлежит непрестанно пребывать в Слове и оставить Богу точные времена и сроки (Деян. 1:7). Также когда мы видим, что Бог дарует Свое пресвятое Слово каким-то царствам или землям и одновременно не

110


дарует его другим странам, а также отнимает его у одного народа, но вручает его другому на более долгий срок, и что один человек ожесточен, слеп и предан извращенному уму, а другой человек, повинный в том же самом грехе, обращен к Богу, и т.д., то это не для того, чтобы мы своим разумом пытались с любопытством доискиваться причины. И Павел установил для нас определенные рамки в подобного рода вопросах, то, как далеко мы можем заходить, а с другой стороны, он пожелал, чтобы мы, глядя на погибших людей, исповедовали праведные суды Божий и справедливое наказание за грехи. Ибо некоторые народы и некоторых людей Бог справедливо делает примерами Своей строгости, показывая то, что мы сообща и индивидуально заслуживаем как нашим греховным естеством, так и неблагодарностью по отношению к Его пресвятому Слову, и это делается для того, чтобы остальные люди жили более осмотрительно в страхе Божием и учились видеть и прославлять Его чистую и незаслуженную благодать в сосудах милости. И хотя все мы одинаково подвержены греховной нечистоте, никакая несправедливость не совершается по отношению к претерпевающим справедливое наказание за нечестие. В других людях, которых Бог одаривает светом Своего Слова, просвещает, обращает, сохраняет и спасает, Господь прославляет и возвещает Свою великую благодать и милость, которая достигает нас без всякой нашей заслуги и, по существу, вопреки всякой нашей заслуге.

Если мы в своих размышлениях над этим артикулом достигнем этого и остановимся в установленных рамках, то мы последуем по совершенно надежному и воистину королевскому пути. Ибо в отношении этой тайны написано (Ос. 13:9): «Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне опора твоя».

Когда же некоторые вещи оказываются более возвышенными и простираются за эти Павловы границы, то вместе с Павлом нам надлежит возлагать перст на уста и восклицать: «А ты кто, человек, что споришь с Богом?» Рим. 9:20. Ведь этот великий Апостол своим примером показал нам, что в данном артикуле мы не можем и не должны исследовать всё.

Ибо, подробно рассуждая на основании явленного Слова Божия об этой тайне и наконец подойдя к тем вещам, которые Бог оставил для Своей сокровенной премудрости, Павел резко прервал обсуждение и заключил таким восклицанием (Рим. 11:33-34): «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум

111


Господень? Или кто был советником Ему?» - то есть помимо того, что Он явил нам в Своем Слове, и т.д.

Добрые дела, или новое послушание

186 Итак, когда нам прощается грех, как об этом до сих пор говорилось, желает ли Бог, чтобы мы упорствовали и оставались во грехе без обновления?

Ни в коем случае. Напротив, хотя грехи по-прежнему присущи святым в этой жизни (Рим. 7:17-18; Пс. 31:6), Бог все же поселяет в оправданных верою людях Своего Святого Духа, Который преобразует и обновляет их (Рим. 12:2; Ефес. 4:23-24; Кол. 3:10). Потому Он соответственно именуется Духом возрождения и обновления (Тит. 3:5). Ибо Сын Божий не для того искупил нас столь дорогой ценой, чтобы наделить нас постыдным правом жить в бесчестии своевольно и безнаказанно (Рим. 3:8; 6:1-2; 1 Фес. 4:7), но чтобы очистить Себе народ особенный, ревностный в добрых делах, который, отвергнув всякое нечестие, служил бы Ему в святости и праведности, в обновленной жизни и в добрых делах, которые Он Сам приготовил, дабы этот народ пребывал в них (Тит. 2:11-14; Лук. 1:74-75; Рим. 6:4; Ефес. 2:10; 2 Кор. 5:15).

187 В чем состоит это обновление?

Писание сводит его к двум направлениям, то есть чтобы мы умерщвляли вожделения или дела плоти и поступали по Духу (Рим. 8:13; Гал. 5:16), чтобы мы уклонялись от зла и делали добро (Пс. 33:15), чтобы мы, умерев для греха, жили для праведности (Рим. 6:2, 18; 1 Петр. 2:24), чтобы мы отложили ветхого человека и облеклись в нового человека (Ефес. 4:21-22, 24; Рим. 13:12), чтобы мы приносили не злые плоды, но добрые (Матф. 3:10; 7:19).

188 Истинно ли утверждение: «Добрые дела необходимы»?

Оно истинно как содержательно, так и по форме. Ибо в «Аугсбургском вероисповедании» и «Апологии» общеприняты утверждения, что добрые дела необходимы, что необходимо совершать добрые дела, что добрые дела должны обязательно следовать за примирением, что мы обязательно должны совершать заповеданные Богом добрые дела. И позиция Писания такова, что добрые дела следует совершать, потому что они предписаны повелением Божиим, а мы являемся должниками. Ибо воля и повеление Божий таковы, что верующие не должны оставаться праздными (Матф.

112


 

3:10; 7:19; 20:16), но им следует упражняться в добрых делах (1 Фес. 4:3; Иоан. 15:12; 1 Иоан. 4:21). В Писании также употребляются подобные выражения, потому что новое послушание возрожденных людей является не произвольным, но обязательным и требуемым. Рим. 8:12; 13:5, 8; 15:1; 1 Кор. 9:16; Лук. 17:10; 1 Иоан. 4:11.

189 Но Павел все же учит, что добрые дела не должны совершаться по принуждению. 2 Кор. 9:7; Филим. 14; 1 Петр. 5:2.

Слово «необходимость» иногда употребляется в смысле принуждения или для обозначения того, что совершается неохотно и вынужденно нежелающим человеком. И в этом смысле Павел сказал: «Не по необходимости». Ибо внешнее дело, совершаемое по принуждению или неохотно и с отвращением, без сердца и разума, согласного с внутренним человеком, не является воистину добрым делом. 2 Кор. 9:7; Филим. 14. Ведь Бог требует послушания, проистекающего из разума и сердца, хотя оно и несовершенно в этой жизни. Рим. 6:17; 1 Тим. 1:5.

Однако Павел также назвал необходимым то, что не произвольно, но предписано повелением и Божией волей. Рим. 13:5; 1 Кор. 9:16. И в этом смысле в «Аугсбургском вероисповедании» и «Апологии» верно сказано, что добрые дела необходимы, или что совершение добрых дел необходимо и обязательно.

190 Необходимы ли добрые дела для оправдания или спасения?

Ни в коем случае. Ибо, как было указано выше, оправдание и спасение зависят не от наших дел, но только от послушания, страданий и смерти Христа. Они принимаются и прилагаются к нам только верою и состоят только в безвозмездном примирении и отпущении грехов. Рим. 4:7, 16. И как в Церкви Божией, по причине исключающих выражений (particulas exclusivas), не следует учить, что добрые дела необходимы для оправдания, таким же образом, поскольку Писание столь же твердо определяет и отстаивает артикул о спасении (Рим. 4:6; 11:5-6; Ефес. 2:8-9; 2 Тим. 1:9; Тит. 3:5), Лютер верно и надлежащим образом отверг и исключил из наших церквей это ложное суждение (добрые дела необходимы для спасения).

191 Тогда обретет и сохранит ли кто-либо праведность и спасение, если он будет потворствовать похотям вопреки совес-

113


щи и не принесет никаких добрых плодов?

Ни в коем случае. И людям следует усердно внушать эти серьезные утверждения и угрозы Писания: «Если живете по плоти, то умрете» (Рим. 8:13); «Поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:21; Ефес. 5:5); «Не любящий брата пребывает в смерти» (I Иоан. 3:14). Посему когда Давид взял чужую жену, он не был ни оправдан, ни спасен в очах Божиих. И это не потому, что для оправдания и спасения необходимо что-либо еще и что-то большее кроме Христа, принятого верою (ведь праведность и спасение должны присутствовать прежде, чем могут быть совершаемы добрые и угодные Богу дела, или, как сказано в Писании, прежде чем дерево сможет приносить добрые плоды, оно должно стать добрым, Матф. 7:18), но потому, что добрые плоды обязательно появляются там, где присутствуют истинная вера, праведность и спасение. Следовательно, отсутствие добрых плодов является вернейшим признаком отсутствия истинной веры, утраты праведности и спасения. 1 Тим. 5:8; 2 Петр. 1:9; 1 Иоан. 3:6.

192 По каким же причинам верующие, или оправданные люди, должны совершать добрые дела?

«Аугсбургское вероисповедание» и «Апология» определяют эти причины так, что необходимо совершать заповеданные Богом добрые дела не для того, чтобы через них мы надеялись заслужить благодать, но по причине воления и повеления Божия, а также для упражнения в вере, и ради свидетельства веры и вознесения благодарений. В книге De formulis caute loquendi Урбан Pe-гий обобщил эти причины следующим образом:

I. Потому что наши добрые дела - это заповеданное Богом надлежащее послушание, которое мы, творения, обязаны выказывать Творцу, а также это благодарения за милости Божий и жертвы, угодные Богу ради Христа.

П. Дабы таким образом был прославлен наш Небесный

Отец.

III. Дабы наша вера упражнялась и укреплялась нашими добрыми делами, возрастая и оживляясь.

IV. Дабы ближние назидались нашими добрыми делами, побуждались к подражанию и получали помощь в нужде.

V. Дабы добрыми делами мы утверждали наше призвание несомненным и свидетельствовали, что наша вера не является ни лицемерною, ни мертвою.

VI. Хотя наши добрые дела не заслуживают ни оправда-

114


 

ния, ни спасения, все же их надлежит совершать, поскольку они имеют обетования жизни нынешней и грядущей. 1 Тим. 4:8.

В Loci communes Филипп Меланхтон указал причины того, почему надлежит совершать добрые дела, в следующем порядке:

I. Потому что это - Божие повеление, а мы являемся должниками.

II. Дабы не утрачивать веру, не оскорблять и не изгонять Святого Духа.

III. Во избежание наказаний.

IV. Поскольку наши дела, хотя они и не исполняют Закон Божий и не заслуживают вечную жизнь, Бог все же именует их жертвами, которые угодны Ему и служат Ему ради Христа.

V. Поскольку благочестие имеет обетования жизни нынешней и грядущей.

Причины необходимости совершения добрых дел Лютер указал таким образом, что если их вкратце обобщить, получится примерно такой перечень:

I. Некоторые причины касаются Самого Бога, то есть поскольку это воля Божия (1 Фес. 4:3) и повеление Божие (1 Иоан. 4:21). И поскольку Он является нашим Отцом, то нам, детям, приличествует являть послушание Отцу (1 Петр. 1:14, 16-17; 1 Иоан. 3:2-3). И как Он возлюбил нас и милостиво простил наши грехи, так и мы должны любить братьев, прощать им грехи (Ефес. 4:32; 1 Иоан. 4:11), дабы через нас прославлялся Бог (Филип. 1:1; 1 Петр. 4:11; Матф. 5:16). Также Христос искупил нас, чтобы, умерев для грехов, мы жили для праведности и служили Ему (1 Петр. 2:24; 2 Кор. 5:15; Тит. 2:10; Лук. 1:74-75; Гал. 5:25). Кроме того, нам не следует оскорблять Святого Духа (Ефес. 4:30; 1 Фес. 4:8).

II. Некоторые основания, побуждающие к добрым делам, касаются самих возрожденных людей. Ведь нам, умерев для грехов, надлежит не оставаться во грехах, но жить для праведности (Рим. 6:2, 18; 2 Кор. 5:17; Ефес. 5:8, II). Также мы должны иметь надежное свидетельство того, что наша вера является не ложной, не лицемерной или мертвой, но истинной и живой верою, действующей любовью (1 Иоан. 2:9-10; 3:6, 10; 4:7-8; 2 Петр. 1:8; Матф. 7:17; Гал. 5:6). Добрые дела также необходимы, дабы мы не изгнали свою веру, не оскорбили Святого Духа, не утратили праведность и спасение (1 Тим. 1:19; 5:8; 6:10; 1 Петр. 2:11; 2 Петр. 1:9; 2:20; Рим. 8:13; Гал. 5:21; Кол. 3:6; Ефес. 4:30). И чтобы мы не навлекли на себя кару Божию (1 Кор. 6:9-10; 1 Фес. 4:6; Матф. 3:10;

115


25:30; Лук. 6:37; Пс. 88:32-33).

III. Некоторые основания касаются ближних, то есть добрые дела должны помогать и служить ближним (Лук. 14:13; 1 Иоан. 3:16-18). Наш пример должен побуждать ближних к благочестию (Матф. 5:16; I Петр. 3:1). Мы не должны быть соблазном для других людей (1 Кор. 10:32; 2 Кор. 6:3; Филип. 2:15; Евр. 12:15). Добрые дела необходимы, дабы мы могли заграждать уста противникам (1 Петр. 2:12; 3:16; Тит. 2:7-8). И неважно, в каком порядке перечислены эти основания, из-за которых следует совершать добрые дела, лишь бы Писание, основание этого артикула, сохранялось неповрежденным и чистым.

193 Каковы же добрые дела, которые надлежит проповедовать и совершать в Церкви?

Только те, которые Сам Бог предписал и заповедал в Своем Слове; суть их кратко показана в правильно, то есть на основании Писания понимаемом Десятословии, которое в Писании именуется «законом дел» (Рим. 3:27). И Давид так изобразил полное послушание благочестивых людей (Пс. 118:32): «Потеку путем заповедей Твоих».

194 Почему же монашеская жизнь и подобные вещи не являются добрыми и угодными Богу делами, ведь они были учреждены святыми Отцами и совершаются с благим намерением?

Они не являются таковыми, потому что Бог, Он Сам и только Он, желает править в Своем великом Доме, Церкви, повелевая и запрещая совести, о чем Он ясно говорит во Втор, 12:8, 31.

О самовольно же назначенных делах Он сказал: Ис. 1:12; 29:13; Матф. 15:9; Иез. 20:18-19. И Павел ясно отверг самовольные служения поклонения, хотя они имеют вид мудрости (Кол, 2:20).

195 Однако Павел проповедовал Евангелие Коринфянам даром, бесплатно, и похвалялся этим как замечательным делом (I Кор. 9:12, 15), хотя оно не было заповедано Богом.

У Павла имелась общая заповедь от Бога проповедовать Евангелие так, чтобы не заграждать ему путь никаким преткновением, но приобретать немощных (1 Кор. 9:22). И на основании этой Божией заповеди, с этой целью, ради Коринфской церкви он проповедовал Евангелие бесплатно. Не для того чтобы таким образом учредить особое человеческое поклонение без Божиих повелений, как он сам возвестил в указанном библейском фрагменте [см.

116


 

Кол. 2:23]. Следовательно, это дело Павла относится к общей заповеди Божьей о надлежащем совершении апостольского служения, подобно тому как примеры Давида, игравшего пред ковчегом (2 Цар. 6:5), и Марии, помазавшей Христа (Матф. 26:7), входят в Божие повеление.

196 Однако теперь мы более не находимся под Законом, но свободны от Закона и мертвы для него (Рим. 6:14; 7:4, 6). Почему же мы, будучи теперь оправданы верою, вновь должны подчиняться обязательным добрым делам, вопреки христианской свободе от Закона (Гал. 5:1)?

Мы свободны от Закона. Во-первых, в отношении оправдания. То есть что добрые дела не следует совершать так, словно мы нуждаемся в них для оправдания и спасения, которые являются исключительно благоволением Христовым и принимаются только верою.

Во-вторых, в отношении проклятия и осуждения, потому что дела верующих, которые никоим образом не являются чистыми и совершенными в этой жизни по причине обитающего в верующих греха, все же потому отнюдь не подвержены проклятию и осуждению Закона. Рим. 8:1.

В-третьих, в отношении принуждения, то есть своею властью Закон-не должен вынуждать верующих лишь к внешней форме послушания, не согласующейся с внутренними чувствами. Павел назвал это ветхой буквой (Рим. 7:6). Ведь Бог требует добровольного послушания (Рим. 6:17; 1 Тим. 1:5; 1 Петр. 5:2; Пс. 53:8; 99:2).

В определенной степени мы действительно освобождены от Закона. Но когда звучит вопрос о том, каковы же дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Ефес. 2:10), то Сам Бог направляет нас к Своим заповедям и уставам (Втор. 12:32; Иез. 20:19; Рим. 3:27).

И Павел, желая указать, какова благоугодная и совершенная воля Божия в отношении добрых дел (Рим. 12:2), направил нас к любви, заключающей в себе сущность Закона, а затем отчетливо перечислил заповеди Десятословия (Рим. 13:9; Гал. 5:14).

197 Для чего столь необходимо это учение о добрых делах, заповеданных Богом в Законе?

I. Дабы можно было отвергать все самовольно избранные и установленные человеком дела поклонения.

117


II. Дабы напоминать верующим о том, что новое послушание не является произвольным, но заповедано Богом; оно обязательно для нас.

III. Дабы добрые дела верующих освящались Словом Божиим, в котором они предписаны, и Святым Духом, Который совершает их в нас.

IV. Дабы при помощи Закона Божия непрестанно напоминать верующим, упражняющимся в добрых делах, об их несовершенствах. Ибо в самовольно установленных делах люди легко принимают идею совершенства или сверхдолжных добрых дел.

198 Способен ли человек совершать действительно добрые дела силами своей свободной воли?

Недуховный человек в некоторой степени может избегать видимых грехов и соблюдать внешний порядок (Рим. 2:14; 10:3; Филип. 3:6). Но своими собственными силами он неспособен ни начать, ни совершить истинное духовное послушание. Ибо Закон Божий духовен, и истинные добрые дела таковы, что любовь исходит от чистого сердца, доброй совести и нелицемерной веры (1 Тим. 1:5), что послушание является не вынужденным, но добровольным и непринужденным, искренним (Рим. 7:22; Пс. 118:14). Но Закон не может образовать или даровать такое сердце ни убеждением, ни побуждением, ни принуждением. Также свободная человеческая воля неспособна к такому послушанию своими собственными естественными силами. Такие дела являются и называются плодами Духа (Гал. 5:22; Ефес. 5:9).

199 Но как мы можем совершать добрые дела, когда диа-вол подкарауливает нас со своими силками, этот мир полон соблазнов и сам грех обитает в нашей плоти?

Прежде всего человеку необходимо примирение с Богом через веру ради Христа. Ибо таким образом в самом примирении даруется Святой Дух (Гал. 3:2, 14; Тит. 3:5-6). Он очищает и обновляет сердца (Деян. 15:8-9; Пс. 50:12; Ефес. 4:23; Иез. 36:26). Он будет воспламенять новые желания в вашем сердце, дабы оно покорялось Закону и Божией воле (Рим. 6:17; 7:22). Ибо дерево должно стать добрым, прежде чем оно принесет добрые плоды (Матф. 7:18; 12:33). Но если Святой Дух уже начал в нас это деяние обновления, мы также можем и должны добавлять свои усилия, принимая водительство Святого Духа и умерщвляя Духом дела плоти (Рим. 8:13; 12:2; 2 Петр. 1:5; 2 Тим. 1:6). Ибо чрез эти уп-

118


 

ражнения Бог желает сохранять и умножать в нас Свои дары благодатью, силой и вспоможением Святого Духа (1 Кор. 15:10; Матф. 25:21, 29). Более того, для этого Святой Дух применяет в качестве обычного средства проповедь, слышание и осмысление Слова Божия (Пс. 118).

200 Сколь желанны, приятны и угодны Богу добрые дела верующих?

О делах невозрожденных, неверующих и лицемеров, какими бы добрыми они ни казались, в Писании сказано (Евр. 11:6): «Без веры угодить Богу невозможно» (ср. Рим. 14:23; Ис. 1:13; 66:3; Пс. 108:7).

О делах же возрожденных и верующих Писание возвещает (Кол. 3:20): «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу» (ср. 1 Тим. 5:4; Рим. 12:1; Евр. 13:16; 1 Петр. 2:5; 1 Иоан. 3:22; Ефес. 5:10; Пс. 118:108).

201 Являются ли добрые дела верующих в этой жизни столь чистыми и совершенными, что по этой причине они угодны Богу?

С помощью и благодаря действию Святого Духа возрожденные люди в самом деле проявляют внутреннее и внешнее послушание, но поскольку Закон требует полного и совершенного искреннего послушания, свободного от всякого злого желания (Втор. 5:21; 6:5), все святые сетуют, что из-за греха, цепляющегося за плоть, они никак не могут достичь подобного совершенства в этой жизни. Рим. 7:18; Гал. 5:17. Ибо хотя по благоволению Божию они имеют волю и благочестивое желание совершать добро, все же, по причине обитающего во плоти греха, зло остается рядом и прилепляется к ним. Рим. 7:18, 21; Ис. 64:6; Пс. 142:2; Лук. 17:10.

202 Если добрые дела возрожденных не являются ни чистыми, ни совершенными, как же они могут быть угодны Богу?

Они угодны Богу не по причине достоинства или совершенства; но поскольку человек уже примирен с Богом чрез веру, ради Христа, Отцу такое зачаточное послушание Его детей приятно ради того же самого Христа, хотя оно немощно, несовершенно и запятнано скверной греха, все еще цепляющегося за плоть. Ибо недостаток нашего послушания в этом отношении восполняется и покрывается совершенным послушанием Христа в тех, которые во

119


Христе Иисусе живут не по плоти, но по Духу, и исповедуют свое несовершенство. 1 Петр. 2:5; Филип. 1:11; Евр. 11:2 - по вере все святые получают свидетельство (в их делах, испытаниях и т.д.).



Комментарии



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.