Solus Christus


Мартин Хемниц

Энхиридион. Служение, Слово и Таинства

Различие между смертным и простительным грехом

203 Сохраняются ли остатки греха у возрожденных людей в этой жизни?

Они, конечно, существуют. Ибо хотя возрожденные водимы Святым Духом, они все же сетуют, что в их плоти не живет ничего доброго, и по сути, когда они желают совершать доброе, делают злое (Рим. 7:18, 21), и что плоть противится Духу (Гал. 5:17). И даже будучи святы, служа Богу и не зная за собой никакого зла, они все же исповедуют себя грешниками. 1 Кор. 4:4; Пс. 31:6; 129:3; 142:3. В сущности всякий, кто не признаёт и не исповедует этого, но говорит, будто не имеет греха, обманывает самого себя. 1 Иоан. 1:8. Потому всем святым необходимо в этой жизни ежедневно повторять: «Отче наш, прости нам грехи наши».

204 Праведен и свят ли был тогда Давид, совершивший прелюбодеяние, и остался ли он таковым?

Ни в коем случае. Ибо Писание различает грехи, то есть в святых или возрожденных сохраняются определенные грехи, за которые они не осуждаются, если сохраняют присутствие веры, Святого Духа, благодати и прощения грехов. Рим. 7:23-8:1; 1 Иоан. 1:8-9; Пс. 31:1. Но Писание свидетельствует, что существуют также иные грехи, при совершении которых примиренные люди лишаются веры, Святого Духа, благодати Божией и вечной жизни и обрекают себя на Божий гнев и вечную смерть, если только они не примирятся с Богом чрез веру, обращаясь вновь. Рим. 8:13; 1 Кор. 6:10; Гал. 5:21; Ефес. 5:5; Кол. 3:6; 1 Иоан. 3:6, 8; 1 Тим. 1:19; 2 Петр. 1:9. И из этого основополагающего принципа можно почерпнуть практическое различие между смертным и простительным грехом. Павел говорил о грехе, властвующем вопреки угрызениям совести или при угнетенной совести, и о грехе, который действительно обитает во плоти, но не властвует. 1 Тим. 1:19; Рим. 6:12, 14; 7:17.

205 Для чего в Церкви сохраняется и серьезно рассматривается это различие между смертным и простительным грехом?

1. Дабы мы учились распознавать смертные грехи и на-

120


 

стойчиво их избегать.

П. Дабы мы, будучи застигнуты в такого рода грехах, не упорствовали в них и не оставались в них нераскаянно.

III. Дабы мы пытались еще больше обуздывать и сдерживать обитающий в нас грех, не позволяя ему превратиться в смертный. Ибо когда это различие пренебрегается или неверно понимается и применяется, христиане также зачастую впадают в самонадеянность и нераскаянность. Посему в экзаменациях надлежит наставлять пасторов, чтобы они не только перечисляли семь смертных (или чрезвычайных, тяжких) грехов32, но в каждой из Десяти заповедей были способны указывать своим прихожанам, какие грехи являются смертными, а какие - простительными.

Определения того, что такое простительный грех и что такое смертный грех, следует брать в исследовании Филиппа Ме-ланхтона и в качестве наставления добавлять к этим вопросам.

206 Является ли тогда первородный грех, который сохраняется у возрожденных людей в этой жизни, сам по себе столь незначительным грехом, или грешком, что Бог не может или не желает гневаться на него?

Не все грехи равны. Некоторые из них более тяжки и серьезны, чем другие (Иоан. 19:11; Матф. 11:22; Лук. 12:47-48). Если же рассудить по сути Закона Божия, ни один грех сам по себе, по своей собственной природе не заслуживает прощения. То есть ни один грех не является малым и несущественным, но ввергает человека во гнев Божий и делает его достойным вечного проклятия, когда Бог входит в суд с ним. Втор. 27:26; Гал. 3:10; Иак. 2;Ш. Это заблуждение относительно наименьшей заповеди Закона Божия Христос осуждал в фарисеях. Матф. 5:19. Павел горько сетовал также на грех, сохранявшийся в его плоти. Рим. 7:24; Гал. 5:17.

207 Являются ли какие-то грехи столь тяжкими и ужасными, что они не могут быть прощены, согласно Евангелию, людям кающимся и верующим во Христа?

Нет. Христос принес умилостивление за все грехи. 1 Иоан. 2:2. Он желает спасти также самых закоренелых грешников. 1 Тим. 1:15. Он повелел, чтобы покаяние и отпущение грехов проповедовалось во имя Его всем грешникам. Иоан. 20:23; Матф. 9:13; Лук.

Гордыня, алчность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть, лень.

121


15:7; 24:47. Благодать преизобилует над грехом. Рим. 5:20.

208 Итак, поскольку очевидно, что ни один грех сам по себе не заслуживает прощения, а также что ни один грех не является столь ужасным, что он не может быть прощен людям кающимся и верующим во Христа, почему же тогда некоторые грехи возрожденных людей именуются простительными, а другие - смертными?

Это надлежит здраво и аккуратно объяснять, дабы каждый христианин мог понимать и определять, в смертном или простительном грехе он пребывает. По сути, это объяснение состоит в том, что каждый должен исследовать себя на предмет того, имеет ли он истинные покаяние и веру или нет. Рим. 2:4-5; Иер. 5:3; 2 Кор. 13:5. Первородный грех, который продолжает жить во плоти возрожденных людей, не бездействует, но является законом греха в наших членах, который неутомимо соблазняет, искушает и вовлекает во грех через всевозможные помыслы и злые похоти. Иак. 1:14; Рим. 7:8; Гал. 5:17. Поскольку же возрожденный человек не находит удовольствия в таких плотских похотях, не руководствуется ими и не следует им, но со всей серьезностью обуздывает, распинает как грехи и умерщвляет их Духом, дабы они не царствовали или не реализовались (Рим. 6:12; 7:15; 8:13; Гал. 5:24), именно это и является весьма надежным признаком истинного и искреннего покаяния. И когда возрожденные люди молят, чтобы Отец не вменял им эти немощи, но прощал ради Христа, одновременно веруя и уповая на то, что Христос, будучи истинным умилостивлением, покроет в очах Божиих эту их нечистоту Своею невинностью и покорностью (Рим. 4:7; Пс. 31:1; 1 Иоан. 1:7; 2:1-2), это также является надежным признаком истинной и оправдывающей веры. И где истинная вера в серьезном покаянии приемлет Христа в Евангелии, полагается на Него и поддерживается Им, там нет никакого осуждения, но имеют место чистая благодать Божия, прощение грехов и вечное спасение (Рим. 8:1; 1 Иоан. 1:9; Пс. 31:2). Именно так эти простительные грехи присутствуют и совершаются в возрожденных людях, которые за них не осуждаются, потому что, как сказал Августин, они живут под благодатью.

209 Но что если мы с наслаждением потворствуем злым похотям и ищем возможности свободно им предаваться (Рим. 6:12; Mux. 2:1; Иак. 1:15)?

Тогда они становятся смертными грехами (Рим. 8:13; Иак.

122


 

1:15), потому что для истинного покаяния и веры наверняка не остается места там, где служат и предаются похотям плоти, отчего они превращаются в действие. 1 Тим. 1:19; 5:8; 2 Петр. 1:9. Природа и особый характер истинной веры таковы, что она не ищет способов свободно совершать грехи, пребывать в них и копить их, но алчет и жаждет праведности, избавляющей и освобождающей от грехов. Посему где нет истинного покаяния, там Святой Дух выносит ужасный приговор. Иер. 5:3, 9; Рим. 2:5, 9; Лук. 13:3; Откр. 2:5. И где нет истинной веры, там нет ни Христа, ни Святого Духа, ни благодати Божией, ни прощения грехов, ни спасения. Что же тогда имеет место? Несомненно, гнев Божий, смерть и вечное проклятие, если только падшие вновь не обращаются к Богу. Кол. 3:6; Рим. 8:13. То есть когда изгоняются и утрачиваются покаяние, вера, Христос и Святой Дух, именно в результате этого и по этой причине смертные грехи приходят к возрожденным людям.

210 Как же тогда надлежит поступать с людьми, впавшими в такие грехи?

Их грехи следует не обходить молчанием, прятать, оправдывать или защищать, но серьезно и настоятельно порицать и обличать. Ис. 56:10; 58:1; Иез. 13:10, 18; 2 Тим. 4:2; Тит. 1:13: «Обличай их строго», угрожая им ужасающим судом Божиим: 1 Кор. 6:10; Гал. 5:21; Кол. 3:6; 1 Иоан. 3:15; Матф. 11:21; 2 Петр. 2:10. Ведь тот, кто признает таких людей истинными христианами, восхищается ими и представляет их в ложном свете, не только вводит их в серьезное заблуждение, но также подвергается осуждению вместе с ними. Ис. 3:12; Иер. 8:11; 23:17; Иез. 3:18; 33:8.

Итак, проповедь покаяния и обличение грехов являются инструментами и средствами, через которые Бог желает возвращать отпадших грешников на путь истинный и обращать их. Иер. 26:2-3. Если же нечестивец, пренебрегая этим средством, будет упорствовать в своем грехе и оставаться в нем, он несомненно погибнет, но проповеданное слово спасет душу самому служителю. Иез. 3:19.

211 А что если по благодати Божией падшие люди вновь поднимаются и искренне каются?

Тогда, несомненно, их следует радостно принимать, восстанавливать и поддерживать провозглашением прощения грехов. Иер. 3:12; 18:8; Иез. 18:21; 33:15; Матф. 18:13, 27; Лук. 15:7. Именно об этом свидетельствуют библейские примеры, связанные

123


с Петром, Давидом, блудным сыном, Коринфянами и Галатами. И это, конечно же, не до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Матф. 18:22).

Грех против Святого Духа

212 Поскольку Христос серьезно предостерег в Матф. 12:32; Марк. 3:29; Лук. 12:10, что существует грех против Святого Духа, или хула на Святого Духа, и это не простится ни в этом веке, ни в будущем, следует ли легкомысленно судить об этом виде греха?

В этом вопросе мы должны быть осторожны, дабы не умалять всеобщие обетования Евангелия, как если бы некоторые грехи оказывались столь велики и ужасны, что их нельзя простить грешнику, хотя он кается и действительно верует во Христа. Ибо это означало бы богохульное отрицание того, что Своими страданиями и смертью Христос принес умилостивление за все грехи. Именно так встревоженная совесть бывает искушаема отчаянием.

Относительно этого вопроса во времена ранней Церкви выдвигались различные богохульные и пагубные суждения. Некоторые утверждали, что у отпавших после Крещения не остается абсолютно никакой надежды на прощение. Павел ясно опровергал такое мнение примерами Коринфян и Галатов, которые, отпав после Крещения, вновь обрели прощение и примирились с Богом. 2 Кор. 2:6-8; Гал. 4:19. И Христос сказал, что если согрешит против тебя брат твой, то есть христианин, и если покается, прости ему не только до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Матф. 18:2122; Лук. 17:3-4).

Новациане жестко настаивали, что отрекшийся во время гонений от исповеданной истины не может обрести прощение грехов, независимо от того, сколько он каялся и искал примирения с Богом через веру во Христа. Ортодоксальная Церковь осудила такую точку зрения как ложную и пагубную, надежно опровергнутую на основании непоколебимого Писания, что ясно доказывает также пример Петра, отрекшегося от Христа.

Некоторые также опасно утверждали, что грехи, совершаемые по немощи, являются грехами против Бога Отца, а грехи, совершаемые по неведению, - против Сына, и они могут быть прощены. Но греховные дела, совершаемые обдуманно, осознанно и охотно, являются грехами против Святого Духа, и они не могут быть прощены, даже если падший грешник обратился через покаяние и уверовал во Христа. Однако эта точка зрения противоречит

124


 

всему содержанию Евангелия. Ибо Евангелие учит:

Во-первых, что Христос есть умилостивление не только за наши грехи, но и за грехи всего мира (1 Иоан. 2:2).

Во-вторых, что Христос повелел, дабы покаяние и отпущение грехов проповедовалось повсеместно всем грешникам. И сказанное в Марк. 1:15; Матф. 11:28 является всеобщим повелением.

В-третьих, что обетование Евангелия является всеобщим, дабы всякий кающийся и верующий во Христа не был осужден, но обрел вечную жизнь. Иоан. 3:16.

В-четвертых, что к этому всеобщему обетованию также приложены ключи Царства Небесного: «Кому простите грехи, тому простятся» (Иоан. 20:23). Наконец, в Святом Писании присутствуют примеры Адама и Давида, которые, несомненно, согрешили осознанно и охотно, но все же им был открыт путь к покаянию и они обрели отпущение грехов через веру.

Из этих указаний очевидно, с какой опасностью сопряжен слишком обособленный и подробный разговор о том грехе, который, согласно суду Христову, не будет прощен ни в веке сем, ни в грядущем. И эти суждения древних были здесь перечислены, чтобы показать пасторам, чьих мнений в этом вопросе им надлежит остерегаться, и если когда-либо случится так, что уязвленная совесть будет встревожена подобного рода помыслами, чтобы они знали, из каких источников и на основании чего следует получать утешение.

213 Но какое же простое, однако истинное и основательное описание можно дать непростительному греху против Святого Духа?

Самым простым и безопасным способом является предложенный и применявшийся Августином, который отметил, что, поскольку этот грех именуется хулою на Святого Духа, он совершается против служения, даров и деяний Святого Духа. Поскольку же покаяние для отпущения грехов проповедуется также противящимся Святому Духу (Деян. 7:51; Лук. 24:47), а Стефан также молился за них (Деян. 7:60), то Августин указал, дабы грех оказался настолько противен Святому Духу, что его невозможно было бы простить, должна присутствовать окончательная нераскаянность, поскольку человек упорствует и умирает во грехе без покаяния

125


(Book 1, Retract, ch. 19; Serm. 11 on the words of the Lord; in Enchi-rid. ch. 83; Epist. 50). Следовательно, об этом непростительном грехе против Святого Духа мы можем весьма верно и несомненно судить a posteriori, поскольку Бог объявляет Свой праведный суд человеку, который упорствует в таком грехе и умирает безо всякого покаяния.

И из этого древние извлекли полезные и спасительные учения, предостережения и увещевания, что не все грехи, совершаемые против служения и действий Святого Духа, являются по этому признаку непростительными. Ибо многие противившиеся Святому Духу, оскорблявшие и угнетавшие Его впоследствии были обращены и спасены благодатью Божией. Однако в целом грехи, коими человек противится служению и действию Святого Духа, являются гораздо более серьезными и опасными, нежели прочие грехи, и это потому, что мы можем освобождаться от прочих грехов силою Святого Духа, когда Он через Свое служение и воздействие пробуждает и воспламеняет в наших сердцах истинные покаяние и веру, коими мы обретаем прощение грехов. Но до тех пор, пока противящиеся служению Святого Духа и Его деянию пребывают в этом упорстве, для них не может быть открыто никакого пути к обретению прощения грехов. Кроме того, грехи противления служению и действию Святого Духа перечислены древними в нижеследующем порядке, дабы мы учились избегать и остерегаться их:

I. Самонадеянность в отношении милости Божьей или безнаказанности упорствующих во грехе.34 Например, когда, полагаясь на милость, человек произвольно грешит, будучи ложно убежден в том, что не утратит свое спасение, хотя он дерзко и безудержно грешит без покаяния и обращения, погибая в своем упорстве.

И. Упорство, когда человек с ожесточенным и нераскаявшимся сердцем отвергает и презирает увещевания к покаянию и предостережения Слова Божия, в упорном озлоблении не желая ни слушать, ни подчиняться, но, напротив, чем больше его предостерегают, тем больше он ожесточается и становится хуже. Также когда он не признаёт грехи грехами, но, напротив, оправдывает,

Сравните A Select Library of the Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church, First Series, ed. P. Schaff, Vi (preface dated New York, 1887; photolithoprinted Grand Rapids, Mich.: Wm. B. Eerdmans Publishing Company, 1956), 325-326, 330-331. 34 Лат.: de impunitate peccati.

126


 

защищает и превозносит их.

III. Нападки на признанную истину, когда человек, знающий признанную истину Слова Божия, сознательно угнетает совесть, вредит и противится ей, в фарисейской ненависти приписывая деяния Святого Духа диаволу.

IV. Отчаяние, когда кто-либо совершенно отчаивается в благодати Божией и своем спасении, несмотря на то, что они изобильно предлагаются ему во Христе через Слово и запечатлеваются при помощи Таинств.

V. Зависть из-за благодати, обретаемой братьями, когда кто-либо по недоброжелательству и ненависти завидует своему ближнему и брату из-за благодати Божией, даров Святого Духа и спасения во Христе.

VI. Окончательная нераскаянность, когда человек, упорно пребывающий во грехах, умирает без обращения и покаяния.

Одним словом, поскольку Святой Дух производит покаяние, веру и обновление через служение Слова, то если кто-то презирает, искажает, хулит и гонит Слово Божие, либо дерзко препятствует служению и пытается разрушать деяния Святого Духа, желающего пробуждать в нас покаяние, веру и новое послушание, он грешит против служения и действия Святого Духа. И такого рода людей надлежит резко обличать и серьезно предостерегать от опасности, с которой сопряжены эти грехи. И если некоторые из них по благодати Божией покаются и обратятся, ни в коем случае не следует утверждать, будто их грехи не могут быть прощены. Кроме того, поскольку грехи, коими человек противится служению и деянию Святого Духа, имеют такую особенность, что они ожесточают человеческое сердце и делают его упорным, как Писание засвидетельствовало о фараоне, Бог в Своем праведном суде обычно наказывает их тем, что отвергает, ожесточает, ослепляет и предает извращенному уму (Рим. 11:8; Иоан. 12:40); в результате случается, что некоторые люди после упорного пребывания в этих грехах возвращаются к здравому разумению и обращаются. Ср. Тит. 3:10-11. Бог по Своей безграничной милости иногда возвращает и таких людей на путь истинный и обращает их, посему не наше дело ограничивать Его всемилостивейшую волю, и до тех пор, пока несомненно сохраняется время для спасения, мы не должны и не можем легкомысленно обвинять кого-либо в непростительном грехе. Если же кто-то упорствует в таком грехе до конца жизни и умирает без покаяния, тогда явленный в Слове приговор Божия суда провозглашает, что это был грех против Святого

127


Духа, или оскорбление Святого Духа, причем такого рода, что не простится ни в этом веке, ни в будущем. То есть (как говорил Златоуст) за который в этой жизни отмстится ожесточением, а в иной жизни - вечным огнем. Ср. Евр. 6:4-6; 10:26-27, 29. Эти библейские фрагменты означают, что для людей, которые, будучи однажды просвещены и соделаны причастниками Святого Духа, сознательно и в упорном нечестии вновь отвергают принятую истину и полностью отпадают от Христа, и столь упорствуют в этом, что как бы распинают Христа заново, полагают Его предметом насмешек и попирают Его ногами, а также оскорбляют Духа благодати, для тех, говорю я, не остается никакого отпущения грехов, но лишь ожидание суда Божия и вечного пламени. Ибо они не возвращаются к покаянию, а без Христа нет никакой жертвы за грехи. Так эти довольно сложные фрагменты Послания к Евреям объясняются самим контекстом.



Комментарии



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.