Solus Christus


Мартин Хемниц

Энхиридион. Служение, Слово и Таинства

Супружество и женитьба священников

307 Что такое супружество?

Это святое и почтенное установление или состояние, изначально учрежденное Самим Богом в раю, а затем после грехопадения и после потопа, наконец, подтвержденное и одобренное также в Новом Завете. Оно заключается в законном и нерасторжимом единении одного мужчины и одной женщины, дабы человечество могло размножаться согласно установленному порядку (Быт. 1:28), дабы избегать блуда (1 Кор. 7:2) и дабы сами супруги оставались привязаны друг ко другу взаимными обязанностями, любовью и благорасположенностью, сообразно тем отношениям благочестивых супругов, которые показаны в скрижали домашних дел (Ефес. 5:22, 25; Кол. 3:18-19; 1 Петр. 3:1-2, 7).

308 Следует ли признавать это состояние чистым, святым и целомудренным пред Богом?

Бог запретил всяческие половые единения между мужчинами и женщинами за пределами супружества и установил наказание за них в жизни настоящей и будущей (Гал. 5:19-21; Евр. 13:4).

178


 

Однако Он разрешил супружеские связи в законно заключенном браке. Следовательно, это состояние ни в коем случае не следует считать нечистым, но Бог увенчал его благословением, дабы среди верующих и перед Богом оно могло быть достойным, чистым, святым, целомудренным и уважаемым (Евр. 13:4; 1 Фес. 4:3-4; 1 Тим. 2:15; Тит. 2:4-5). В этом состоянии христиане могут пребывать с доброй совестью, одновременно призывая Бога и обретая спасение (1 Тим. 2:15; 1 Кор. 7:5; 1 Петр. 3:7).

309 Все ли обязаны вступать в брак под угрозою проклятия?

Нет. Ибо Христос сделал некоторые исключения. (1) Для тех, которые либо по природе, либо по каким-то иным причинам непригодны для супружества. (2) Для тех, которые получили от Бога дар воздержания, так что они могут целомудренно жить без брака либо в девственности, либо в состоянии вдовства (Матф. 19:11-12). И Павел советовал имеющим этот дар воздержания оставаться так, поскольку в безбрачии они будут меньше скорбеть и получат возможность для более свободного служения Богу, будучи чисты телесно и духовно (1 Кор. 7:8, 26, 34-35). Однако Павел указал, что если такие люди все же пожелают вступить в брак, они могут это делать без греха (1 Кор. 7:26, 28). Остальным же, не способным к воздержанию, Павел засвидетельствовал, что брак предписан и заповедан во избежание блуда и что лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7:1-2, 9).

310 Правы ли те, которые, не имея дара воздержания, все же отказываются от брака и дают обет вечного безбрачия?

Писание говорит: «Не искушай Господа Бога твоего» (Втор. 6:16; Матф. 4:7). Но Бога искушают те, кто во избежание блуда не желают пользоваться средством, например браком, который Он установил, дабы не происходило чего-то худшего. И Христос указал, что не всем дано жить целомудренно вне супружества и что никто неспособен на это, кроме тех, кому это дано (Матф. 19:11). Также Павел засвидетельствовал, что запрет на вступление в брак, содержащийся в папских обетах под предлогом святости, является учением бесовским (1 Тим. 4:1-3).

311 Может ли достойно и свято служить священник, имеющий законную супругу?

Несомненно. Ибо не только ветхозаветные священники

179


имели законных жен, но также и в Новом Завете Павел указал, что епископа и старейшину надлежит выбирать такого, который живет непорочно и является мужем одной жены (1 Тим. 3:2; Тит. 1:5-6).

312 Однако некоторые люди говорят: «Павла надлежит понимать аллегорически, в том смысле, что епископа следует назначать только над одной церковью, либо епископом действительно можно избрать того, кто прежде был мужем одной жены, но не того, кто по-прежнему остается мужем, имеющим жену».

Сам Павел истолковал себя, указав, что под мужем одной жены он подразумевал того, кто имеет детей, и не только в Церкви, но также в семье, то есть хорошо управляет женой, детьми и слугами (1 Тим. 3:4; Тит. 1:6). И некоторые Апостолы имели жен не только до того, как стали Апостолами, но также продолжали жить с ними в браке, уже будучи Апостолами {1 Кор. 9:5). Игнатий и Климент таким же образом истолковали это изречение Павла. Кроме того, Павел не сказал: «Кто был мужем одной жены», но: «Кто является таковым». И если бы эти слова надлежало истолковывать в прошедшем времени, из этого также непременно следовало бы, что епископом надлежит избирать того, кто одно время был трезв и мог учить, но более не является таковым.

313 Но задачи служения весьма святы, а брак не является ли плотским состоянием?

Откровенным сатанинским богохульством является то, что некоторые римские папы дерзко злоупотребили по отношению к браку следующими изречениями Павла: «Живущие по плоти Богу угодить не могут» и: «Если живете по плоти, то умрете» (Рим. 8:8, 13). Ведь брак является Господним установлением, которое освящено Словом и благословением Божиим (Быт. 1:27-28; 9:1). Потому Христос провозгласил, что Сам Бог сочетает супругов (Матф. 19:6). И Павел ясно засвидетельствовал: «Если и женишься, не согрешишь» (1 Кор. 7:28). Ибо он также возвещает, что супружеские отношения святы, почетны и целомудренны (1 Тим. 2:15; 1 Фес. 4:4; Тит. 2:4-5). Петр также назвал святыми жен, повинующихся своим мужьям (1 Петр. 3:5). И в Евр. 13:4 брак назван честным и ложе непорочным. И даже сожительство верующих жен с неверующими мужьями является святым (1 Кор. 7:14).

Посему Павел провозгласил, что запрет вступления в брак является учением бесовским (1 Тим. 4:1, 3), особенно поскольку

180


 

христиане также спасаются, пребывая в супружестве (1 Тим. 2:15). Потому 4-й канон Гангрского собора благочестиво провозгласил в отношении служителей Слова и Таинств: «Если кто-либо утверждает, что не следует поклоняться Богу под руководством женатых священников, как если бы не было необходимости участвовать в богослужении при таком служителе, да будет анафема».

314 Но разве Павел не сказал (1 Кор. 7:1): «Хорошо человеку не касаться женщины», а также (ст. 32): «Неженатый заботится о Господнем» и т.д., и посему заключил (ст. 38), что хорошо не вступать в брак?

Там же Павел немедленно добавил ясное истолкование своих слов. Ведь он не говорил, что вступление в брак греховно или нечестиво. Но он сказал (ст. 26): «За лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так» (оставаться в безбрачии), то есть это благоприятно или целесообразно «по настоящей нужде». Ибо поскольку в супружестве случаются разнообразные несчастья, неприятности и затруднения, которые порой не позволяют супругам уделять больше внимания Господним делам, то для служения было бы лучше и целесообразней, если бы служители могли оставаться в безбрачии. Однако Павел добавил (ст. 35 и 7): «Говорю это не как предписание, но для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы», ибо «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе». И пусть каждый выбирает подходящее для себя, то есть брак или безбрачие, согласно дару, полученному от Бога. И вступающий в брак не согрешает (1 Кор. 7:28). Он даже может исполнять служение епископа (1 Тим. 3:2). Супружеское сожительство и домашние хлопоты сами по себе не препятствуют церковному служению, особенно тех людей, которые исполняют служение благочестиво и верно, о чем свидетельствуют многочисленные примеры Патриархов, Пророков, священника Захарии, Апостолов, древних епископов и святых мучеников. По сути, Павел пожелал, чтобы епископ хорошо управлял своим домом (1 Тим. 3:4-5). Но в 1 Кор. 7 он говорил главным образом о вещах, обыкновенно случающихся в неравных браках, когда супруги либо не исповедуют одну и ту же веру, либо неодинаково благочестивы и верны, и он не пожелал налагать на кого-либо узы даже в этом вопросе.

315 Тогда, наверное, никто не может стать священником или церковным служителем, пока не женится?

181


Имеющий дар воздержания хорошо делает, оставаясь в безбрачии. Ибо он может отправлять свое служение с меньшими помехами и скорбями, особенно во времена гонений (1 Кор. 7:35). Посему пусть каждый исследует себя и старается серьезно молиться о возможности оставаться в состоянии безбрачия. Ибо Христос прославил самостоятельно избранное безбрачие тех людей, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного (Матф. 19:12). Но Он добавил, что этот дар не обретается только молитвами либо только усердием и осознанным выбором, ибо Он сказал: «Не все вмещают слово сие, но кому дано... Кто может вместить, да вместит». Посему пусть тот, кого Бог увенчал этим даром, использует его для распространения Царства Небесного. Кому же этого не досталось, Павел велел (1 Кор. 7:2): «Во избежание блуда каждый имей свою жену», а также (ст. 9): «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться». И вступающий в брак не только не грешит (1 Кор. 7:28), но может также служить епископом (Тит. 1:5-6).

Последний суд и чистилище

316 Каков итог веры и каков итог неверия?

Итог веры - спасение наших душ (1 Петр. 1:8-9) и жизнь вечная (Иоан. 3:36). Итогом же неверия является осуждение (Марк. 16:16) и вечная погибель (2 Фес. 1:8-9). И мы также имеем спасение в этой жизни, но упованием (Рим. 8:24; 2 Кор. 5:7). Но в конце времен, когда Христос приидет как Судия живых и мертвых, итог веры и неверия будет явлен открыто и полностью (1 Петр. 1:5; 2 Фес. 1:6-7). Тогда праведные войдут в вечную жизнь, а нечестивые - в наказание вечного адского пламени (Матф. 25:46; Иоан. 5:29).

317 Как учит Писание о последнем суде?

Оно учит, что мир и все сущее в мире не станет существовать вечно, но подойдет к концу (Матф. 24:35; 1 Кор. 7:31), и что «тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр. 3:10). И это произойдет, когда «приидет Сын Человеческий во славе Своей» (Матф. 25:30) таким образом, что Ему будет предшествовать пламенеющий огонь (2 Фес. 1:7-8). И тогда все мертвые восстанут телесно (1 Кор. 15:44). Тотчас же произойдет суд, в результате которого избранные будут поставлены по правую руку Судии Христа, а проклятые - по левую руку. «И изыдут творившие добро в вос-

182


 

кресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения» (Иоан. 5:29). Так этот суд изображен в Матф. 25:31-46. О дне же и часе этого Суда никто не знает, кроме единого Отца. Посему мы должны бодрствовать и молиться, ибо не знаем ни часа, ни времени пришествия Господня (Матф. 24:36, 42).

318 Каково же состояние тела и души между моментом смерти и последним днем?

Что касается душ умерших людей, Писание утверждает, что когда души праведников отделяются от тел смертью, они прилагаются к народу своему (Быт. 25:8; 35:29), завязаны в узле жизни (1 Цар. 25:29), находятся в руке Божией (Премудр. 3:1), пребывают на лоне Авраамовом (Лук. 16:22). Они отходят к Господу и пребывают со Христом в раю (Еккл. 12:7; 2 Кор. 5:8; Филип. 1:23; Лук. 23:43). Там они утешаются (Лук. 16:25), успокаиваются от трудов своих (Откр. 14:13). Они с радостью ожидают того последнего дня, когда, наконец, обретут полное совершенство (Откр. 6:11; Евр. 11:39-40). О душах же нечестивцев, освобожденных от тел вмешательством смерти, Святое Писание свидетельствует, что они направляются в место мучения, где страдают (Лук. 16:24, 28). Они с ужасом ожидают устрашающего суда Божия и наказания вечным адским пламенем (Евр. 9:27; 2 Петр. 2:4).

Кроме того, в отношении тел умерших людей Слово Божие учит, что тела как праведников, так и нечестивцев покоятся в гробах до последнего дня, когда они вновь воскреснут, оживленные гласом Сына Божия, и воссоединятся со своими душами (Иоан. 5:28). И, наконец, когда будет провозглашен Последний суд, праведники войдут в вечную жизнь, а нечестивцы - в вечную муку (Матф. 25:46).

319 Что же паписты говорят о чистилище? Паписты трояко разделяют умерших людей.

I. Они утверждают, будто некоторые люди столь чисты, святы и совершенны в этой жизни, что, когда они умирают, их души отлетают прямо на Небеса.

II. Они утверждают, будто некоторые люди живут столь грешно и нечестиво в этом мире, что их души ввергаются в ад сразу же после смерти.

III. Некоторых они помещают посередине. Это якобы такие люди, которые, не будучи неверующими или полностью нечестивыми, все же умирают с еще не полностью изглаженными

183


пятнами- грехов и без полностью завершенного умилостивления за грехи.

Они воображают, что эти люди ввергаются в огонь чистилища, дабы этим огнем оставшиеся пятна греха были выжжены и удалены и страшные страдания чистилища могли обеспечить их тем, чего им недоставало в этой жизни для совершения умилостивления за души. Когда это очищение и умилостивление завершается, они, наконец, избавляются от этого пламени и переносятся в место блаженства.

Притом пламя чистилища паписты несколько видоизменили, утверждая, что его жар можно в некоторой степени охладить святой или благословенной водой и что душам в чистилище можно содействовать при помощи бдений, погребений, поминок, ежегод" пых поминовений, месс для умерших, милостынь и иных дел живых людей ради мертвых, дабы они были быстро и легко избавлены.

320 Основано ли это измышление папистов на Слове Божием?

Нет. Оно прямо противоречит ему. Ибо Слово Божие учит, во-первых, что существует только два пути в этой жизни и за ее пределами. Один из них ведет в вечную жизнь, другой - в вечное осуждение (Матф. 7:13-14; Марк. 16:16; Иоан. 3:18,36).

Во-вторых, телесная смерть различается: она бывает либо смертью праведников (Чис. 23:10; Пс. 115:6), которые умирают и покоятся во Христе (1 Фес. 4:14, 16; Откр. 14:13), либо смертью грешников (Пс. 33:22), которые умирают во грехах без веры (Иоан. 8:24).

В-третьих, существует только два разных места, в которых после смерти пребывают души умерших людей в ожидании последнего дня, это место утешения блаженных и место мучения осужденных (Лук. 16:25). Притом Писание не знает никакого третьего промежуточного места, о чем также засвидетельствовал Августин (Hypognosticon, Книга 5).

В-четвертых, умирающие в вере Господней немедленно и сразу обретают блаженство и успокоение (Откр. 14:13), так что их уже не постигает никакое мучение (Премудр. 3:1). Ведь они не приходят на суд, но перешли от смерти в жизнь (Йоан. 5:24). А неверующие уже осуждены и не увидят жизни, ибо гнев Божий пребывает на них (Иоан, 3:18, 36).

В-пятых, сразу же после смерти «утверждена великая

184


 

пропасть», так что никто не может перейти из места мучения в место утешения (Лук. 16:26).

В-шестых, время этой жизни является временем благоприятным и днем спасения (2 Кор. 6:1-2), и до конца жизни этот день именуется «ныне» (Евр. 3:13), после которого не остается более возможности для покаяния (Лук. 16:26). Ибо то, чему надлежит разрешиться на Небесах, должно быть разрешено на земле (Матф. 16:19; 18:18). Однако Писание вовсе ничего не говорит о том папском утверждении, будто после этой жизни остается какое-то время для покаяния и примирения с Богом, так же как оно ничего не говорит о том, что молитвы живых людей за умерших содействуют спасению. Ведь каждый получит там соответственно тому, что он делал, живя в теле (2 Кор. 5:10). На этом основании Киприан сказал (Трактат I. Contra Demetrianum): «Когда кто-либо уходит туда, не существует более возможности для покаяния, жизнь утрачивается или остается здесь». Амвросий (De bono mortis): «Кто не принимает отпущение грехов здесь, того не будет там. И его не будет там по той причине, что он не достигнет вечной жизни, поскольку вечная жизнь - это отпущение грехов». И он сослался на слова Давида [Пс. 38:34]: «Чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня».

321 Но в Писании, по сути, сказано (Откр. 21:27), что ничто нечистое не войдет на Небеса. И Бог не только милостив, но также справедлив. Он желает, чтобы грех был искуплен полным умилостивлением.

Это действительно так. Но если очищение, искупление и умилостивление за грехи зависит от нас и наших дел, то ни один человек никогда не обретет спасение. Посему Бог послал Своего Сына как Посредника и Искупителя, Который является умилостивлением й примирением за наши грехи (Рим. 3:25; I Иоан, 2:2). Он также очистил наши грехи (Евр. 1:3). Ибо Его Кровь очищает нас от всякого греха (1 Иоан. 1:7). Он очистил нас банею водною (Ефес. 5:25-26). И сердца наши омыты Кровью Агнца (Откр. 7:14), а совесть окроплена й очищена (Пс. 50:9; Евр. 9:14; 10:22; 1 Петр. 1:22), дабы чрез Него и в Нем мы могли быть святыми, непороч--ными и незапятнанными (Кол. 1:22). Но эти величайшие блага Христовы безбожно затемнены и умалены папским учением о чистилище,

322 Как же быть со словами Павла (1 Кор. 3:15): «Сам

185


спасется, но так, как бы из огня».

Это изречение Павла никто из Отцов не истолковывал прямо, надежно и несомненно в применении к чистилищу. По сути, ни Августин, ни Григорий, говоря об этом библейском изречении, не осмелились уверенно и надежно обосновывать существование чистилища этими словами. Ибо они говорили, что «огонь» можно понимать как пламя скорби в этой жизни. А поскольку Павел сказал, что дело каждого человека испытывается огнем, то из этого несомненно следует, что все святые подлежат очищению огнем чистилища. Но сами паписты не допускают этого. Однако истинное значение сказанного Павлом очевидно из контекста. Ибо он говорил о церковных учителях и слушателях, сохраняющих основание неповрежденным, и засвидетельствовал - что бы они ни строили, учение или суждение, все это испытывается огнем искушений, скорбей и гонений. В этом огне что-то сохраняется, а что-то сгорает как непригодное и бесполезное, но таким образом, что если основание остается неповрежденным, это не препятствует спасению. Ибо поскольку такие слова в этом тексте, как «золото», «серебро», «дерево», «солома» и т.д. понимаются аллегорически, то и слово «огонь» наверняка не следует понимать в материальном смысле, как тот огонь, который паписты придумали для своего чистилища.

323 Однако Христос провозгласил в Матф. 12:31-32, что существуют такие грехи, которые не прощаются ни в веке сем, ни в будущем.

Христос истолковал это Свое изречение в Марк. 3:29, показав, что грех против Духа Святого будет наказан и в этой жизни, и в будущей, притом что многие другие грехи остаются ненаказанными в этой жизни.

324 Но Маккавей приносил жертвы за грехи умерших людей (2 Мак. 12:43-46).

Книги Маккавейские не входят в канон Святых Писаний, на основании которых можно учреждать и доказывать или подтверждать артикулы веры. И нигде более во всем Святом Писании нет ни повеления, ни примера, касающегося какого-либо жертвоприношения за мертвых, хотя оно много говорит о жертвах. Следовательно, Маккавей сделал это не на основании Божия повеления, но по своему собственному измышлению. Однако Бог недвусмысленно запретил это (Втор. 12:8, 32).

186


 

И Маккавей не говорил ни об огне, ни о мучениях умерших, от которых их надлежало бы спасать делами живых людей.

325 Несмотря на это, святые Отцы учили о чистилище и утверждали его как артикул веры.

Отцы не могут утверждать артикулы веры без ясного Слова Божия. По существу, это ложно приписывается Отцам. Ибо греки22 никогда не желали, да и теперь не желают признавать чистилище. Августин действительно рассуждал о чистилище, однако он не отстаивал его как артикул веры, но оставил под сомнением его существование (Enchiridion, гл. 69; Ad dulc, вопр. 1; De civitat., Кн 21, гл. 26).

Вселенская Церковь

326 Каковы признаки истинной Церкви Божией на земле?

Истинная Церковь Божия на земле не определяется многочисленностью (Матф. 7:13-14), равно как ее невозможно определить на основании силы, благородства и мудрости по плоти ([ Кор. 1:26-28). Также собрание, именуемое «церковью», не всегда представляет истинную Церковь, равно как Вселенская или Христианская церковь, конечно же, воистину не распознается на основании обычной преемственности. На это указывают свидетельства Пророков, Христа и Апостолов. Для ее распознания также недостаточно указаний на давние письменные свидетельства и авторитет древних (Матф. 5:21-48; 15:1-3). Но вот истинные признаки, отчетливо выявляющие присутствие истинной Церкви Божией на земле.

I. Где Слово Божие преподается в чистоте и истине, без искажений (Иоан. 10:5, 27; Ефес. 2:19-21; 4:11-12; 2 Кор. 2:17; 1 Тим. 3:15).

П. Где грехи связываются и отпускаются через Слово и согласно Слову Божию (Матф. 16:18-19; Иоан. 20:22-23).

III. Где Таинства отправляются согласно Божию указанию и установлению (Матф. 28:19-20).

IV. Где присутствуют люди, которые отправляют Таинства (Марк. 16:16; 1 Кор. 10:17; 11:33), слушают Слово Божие (Иоан. 10:27), принимают его (1 Фес. 1:6; 1 Кор. 15:1), исповедуют Христа (Матф. 10:32), идут за Ним (Иоан. 10:27) и призывают Бога, как Он повелел в Слове Своем (Лук. 19:46; 1 Кор. 1:2; Пс. 78:6). И эти признаки иногда более, а иногда менее очевидны. Ибо на этом

Православные. - Прим. ред.

187


основании одни люди строят из золота, другие - из соломы (1 Кор. 3:12-13). Но все же, если основание остается неповрежденным, Бог имеет там Свою Церковь (3 Цар. 19:18).

327 Являются ли святыми и спасенными все люди, принимаемые в это собрание на основании внешнего исповедания?

Не все, ибо не все являются сеятелями Слова, и не все слушатели Слова соблюдают его (Лук. 8:15; 11:28; Матф. 7:26). Это также ясно доказывается евангельскими притчами (Матф. 13:24-30, 47-48; 22:1-14).

328 Почему тогда в «Символе веры» она именуется святой Вселенской церковью?

Потому что Дух Святой действует и трудится в этом собрании через Слово и Таинства таким образом, что Он призывает, просвещает, обращает, освящает и сохраняет спасенных людей, дабы они каялись, веровали во Христа и приносили плоды, достойные покаяния (Деян. 26:20).

329 Может ли кто-либо обрести спасение вне этой Церкви Христовой, даже если он не является частью и членом истинной Церкви?

В Писании употреблено такое сравнение, что Церковь подобна телу, состоящему из многих членов, а Главою этого Тела является Христос, Спаситель Своего Тела, дабы то, что необходимо членам для спасения, проистекало к ним от Главы (Ефес. 1:22-23; 4:15-16; 5:23, 30; Кол. 1:18; 1 Кор. 12:12, 27). По этой причине всякий, кто не стал членом этого Тела, Главою которого является Христос, не может обрести спасение. Ибо спасение, совершаемое через Христа, распределяется и прилагается к верующим через служение Евангелия, присутствующее лишь в истинной Церкви (2 Кор. 5:18-20). Так, Павел весьма подобающе показал и обобщил23 порядок, который Бог установил для спасения людей (Рим. 8:30). Но призвание происходит через Слово в истинной Церкви. Посему в «Символе веры» объединены также эти два пункта: «Верую в единую святую Христианскую церковь, в общение святых». Следовательно, надлежит постоянно и усердно увещевать людей удаляться от ложной церкви и оставлять ее (Пс. 1:1; 25:5; 2 Кор. 6:14,

Нем.: zusammenfasset. Лат.: quaddm quasi catena connectit, «как бы соединяет в цепочку».

188


 

17; Откр. 18:4; Матф. 7:35; 16:6; Деян. 20:28-29; Гал. 1:9; I Иоан. 4:1). Пусть они присоединяются к собранию, имеющему знамения и признаки истинной Церкви Христовой (Евр. 10:25; Пс 26 4 41-5* 118:63; Матф. 12:30).

330 Кто является Главою Вселенской церкви? Истинная Вселенская церковь признает только одного

Главу, Который есть Христос (Ефес. 1:22; 4:15; Кол. 1:18). Ибо хотя существует определенное различие даров среди членов Церкви (Рим. 12:4-6; Ефес. 4:16), тем не менее все они являются членами единого Тела, и никому из них не принадлежит то, что присуще Главе Церкви (Ефес. 1:22-23), Который наполняет все во всем (Ефес. 1:23).

331 Имеет ли Церковь власть что-либо изменять в Слове Божием или учреждать новые артикулы веры?

Ни в коем случае. Ибо Церковь основана на Слове Божием (Ефес. 2:20). И она привязана к этому Слову (Матф. 28:20). Отвергающие это Слово не являются Церковью (Иоан. 10:26; Гал. 1:9). Ибо Церковь должна не управлять Христом, но повиноваться Ему (Ефес. 5:24).

332 Почему Церковь именуется Вселенской?

1. Потому что она не ограничена определенным местом, но рассеяна по всему миру.

П. Потому что Бог во все времена, до скончания мира, собирает для Себя Церковь из рода человеческого на земле.

III. Потому что она привязана не к личностям определенных людей, но только к ее единственному Главе Христу и к Его Главе Отцу (1 Кор. 11:3), дабы, несмотря на то что ее члены разделены временно, пространственно и личностно, они были и оставались одним Телом под единым Главою Христом. Потому Церковь также именуется общением святых.

IV. Но для истинного единства Церкви необязательно, чтобы всегда и всюду существовало единство во внешних обрядах или ритуалах, установленных людьми; необходимо лишь сохранение единого основания (1 Кор. 3:11), единой веры, единого Крещения (Ефес. 4:5). «Никейский символ веры» кратко и точно показывает, что такое «вселенская», следующими словами: «Верую в единую святую христианскую (вселенскую) и апостольскую Церковь».

189


333 Почему вопрос о Церкви включен в число артикулов

веры ?

Не потому, что мы веруем в Церковь так же, как веруем в Бога, или делаем Церковь равной Богу и Его Слову, или признаём ее большей, чем Бог и Его Слово, но потому, что мы твердо знаем и веруем на основании Божия обетования, что хотя в этой жизни Церковь обременена тяжкими и многообразными немощами, полностью лишена человеческих духовных сил, кроме того, диавол, вместе с миром и плотью, стремится силой и коварством совершенно уничтожить и искоренить это малое и немощное стадо, все же Бог утверждает Свою Церковь и защищает ее от врат ада (Матф. 16:18), так что Он будет хранить чистоту Своего Слова и Таинств, а также Своих избранных до скончания мира (Матф. 28:20; 1 Кор. 11:26; Матф. 24:31; 1 Фес. 4:17). Что касается остального, то ответы на вопросы, почему Церковь пребывает под крестом, каким утешением она должна укрепляться в испытаниях и какие темы окажутся обязательными для обсуждения иных артикулов веры во время экзаменации, следует извлекать из других книг, посвященных этому.

Ибо все это было нами написано не для того, чтобы заменить полезные книги других людей в руках учащихся, но только чтобы стать указанием и путеводителем в том, как несведущие люди могут и должны на истинном основании понимать вещи, о которых они читают в других книгах, и повсеместно применять их, дабы сохранялась чистота учения и дабы это использовалось в простых общеупотребительных словах для назидания Церкви24.

24 В (немецком) издании 1593 года вопросы о Церкви (326-333) непосредственно предшествуют вопросам о последнем суде и чистилище (316325).

190


 

Часть 3

Что касается учения о церковных обрядах (которое, как мы. вначале сказали, будет третьей главной частью этой экзаменации), то оно изложено в церковных правилах. Пасторов также следует экзаменовать относительно этого учения, дабы они верно понимали его и были способны верно объяснять его своим прихожанам. Кроме того, надлежит интересоваться, соблюдают ли они эти обряды и каким образом. Суперинтенденты должны также беседовать с пасторами об установлении супружества, включенном в церковные правила, дабы у них было надлежащее понимание этого вопроса.

191


Часть 4

Наконец (и это станет последней главной частью экзаменации), через серьезное увещевание надлежит побуждать пасторов к подобающей верности в служении, а также к благочестивой, открытой и безупречной жизни, на основании Писания настоятельно напоминая им о том, сколь это важно.

Конец

192



Комментарии



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.