Solus Christus


Мартин Хемниц

Энхиридион. Служение, Слово и Таинства

Часть 2. Слово и Таинства

Слово Божие

34 Какое же учение, то есть какое Слово служитель должен излагать пред Церковью Божией?

Не свои сны, не видения своего сердца, не то, что кажется ему хорошим или правильным (Иер. 23:16, 25), также не человеческие традиции или заповеди (Ис. 29:13; Матф. 15:9). Но проповедующий в Церкви да проповедует Слово Божие (1 Петр. 4:11), дабы основание служения было и оставалось таким (Ис. 59:21): «Слова Мои, которые вложил Я в уста твои», и как верно сказал Августин: «Да не будем слышать в Церкви: "Я говорю это, ты говоришь это, он говорит то". Но: "Так говорит Господь"».

35 Что такое Слово Божие?

Это мудрость Божия, тайна сокровенная (1 Кор. 2:6-7), в которой Бог явил и открыл человечеству через верное Слово Свою сущность и волю (по крайней мере настолько, насколько нам необходимо в этой жизни), дабы мы таким образом увидели грех и несчастья, в которые мы впали через грех, и узнали, как и через Кого мы освобождены от этих зол, дабы мы в результате верно исповедовали Бога и поклонялись Ему, научаясь устроять и сообразовывать свою жизнь согласно нормам Его заповедей, и, наконец, дабы мы узнали о том, что будет и что нам следует ожидать после этой жизни.

36 Может ли человек своим собственным знанием или способностью своего собственного разума обрести для себя это познание?

В результате грехопадения наших прародителей произошло столь сильное помрачение человеческого разума, что сам по себе он не знает и не понимает ничего определенного или здравого в этих вещах. 1 Кор. 1:21; 2:14. Ибо в духовных вещах человеческий разум не только слеп, но Писание возвещает, что он является тьмою. Иоан. 1:5; Ефес. 5:8. Конечно же, человек обладает неким смутным, как во сне, осознанием того, что существует Бог, Которому надлежит также поклоняться. Но Кто и каков этот Бог, а также какого поклонения Себе Он желает, этого он отнюдь не знает. Напротив, следуя своим собственным помыслам и премудростям, он полностью погружен в идолопоклонство. Рим. 1:21-23. Итак,

38


человеческая природа действительно все еще сохраняет крупицу записанного в сердце Закона Божия, касающегося некоторых внешних гражданских обязанностей. Однако без света Слова Божия человеческий разум вовсе ничего не знает или не понимает об истинном познании греха и об истинном поклонении Богу. Скорее все учение Евангелия представляет собой тайну, неведомую и сокровенную для человеческого разума. 1 Кор. 1:18, 21. Но Бог, выйдя из Своей тайной обители, движимый великой милостью к погибшему человечеству, в надежном и определенном Слове, данном отчасти непосредственно, отчасти опосредованно, явил и открыл Своей Церкви эту тайну, которую Он также подтвердил замечательными свидетельствами и чудесами, дабы никто не мог сомневаться в ее истинности. Марк. 16:20; Евр. 2:3-4.

37 Может ли кто-то, как думают некоторые, спастись через свое поклонение и верование, без Слова Божия, но произведя в себе благое намерение?

Ни в коем случае. Ибо только о Своем Слове Бог сказал, что оно является Словом жизни (Иоан. 6:63, 68; Филип. 2:15-16 [«Слово жизни» - Слово спасения]; Деян. 13:26), которое спасает наши души (Иак. 1:21; Рим. 1:16; Лук. 11:28).

Обо всех же сектах, возникших помимо Слова Божия, вне Слова Божия или вопреки Слову Божию, Писание возвещает, что они пребывают без Христа, вне обетовании завета, не имеют никакой надежды и живут без Бога в этом мире (Ефес. 2:12; Иоан. 5:23; 3:36; 1 Кор. 3:11). И этого Христа открывают не плоть и кровь, но Отец в Слове и через Слово. Матф. 16:17; Гал. 1:12,15-16.

Святое Писание

38 Где и как следует искать это Слово Божие? Надлежит ли ожидать новых и особых вдохновений и откровений?

Некогда Бог открыл Свое Слово различными способами и средствами. Ибо иногда Он сам являлся святым отцам и говорил в их присутствии, иногда - через пророков, вдохновляемых и движимых Его Духом. Наконец, Он говорил человечеству через Своего Сына и Апостолов. Евр. 1:1-2; 2:3; 2 Петр. 1:21; 2 Тим. 3:16; Лук. 1:70. Он не дал нам ни повеления, ни обетования ожидать в дальнейшем подобных вдохновений или откровений. Однако ради последующих поколений Он позаботился о том, чтобы это Его Слово, открытое сначала в проповеди и подтвержденное последовавшими чудесами, было затем записано надежными свидетелями.

39


И с этим самым Словом, заключенным в пророческих и апостольских Писаниях, Он связал Свою Церковь, дабы всякий раз, когда мы пожелаем узнать или показать, что учение является Словом Божиим, аксиомой для нас было утверждение: «Так написано, так говорит и свидетельствует Писание».

39 Все ли, необходимое как Слово Божие для веры и жизни людей, содержатся в Святых Писаниях?

Иоан. 15:15; Деян. 20:27. Следовательно, через церковных прелатов или через соборы Святой Дух не будет учить чему-то другому, новому и иному, но только тому, что было явлено через Христа и возвещено через Апостолов. Ибо делом только Святого Духа является внушение и, так сказать, напоминание разуму слов и учений Христовых. Иоан. 14:26. И хотя не все чудеса и не все изречения Пророков, Христа и Апостолов изложены по отдельности, все же Святой Дух вложил в Писание сущность всего небесного учения, насколько это необходимо для Церкви и достаточно для веры, через которую верующие обретают вечную жизнь. Иоан. 20:31. И Павел сказал о Святом Писании две вещи. Во-первых, что оно способно соделать человека Божия, то есть учителя Церкви (ибо их именуют людьми или мужами Божиими), совершенным, готовым для всякого доброго дела (что обязательно для исполнения церковного служения). 2 Тим. 3:16-17. Во-вторых, оно умудряет во спасение через веру. 2 Тим. 3:15. Поскольку же мы имеем в Писании все необходимое для спасения и вечной жизни, только оно существенно для нас в вопросах веры.

40 Почему древние назвали Святое Писание каноническим?

Потому что в Церкви существуют и должны быть определенный канон, единая норма и правило, согласно которым надлежит рассматривать, испытывать и судить всякое поклонение и учение. Посему то, что не имеет основания в Святом Писании, не может быть подтверждено им и не пребывает с ним в согласии, но противоречит ему, мы и не можем, и не должны излагать и принимать как Слово Божие. Но только учение, основанное на Святом Писании, мы исповедуем, одобряем и принимаем как истинное и спасительное, с таким суждением и разделением мы читаем писания Отцов. И таким же образом мы принимаем учение, воспроизведенное в Аугсбургском вероисповедании.

40


 

Истинная древняя вселенская вера

41 Надлежит ли в Церкви Божией излагать некое новое учение или принимать новую веру?

Ни в коем случае. Ибо как существует только один Бог, так и существует только одна вера. Ефес. 4:5. Та единая, истинная и весьма древняя вера (2 Кор. 4:13), основанная не на новом, а на древнейшем учении и пребывающая в истинной, древней и вселенской Церкви. Ибо вот понятия, которые объединены и взаимосвязаны теперь и были таковыми всегда: Бог, Слово, вера, Церковь, спасение и вечная жизнь.

42 Если о поклонении и вере надлежит судить на основании древности, почему тогда мы отходим от папских поклонения, веры и церкви, которые могут защитить себя указанием на свою древность?

Фарисеи обвиняли Христа в новой доктрине (Марк. 1:27), поскольку она отнюдь не согласовывалась с древними традициями, которые уже много лет были общеприняты. Матф. 5:21 и далее; 15:2. Язычники также осуждали и обвиняли учение Павла как новое, поскольку полагали, что их идолопоклонство, широко распространенное уже много лет, было древней и истинной верой. Деян. 17:18, 19-20. Кроме того, когда кто-то исследует или подвергает сомнению древность веры, недостаточно лишь нескольких сотен лет, но следует доказать, что рассматриваемая вера является той же самой, которой учили Христос и Апостолы, о которой говорили Пророки и свидетельствовали Патриархи, которая по сути была утверждена прежде основания мира. Ефес. 1:4; 1 Кор. 2:7. Но эта истинная и древнейшая вера содержится и основательно преподается именно в Библии. Поскольку же римский папа отошел от это древнейшей веры и навязал Церкви Божией совершенно чуждую и новую доктрину, противоречащую Святому Писанию, мы обязаны, согласно Божию повелению, выйти из этой общины злонамеренных (Иоан. 10:5; Гал. 1:9; Евр. 13:9; Пс. 25:5) и возвратиться к истинной древней и вселенской вере, содержащейся в Святых Писаниях. 2 Петр. 1:19; 2 Тим. 3:14.

43 Однако вопрос касается Писания (поскольку библейские Писания принимаются обеими сторонами), но сущность полемики заключается в том, каков истинный, древний и вселенский смысл Святых Писаний. Именно о том весь спор, как это может решить простой человек и мирянин.

41


Этот спор можно легко разрешить. Поскольку Святое Писание является светом, сияющим во тьме и просвещающим очи (Пс. 18:9; 2 Петр. 1:19), оно излагает и истолковывает само себя ясными словами. Ибо одно и то же учение повторяется в Писании многократно и постепенно показывается более ясно, дабы можно было с большей уверенностью и несомненностью находить истинный смысл путем сравнения библейских фрагментов. Кроме того, из всего Святого Писания Сам Бог составил краткое изложение общих артикулов небесного учения, в таком объеме, какой необходим для спасения каждому человеку. Этому краткому изложению греки дали подходящее название katechesis. Но у древних германцев оно имело еще лучшее название: «Библия для мирян»1. И если мирянин понимает Писание согласно тем главным разделам катехизиса, то от него ни в коем случае не ускользнет истинное значение и истолкование.

44 Следует ли призывать людей к чтению, слушанию и осмыслению этого Слова, как написанного, так и устного (как его обычно называют)?

Непременно. Ибо Писание может умудрить нас во спасение и полезно для научения, смирения, утешения, увещевания, обличения, исправления и наставления в праведности, дабы человек был приготовлен для всякого доброго дела. Рим. 15:4; 1 Кор. 10:11; 2 Тим. 3:15-17. И это проповедуемое и слышимое Слово есть сила Божия ко спасению всякому верующему (Рим. 1:16). Также оно является нетленным семенем, коим люди возрождаются. 1 Петр. 1:23. Слушая это Слово Божие, люди были уязвляемы в самое сердце. Деян. 2:37. И Павел возвестил, что вера [приходит] от слышания Слова Божия. Рим. 10:17. А в Пс. 1, 18, 76 и 118 очень хорошо сказано о рассуждении над Божиим Словом.

45 Несомненно, Сам Бог производит все это. Тогда не является ли колдовством приписывание такой силы и действенности либо слогам и буквам Писания, либо слабому голосу проповедника?

Конечно же, эта сила и действенность не обитает в буквах как таковых. Подобным же образом мы не утверждаем, что слабый голос проповедника столь действен сам по себе. Ибо просвещение и обращение сердца, зарождение и созидание покаяния, веры и но-

1 Нем.: der Laven Bibel,

42


вого послушания - все это деяния исключительно Самого Бога, Который производит это в людях Своим всемогуществом. И без этой силы Духа Святого Писание является всего лишь мертвой буквой. 2 Кор. 3:6. Что касается остального, Бог не пожелал применять эту силу без средств, но установил для того служение Слова и Таинств, через которые, как через общепринятые средства и орудия, Он созидает, взращивает и сохраняет. Посему служение Нового Завета именуется служением животворящего Духа. Именно через это служение животворящий Дух запечатлевает Слово в сердцах, благодаря чему мы преображаемся в образ Господень. 2 Кор. 3:6, 8, 18. И Павел возвестил, что Бог силен и действен через оружие воинствования нашего, которое является [оружием] служения как такового. 2 Кор. 10:4-5; Гал. 2:8; 1 Кор. 3:6, 9. Итак, Бог просвещает сердца Словом. Пс. 18:9. Он открыл сердце Лидии, но через Слово, услышанное от Павла. Деян. 16:14. Он обращает, но через Слово. Деян. 26:17-18. Он производит и дает покаяние, но через слышание Слова. Деян. 2:37-38. Он пробуждает веру через слышание именно проповедуемого Слова. Рим. 10:14, 17. Он есть Бог всякого утешения, но это терпение и утешение дается через Писания. Рим. 15:4. Он производит послушание, но через апостольское служение. Рим. 1:5; 15:18. Посему людей надлежит усердно увещевать к частому и внимательному чтению, слушанию и осмыслению этого написанного и проповедуемого Слова, если они хотят, чтобы Господь производил, умножал, утверждал и сохранял в них эти великие и спасительные дары.

462 Как делятся библейские книги?

Двумя способами:

1. На книги Ветхого и Нового Завета.

2. На канонические и апокрифические3 книги каждого Завета.

2 В немецком издании отсутствуют вопросы с 46-го по первую часть 50-го.

3 См. сноску 4.

43


47 Каковы канонические книги Ветхого Завета?

Пятикнижие Моисеево : Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие

Книга Иисуса Навина

Книга Судей Израилевых

Книга Руфи

Первая книга Царств

Вторая книга Царств

Третья книга Царств

Четвертая книга Царств

Первая книга Паралипоменон

Вторая книга Паралипоменон

Книга Ездры

Книга Неемии

Книга Есфири

Книга Иова, Псалтирь

Книга Притчей Соломоновых

Книга Екклесиаста

Книга Песни Песней Соломона

Большие пророки (их четверо): Исайя, Иеремия [включая Плач Иеремии], Иезекииль, Даниил

Малые пророки (их двенадцать): Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия

44


 

48 Каковы апокрифические книги Ветхого Завета?

Книга Иудифи

Книга Премудрости Соломона Книга Товита

Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова

Книга пророка Варуха

1 -я и 2-я книги Маккавейские

фрагмент Книги Есфири - об Амане и Мардохее

Фрагменты повествований о Данииле, Сусанне, Виде и драконе

Фрагменты молитв Азарин, Троих отроков, Манассии

49 Каковы канонические книги Нового Завета?

Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна

Деяния святых Апостолов

Послания Павла к Римлянам, 1 и 2 к Коринфянам, к Галатам, к Филиппийцам, к Ефесянам, к Колоссянам, 1 и 2 к Фессалоникийцам, 1 и 2 к Тимофею, к Титу, к Филимону

Первое Петра Первое Иоанна

45


50 Какие книги Нового Завета считаются апокрифическими4?

Послания: Второе послание Петра, Второе и Третье послания Иоанна, Послание к Евреям, Послание Иакова, Послание Иуды

Откровение Иоанна Богослова5.

И поскольку порядок канонических часов и церковного требника был издревле особо установлен, дабы церковнослужители приучались к ежедневному чтению и осмыслению Святого Писания, суперинтенденты предписывают пасторам ежедневно читать фрагменты из Ветхого и Нового Заветов. И при последующей экзаменации исследуют, сколько глав те прочли, каково содержание каждой главы, как они понимают текст, к каким общим местам его следует отнести [и] как его надлежит применять. Таким образом наиболее достоверно обнаруживаются усердие и успехи каждого.

51 Чего Бог требует от церковнослужителей и какого Он желает от них служения Его тайн?

Павел сказал об этом очень кратко. 1 Кор. 4:2, 4. Итак, пусть домостроители тайн Божиих помнят о будущем суде Божием, на котором они будут вознаграждены [по] мере верности пред престолом Христовым.

52 Что требуется для явления этой верности?

Очень многое. Поскольку желающий учить в Церкви должен быть уверен, что он говорит слова Божий (1 Петр. 4:11) или что является истиной пред Богом (Иер. 17:16), сохраняя ведение или учение (Мал. 2:7).

Необходимо, во-первых, чтобы он воистину непоколебимо придерживался основ здравого учения и понимал их, чтобы он был

4 Мы бы сказали "antilegomena" (по-гречески «спорные» они присутствуют в каноне и в этом смысле не являются апокрифическими). Ср.: J. Т. Mueller, Christian Dogmatics (St. Louis: Concordia Publishing House, 1934), pp. 117, 130-131; Eusebius, Church History, Book III.

5 Вопросы 46-50 до сего места отсутствуют в немецком издании 1593 года.

46


 

наделен общепризнанным даром ясно и смиренно излагать суть небесного учения. 1 Тим. 3:2; 2 Тим. 2:2; 3:17. Ибо как явит надлежащую верность в служении тот, кто сам либо не понимает учение, либо не знает, как правильно учить и объяснять его значение другим людям?

Во-вторых, пусть он говорит Слово Божие не только в общем, но с особым усердием так прилагает свои проповеди к себе и пастве, чтобы таким образом назидалась вся община. 1 Кор. 14:12, 26; Ефес. 4:11-12. Именно это происходит, когда в проповедях и во всем своем служении он полагает пред собой главные части, предписанные Самим Святым Духом, в результате чего он направляет все к учению или утешению, или терпению, или наставлению, или обличению, или исправлению, или покаянию, или вере, или праведности, или новому послушанию в добрых делах, заповеданных Богом. Рим. 15:4; 1 Кор. 10:11; 2 Тим. 3:16; Тит. 1:7, 9; Деян. 20:21; 26:20. И в Иез. 34:15-17 хорошо описано служение доброго и верного пастыря, то есть что он пасет овец, ищет потерявшихся, возвращает заблудившихся, заботится о раненых и немощных, ободряет сильных, отделяет овец от козлов и т.д.

В-третьих, служитель Слова должен не только учить правдиво и в согласии с Божиим Словом. Но он должен также являть свою верность Богу и Церкви, вверенной ему для того, чтобы он одновременно надлежащим образом пас овец и отгонял волков от овечьих загонов, или, как сказал Лютер, ему надлежит делать две вещи - питать и защищать. Следовательно, он не должен ни защищать, ни покрывать, ни заглаживать ложное учение, но открыто и прямо противостоять ему, предостерегая свою паству. Иез. 13:10; Иоан. 10:5; Матф. 7:15; Тит. 1:9-11, 13; Деян. 20:29,31. Но он не должен возбуждать всякого рода ненужные споры и раздоры по поводу слов, вместо учения подталкивая свою паству к неуместным пререканиям, а лишь сражаться с противниками в неизбежных столкновениях, без которых невозможно сохранить чистоту доктрины. И в этом пусть он всегда проявляет заботу о своей пастве, предоставляя то, что полезно и необходимо для назидания, дабы люди продолжали пребывать в здравом учении и научались защищать себя от закваски лжеучения.

В-четвертых, пусть верный служитель Слова размышляет о том, что Бог поставил его стражем и смотрителем Церкви, дабы он, видя, что некоторые из его овец совратились с путей праведных и свернули на пути греховные, не оказался спящим и слепым стражем, либо немым псом. Ис. 56:10. Он также не должен обеспе-

47


чивать нечестивых мягкими подушками. Иез. 13:18. Но да вопиет он громким голосом о грехах. Ис. 58:1. И да будет он скор на молитвы и увещания, угрозы и обличения со всяким терпением и назиданием, как во время и в духе кротости, так и не во время - с суровыми обличениями. Иез. 3:17; 33:7; 2 Тим. 4:2; Тит. 2:15; 1 Кор. 4:21. Ибо через эти средства Бог вновь призывает заблуждающихся и поднимает падших. В противном случае, если пастырь пренебрегает этим, Бог взыщет с него кровь погибших овец. Иез. 3:18.

В-пятых, он не должен давать кому-либо повод к преты-канию своею нечестивой жизнью, но должен быть образцом и примером для стада Господня, живя благочестиво и честно. 1 Тим. 4:12; 2 Фес. 2:7; Тит. 2:7; 1 Петр. 5:3; Филип. 3:17. Ибо, как сказал Августин, нечестивый пастырь разрушает своим житием столько же, сколько он созидает учением, если живущий нечестиво вообще созидает что-либо, ибо бездейственно учение того, кто не охвачен учением, которое он проповедует от имени Божия, и не живет в соответствии с ним. Назианзин6 обыкновенно говорил, что всякий, кто учит хорошо, но живет плохо, отнимает одной рукой то, что дает другой рукой.

В-шестых, поскольку никто не является сам по себе достойным и пригодным для столь великого и трудного служения (2 Кор. 2:16; 3:5) и никто не может успешно сеять в Церкви без сопутствующего Божия благословения (1 Кор. 3:6), то пусть служитель Слова упорно и искренне молится и в единых с Церковью молитвах усердно вручает Богу себя и свое служение, а также всю Церковь, следуя примеру Павла, явленному почти во всех его посланиях. Ср. 1 Цар. 12:23. И пусть церковнослужители часто и усердно размышляют обо всем том, что касается верности истинного пастыря, дабы они, имея руководство и вспоможение Святого Духа Божия, старались в служении являть эту верность Богу и знали, что если они станут так поступать, их труды не окажутся тщетными пред Господом (1 Кор. 15:58), но что благодатью Божией они спасут и себя, и свою паству (1 Тим. 4:16), или хотя бы их души будут спасены (Иез. 3:19). Но если они окажутся ленивыми, нерадивыми и неверными, то да будет им известно, что в день суда они должны будут дать отчет пред Пастыреначальником Христом.

6 Григорий Назианзин.

48




Комментарии



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.