История нашего прихода
Материал подготовил настоятель Мурманского прихода пастор Александр Волчок
Лютеране на Кольском Севере появились еще в XVII веке. Но массовое заселение этого сурового края началось лишь в XIX в. На Кольский Север, привлеченные царскими привилегиями стали съезжаться жители России и Скандинавии. Рядом друг с другом существовали стойбища саамов, исполняющих языческие обряды; тут же располагался и православный монастырь, призывающий безропотно сносить временные страдания; и колонии лютеран стремящихся познать Слово Божье и жить согласно ему. Делая одно дело на Божьей Ниве, трудились и православные монахи и лютеранские пасторы, в лице которых и была представлена христианская церковь на Мурманском побережье Кольского Севера.
Положение христианских церквей на Мурмане
(Из книги А.Сидеснер, «Описание Мурманского побережья». Издание Главного Гидрографического Управления Морского Министерства». С-Петербург.1909 г.)
«Религиозные потребности удовлетворены на Мурмане неодинаково у православного и лютеранского населения. Для колонистов лютеран, составляющих на западном Мурмане преобладающую по численности долю населения, имеется одна кирка в Уре, построенная лет 25 назад. Пастора же на весь Мурман не было. Он приезжал из Петербурга или из Финляндии и бывал здесь очень редко. Продолжитечьные хлопоты колонистов иметь своего пастора не остались без результата, и в 1904 году на Мурмане был назначен лютеранский пастор, который теперь живет в Александровске. В последнее время на ассигнования консисторией средства приступлено к постройке Лютеранской Церкви в Александровске...
По данным, собранным статистической партией относительно грамотности, оказывается, что на восточном Мурмане, где большая часть колонистов русские и кореляки (карелы), грамотность развита гораздо слабее, нежели на западном Мурмане, где преобладают финляндцы и норвежцы. В то время, как грамотных лютеран взрослых насчитывается 80-90%, православных - только 15-20%. При этом обращает на себя внимание тот факт, что процент грамотности значительно выше среди взрослого населения, нежели среди детского школьного возраста, объясняется это почти полным отсутствием школы на Мурмане... а также тем, что в силу требований своей религии колонисты лютеране обязаны быть грамотными (имеется ввиду конфирмационное обучение)».
Становление лютеранской церкви на Мурмане
В 1886 году финский сенат выделил на строительство молельного дома в Ура-Губе - 1000 марок. Таким образом, появилось первое помещение для свершения религиозных потребностей лютеран Кольского Севера.
В 1902 году в Александровске (сегодня это г. Полярный), был создан официальный Лютеранский приход. Пастор был направлен генеральной консисторией С-Петербурга. Это был А.К.Вуотила. Благодаря его стараниям окроплялась паства, проживающая в 28 колониях. К 1915 году численность членов Лютеранского прихода на Мурмане, несмотря на малонаселенность этого края, достигла 1942 человека (1001 мужчина и 941 женщина). Национальный состав прихода был очень разнообразный. В основном это были колонисты финны - 85% и норвежцы - 9%. Но были также и местные жители саами (лопари) - 5% и 1 % - русских и иных национальностей.
Вскоре после Октябрьской I революции 1917 года начались гонения на христиан. Не щадились даже церковные служащие. Многие пасторы и активные прихожане были расстреляны или сосланы в Сибирь. Все церковное имущество было передано в руки государства. Семьдесят лет правления такой власти почти стерли имя Лютеранской Церкви. Учебники истории становления государства Российского, в которой немалую роль сыграли и российские лютеране, такие как Даль, Витте, Крузенштерн, Брюллов и др., - были переписаны. Церковь ушла в подполье и долгое время находилась вне закона.Люди продолжали собираться вместе на духовные собрания в своих домах. Богослужения иногда проводились на кладбищах. Ведь веру, находящуюся в сердце христианина, уничтожить невозможно.
К 1990-м годам в Ленинградской области один за другим начали возрождаться лютеранские приходы. Это была территория некогда носившая название Ингерманландия, на которой исконно проживали христиане, исповедующие лютеранское вероучение. Поэтому зарегистрированная в 1991 году Лютеранская Церковь на территории России взяла себе имя Церковь Ингрии (сокращенное названии от Ингепманланлии).
Возрождение Мурманского Лютеранского прихода также началось в 90-е годы. В то время люди в России стали осознавать свою идентичность. В Мурманске возникло общество «Национально-культурного центра финнов Мурмана». Начали проводиться совместные встречи с иностранцами. Многие из приезжающих были верующими людьми. Постепенно собрания этой организации стали наполняться духовным содержанием.
1992 год. Первая регистрация Устава «Прихода лютеран города Мурманска и Мурманской области», принадлежащего в то время Ингерманландской Евангелическо-Лютеранской Церкви России (в будущем Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии), осуществилась 27 ноября. Но в приходе не было собственного пастора. Также не было постоянного помещения для собраний, но было большое желание и заинтересованность приобщиться к своим финским и ингерманланским корням. Встречи и собрания проходили не часто, в основном при приезде миссионеров из Финляндии и проходили в различных местах: в областной библиотеке, в краеведческом музее, даже в парикмахерской, и в столовой.
1996 год. В 1996 году, 23 апреля Мурманский приход был перерегистрирован в местную религиозную организацию «Евангелическо-Лютеранский приход». К этому времени он вошел в состав Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии, канцелярия которой находится в Санкт-Петербурге. Нехватка собственных священников по-прежнему восполнялась миссионерами. Из Санкт-Петербурга изредка приезжал дьякон С.Смирнов, который в то время еще служил и в приходе Губаницы Ленинградской области. Его редкие визиты не позволяли проводить регулярную богослужебную деятельность в Мурманске.
Основное руководство приходом было возложено на Приходской Совет, который формально был собран из наиболее активных прихожан. На деле же основная забота о приходе лежала на плечах двух женщин Кабацкой Э-М. и ее помощнице Гвоздевой В.Х.
В Мурманске Лютеранский приход, с помощью друзей из Финляндии приобрел собственное помещение - двухкомнатную квартиру. Здесь в дальнейшем и стала проводиться вся деятельность Церкви.
В этот же год Церковь Ингрии вошла в Совет Церквей Баренц региона, в который на равных началах входили четыре православных епархии и четыре лютеранских.
1997 год. В 1997 году появились первые девять конфирмированных членов прихода. Но основная богослужебная деятельность по-прежнему не была систематизирована и проводилась не регулярно.
1998 год. В конце 1998 года вместо Смирнова С., в Мурманск был направлен дьякон А. Уйманен, который в то время обучался на теологическом курсе в семинарии Церкви Ингрии, а также служил в церкви "Св. Марии" в Санкт-Петербурге. Такая его занятость по-прежнему делала богослужебную деятельность Мурманского прихода не регулярной.
1999 год. Только в конце 1999 года в ноябре месяце в Мурманск со всей семьей приехал, направленный на постоянное служение, дьякон Волчок Александр - заканчивающий обучение в семинарии Церкви Ингрии в СПб.
По приезду в Мурманск, в этом же году им была подана официальная заявка в администрацию города на строительство здания Лютеранской Церкви.
2000 год. Приход начал постепенно расти и развиваться. Много было трудностей как физических, так и духовных. Но, благодаря верующим прихожанам, поддержавшим усилия нового пастора и его жены, и принявших более или менее активное участие в становлении прихода, приходская жизнь постепенно урегулировалась. С 1996 года в приходе не было конфирмировано ни одного человека. Но уже к концу 2000 года насчитывалось 32 полноправных члена.
Существующее приходское помещение не могло вместить всех желающих посещать богослужения. Поэтому приход часто арендовал зал в краеведческом музее. Надеясь на строительство здания церкви, прихожане стали искать себе новое временное пристанище.
2001 год. С помощью Всенорвежской Саамской Миссии удалось собрать средства на покупку нового приходского помещения, которое было куплено в 2001 году и располагалось в шестикомнатной квартире по ул. Полярные Зори, д.38-12. Квартира была переоборудована под нужды прихода и приобрела вид церковного зала. Это послужило толчком для развития различных направлений работы, которые продолжают развиваться до сих пор.
По-прежнему стесненные условия создают трудности для полноценной работы Церкви в Мурманске, но прихожане полны надежд на то, что Господь усмотрит место в таком большом городе для строительства Лютеранского Храма.
Развитие приходской деятельности
Диаконическая деятельность. Новое приходское помещение позволило более углубленно развивать приходскую диаконическую работу. Большой упор был сделан на работу с инвалидами. И сегодня приход активно помогает Мурманскому дому престарелых.
Воскресная школа стала проводиться силами молодежи, которая с удовольствием делилась с детьми полученными знаниями и организовывала для них различные мероприятия и лагеря, как в России, так и в Финляндии.
Молодежная работа. Еженедельные субботние молодежные собрания и многочисленные мероприятия, проводимые в Мурманске и в дружеских приходах Финляндии, привлекали молодежь в Церковь, а Слово Божье воспламеняло у них любовь ко Христу. Молодежь участвует практически во всех приходских служениях. В приходе начали действовать музыкальные хоровые группы, начала выпускаться газета.
Миссионерская деятельность. В этом служении настоятелю прихода очень сильно помогали финские и норвежские миссионеры. Работа проводится:
- в Кандалакшском районе, в г. Кандалакша, Зареченск, Ковдозеро.
- В Ловозерском районе, в поселках Ловозеро и Ревда. Здесь в 2007 г. был зарегистрирован еще один Лютеранский приход «Св. Марии».
- В Терском районе, в поселке Умба, где несколько лет приход организовывал благотворительные обеды для малообеспеченных.
- Тюремное служение, начало проводиться в Мурманской области в конце 90-х годов, благодаря усилиям финских миссионеров Керту и Рейо (Клину) Лойканен.
Пааво Кортениеми - настоятель г. Пелло (Финляндия), когда-то приглашенный Рейо Лайканен, с 2004 года начал более активную работу с Мурманским Лютеранским приходом. В 2006 году по ходатайству прихода и с согласия самого Пааво, епископ Церкви Ингрии благословил, вышедшего на пенсию священника Финской Лютеранской Церкви Пааво Кортениеми на работу в Мурманский регион. Таким образом, в Мурманске появился еще один пастор.
С норвежской стороны активную помощь оказывала семья Арлинга и Каролины Солтнес, которые сотрудничая с Всенорвежской Саамской Миссией, руководимой Сигфредом Гискегерде, большое внимание уделяли духовной работе на Кольской земле.
К 2007 году Мурманский Лютеранский приход окроплял уже 10 населенных пунктов, и собирал на своих собраниях в общей сложности около 1000 человек. Но приход по-прежнему испытывал нужду в помещениях.
Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии на территории России, действующая и на Крайнем Севере в Мурманской области, продолжает расти и развиваться. Много еще есть проблем и трудностей. Но Господь благословляет свою Невесту и заботится о ней. Наша задача следовать за своим Господом и свято хранить чистоту Слова и Заветы, переданные нам в Святом Писании. Только так мы сможем сохранить и распространить спасительную веру, ведущую людей в обители Отца Небесного. Аминь.
Источник: Истинный путь, № 1(15), 2007. С. 3
Комментарии
1. Re: Александр Волчок. История нашего прихода (Мурманск) -
Гость
2008-10-13 в 20:50
Проценту грамотности среди лютеран и среди других охотно верю...И воскресной школе в Церкви Ингрии уделяется особое внимание. Чем бы это объяснить?
..Живём и не знаем, сколько же лютеран вокруг!
