АРТИКУЛ IV
Как Писание учит о том, что человек оправдывается перед Богом к вечной жизни
1. Теперь, когда отрицательная сторона вопроса была установлена, из Слова Божия будет ясно и утвердительное учение, а именно - как мы оправдываемся перед Богом к вечной жизни, или в чем состоит та праведность, которую мы долж-
06 оправдании
451
ны явить Богу, когда предстанем перед Ним, чтобы Он освободил нас от осуждающего приговора, примирился с нами и был милостив к нам, дабы нам стать Его чадами и войти в вечную жизнь. Ибо ранее уже было показано, во-первых, что суд Божий не находит у нас в этой жизни, даже у возрожденных, такой совершенной и чистой внутренней праведности, чтобы мы благодаря ей могли предстать перед Богом и оправдаться к вечной жизни. Во-вторых, Он находит у нас, даже у праведников в этой жизни, многие и разнообразные грехи (Пс. 31:3-6; 1 Ин. 1:8), да, сам грех обитает в нашей плоти, восстает против закона разума и пленяет даже возрожденных, как об этом сказал Павел в Рим. 7. В-третьих, даже небесный закон, являющийся нормой и правилом праведности Божией, провозглашает виновными и проклятыми не исполняющих все то, что записано в Законе. В-четвертых, Бог, щедрый милостью по причине великой любви, которою Он возлюбил нас, не желает, чтобы мы пошли на вечную погибель, к которой были осуждены справедливым приговором небесного закона, свободно оправдывает Своею благодатью, то есть освобождает от приговора проклятия, объявляет праведными и вводит в вечную жизнь тех, кого Он принял в благодать, то есть признающих свои грехи, исповедующих их и верою принимающих обетование милости Христа, Посредника, как сказано в Рим. 3:21-28.
2. Однако паписты заявляют, будто «благодать» в этом утверждении Павла означат дар обновления и любви, свободно передающийся и вливаемый в верующих Богом ради Христа через Святого Духа, так что через это обновление, или эту добродетель, они могут выстоять на суде Божием и таким образом обрести благодать и вечную жизнь, то есть оправдаться. Нет никакого сомнения в том, что обновление действительно является даром Святого Духа ради Христа, и что любовь, вместе со всеми прочими добродетелями, воспламеняется в верующих Святым Духом. Однако вопрос заключается в оправдании. Мы показали на основании яснейших и вернейших свидетельств Писания, что возрожденные не могут в этой жизни оправдаться перед Богом к вечной жизни своими обновлением или любовью. Итак, паписты определенно извращают утверждение Павла, выдумывая вместо него нечто иное, противоречащее его твердому учению.
Комментарии