Solus Christus


АРТИКУЛ VII

Какую праведность мы предъявляем суду Божию при оправдании

1. То, что мы сказали выше, ясно, твердо и безусловно покоится на свидетельствах Писания. Однако вопрос, разъяснение которого прольет свет на этот предмет, заключается в том, действительно ли и как Бог оправдывает нечестивых и лишенных праведности. Ибо земные суды часто оправдывают виновных по ошибке, по невниманию или по греховности, когда грех игнорируется, не замечается или одобряется.

2. Однако ничто такое не присуще и не должно приписываться Богу в процессе оправдания грешника. Ибо в Притч. 17:15 и Ис. 5:23 Сам Бог провозгласил, что оправдание нечестивого подобным образом - мерзость. Не будет вер-


456 Исследование Тридентского собора

но также, если мы скажем, что поскольку Бог - самая свободная из всех свободно действующих сил, Он поступает справедливо, даже если совершает то, что Сам назвал мерзостью. Ведь норма праведности, открытая в Законе, является вечной, непоколебимой и неизменной волей Божией. За грехи эта норма требует полнейшего умилостивления, а в праведности она требует полнейшего и чистейшего исполнения Закона. Но действительно ли Бог, оправдывая нечестивых даром, по благодати, без дел Закона, противоречит Сам Себе, поскольку в Законе Он открыл Свою волю иначе? Отнюдь! Ибо в Мал. 3:6 Он сказал: «Я - Господь, Я не изменяюсь», а в Чис. 23:19: «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» Поэтому в Рим. 3:31 Павел указал, что мы не опровергаем Закон, уча об оправдании человека через веру, без дел Закона. Напротив, так мы утверждаем его. В Мф. 5:17-18 Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Таким образом, твердым и нерушимым останется приговор Закона, что за грехи требуется умилостивление, и при том не любое умилостивление, но достаточное и достойное. И что в праведности требуется полное и совершенное исполнение и послушание. Однако в этой жизни мы не можем принести подобного умилостивления и обрести подобную праведность. И все же скорее земля и небеса падут, чем нарушится хоть одна йота или черта Закона, который не умилостивляется нашей праведностью. Так что же? Ни один живущий не оправдается в очах Божиих? Все будут преданы вечному проклятию?

Именно это и произошло бы, если бы исход зависел от нас. Но здесь Евангелие открывает нам, что Бог в Своем тайном совете и по великой милости нашел такой путь и метод, чтобы и праведность Божия, явленная в Законе, была умилостивлена, и человек мог быть оправдан к вечной жизни даром, по благодати Божией, через веру, без дел Закона, - то есть что Сын Божий должен быть послан в мир и прийти во плоти, дабы избавить, оправдать и спасти человеческий род. Но как сей Посредник соделался нашей Праведностью, нашим Избавителем и Спасителем? Произошло ли это через уничтожение и разрушение приговора Божией воли, открытой

Об оправдании

457

в Законе? Сам Сын Божий однозначно указал, что подобное мнение ложно, поскольку это невозможно, согласно сказанному в Мф. 5:17-18 и Лк. 16:16-17. Ради этого Он покорился Закону - не ради Себя, не ради Своего имени, но чтобы искупить пребывающих под Законом (Гал. 4:4-5). Для того Он полностью принял на Себя вместо нас и от нашего имени умилостивление за грехи, понес наказание и исполнил Закон через совершеннейшее послушание. Ради этого Он принял наше естество, чтобы в этом естестве, подчиненном Закону, было совершено удовлетворение и исполнение Закона. Однако требовалось надлежащее и достаточное умилостивление за грехи и искупление ради праведности всего мира, потому-то и было необходимо, чтобы личность Посредника являлась и Божией и человеческой, дабы сила и действенность умилостивления и искупления могла быть неограниченной и достаточной для всего мира. Но вы скажете: «Поможет ли мне тот факт, что другой человек принес умилостивление Закону, тогда как Закон обременяет именно меня? "Возлюби!" "Не пожелай!" И в Рим. 2:8-9: "Ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое". А в Иез. 18:20 Бог изрекает такой приговор: "Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нем и остается, и беззаконие беззаконного при нем и остается". Поэтому тот, кто сам грешник, не оправдывается благодаря праведности другого». Я отвечу: Безусловно, Закон требует праведности от каждого, и от каждого он требует именно такого умилостивления и искупления. Ибо учение Закона не состоит в том, что нас искупает и оправдывает умилостивление и праведность другого. Один человек не может принести удовлетворение за другого перед Богом, как гласит Пс. 48:7-8: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их». Однако Евангелие открывает и провозглашает тайну, которая была сокрыта в течение долгих веков, - поскольку человеческий род не мог умилостивить Закон, а Закон никоим образом не может быть уничтожен или разрушен, Бог возложил Закон на другого Человека (и это имеет прямое отношение к учению об оправдании), Который должен был за весь человеческий род исполнить Закон через умилостивление и послушание. И поскольку эта Личность является одновременно Богом и Человеком, то Его умилостивление является искуплением за грехи всего мира (1 Ин. 2:2). Потому Христос


458 Исследование Тридентского собора

является исполнением Закона ради спасения всякого верующего (Рим. 10:4). И Бог представляет Его нам в этом служении, чтобы через Его искупление, верою в Его Кровь, мы оправдывались даром, по благодати Божией (Рим. 3:25).

3. Таким образом: 1) поскольку решением всей Троицы Сын Божий был послан в мир, родился от женщины и покорился Закону ради искупления подзаконных, дабы мы таким образом смогли принять усыновление, 2) поскольку умилостивление и послушание Христа, Посредника, Бога и Человека, обладает такой природой и столь велико, что может служить искуплением за грехи всего мира и быть достаточным для праведности всякого верующего, и 3) поскольку служение Христа представлено нам Богом таковым, что мы можем быть оправданы через веру в Его искупление, то когда вера в истинном покаянии принимает и прилагает к себе это умилостивление и послушание Христово, она обретает то, на что может уповать перед обвинениями Закона в суде Божием, и таким образом устоять, так что мы будем оправданы.

Действительно, через обновление Святым Духом верующие обретают также и внутреннюю праведность, но поскольку она лишь начинает развиваться в них, поскольку она несовершенна и все еще загрязнена в них плотью, мы не можем устоять благодаря ей в суде Божием, и Бог не оправдывает нас по той причине, что мы обладаем ею, то есть не отпускает нам грехи, не принимает в благодать и вечную жизнь, как это было показано выше на основании Писания. Ибо умилостивление и послушание, совершенные Христом, через которые Он исполнил за нас Закон, и являются тою праведностью, которая достаточна для провозглашения кого-либо праведным в суде Божием. И она вменяется христианам через веру, так что ею и благодаря ей они могут устоять в суде Божием, и это гораздо надежнее, чем если бы они сами умилостивляли Закон совершенным послушанием. Ибо по вменению они обладают праведностью как Божией, так и человеческой. Посему, ради умилостивления и послушания, совершенных Христом и вмененных нам Богом через веру, христиане оправдываются, то есть получают отпущение грехов, освобождаются от приговора проклятия, принимаются в благодать, усыновляются и допускаются в вечную жизнь.

4. Итак, мы не учим и не веруем, будто верующие оправдываются без праведности, что является оправданием нечестивых, которое Бог провозгласил мерзостью в Притч. 17:15

Об оправдании

459

и Ис. 5:23, но мы признаём необходимым, дабы в оправдании праведность присутствовала и участвовала, причем не любая праведность, но такая, которая в суде Божием была бы признана достойной жизни вечной. Воистину, таковы умилостивление и послушание, то есть праведность Христа, Посредника, которая передается через служение Слова и Таинств, принимается верою и вменяется Богом верующим, дабы мы могли поместить ее между судом Божиим и нашими грехами и укрыться словно щитом от Его заслуженного гнева, так, чтобы «укрывшись за ним, мы могли смело и безопасно предстать в суде Божием и быть провозглашенными праведными к вечной жизни». Это слова Пигия, который, хотя во всем прочем он и является ожесточенным противником нашего учения, самой очевидностью истины все же вынужден признать и исповедовать это утверждение как истинное, благочестивое и соответствующее Писанию.

5. И относительно Христа, совершающего за нас удовлетворение Закона, оправдание представляет собой искупление, заслугу и праведность. Но касательно нас, оно представляет собой благодать незаслуженной милости, ибо суд Божий не находит у нас в этой жизни, даже у возрожденных, внутренней праведности, достаточной для того, чтобы мы благодаря ей могли быть оправданы к вечной жизни. Напротив, суд Божий находит в нас, даже возрожденных, многочисленные и разнообразные грехи, о которых мы недостаточно знаем, и по причине которых, если бы Он желал войти с нами в суд согласно строгости Закона, мог бы осудить нас. Итак, мы, недостойные, оправдываемся по благодати, даром. И заслуга, благодаря которой мы оправдываемся, - это послушание Христово. Однако то, что Бог послал Своего Сына в мир, и что Сын Божий, Посредник, совершил за нас умилостивление Закона, произошло не благодаря нашим достоинствам или заслугам, но хотя мы заслуживали чего-то совсем иного, Бог постановил и даровал это по чистой благодати и милости.

Мы не заслуживаем никаким из наших качеств и того, чтобы нам была вменена праведность Христова, но она вменяется верующим без дел, даром, по благодати Божией (Рим. 4:16). Итак, в отношении нас она представляет собой лишь чистую незаслуженную благодать, благословение, любовь и милость Бога, которыми мы оправдываемся перед Богом к вечной жизни. Это объяснение показывает, что все учение об оправдании очевидно и ясно.


460 Исследование Тридентского собора

6. Но мы не выдумали это учение, гласящее, что Посредник Христос исполнил за нас Закон через самое полное принятие наказаний и через самое совершенное послушание и что эта праведность Посредника вменяется верующим, дабы ею они могли оправдаться перед Богом к вечной жизни. Таково точное и вечное учение Евангелия, из которого мы отметим лишь несколько ясных утверждений.

Гал. 3:13-14: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою... дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников». Вы слышите, что язычники обретают избавляющее от проклятия благословение благодаря искуплению Христову, в коем Он сделался за нас проклятием.

Гал. 4:4-5: «Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление». Итак, мы принимаем усыновление благодаря умилостивлению и послушанию Христову.

2 Кор. 5:21: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас грехом121, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». Но как Христос был сделан грехом? Безусловно, по вменению. Так же и мы в Нем делаемся праведностью Божией.

Рим. 8:3-4: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу». Латинский перевод затемняет это прекраснейшее утверждение, ибо что могут означать слова de peccato damnare peccatuml Однако это выражение было взято из Септуагинты, в которой выражение «жертва за грех» прекрасно переведено как тр\ αμαρτίας («за грех»). В Лев. 4 и 5 сказано как πβρ/ αμαρτίας («за грех»), так и то της αμαρτίας («жертвоприношение за грех»). Итак, смысл сказанного здесь таков, что для искупления греха требовалась жертва за грех, однако жертвоприношение овна, тельца, козы, горлицы или обычных голубей не могло произвести этого искупления. Ибо Закон обвиняет и осуждает не природу четвероногих или птиц, но природу человека, испорченную грехом. Потому Бог послал Своего Сына во плоти, подобной грешной, то есть во плоти, через которую Он должен был уподобиться

121В Син. пер.: «жертвою за грех». - Прим. теол. ред.

Об оправдании

461

Своим братьям во всем, кроме греха, дабы Он мог стать такою «жертвою за грех», в которой жертвоприношением было Его собственное Тело, не тронутое грехом, и Он мог осудить грех в той самой человеческой плоти, которую грех подверг осуждению. И поскольку Он является Сыном Божиим, посланным Богом, дабы стать за нас жертвою, то Его жертвоприношение имеет такую силу и действенность, как сказал Павел, что в нас исполняется праведность Закона. Но как это происходит? Мы можем оправдаться Законом? Никоим образом! Ибо Павел твердо настаивал на том, что мы не оправдываемся Законом, то есть абсолютная праведность, которой требует от нас Закон, может быть достигнута не нами, но в нас, ибо Христос, исполнивший Закон за нас, присутствует в нас. Это означает, что Он пребывает в нас через веру (Еф. 3:17). Причем это исполнение Закона, начинающееся в нас, принадлежит вовсе не нам, как заметил Павел: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его». Поэтому, указал он, «во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу». Также в Мф. 20:28 мы читаем: «Сын Человеческий пришел... чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

1 Тим. 2:6: «Предавший Себя для искупления всех». Рим. 10:4: «Потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего». В Рим. 5:9 Павел сказал, что мы оправдываемся через Кровь Христа. И в качестве пояснения он добавил, что мы примиряемся с Богом через смерть Его Сына. «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим. 5:19). Но как? Павел дал ответ в Рим. 4:5: «Верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Не потому, что вера сама по себе является добродетелью, но потому, что она обретает, принимает, познаёт Христа, Который является исполнением Закона ради праведности всякого верующего. Ибо это праведность, которую Бог вменяет без дел тем, кого делает благословенными. Ибо мы оправдываемся через искупление, которое во Христе Иисусе (Рим. 3:24). Иер. 23:6: «И вот имя Его, которым будут называть Его: "Господь оправдание наше!"» 1 Кор. 1:30: «Который сделался для нас... праведностью». 2 Кор. 5:21: «Чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». Ис. 53:5, 6, 11: «Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». «Господь возложил на Него грехи всех нас». «Чрез познание Его Он... оправдает многих».


462 Исследование Тридентского собора

Рим. 4:23-25: «А впрочем, не в отношении к нему одному [Аврааму] написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего, Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего».

Вы слышите и о том, что Бог вменяет нечто верующим, и

том, что именно Он вменяет - что Христос был предан смерти за наши грехи, и что Он был воскрешен ради нашей праведности. Рим. 5:21: «Благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим». Причем Христос является нашею праведностью. (Иер. 23:6;

1 Кор. 1:30; Рим. 10:4).

Но как мы можем быть оправданы к вечной жизни через эту чужую праведность? Я отвечу, как об этом сказал Павел в Гал. 3:27: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Одновременно мы облеклись и в Его праведность. Рим. 8:32: «Как с Ним не дарует нам и всего?» Христос имеет исполнение Закона, или праведность, для нас. Потому Отец дарует все это верующим для их оправдания.

7. То что я вкратце изложил здесь, представляет собой неизменное учение пророческого и апостольского Писания Ветхого и Нового Заветов об оправдании человека перед Богом к вечной жизни. На него мы должны и можем безопасно возлагать нашу веру, дабы оправдаться ею, то есть получить отпущение грехов, освободиться от заслуженного приговора осуждения, быть принятыми Богом в благодать, усыновленными и, наконец, принятыми в вечную жизнь.



Комментарии



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.