АРТИКУЛ VI
Наречие «даром»
1. Павел прибавил короткое слово «даром», чтобы показать более полно особое и истинное значение термина «благодать» в учении об оправдании и спасении, а также защитить его от всякого повреждения: «Получая оправдание даром, по благодати Его». Так достигается понимание еврейского слова пап («даром»), ибо оно противопоставляется плате или цене умилостивления. Быт. 29:15: «Неужели ты даром (сап) будешь служить мне, потому что ты родственник? Скажи мне, что заплатить тебе?» Исх. 21:2: «Пусть выйдет на волю даром»; Чис. 11:5: «Мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром»; 2 Цар. 24:24: «Не вознесу Господу Богу моему жертвы, взятой даром». Оно также означает совершение чего-либо без причины или без заслуги, вне ее или вопреки ей, как в
454 Исследование Тридентского собора
Пс. 68:4: «Ненавидящих меня без вины [даром] больше, нежели волос на голове моей»; Пс. 108:3: «Вооружаются против меня без причины [даром]»; Притч. 24:28: «Не будь лжесвидетелем [т.е. свидетелем без причины] на ближнего твоего»; 1 Цар. 19:5: «Для чего же ты хочешь согрешить против невинной крови и умертвить Давида без причины?»; 3 Цар. 2:31: «Сними невинную кровь, пролитую [т.е. кровь, пролитую без причины]... с меня и с дома отца моего»; Иез. 6:10 и 14:23: «Не напрасно говорил Я, что наведу на них такое бедствие»; Иер. 15:13: «Имущество твое и сокровища твои отдам на расхищение, без платы», то есть тем, от кого ты не заслужил этого; Плач. 3:52: «Всячески усиливались уловить меня, как птичку, враги мои, без всякой причины», то есть те, кому он не давал для этого повода. В этих примерах греческие переводчики всегда переводили еврейское слово оэп наречием bojpeav («даром»), которое в Новом Завете используется следующим образом: 2 Кор. 11:7: «Безмездно φωρεάν) пропове-дывал вам Евангелие Божие»; Откр. 21:6: «Жаждущему дам даром»; 2 Фес. 3:8: «Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом». Сир. 29:7: «Многие бывают обмануты δωρεάν», то есть когда они заслуживали чего-то совсем иного.
2. Я привел эти примеры, потому что они поясняют значение слова «даром». О врагах Давида сказано, что они ненавидели и преследовали его «даром» («без причины»), ибо в самом Давиде не было никакой причины, по которой они могли бы ненавидеть и преследовать его, напротив, они находили в нем причины, по которым им не следовало его ненавидеть, причиной же ненависти был злой нрав его врагов. В Книге Пророка Иезекииля о Боге сказано, что Он не карает «даром» («без причины»)120, то есть тех, в ком не находит причины для наказания. Исходя из этого становится понятно, почему Павел в Рим. 3:24 прибавил к слову «благодать» наречие «даром». Ибо в Быт. 39:4 об Иосифе сказано: «И снискал Иосиф благоволение [благодать] в очах его». Но там добавлено: «Потому что он был богат», то есть Потифар полюбил Иосифа и возвеличил его по причине его выдающихся даров. Однако чтобы никто не подумал, будто мы оправдываемся и спасаемся по благодати Божией точно таким же образом, Павел добавил слово «даром», которое показывает: 1) что причина или заслуга, по которой мы оправдываемся
12014:23.
Об оправдании
455
перед Богом к вечной жизни, не заключена в нас; 2) что Бог находит в нас много причин для нашего осуждения; 3) что Бог принимает в благодать и вечную жизнь недостойных, заслуживающих чего-то совсем иного, исключительно по благости и милости, ради Его Сына. О том же сказано и в Псалме [102:10]: «Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам», а также у Даниила [3:42]: «Не посрами нас, но сотвори с нами по снисхождению Твоему и по множеству милости Твоей». Итак, мы оправдываемся даром, по благодати Божией, не потому, что мы являемся или становимся совершенно праведными и безгрешными в этой жизни, но потому, что милость Божия ради Христа прощает и покрывает те грехи, которые в нас находит (Рим. 4). «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их» (2 Кор. 5:19). И через Христа нам объявлено прощение грехов, в которых мы не могли быть оправданы Законом (Деян. 13:38-39). Ибо «уразумение спасения... в прощении грехов их» (Лк. 1:77). И «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши». Ибо «если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 1:8-2:2). Таким образом, верующему в Того, Кто оправдывает неправедных, вера вменяется в праведность без дел (Рим. 4:5).
Комментарии