ТЕМА ДЕСЯТАЯ
О добрых делах
Из постановления шестой сессии Тридентского собора Глава XI
О необходимости и возможности соблюдения заповедей
Никто, в какой бы степени он ни был оправдан, не должен верить, что он свободен от соблюдения заповедей. Никто не должен пользоваться опрометчивым высказыванием, также запрещенным отцами под угрозой анафемы, что оправданный человек не в состоянии соблюсти повелений Божиих. Поскольку Бог не повелевает соблюдать невозможное, но, повелевая, Он призывает тебя делать то, что ты можешь, и молиться о том, чего не можешь. Он помогает тебе, чтобы ты стал способен, ибо Его заповеди не тяжки, но иго Его благо и бремя Его легко. Ведь те, которые суть чада Божий, любят Христа, а любящие Его, как Он Сам засвидетельствовал, соблюдают Его повеления, и они безусловно могут исполнить их с Божией помощью. Следует признать, что в этой смертной жизни люди, даже если они весьма святы и праведны, ежедневно впадают в нетяжкие прегрешения, которые также называются простительными грехами, но по этой причине они не прекращают оставаться праведными. Ибо они взывают смиренно и истинно: «Прости нам долги наши». По этой причине праведные должны тем более осознавать обязанность хождения путем праведности, ибо, освободившись от греха и став рабами Божиими, они способны, живя в мире трезво, правильно и благочестиво, продвигаться во Христе Иисусе, через Которого они получили доступ к этой благодати. Ведь Бог не оставляет однажды оправданных по Его благодати, если только прежде Он Сам не будет оставлен ими. Поэтому никто не должен обольщаться одною лишь верою, полагая, что сделался наследником по одной вере и что достигнет наследия, даже если не пострадает со Христом, чтобы вместе с Ним и прославиться. Ибо и Сам Христос, как сказал Апостол, хотя Он и был Сыном Божиим, учился послушанию из того, что претерпел, и сделавшись совершенным, Он стал для всех повинующихся Ему причиною вечного спасения. Поэтому сам Апостол побуждал оправданных, говоря: «Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники
569
570 Исследование Тридентского собора
воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным»177. Также и князь Апостолов, Петр, сказал: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь»178. Из этого ясно, что те люди противятся ортодоксальному учению, которые говорят, что праведные совершают грех, хотя и прощаемый, во всяком добром деле. Или, что еще более недопустимо, что они заслуживают вечного наказания. А также те, кто говорят, что праведные люди согрешают во всех своих делах, если через это, вместе со стремлением прославить Бога превыше всего они также надеются на вечное вознаграждение, когда восстают ото сна и побуждают себя совершить бег, поскольку написано: «Я преклонил сердце мое к исполнению оправданий Твоих ради вознаграждения»179. И о Моисее Апостол сказал: «Он взирал на воздаяние»180.
Глава XVI
О плоде оправдания, то есть о заслуге добрых дел и о ее природе
Итак, когда люди таким образом оправданы, вне зависимости от того, всегда ли они сохраняли неотступность в принятой благодати или вновь обрели ее после утраты, им следует предъявить слова Апостола: «Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.181 Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его.182 Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние»183. И по этой причине вечную жизнь следует представлять достойно трудящимся как в качестве благодати, которая милостиво обетована детям Божиим во Христе Иисусе, так и в качестве вознаграждения, которое, согласно обетованию Самого Бога, должно быть справедливо воздано за их добрые дела и заслуги. Ибо это и есть тот венец праведности, о котором Апостол знал, что он был уготован ему после борьбы и бега, для дарования ему праведным Судией, и не только ему, но и всем возлюбившим явление Его. Ибо поскольку Христос Иисус непрестанно изливает добродетель в оправданных, как глава в члены или как лоза в ветви, и эта добродетель всегда предшествует, сопровождает их добрые дела и следует за ними, и без нее они никоим образом не могут быть угодными и иметь заслугу пред Богом, то мы должны веровать, что никаким иным путем,
1771Кор. 9:24. 1782Петр. 1:10.
179 Пс. 118:112. Перевод по Вульгате; Син. пер.: «Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца». - Прим. теол. ред. 180Евр. 11:26. 18ЧКор. 15:58. 182Евр. 6:10. 183Евр. 10:35.
О добрых делах
571
кроме этих дел, которые были совершены в Господе, им зачлось, что они полностью удовлетворили Закон Божий в этой жизни, и что они подлинно заслужили в свое время обретение вечной жизни, если они почили в благодати, ибо Христос, Спаситель наш, сказал: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную»184. Таким образом, ни наша собственная праведность не утверждается как наша собственная и как исходящая от нас самих, ни правосудие Божие не пренебрегаемо и не отвергаемо. Ибо та праведность, которая называется нашею, поскольку мы оправдываемся через ее обитание в нас, она же есть и праведность Божия, поскольку влита в нас Богом через заслугу Христову.
Не следует оставить без упоминания и то, что хотя добрым делам в Святых Писаниях уделено столь много внимания, Христос дал обетование, согласно которому также и всякий, кто даст напиться прохладной воды одному из Его малых, не останется без вознаграждения, а Апостол засвидетельствовал, что являющееся теперь лишь мимолетным и незначительным огорчением творит для нас великую и вечную славу. И все же христианин ни в коем случае не должен впадать в самоуверенность или прославление себя, а не Господа, Чья благость ко всем людям столь велика, что Он желает, дабы заслуги, которые суть Его дары, становились их собственными. И поскольку мы все много согрешаем, каждый должен помнить не только о милости и благости, но также о строгости наказания Божия, и никто не должен оправдывать себя, даже если он не знает за собою ничего. Ибо всю человеческую жизнь надлежит исследовать и судить не по людскому рассуждению, но по суждению Бога, Который выведет на свет сокрытое во тьме и явит намерения сердечные, и тогда похвала будет всякому человеку от Бога, Который, как написано, «воздаст каждому по делам его»185.
Таково католическое учение об оправдании. Если человек не принимает его верно и твердо, он не может быть оправдан. Святому собору было угодно добавить эти каноны, дабы все знали не только чего им надлежит придерживаться и чему следовать, но также и чего им надлежит избегать.
КАНОН XVIII
Если кто-либо утверждает, что даже оправданный и утвержденный в благодати человек не может соблюсти заповеди Божий, да будет анафема.
КАНОН XIX
Если кто-либо говорит, что в Евангелии не дано повеления ни о чем ином, кроме веры, и что все прочее неважно, не установлено и не запрещено, но безразлично, или что Десять Заповедей вовсе не касаются христиан, да будет анафема.
184Ин. 4:14. 185Рим. 2:6.
572 Исследование Тридентского собора
КАНОН XX
Если кто-либо говорит, что оправданный и усовершившийся человек не обязан соблюдать заповеди Божий и церковные, но должен лишь веровать, как будто Евангелие действительно является исключительным и безусловным обетованием вечной жизни, без соблюдения заповедей, да будет анафема.
КАНОН XXI
Если кто-либо говорит, что Христос Иисус был дан людям Богом только как Искупитель, в Которого они должны веровать, но также и не в качестве Законодателя, Которому они должны повиноваться, да будет анафема.
КАНОН XXV
Если кто-либо говорит, что праведный человек совершает по меньшей мере простительные грехи во всяком добром деле, или, что еще менее допустимо, совершает грехи смертные, и что по этой причине он заслуживает вечного наказания, и что единственная причина, по которой он не проклят за это, заключается в том, что Бог не вменяет эти добрые дела в осуждение, да будет анафема.
КАНОН XXVI
Если кто-либо говорит, что праведные не должны ожидать за свои добрые дела, которые были совершены в Боге, вечного вознаграждения от Бога по Его милости и заслуге Иисуса Христа, когда они через благочестие и соблюдение Божиих заповедей неотступны до конца, да будет анафема.
КАНОН XXXI
Если кто-либо говорит, что оправданный грешит, когда совершает добро в стремлении к вечному вознаграждению, да будет анафема.
КАНОН XXXII
Если кто-либо говорит, что добрые дела оправданного человека являются дарами Божиими таким образом, что они также не являются благими заслугами самого оправданного человека, или что сам оправданный человек через добрые дела, совершаемые им по благодати Божией и заслуге Иисуса Христа, чьим живым членом он является, на самом деле не заслуживает умножения благодати, вечной жизни, а также умножения славы и не достигает вечной жизни, если только он отпадает от благодати, да будет анафема.
О добрых делах
573
Исследование
Мы не станем здесь полностью исследовать тему добрых дел, но лишь кратко рассмотрим и разъясним то, что в постановлениях Тридентского собора и в истолкованиях Андрады направлено против наших церквей. Это можно разделить на четыре темы.
I. Следует ли совершать добрые дела.
П. В каких добрых делах Бог призывает возрожденных упражнять свое послушание.
III. Является ли послушание возрожденных в этой жизни совершенным исполнением Закона.
IV. О достоинстве и вознаграждении добрых дел.
Комментарии