Solus Christus


609

ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ

О достоинстве и вознаграждении добрых дел

1. Вот учение, излагаемое в наших церквах просто и четко на основании Слова Божия - искупление грехов, или умилостивление за грехи, не должно быть приписано нашим делам. Ибо это часть служения, принадлежащего одному лишь Посреднику Христу. Отпущение грехов, примирение с Богом, усыновление, спасение и вечная жизнь не зависят от наших заслуг, но свободно даруются ради заслуги и послушания Сына Божия и принимаются верою. Однако впоследствии добрые дела примиренных, поскольку они принимаются по вере и ради Посредника, получают духовные и телесные вознаграждения как в этой жизни, так и после нее. Они получают эти вознаграждения по незаслуженному Божию обетованию - не потому, что Бог должен сделать это из-за совершенства и достоинства их дел, но потому, что Он, по отеческой милости и щедрости, ради Христа, обещал вознаградить послушание Своих чад в этой жизни, хотя оно только начато и слабо, несовершенно и нечисто. Данные обетования должны пробуждать в возрожденных усердие к совершению добрых дел. И это мы понимаем как послушание Его чад, которое они начинают под водительством Святого Духа в земной жизни, пребывая под бременем тленной плоти, насколько угодно Небесному Отцу, и Он желает украсить его по благодати и милости ради Своего Сына духовными и временными вознаграждениями, которых оно не заслуживает по своему собственному достоинству. В этом смысле наши люди не отказываются от слова «заслуга», как его употребляли и отцы. Ибо вознаграждения обетованы по благодати и милости, но все же они даруются не праздным и не творящим зло, но лишь трудящимся в винограднике Господнем. Таким же образом слово «заслуга» употреблено в «Апологии Аугсбургского вероисповедания», в «Вюртембергском вероисповедании» и в других писаниях наших мужей. Так и в этом смысле мы принимаем в наших церквах утверждения Писания о вознаграждениях за добрые дела. 1 Тим. 4:8: «Благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей». Лк. 14:14: «Ибо воздастся тебе в воскресение праведных». Мф. 5:12: «Велика


610 Исследование Тридентского собора

ваша награда на небесах». Гал. 6:9: «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем». Еф. 6:8: «Зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал». Евр. 6:10: «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым». 2 Фес. 1:6-7: «Ибо праведно пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба». Писание полно таких обетовании духовных и телесных вознаграждений.

2. Если все это так, в чем же состоит спор между папистами и нами относительно учения о вознаграждении за добрые дела? Я отвечу: спор в основном касается двух моментов. Во-первых, того, что они учат, будто их дела подлинно заслуживают не только прочие духовные и телесные вознаграждения, но также и саму вечную жизнь, которая должна быть дарована возрожденным как награда за добрые дела и заслуги. Во-вторых, того, что они думают, будто вознаграждения за добрые дела даруются не по благодати, милости и отеческой щедрости Небесного Отца, но как должное, поскольку в добрых делах возрожденных нет никакого недостатка для признания их вполне умилостивляющими Закон Божий в земной жизни и подлинно заслуживающими вечную жизнь. Все это мы находим в 16-й главе постановлений Тридентского собора. Об этом следует кое-что сказать. Мы сделаем это кратко, поскольку многие связанные с этим вопросы были разъяснены в рамках темы оправдания и третьего вопроса о том, каким образом добрые дела угодны Богу.

3. Тридентский собор утверждает, будто добрые дела возрожденных воистину заслуживают вечной жизни. Итак, они просто повторяют и закрепляют измышления схоластиков о meritum congrui, будто дела возрожденных в этой жизни, поскольку они были совершены в любви, достойно заслуживают вечной жизни, то есть вечная жизнь должна быть дана за добрые дела Божией справедливостью как нечто должное. Ибо так они определяют meritum congrui. Линдан говорит, что добрые дела суть искупления и умилостивления за совершенные прежде грехи. Петр из Сото засвидетельствовал мнение папской церкви, что людям следует верить в добрые дела, совершаемые по благодати, будто они необходимы и полезны для искупления греха, умилостивления гнева Божия и обретения вечной жизни. И он добавил: «Если бы они воз-

О добрых делах

611

награждались чем-то меньшим, это не было бы подлинным и надлежащим вознаграждением за добрые дела». Андрада, истолкователь собора, многословно порицает и отвергает разъяснения наших мужей о том, что вечная жизнь является вознаграждением, ибо вознаграждает добрые дела, даже если она даруется ради кого-то другого, то есть ради Христа. Как, например, собственность, унаследованная от отца, является вознаграждением послушному сыну, даже если это произошло по другой причине. И он все время повторяет, что вечное блаженство праведных ничуть не в меньшей степени должно быть воздано за благие дела, чем вечные мучения -за преступления грешников, а также - что вечная жизнь представляет собой вознаграждение, передаваемое Богом не столько безвозмездно и свободно, сколько как прилежащее за добрые дела. Так поддерживается подлинная цена заслуги - за счет геометрического равенства заслуги и вознаграждения. Он также утверждает, что заслуга и вознаграждение противоречат понятию «благодать», ибо они противоположны друг другу, и что по этой причине вечная жизнь должна быть вменена за добрые дела возрожденных в вознаграждение не по благодати, но как нечто должное, ибо Павел в Рим. 4:4 сказал: «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу». Я прибавил все это, чтобы дать более полное пояснение 16-й главе постановлений Тридентского собора относительно заслуг добрых дел.

4. И пусть читатель заметит, что тридентские отцы сочли слишком большим бесстыдством приписывание вечной жизни исключительно нашим заслугам, а потому, стремясь создать хоть какую-то видимость скромности, они ради сохранения доброго имени разделили вечную жизнь между заслугою Христовою и заслугами наших дел. Однако такая скромность не проявляется папскими писателями. Ибо Линдан остро критикует то, что говорят некоторые паписты, желающие выглядеть более умеренными, - что Бог вознаграждает добрые дела праведных вечной жизнью безвозмездно, признавая их достойными таковой по Своему милосердию. Он утверждает, будто это происходит по истинному признанию заслуги. Однако Андрада, опираясь на свидетельства Павла, утверждает, что разделение дара вечной жизни между милостью Божией ради заслуги Христа и чем-то прилежащим заслуге наших дел, не может устоять. Действительно, довод из Рим. 4 очень силен: если по благодати, то уже не по долгу.


612 Исследование Тридентского собора

Но если по долгу, то уже не по благодати. Также в Рим. 11:6 сказано: «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью». С другой стороны, если по делам, то уже не по благодати, иначе дела уже не были бы делами. Итак, по мысли Павла, в артикуле о достижении вечного спасения благодать и дела, то есть долг, Закон, - и вера, то есть Христос, не могут присутствовать одновременно. Рим. 4:14: «Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера, бездейственно обетование». Гал. 5:4: «А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры». Папскую выдумку, будто Павел сказал это лишь о делах неверующих, мы уже опровергли выше, говоря об оправдании. Ибо он упомянул о делах Авраама и Галатов после их обращения, и не столько о ритуальных, сколько о нравственных делах.

5. Таким образом, вечная жизнь даруется либо исключительно по заслугам наших дел, либо исключительно по благодати Божией, ради заслуги Христа. Но Писание просто отнимает ее у дел также и возрожденных, отдавая милости Божией ради заслуги Христа. В Рим. 4:7-8 содержатся слова Давида, что блажен человек, которому Бог вменяет праведность без дел. Также (стихи 5, 14): «Не делающему, но верующему... вера его вменяется в праведность... Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера». Еф. 2:8-9: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Тит. 3:5-6: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего». 2 Тим. 1:9: «Не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе». Мф. 20:28; 1 Тим. 2:6: «Он отдал Свою жизнь как жертву для искупления всех». 1 Ин. 2:1-2: «А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши». Поэтому утверждение Линдана, будто дела праведников являются искуплением грехов и умилостивлением за прежде совершенные грехи, - просто богохульно. В Рим. 8:33-34, спросив: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Кто осуждает?» - Павел не предъявил заслуг своих собственных дел, но сказал: «Христос Иисус умер, но и воскрес... Он и ходатайствует за нас». Очень многократно эта мысль повторена у Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир, что

О добрых делах

613

отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»198. Ин. 6:57: «Жить будет Мною». Ин. 11:25 и 14:6: «Я есмь жизнь». Ин. 17:13: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Ин. 20:31: « Д абы... веруя, имели жизнь во имя Его ». 1 Ин .5:11-12:«Сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына Божия имеет жизнь». Деян. 4:12: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись». Спасения нет ни в ком ином, кроме Того, Кто есть камень, который прежде был отброшен, а затем стал краеугольным. Рим. 6:23: «Ибо возмездие за грех - смерть, а дар Божий - жизнь вечная». Все Писание полно подобных утверждений. И Августин, в De gratia et libero arbitrio, рассуждая о делах святых после их оправдания, сказал: «Не по нашим заслугам ведет нас Бог к вечной жизни, но по милости Своей». И Бернар [Клервоский] заметил: «Прежде всего необходимо верить, что ты не можешь получить отпущение грехов никаким иным путем, кроме милосердия Божия. Затем - что ты не можешь иметь никакого доброго дела, если Он не даст тебе и его. И наконец - что ты не способен заслужить вечную жизнь никакими делами, если только и она не будет дарована тебе безвозмездно». И он разъяснил причину: «Поскольку, если ты желаешь мыслить здраво, то несомненно обнаружишь, что не можешь противостоять десятью тысячами войска тому, кто идет на тебя с двадцатью тысячами».

6. Итак, какое же это великое нечестие и богохульство -отбирать у Христа славу умилостивления за грехи, спасения и вечной жизни, существующих благодаря послушанию и заслуге Христа, и передавать их нашим делам, или по крайней мере разделять их между заслугою Христа и нашими заслугами. Ведь передача славы Христовой другому является величайшим святотатством и крайним идолопоклонничеством. Однако они возражают, что человек не должен ни полагаться на себя, ни хвалиться собою, взирая лишь на Господа. Но как? Потому что, говорят они, мы заслуживаем вечную жизнь не действием свободной воли, но силами, данными Богом. Но именно таковы были добродетели Авраама (Рим. 4[:5,6,14]), о которых Павел сказал: «Не делающему, но верующему». Также: «Праведность независимо от дел».

198Ин. 3:16.


614 Исследование Тридентского собора

«Если утверждающиеся на законе суть наследники, то тщетна вера». Также Иер. 9:23-24; 1 Кор. 1:30: «Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею... Хвалящийся хвались Господом». Но как человек хвалится Господом? Исповедуя, что Иисус сделался для нас «премудростью от Бога, праведностью и освящением, и искуплением»199. И чтобы эти слова никто не искажал, и не говорил, будто они относятся к нашему обновлению, Павел в Рим. 3:27 сказал, что хвалиться нельзя не на основании дел, но на основании веры, в гл. 4 он объяснил это на

примере уже возрожденного Авраама, указав, что в отношении оправдания и блаженства ему нечем было хвалиться перед Богом, как если бы вменение было совершено по долгу, а не по благодати. Но блажен человек, которому Бог вменяет праведность без дел. И в гл. 5:2 он добавил: «Через Которого [Христа] верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией». Еф. 2:8-9: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Таким образом, Тридентское объяснение ложно. Когда Писание учит, что люди должны хвалиться не собою, но Господом, оно отнимает возможность хвалиться вечною жизнью также и у дел возрожденных, отдавая ее благодати, или милости Божией, ради Сына, Посредника.

7. Однако они вполне откровенны, в конце концов прямо заявляя, каков плод и итог учения о том, что вечную жизнь нам надлежит заслуживать своими делами, - что люди сомневаются, тревожатся и переживают относительно своего спасения, пока каждый не получает вознаграждение по его делам, ибо написано: «Все мы много согрешаем»200. Но именно по этой причине отпущение грехов, примирение, усыновление, спасение и вечная жизнь даруются не на основании дел, а незаслуженно, по благодати, ради Посредника Христа, и принимаются верою, дабы обетование в нас было твердо (Рим. 4:16). Но чтобы сделать это обетование нетвердым и ненадежным для нас, паписты перемещают наследование из милости Божией и от Христа в заслуги наших дел. Так вера действительно становится тщетною, а обетование пустым, если правда то, что Павел сказал в Рим. 4.

1991Кор. 1:30. 200Иак. 3:2.

О добрых делах

615

8. Не будет пустой тратой сил и краткое рассмотрение доводов, при помощи которых Тридентские мужи устанавливают, что заслуга вечной жизни зависит от наших дел.

9. Во-первых, они утверждают, что оправданные вполне обладают всем необходимым для полного умилостивления Закона Божия своими делами в земной жизни, согласно состоянию, в котором мы в этой жизни пребываем. Таким образом (заключают они), оправданные воистину заслуживают вечную жизнь своими делами. Я отвечу: основная предпосылка этого довода, обойденная здесь молчанием, совершенно истинна. И если бы кто-то своими делами, при полном послушании, в земной жизни умилостивил Закон вполне и совершенно, то обязательно последовал бы результат. Ибо слово и обетование Закона таково: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди»201. Но малая предпосылка, будто возрожденные совершенно умилостивляют Закон своими делами в земной жизни, полностью ложна, как это было показано в третьем вопросе. И само это постановление содержит утверждение о возрожденных: «Все мы много согрешаем». Однако не только тот, кто много согрешает, но также и тот, кто «согрешит в одном чем-нибудь»202, повинен во всем. Так что же может считаться полным умилостивлением? Ведь выше уже было опровергнуто папское мнение, будто по состоянию этой жизни возрожденные не имеют недостатка ни в чем.

10. Во-вторых, они говорят, будто дела возрожденных приобретают и имеют силу и действенность, достаточную для того, чтобы заслужить отпущение грехов, усыновление, спасение и вечную жизнь не от себя самих, но от Христа, в Котором возрожденные насаждены, и от Святого Духа, через Чье обновление они совершают эти дела. Воистину, достоинство дел, совершаемых в Господе, не следует недооценивать - оно весьма велико, если этим делам отведено надлежащее место и положение. Однако о том, какова их сила и действенность, следует судить не исходя из наших собственных соображений, но в соответствии с Писанием. Писание же отдает славу и достоинство заслуги отпущения грехов, усыновления и вечной жизни Посреднику Христу, а не делам возрожденных, как мы показали это, опираясь на его свиде-

201 Мф. 19:17. 202Иак. 2:10.


616 Исследование Тридентского собора

тельства. Ибо Христос пострадал не для того чтобы наделить такою силою и действенностью наши дела, через которые мы в конечном итоге заслужили бы отпущение грехов, усыновление и саму вечную жизнь. Сын Божий, Посредник, Сам приобрел для нас эти великие сокровища через Свое послушание и страдание, покорясь Закону, чтобы никто не хвалился делами (Рим. 3:27), и чтобы хвалящийся - хвалился Господом (1 Кор. 1:31). Итак, я отдаю на суд читателя следующие слова Андрады: «Совершенные деяния, к которым побуждает и подвигает нас Святой Дух, обитающий в разуме, должны обладать определенными небесными качествами». Андрада признает, что отпущение грехов, примирение, усыновление, спасение и вечная жизнь являются не человеческими, но Божиими благословениями. Ибо для того Посреднику надлежало стать Богом и Человеком, чтобы Его страдания могли быть ценою, соответствующею этим великим сокровищам. Но поскольку паписты приписывают все это делам возрожденных, Андрада не боится говорить, что дела возрожденных неизбежно обладают некими небесными качествами. Я ничего не прибавляю, но прошу читателя пристально вглядеться в эти новые небесные качества наших дел, которые Андрада сфабриковал в тридентской мастерской.

11. Однако следует обратить внимание также и вот на что. Достоинство этих дел велико, потому что возрожденные плодоносят как ветви, соединенные со Христом (Ин. 15:5 и далее), и потому что их дела представляют собою плоды Духа (Еф. 5). Надлежит учитывать и то, что в этой жизни закон греха в членах возрожденных враждует против закона ума таким образом, что они не совершают того блага, которого желают, когда Дух водительствует ими. И поскольку из-за закона плоти в желающем творить добро присутствует зло, оно портит и загрязняет то, что Дух производит в возрожденных. Итак, если Бог пожелает войти в суд даже с делами возрожденных, то они не будут признаны заслугами, достойными вечной жизни, но возрожденные окажутся виновными, потому что они отягощают, повреждают и загрязняют плоды Духа своею плотью. Именно это исповедовали и святые: «Кто может сказать: "Я очистил мое сердце, я чист от греха моего?"»203. И Исайя, гл. 64:6, сказал не только о безбожных, но и о себе самом, и не о преступлениях, но о добрых делах: «Вся

203Притч. 20:9.

О добрых делах

617

праведность наша - как запачканная одежда». Превосходно выразился Бернар [Клервоский]: «Если нам принадлежит смиренная праведность, она пожалуй праведна, но не чиста, если только мы не считаем себя лучше наших отцов, которые насколько истинно, настолько же и смиренно говорили: "Все наши праведные дела - как одежда женщины в период менструации". Ибо как может чистая праведность присутствовать там, где вина еще не устранена?» Прекрасно также и утверждение Августина: «Мы многое бы приписали себе в плотской жизни, если бы не жили под прощением, пока не освободимся от этой плоти».

12. Второй главный вопрос дискуссии касается других духовных и временных вознаграждений за добрые дела, то есть почитает ли Бог добрые дела возрожденных этими вознаграждениями, потому что того требует Божия справедливость, или же воистину, по благодати, милости и благости Небесного Отца к Его чадам, ради Посредника Христа. Выше я показал - Линдан не на шутку гневается на полагающих, что Бог вознаграждает добрые дела праведников, незаслуженно признавая их достойными Его милости. Андрада также утверждает, что вознаграждение за добрые дела обе-товано и даровано Богом не по благодати, но по долгу, по истинному и достойному принятию заслуги! Тридентское же постановление разъясняет природу заслуги следующим образом: «Поскольку в оправданных нет никакого недостатка, могущего помешать им умилостивить Закон Божий через их дела в земной жизни, и тем самым воистину заслужить вознаграждение».

13. Поэтому, хотя мы и исповедуем, что в примиренных добрые дела получают духовные и телесные вознаграждения в земной жизни и после нее, все же мы не признаем, что это происходит (как говорят паписты) не по благодати, но по долгу Божией справедливости, благодаря истинному признанию заслуги, поскольку в делах этих нет никакого недостатка, могущего помешать им умилостивить Закон Божий. Ибо Писание упоминает целый ряд причин, по которым добрые дела получают вознаграждение, - не потому что Божия справедливость должна это сделать благодаря их заслуге, но через незаслуженную благосклонность Отца к Его чадам, которых Он свободно усыновил ради Своего Сына.

Во-первых, в Лк. 17:7-10 Христос в развернутом сравнении показал, что Господь не связан долгом, обязывающим


618 Исследование Тридентского собора

Его благодарить раба за исполнение приказанного ему. И Он добавил: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Ведь Бог - наш Господин, и мы по многим причинам являемся Его рабами, например по причине нашего сотворения, искупления и освящения, как Павел сказал в 1 Кор. 6:19-20: «Вы не свои... Ибо вы куплены дорогою ценою». То есть Бог не обязан вознаграждать нас за те дела, которые мы сами должны исполнять.

Во-вторых, по причине закона греха в их членах, добрые делах возрожденных в этой жизни содержат несовершенство и зло (Рим. 7). Потому они не могут вынести строгости правосудия Божия, если будут судимы без милости. Соответственно то, что они не только не отвержены и не прокляты, но приняты и почтены вознаграждениями, обусловлено не долгом или заслугою. Ибо в данном случае приговор Закона провозгласил бы обратное: «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». Также: «Кто... согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем». Итак, это происходит по благодати и из Его отеческой благосклонности к Своим чадам, ради Его Сына, Посредника.

В-третьих, «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18).

В-четвертых, «не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя» (2 Кор. 3:5), но это действует Бог, Который «производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13). «А если получил, что хвалишься, как будто не получил?» (1 Кор. 4:7) Итак, это не долг, основанный на истинном и надлежащем принятии заслуги, но милость и благость, которыми Бог венчает в нас Свои собственные дары.

14. Потому также и в Писании, говорящем о вознаграждении и воздаянии, не употребляется слово «заслуга». Ибо то, что в Вульгате, Сир. 16:15 и Евр. 13:16, переведено как «заслуга», в Писании выглядит иначе.

15. Это напоминание необходимо, дабы умами возрожденных не овладевала фарисейская гордыня - через убежденность в их собственном достоинстве при совершении добрых дел, но дабы благодать Божия всегда и повсюду изобиловала и царствовала, дабы превозносилась слава Его благости

О добрых делах

619

и милости. И чтобы возрожденные, совершая свои добрые дела и даже принимая вознаграждения за них, в смиренном исповедании признавали свое собственное недостоинство, отдавая всю славу милости и благости нашего бесконечно доброго Небесного Отца. Прекрасный пример такого отношения мы находим в Откр. 4:10-11, когда старцы повергают свои венцы перед престолом и говорят: «Достоин Ты, Господи, приять славу и честь». Также в Мф. 25:37-39 избранные не желают принять никаких заслуг и достоинства, даже при восхвалении их дел Самим Сыном Божиим перед Ангелами и людьми, но говорят: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили?».

Таковы основные вопросы, рассмотренные на шестой сессии Тридентского собора. Учение о падших и об их восстановлении относится к теме покаяния. Но прочее, что следует в писаниях Андрады и в тридентских постановлениях относительно учения о Таинствах, как бы связано единым контекстом. И поскольку эта первая часть вышла за пределы моих планов и намерений, а также по некоторым другим причинам, показалось правильным разделить данный ответ так, что это будет первая его часть.

Я от всего сердца молю Бога, вечного Отца Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он сохранил свет Своего Слова, который Он Сам воспламенил в наших церквах Духом Своим Святым, и чтобы Он не позволил объять его ни папской тьме, ни туманной пелене фанатиков, но сохранил нас в истинном познании Своем к жизни вечной. Аминь!


Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ..........................................................5

ТЕМА ПЕРВАЯ. О Святом Писании..............................13

РАЗДЕЛ I. О Святом Писании.................................20

РАЗДЕЛ II. О происхождении, основании

и использовании Писания Нового Завета..................26

РАЗДЕЛ III. О сходстве и близости папских

преданий с преданиями фарисеев и Талмудом...........40

РАЗДЕЛ IV. О Писании Нового Завета.....................46

АРТИКУЛ I. О Писаниях Евангелистов...............60

АРТИКУЛ II. О Писаниях и посланиях

Апостолов.......................................................74

РАЗДЕЛ V. Свидетельства древней Церкви

о Писании...........................................................124

РАЗДЕЛ VI. О канонических книгах или

о каноническом Писании......................................142

РАЗДЕЛ VII. О переложении или переводе

Писания на другие языки......................................171

РАЗДЕЛ VIII. Об истолковании Писания.................182

ТЕМА ВТОРАЯ. О преданиях.....................................192

РАЗДЕЛ I. Первый разряд преданий.......................195

РАЗДЕЛ П. Второй разряд преданий.......................199

РАЗДЕЛ III. Третий разряд преданий.....................202

РАЗДЕЛ IV. Четвертый разряд преданий................214

РАЗДЕЛ V. Пятый разряд преданий.......................218

РАЗДЕЛ VI. Шестой разряд преданий.....................226

РАЗДЕЛ VII. Седьмой разряд преданий...................237

РАЗДЕЛ VIII. Восьмой разряд преданий.................242

ТЕМА ТРЕТЬЯ. О первородном грехе...........................278

РАЗДЕЛ I. Мнение папистов о первородном грехе.....281

РАЗДЕЛ И. Учение Писания о первородном грехе ....289 РАЗДЕЛ III. Аргументы противника......................295

ТЕМА ЧЕТВЕРТАЯ. Об остатке первородного греха после Крещения, или о греховном желании (вожделении), сохраняющемся в крещеных,

или возрожденных, на протяжении этой жизни.......299

РАЗДЕЛ I. Суть вопроса и его основания.................301

РАЗДЕЛ П. Тридентский собор о похоти.................307

РАЗДЕЛ III. О слове «грех»...................................310

РАЗДЕЛ IV. Понимание «похоти» древними............315

РАЗДЕЛ V. Аргументы папистов............................321

ТЕМА ПЯТАЯ. О том, была ли пресвятая Дева

зачата без первородного греха................................341

ТЕМА ШЕСТАЯ. О делах неверующих, или

невозрожденных..................................................348

РАЗДЕЛ I. Мнение Андрады о делах неверующих ....350 РАЗДЕЛ П. Утверждения Писания о делах

неверующих........................................................358

РАЗДЕЛ III. Аргументы противников.....................364

ТЕМА СЕДЬМАЯ. О свободной воле.............................367

РАЗДЕЛ I. Различные вопросы, касающиеся

свободы воли.......................................................371

АРТИКУЛ П. Основная суть вопроса

в дискуссии о свободе воли................................379

РАЗДЕЛ II. Мнение Тридентского собора о свободе

воли, в соответствии с истолкованием Андрады........386

РАЗДЕЛ III. Учение Писания о свободе воли............389

РАЗДЕЛ IV. Учение Августина о свободе воли

и как Андрада его искажает...................................398

РАЗДЕЛ V. Лживость тридентских постановлений

о свободе воли......................................................407

ТЕМА ВОСЬМАЯ. Об оправдании................................415

РАЗДЕЛ I...........................................................422

АРТИКУЛ I. Истинная суть вопроса

об оправдании.................................................422

АРТИКУЛ II. О термине «оправдание»...............426

АРТИКУЛ III. У чего Писание отнимает

оправдание человека к вечной жизни.................435

АРТИКУЛ IV. Как Писание учит о том, что человек оправдывается перед Богом к вечной жизни...............................................450


АРТИКУЛ V. Термин «благодать».....................452

АРТИКУЛ VI. Наречие «даром»........................453

АРТИКУЛ VII. Какую праведность мы

предъявляем суду Божию при оправдании..........455

РАЗДЕЛ П. Свидетельства древних об оправдании....463 РАЗДЕЛ III. Учение Тридентского собора

об оправдании......................................................472

РАЗДЕЛ IV. Аргументы Андрады ..........................481

РАЗДЕЛ V. О возрастании оправдания после

его обретения.......................................................496

ТЕМА ДЕВЯТАЯ. О вере............................................502

РАЗДЕЛ I. О приуготовлении к оправданию............508

РАЗДЕЛ П. Чем в истинном и собственном смысле является оправдывающая вера и в каком смысле должно быть понято провозглашенное в Писании

оправдание нечестивых верою................................520

РАЗДЕЛ III. О том, является ли истинная оправдывающая вера уверенностью или неуверенностью относительно отпущения грехов......541

ТЕМА ДЕСЯТАЯ. О добрых делах...............................569

ВОПРОС ПЕРВЫЙ. Следует ли совершать

добрые дела.........................................................5 74

ВОПРОС ВТОРОЙ. В каких добрых делах Бог призывает возрожденных упражнять свое

послушание.........................................................5 80

ВОПРОС ТРЕТИЙ. Является ли послушание возрожденных в этой жизни совершенным

исполнением Закона ............................................594

ВОПРОС ЧЕТВЕРТЫЙ. О достоинстве и вознаграждении добрых дел..................................609


Религиозное издание

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРИДЕНТСКОГО СОБОРА

Часть I

Подписано в печать с оригинал-макета 20.06.2005. Формат 84x108 х/ . Бумага офсетная. Печать офсетная. . печ. л. 32,76. Усл. кр. отт. 32,76. Тир. 3 000 экз. Зак. 163 (05086).

Типография «ПРИНТКОРП». ЛП № 130 от 30.04.2004 г. 220141, г. Минск, Староборисовский тракт, 40.



Комментарии



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.