Solus Christus


26 Исследование Тридентского собора

РАЗДЕЛ II

О происхождении, основании и использовании Писания Нового Завета

1. Всю эту дискуссию о Святом Писании, как мне кажется, невозможно истолковать проще и точнее, чем путем выяснения фактов, касающихся происхождения Святого Писания и того, по какому поводу, ради чего и для какого употребления оно было установлено и даровано Богом, ибо Он начал его не во времена Нового Завета. Поэтому нам следует начать суждение от самых его истоков. Так будет отвергнуто большинство возражений папистов.

Бог от начала мира, как до, так и после грехопадения, выходил из Своего сокровенного обиталища, которое есть неприступный свет, и являл Себя и Свою волю человеческому роду, даруя Свое истинное Слово и добавляя чудесные подтверждения. Чтобы это богооткровенное учение распространялось живым голосом и передавалось потомству из рук в руки, Бог назначил Адама как бы епископом его времен. Нет никакого сомнения в том, что Бог наделил его божественным свидетельством и властью, а также даровал ему весьма продолжительную жизнь, дабы он, через свое свидетельство, хранил чистоту небесного учения от искажений и берег свой народ от проповеди чуждых убеждений.

2. Но вскоре после этого откровения Каин и его сообщество отошли от чистого Слова Божия. После смерти Адама не только потомки Каина, но также сыны Божий, принявшие предание небесного учения, извратили свои пути, и главнейшим из их пороков было, несомненно, искажение Слова Божия. Потому Бог сказал: «Не вечно Духу Моему быть пре-небрегаемым человеками», - и указал причину: «Потому что они плоть и все помышления сердца их - зло». Так небесное учение в первобытном мире было передаваемо живым голосом, устно, как бы из рук в руки. Но поскольку помышление сердца человеческого есть зло, чистота Слова в конечном счете не была сохранена верно в этом предании живого голоса, но подверглась искажению, порче и, да-да, оказалась полностью утрачена. Потому Бог сказал: «Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками» и т. д.

О Святом Писании

27

В то время Бог дал особые откровения Ною, сопровождаемые поразительными чудесами потопа, и восстановил падшую чистоту учения, сохранил его и также прибавил более полное его объяснение - как до, так и после потопа. Этими чудесами Он утвердил Ноя в качестве «проповедника правды» (2 Петр. 2:5), дабы он охранял чистоту учения и передал его своим потомкам при помощи живого голоса.

Когда потомки Ноя рассеялись по всей земле, было избрано потомство Сима, и передача небесного учения поручена ему. Но посмотрим, сколь полно и верно предание небесного учения сохранялось устным словом в этом семействе, которое в то время носило звание истинной Церкви! От смешения языков до того времени, когда Фарра стал отцом Авраама, не прошло и двухсот лет. И Фарра, отец,

вместе с Авраамом и Нахором служили чужим богам, как об этом сказано в Нав. 24:2. Они не вполне отбросили и попрали предание истинного учения, но прибавлением закваски исказили и испортили его, как позднее показала история Лавана. Малое количество закваски, согласно Павлу, портит все тесто (2 Кор. 5:6; Гал. 5:9). На все это следует обратить внимание, чтобы мы поняли, сколь сомнительного и неверного стража и хранителя паписты избрали для учения Нового Завета в устном предании. Ибо ныне у нас нет обетования новых и особых откровений, которые тогда были у них. Это последние и безумные времена постаревшего мира. И все же паписты требуют, чтобы мы установили основанием небесного учения предания, которые сохранились незаписанными в памяти людей, хотя Писание показывает нам, сколь ненадежным было сохранение Слова Божия, когда оно сохранялось в предании... в те первые здоровые, молодые и цветущие времена мира.

Когда предания были испорчены и искажены, Бог восстановил чистоту Своего учения через особые откровения, данные Аврааму, которые Он также более полно пояснил, сделав Авраама пророком (Быт. 20:7). Также в последующие периоды Он напрямую говорил с Исааком и Иаковом, подтверждая и восстанавливая чистоту Своего учения. И когда Иаков умирал, он передал эту веру своим сыновьям как завещание, чтобы оно передавалось из рук в руки и усердно сохранялось. Пока двенадцать сыновей Иакова оставались живы, вероятно, предание здравого учения сохранялось без искажений. Лишь немногим более ста лет разделяло смерть


28

Исследование Тридентского собора

сыновей Иакова и исход из Египта. И все же сколь надежно и верно сохранилась чистота учения в предании за тот короткий период, который Иезекииль показывает в гл. 20:7-8, если Бог засвидетельствовал: «И сказал им: отвергните каждый мерзости от очей ваших... Но они возмутились против Меня... никто не отверг мерзостей от очей своих и не оставил идолов Египетских. И Я сказал: изолью на них гнев Мой... среди земли Египетской» и т. д.

И в те времена, как и прежде, когда предание не сохраняло того, что было ему вверено, Бог особыми откровениями, которые сопровождались многими славными чудесами, через Моисея восстановил чистоту Своего учения, проистекавшего от древних патриархов, о чем ясно свидетельствует записанное повествование Книги Бытие.

3. Я изложил 2454-летнюю историю от начала мира более кратко, чем того заслуживает значимость этого материала, в тот период небесное учение, явленное в Божием Слове, распространялось и передавалось без богодухновенного Писания, лишь живым голосом, теми, кто был божественно призван и утвержден для этого небесными откровениями и прочими свидетельствами. Но мы показали, сколь ненадежно это принятое от патриархов предание удерживалось и сохранялось их потомками. Ибо Писание свидетельствует, что учение постоянно искажалось, повреждалось и извращалось теми, чей долг состоял в сохранении, распространении и передаче другим преданий, полученных от отцов. Эти примеры показывают, каким образом прежние поколения осуществляли сохранение и передачу небесного учения.

Однако в те времена, когда учение в устном предании начинало искажаться, Богу было благоугодно восстанавливать, распространять и сохранять чистоту Своего Слова через новые и особые откровения. Почему же Он и тогда пожелал использовать именно этот, а не какой-либо иной способ? Нам об этом спрашивать не следует, поскольку Бог не обязан давать нам отчет во всех Своих деяниях.

4. Однако достойно внимания то, что чистота учения не сохранялась через предания, и Бог не пожелал более использовать этот путь, то есть, когда возникали искажения, Он последовательно повторял, восстанавливал и сохранял через новые и особые откровения чистоту того учения, которое от начала мира было явлено и предано патриархам, - достойно внимания, говорю я, какой иной путь Он Сам уста-

ем Святом Писании

29

новил и явил во времена Моисея, - теперь чистое небесное учение следовало распространять и сохранять при помощи Писаний, одобренных и подтвержденных Божиим авторитетом и свидетельством, и когда возникали вопросы или споры о древнем, подлинном и чистом учении патриархов, новых и особых откровений искать более не следовало.

5. Эту историю надлежит внимательно изучить. Возможно, она прояснит и упростит нынешний спор о Святом Писании, показав, как возникло само Писание. История свидетельствует - и я полагаю, это следует отметить особо - что Бог не только установил этот путь и метод сохранения чистоты небесного учения через богодухновенные Писания, но что Он также Своим собственным деянием и примером начал, утвердил и освятил этот путь и метод, когда Сам впервые начертал Десятословие. Поэтому изначально Святое Писание имеет Творцом Самого Бога.

Мы говорим только о богодухновенных Писаниях. Мы не станем спорить о том, что, по словам Иосифа [Флавия], было начертано на колоннах до потопа. К этой дискуссии не имеет отношения и Книга Еноха, о которой Иларий, в комментарии на Пс. 131, сказал: «О том, чего нет в книге Закона, нам и знать не следует». Некоторые полагают, будто Моисей с его тестем Иофором нашли историю Иова в Мадиаме и принесли ее к детям Израиля в Египет, чтобы по примеру Иова они учились терпеливо сносить гнет фараона. Однако это не подтверждается достоверными свидетельствами и доказательствами. Иудеи говорят, что Книга Бытие была написана Моисеем до того, как Бог начертал Десятословие, так как в Исх. 24:7 сказано о «книге завета» до появления скрижалей Десятословия. Однако они не понимают, что в священной истории о многом повествуется в виде предвосхищения... Ибо книга, упомянутая в Исх. 24:7, была книгой старого завета, который Бог заключил на горе Синай с детьми Израиля, на что ясно указано в Евр. 9:19. Но когда Бог, как сказано в Исх. 34:1, начертал Десятословие на скрижалях, Моисей еще не написал книгу завета, он тогда лишь впервые получил повеление написать ее. Поэтому нет сомнения в том, что все сказанное в Исх. 24:7 о написании и освящении книги завета совершилось после того, о чем говорится в Исх. 34:1, так что Бог начертал на скрижалях Десятословие прежде, чем Моисей написал свои книги.


30 Исследование Тридентского собора

Я знаю, что много спорят о книге браней Господних, о которой Моисей упомянул в Чис. 21:14. Он употребил форму будущего времени: «О том, что совершилось на Красном море, будет сказано в книге браней Господних». И когда Иисус Навин [в главе] 10:13 процитировал книгу Праведного, это не могла быть некая допотопная книга, поскольку в ней повествуется о событиях, произошедших при Иисусе Навине. Но я не буду тратить время ни на басни, ни на странные истории иудеев, подобные той, что Закон до основания мира был записан пламенными буквами на фоне белого огня. Город ха-нанеев, который, вероятно, был полон книг (Нав. 15:15-16), тоже не имеет отношения к нашей теме. Наше исследование связано с книгами богодухновенного Писания, которое, по воле Божией, должно было сохраняться и передаваться потомкам.

6. Я упомянул обо всем этом, дабы из богодухновенного Писания, которое Бог пожелал видеть сохраненным и доступным для потомков, стало очевидно, что прежде скрижалей Десятословия перстом Божиим не было начертано ничего. Это проливает свет на величие и власть Святого Писания, в котором Сам Бог не только установил и утвердил план изложения небесного учения в письменном виде, но которому Он Сам положил начало и которое Он Сам освятил, начертав Десятословие собственным перстом. Ибо если написание священных книг было начато людьми, можно было бы оспорить исключение более чем двух тысяч лет, когда, в лучшие времена мира и среди самых выдающихся патриархов, учение Божия Слова передавалось без письма, живым голосом. Поэтому Сам Бог собственным перстом положил начало Писаниям, чтобы показать, сколь великое значение следует придавать этому методу, с помощью которого надлежит сохранять для потомков чистоту учения в письменном виде.

Причина того, что для начертания Десятословия Он взял каменные скрижали, объяснена во 2 Кор. 3.

7. Дабы то, чему предстояло быть либо записанным через людей Божиих, а затем украшенным чудесами и Божиими свидетельствами либо одобренным людьми после того, как оно было записано, не получило меньшей власти или вовсе не лишилось значения в подтверждении догматов и опровержении заблуждений, Бог пожелал не записывать весь Закон Сам, но, начертав Десятословие, Он повелел Моисею записать остальное под Свою диктовку. И дабы народ Божий

О Святом Писании

31

имел уверенность в том, что это Писание Моисея утверждено не по воле человека, но богодухновенно, Бог наделил свидетельства Моисеевы властью через многочисленные и славные чудеса, явленные как до, так и после, а также во время самого их написания.

8. Итак, мы показали два факта древнейшей священной истории: 1) что чистое небесное учение не сохранялось всегда и всюду через устное предание, но постоянно повреждалось и искажалось; 2) для того чтобы новые и особые откровения не были всегда необходимы для восстановления и сохранения чистоты учения, Бог при Моисее установил другой метод, -письменное изложение учений Слова Божия.

9. Так было положено начало Писанию. Теперь, показав это, далее остается рассмотреть, какого использования нами Писания Бог желает и каковы его достоинство и власть. Поскольку история ясна, мы ограничимся лишь перечнем текстов.

Моисей изложил в четырех книгах не только историю своего собственного времени - исход из Египта и то, что происходило на протяжении сорока лет в пустыне. Его основная цель заключалась в том, чтобы передать учение Закона, который Бог даровал народу Израиля в этой пустыне на горе Синай. Кроме того, в первой книге он кратко изложил основы вероучения патриархов, которое они получили через предание, основанное на откровении Самого Бога от начала мира почти до времен Моисея, и которое они также исповедовали.

Бог повелел, чтобы скрижали Десятословия, начертанного десницей Божией, были помещены в ковчег завета, который пребывал во святом святых скинии. И Моисей повелел, чтобы его богодухновенные книги были помещены рядом с ковчегом (Втор. 31:25-26). Заботу об этом хранилище и его сбережение он вверил священникам, сынам Левия, которые содержали ковчег завета Господня, и всем старейшинам Израиля. Он также постановил, чтобы у царя был список Закона, соответствующий тому, который находился у священников и левитов, дабы он не уклонялся от него ни направо, ни налево (Втор. 17:18-20). Он также повелел, чтобы люди писали эти слова на косяках дверей и окон и на воротах их домов (Втор. 6:9 и 11:20).

Бог также ясно указал на применение Закона во Втор. 31:10-13, где Он повелел, чтобы его читали перед всем Израи-


32

Исследование Тридентского собора

лем, мужчинами и женщинами, детьми и пришельцами, дабы, внимая, они познавали, хранили и исполняли все слова Закона... И наконец, Моисей сказал: «Возьмите сию книгу закона и положите ее одесную ковчега завета Господа Бога вашего, и она там будет свидетельством против тебя; ибо я знаю упорство твое и жестоковыйность твою: вот и теперь, когда я живу с вами ныне, вы упорны пред Господом; не тем ли более по смерти моей?»

10. Данные свидетельства Писания показывают, каким образом после написания этих священных книг Церковь детей Израиля оставалась столпом и основанием истины, поскольку им были вверены глаголы Божий (Рим. 3:2). Однако это не давало им права устанавливать что-либо произвольно или навязывать Церкви иные и отличающиеся от тех, которые были записаны, устные предания в качестве догматов веры. Они получили повеление быть хранителями Писания, в котором Господь богодухновенно передал на письме небесное учение, дарованное патриархам от начала мира и открытое Моисею. Его воля заключалась не в том, чтобы священные книги были зарыты в углу скинии, но чтобы из этого Писания ищущим и несведущим было показано, какое учение божественным образом явлено и передано патриархам и Моисею, - истинное и чистое небесное учение. В случаях их отступления от повелений Божиих это Писание должно было служить свидетельством (Втор. 31:26). Поэтому Моисей заповедал сделать копию с Закона, чтобы иметь канон, образец и правило, от которого нельзя отступать ни направо, ни налево (Втор. 17:18-20). И Бог величественно прославил и одобрил это сохранение Его Слова через сооружение, ношение и служение этой прекрасной скинии.

11. При том стоит добавить и следующее наблюдение. Остальные потомки Ноя, рассеянные по всем землям, несомненно сохранили многое из того, что было последовательно пересказано их старейшинами из преданий отцов, хотя и в искаженном виде, а в более поздние времена некоторые остатки преданий, хотя и сильно поврежденные, обнаруживались и отмечались церковными писателями в языческих религиях. И конечно же они, стремясь показать, что обладают Словом Божиим ничуть не в меньшей степени, чем дети Израиля, отстаивали свои преимущества, оправдываясь преданиями, полученными непосредственно от патриархов. Что если бы у них в те времена появились такие адвокаты, как

О Святом Писании

33

Андрада, Пигий или Линдан? Они, безусловно, нагло высмеяли бы это славное Божие установление о Писании, переданном через Моисея!

Какой вывод следует из всего этого? Похоже, что патриархи, которым была дарована очень долгая жизнь как до, так и после потопа, на протяжении 2300 лет, прошедших до смерти Иосифа, сказали о богооткровенном учении не больше, чем содержится в нескольких небольших страницах первой книги Моисеевой?

Однако несомненно, произносимое этими людьми многократно и гораздо более многословно, поскольку то, что они приняли это от Бога, в такой же степени являлось Словом Божиим, как и то, что было кратко записано Моисеем в его первой книге об учении и вере патриархов. Не следует также думать, будто те предметы, которые патриархи рассматривали более полно, были столь незначительны, что их легко можно было бы и пропустить, если только мы будем твердо придерживаться того, что Моисей закрепил письменно. Какие из аргументов, выдвигаемых в наше время папистами против власти Писания в пользу предания, не могли бы использовать потомки Хама и Иафета, видя, что они защищают свою религию с позиций предания, поскольку не могут защитить ее на основании Писания? Ведь то, что Пигий говорит, умаляя достоинство Послания к Филимону, можно сказать и о книге Моисея, а именно, что в учении патриархов присутствовали гораздо более глубокие тайны, чем то, что Моисей сказал об овцах, о склоках рабов, о стычках женщин и тому подобном. Однако в то время был один простой ответ - верно то, что патриархи за многие годы произнесли о небесном учении гораздо больше слов, чем может вместить одна очень короткая книга Моисея. Но из всего того, что патриархи делали и говорили по Божию вдохновению, для записи было избрано лишь то, что сочтено достаточным для веры и благочестивой жизни потомков. Несомненно, что автором этого суждения или отбора стал Сам Бог. Ибо того, о чем Моисей сказал в первой главе как о свершенном и изреченном до сотворения человека, он не мог узнать ни из какого иного источника, кроме откровения Божия. Поэтому несомненно, и я надеюсь, даже паписты не станут отрицать - все, что в учении и вере патриархов Бог счел необходимым для потомков, содержится в писаниях Моисея. И не следует сомневаться в том, что какие-то ис-


34 Исследование Тридентского собора

тории, связанные с речами патриархов, которые не были ни ложными, ни бесполезными, сохранялись в памяти благочестивых людей. Но они не должны были ни противоречить написанному Моисеем, ни содержать отличий, так, чтобы Писание Моисеево было правилом и стандартом, в соответствии с которым испытывалось и исследовалось все, что говорилось об учении патриархов и Моисея.

Я привел эту аналогию, потому что она, на основании происхождения Писания, опровергает все аргументы, которые теперь паписты выдвигают в пользу преданий и против Писания. Даже они сами вынуждены признать это опровержение и принять его, когда возникает спор о ветхозаветном Писании.

Их утверждение о том, что с новозаветным Писанием дело обстоит иначе, мы опровергнем позднее.

Все что касается происхождения Писания, имеет здесь очень большое значение. Теперь мы кратко коснемся того, что нам остается выяснить в связи с учением и Писанием Ветхого Завета.

12. После времен Моисея Бог воздвиг пророков, чьи учения и свидетельства достигали веры и власти через поразительные Его чудеса, как это ясно показывает история Илии и Елисея. А Иисусу Навину Бог сказал (Нав. 3:7): «В сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою». Но хотя эти люди и получали чудесные подтверждения, им не дана была власть утверждать или определять другие вопросы, касающиеся учения патриархов и Моисея, так чтобы это отличалось от того, что было зафиксировано в книгах Моисея или противоречило им. Но по Божию откровению они прибавили более ясные истолкования, ибо утренняя звезда Нового Завета приблизилась. Они также сами записали основные и важнейшие части всех своих учений, насколько Бог счел это необходимым для потомков. Эти писания они поместили рядом со священными книгами Моисея, то есть рядом с ковчегом. Так, про Иисуса Навина (гл. 24:26) написано, что он записал все свои слова в книгу закона Божия, которая была помещена рядом с ковчегом завета (Втор. 31:26). Согласно 1 Цар. 10:25, Самуил записал закон царства в книгу и положил ее пред Господом, то есть там, где находился ковчег завета. В Ис. 30:8 Бог сказал пророку: «Теперь пойди, начертай это на доске у них, и

О Святом Писании

35

впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки».

Как пророки записывали основные части своих учений, которые, по вдохновению Божию, были предназначены для потомков, видно из Abb. 2:2: «Запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать». А в Ис. 8:1 сказано: «Возьми себе большой свиток и начертай на нем человеческим письмом». Схожие примеры содержатся в Иер. 36:2; 45:1; 51:60.

Так возник канон пророческого Писания. О лжепророках же в Иез. 13:9 сказано: «В список дома Израилева не впишутся». Однако о каноне Писания мы поговорим позже.

13. Этот обзор времен пророков, который я желал, ради краткости, не излагать подробно, а лишь наметить, ясно показывает, как Бог отечески заботился о Своей Церкви, чтобы последующие поколения получили, сохранили и распространили пророческое учение подлинным, чистым и изначальным, без примеси закваски, без искажения и повреждения. Он пожелал, чтобы оно содержалось в письменах, дабы чуждое и фальшивое учение не было навязано Церкви под именем предания, принятого от пророков. Кто-то возразит, что Исайя за восемьдесят лет своего служения безусловно проповедал больше, чем содержится в тех шестидесяти шести главах, которыми мы обладаем, такое же возражение с еще большим правдоподобием можно отнести к другим пророкам, чьи писания не сохранились вовсе... Несомненно, что Слово Божие следовало принимать с равным благоговением, было ли оно проповедано или записано. Вот истинный и твердый ответ: все, что в учении пророков Бог счел необходимым для веры и благочестия последующих поколений, по Его воле было записано и сохранено. Я столь часто повторяю этот аргумент, чтобы паписты увидели, на каких основаниях строятся их возражения. Они не могут осмелиться и не осмелятся отрицать то, что безусловно верно, - хотя патриархи, Моисей и пророки изрекли больше, чем было записано, все то, что Бог счел необходимым для последующих поколений в учении патриархов, Моисея и пророков, содержится в Писании Ветхого Завета.

Наши оппоненты вынуждены также признать, что все идеи, выдвигаемые иудеями, под любым заглавием, следует исследовать и оценивать в соответствии с нормой Писания, чтобы все, что с ней согласуется, было одобрено, а все чуждое


36 Исследование Тридентского собора

или противоречащее осуждено... Основание, на котором покоится эта истина, укажет нам путь опровержения и уничтожения всех возражений папистов, касающихся преданий.

Когда в Новом Завете Христос и Апостолы утверждают, что пророки сказали то или иное, что Бог говорил устами пророков, или называют изречение пророческим, они не отсылают нас к умолкнувшим устным традициям, они имеют в виду то, что зафиксировано в Писании. Линдан основывает защиту всей папской религии на следующем изречении Петра: «Слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» [1Петр.1:25]. И он утверждает, что в течение столь многих лет Апостолы проповедали гораздо больше, чем может вместить маленький манускрипт Нового Завета. Поэтому новозаветная вера должна превосходить то, что содержится в апостольских писаниях.

Однако то же самое и по тем же причинам можно сказать об учении Ветхого Завета, где постоянно встречаются такие слова: «Мы слышали это своими собственными ушами, наши отцы объявили нам это; они передали это детям их после них» и т. д. Нет никакого сомнения в том, что многое из проповедей и речей пророков сохранялось в сердцах благочестивых людей и передавалось их потомкам. Но следует ли в связи с этим ставить басни Талмуда выше Писания Ветхого Завета? Лучше последовать суждению истинно благочестивых людей, живших во времена пророков! От них мы узнаем, как ответить на это возражение.

14. Ибо когда возникали споры и появлялись искажения, они просто ссылались на норму Писания. Поэтому, когда во времена Ахаза алтарь Господень был удален, а на его место помещен дамасский алтарь и воцарились прискорбные извращения, которые именовались или оправдывались откровениями, Исайя просто сказал (Ис. 8:20): «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света». Итак, читатель видит и понимает, что Писание в Ветхом Завете использовалось как норма, канон, мерило и надежнейшее правило в спорах об учении и что оно было записано именно для такого употребления, как мы показали это выше на примере Моисея.

Написано, что когда Иосафат пожелал восстановить истинную религию, которая была повреждена и заражена суевериями, он вернулся к прежним путям отца Давида. Но по какому правилу и в соответствии с какой нормой искажения

О Святом Писании

37

были отвергнуты, а чистое учение отцов восстановлено? Во 2 Пар. 17:7-9 сказано, что он послал князей, священников и левитов, которым надлежало учить народ Иудеи. «И они учили в Иудее, имея с собою книгу закона Господня; и обходили все города Иудеи и учили народ».

Также Езекия, когда он пожелал устранить искажения в учении и в поклонении Богу, внесенные Ахазом, совершил то, что было правильно и истинно пред Богом согласно Закону (2 Пар. 31:20-21) и в соответствии с предписаниями Давида. Ибо воистину у него было повеление Господне, переданное через пророков.

Примечательно также, что когда Манассия и Амон захотели увести народ от истинной веры отцов к идолопоклонству, они спрятали книгу закона Господня, чтобы ее не читали народу публично каждые семь лет, как повелел Моисей. Во времена Иосии священник Хилкия нашел на развалинах Храма, когда его восстанавливали, дарованную через Моисея книгу закона Господня. И Иосия созвал всех старейшин, священников, левитов и всем людям от мала до велика он прочел все слова книги, заключил завет с Богом, и весь народ привел к присяге в том, что он будет выполнять все, что записано в прочитанной книге. Такова была норма, в соответствии с которой Иосия очистил учение и храмовое поклонение.

В иудейской истории мы постоянно встречаем упоминания об искажениях учения и поклонения Богу: «В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым». Во Втор. 17:18 царю было дано повеление постоянно иметь при себе список закона Божия, чтобы использовать его так, как это делали Иосафат, Езекия и Иосия. И когда Иоас сделался царем, как повествует 2 Пар. 23:11, была проведена прекрасная церемония. Ибо когда на его голову возложили корону, ему было дано свидетельство закона, и затем его помазали на царство. Вообще, когда пророки обличали народ в искажении учения, они говорили о том, что произошло отпадение от закона Господня, который несомненно содержался в Писании.

Поучительный пример содержится также у Ездры, где показано, как многочисленные ошибки и злоупотребления, закравшиеся в период плена, были исправлены и устранены на основании нормы Писания.

15. В соответствии с той же нормой и Павел перед царем Агриппой доказывал, что он не учил ничему ложному или


38 Исследование Тридентского собора

чужому (Деян. 26:22): «Ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет». Авраам также отослал богача от особых откровений к слушанию Моисея и пророков6.

Чтобы никто не подумал, будто речь идет об устных преданиях, Христос, в Лк. 24:46, обращаясь к свидетельству учения отцов и пророков от начала мира и истолковывая Писание, сказал: «Так написано». Этому свидетельству следует уделить особое внимание. Христос уже вошел в Свою славу через воскресение и мог бы упомянуть о многом из подлинных устных преданий патриархов и пророков, Ибо Он Сам беседовал с отцами. Однако в качестве доказательства Он указал лишь то, что было записано. Он желал засвидетельствовать тот факт, что записанное об учении патриархов и пророков содержит все необходимое и достаточное для ответа на вопрос, в чем заключались учение и вера патриархов и пророков. И это основание, Писание Ветхого Завета, имело столь великий авторитет при заверении и подтверждении догматов, что Сам Христос не постыдился доказать Свое учение свидетельствами ветхозаветного Писания. Павел в Рим. 1:1-2 сказал, что он проповедовал Евангелие, которое было обетовано пророками в Святом Писании. В Деян. 17:11 сказано, что проповедь Апостолов исследовалась на соответствие Писанию, дабы выяснить, истинна ли она. Такое исследование одобрено Святым Духом.

16. Я давно понял, что Андрада попытается заявить, дескать, это не имеет отношения к предмету спора, а спор касается не книг Ветхого Завета, но книг Нового Завета. Однако я прекрасно знаю, почему они хотят избежать упоминания об использовании и власти Писаний Ветхого Завета. Они понимают, что простым упоминанием об этом все их аргументы против Писаний Нового Завета будут опрокинуты и уничтожены. Поэтому я желал повторить это напоминание о происхождении Святого Писания немного подробней, ибо данный метод письменной передачи небесного учения не был впервые изобретен и установлен в Новом Завете Апостолами, они приняли его от древних и использовали с той же целью и по той же причине, по которой Писание было даровано [людям] в самом начале его существования. Это надлежит тщательно исследовать.

Притча о богаче и Лазаре, Лук.16:29. - Прим. ред.

О Святом Писании

39

17. Таким образом, мы показали: 1) как возникло богодух-новенное Писание, и Кто является его первым Автором; 2) по какому случаю и ради чего Святое Писание было утверждено, а именно потому, что чистота учения не сохранялась в устном предании, но под его именем и прикрытием к учению примешивалось много странного и ложного; 3) какого применения Писания желает Бог, а именно - что оно должно быть нормой и правилом веры, а также разрешения религиозных споров и дискуссий, как мы показали это на многих примерах; 4) что по Божию вдохновению для записи были избраны краткие изложения основ учений патриархов и пророков, поскольку Бог признал их необходимыми и достаточными для последующих поколений; 5) какое значение следует придавать возражению против совершенства и достаточности Писания Ветхого Завета, что учение чаще передавалось патриархами и пророками устно и гораздо большим числом слов, чем могут вместить несколько небольших книг.

18. Эти пункты, если их рассматривать правильно, прекрасно показывают дискуссию о Писании Нового Завета в должном свете. Ибо саму идею записи учения Евангелисты и Апостолы вывели из происхождения Писания. И из этого мы можем заключить, каковы в нашем понимании причина, основание и применение новозаветного Писания. Однако прежде нам следует указать на кое-что, связанное с происхождением преданий, либо «восполняющих» Писание на основании утверждения о том, что оно неполно, либо выдвигаемых в противовес ему на основании утверждения, будто Писание двусмысленно и неясно.




Комментарии



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.