Solus Christus


40 Исследование Тридентского собора

РАЗДЕЛ III

О сходстве и близости папских преданий с преданиями фарисеев и Талмудом

1. О папских преданиях мы поговорим в должном месте. И как нам полезно было рассмотрение возникновения Святого Писания, поскольку обо всем лучше судить от самых истоков, так и это наблюдение научит нас очень многому, -тому что дискуссия об устных преданиях, которые либо добавляют в Писание, либо противопоставляют ему, не возникла недавно, но соответствует средствам, которые вероломные иудеи употребляли против духовного меча - Слова Божия в Писании. Несомненно, что уже в древнейшие времена существовали разногласия, связанные с Писанием и преданиями, когда потомки Хама и Иафета искали извинения и защиты своих религий, выходящих за пределы Писания и противостоящих ему под именем и маской преданий, которые, как утверждалось, они получили от отцов. Но мы лишь кратко упомянем о том, что очевидно.

2. Евангельская история ясно показывает, что чистота здравого учения Слова Божия была повреждена... среди иудеев времен Христа. Но если мы спросим о происхождении и причинах этих повреждений (ведь иудеи обладали священными книгами, читали и толковали их), евангельская история ответит, что они были порождены ложными и никчемными преданиями. Ибо там, где Писание было ясно, как во второй и четвертой заповедях, они противопоставили ему свои предания, чтобы подчинить слова Писания преданиям, и взяли из преданий истолкования под предлогом, что «так было сказано древним людям». Примеры этого мы находим в Мф. 5:21, 27, 31, 33, 38, 43; 15:1-9; 23. Кроме того, у них было много пустых преданий вне и помимо Писания, и они измыслили, будто их соблюдение настолько необходимо, что либо предпочитали их письменным заповедям Божиим, либо, как минимум, ставили их на один уровень с ними. См. Мк. 7:2-13; Лк. 11:37-52; 18:12; Мф. 23 и т. д.

3. Сын Божий неоднократно показал, что в то время именно таков и был источник всех повреждений в учении фарисеев. Откуда, вы думаете, возникло убеждение о преда-

О Святом Писании

41

ниях, если не из того, что они решили, будто в ветхозаветном Писании не содержится все, необходимое для веры и благочестивой жизни? Несомненно, что много ценного и истинного из сказанного патриархами и пророками сохранилось в памяти благочестивых людей с древности. Но когда среди их потомков чистое учение начало ослабевать, в конечном счете возникло убеждение, что поскольку патриархи и пророки свершили и изрекли больше, чем записано, то все, что помимо Писания распространялось под именем преданий, следовало принимать и почитать с равным благоговением и благочестивым трепетом, даже если это не согласовывалось с Писанием или противоречило ему. Задумаемся о том, сколь искусно диавол умеет из засады лгать против чистого учения, не будучи в состоянии полностью уничтожить Писание, что он пытался сделать через Антиоха, как об этом сказано в Макк. 1. Прибегая к хитрыми уловкам, он утверждает, будто кроме Писания необходимы устные предания и якобы они настолько важны, что их не следует изучать на соответствие Писанию, но наоборот, слова Писания следует приводить в соответствие с устными преданиями, хотя именно ради того Бог с самого начала вверил Писание Церкви, как мы показали выше, чтобы оно было нормой и правилом, чтобы ложные, поддельные и бесполезные учения ни под каким видом или предлогом не навязывались Церкви.

Иудеев диавол коварно увел от этого замысла Божия под хитрым предлогом, будто все, что патриархи и пророки наверняка свершали и чему они наверняка учили, если даже это не было записано, имеет равную с Писанием власть. Под этим предлогом враг истины позднее подсунул целый ряд сомнительных и ложных учений.

4. Когда Христос спорил с фарисеями о преданиях за пределами Писания, Он мог бы легко вспомнить другие подлинные слова и дела патриархов и пророков, которые не были записаны, и подтвердить истинность Своего рассказа чудесами. И Он бы, несомненно, сделал это, если бы полагал, что не все необходимое и достаточное содержится в Писании.

Таким образом, тогда существовало два вопроса: 1) следовало ли допускать и принимать что бы то ни было, связанное с учением патриархов и пророков, кроме того, что было записано, то есть нечто, происходящее и принятое из устного предания, не поддающееся доказательству на основании


42

Исследование Тридентского собора

Писания или противоречащее ему? 2) являлись ли предания, выдвигавшиеся фарисеями, истинными?

Христос не только опроверг и отверг эти предания фарисеев как ложные и бесполезные, Он просто указал самим фарисеям на Писание, не заменяя его иными преданиями, касающимися учений «древних», как необходимыми и обязательными сверх Писания. Апостол в 1 Петр. 1:16-18 сказал: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца».

Таким образом, источниками повреждения чистоты учения у фарисеев были предания, которыми они отчасти дополняли Писание, а отчасти подменяли его. Христос же восстановил первоначальную и подлинную чистоту пророческого учения, отбросив и отвергнув предания и вернув Церковь обратно к Писанию. Это очевидно из евангельской истории. Ириней [в Contra haereses], кн. 4, гл. 12, сказал, что в его времена существовал фарисейский закон о преданиях, которым они многое удалили из письменного Закона Божия, многое добавили к нему и многое истолковали так, как им это было угодно. Эти предания он назвал «испорченными водою», в соответствии с Ис. 1:22, потому что они подмешивали закваску преданий к чистому Слову Божию. Он сказал также, что они полагали, будто бы соблюдение этих преданий обязательно в соответствии с самим Законом.

На эти слова следует обратить особое внимание, ибо здесь показаны образ и подобие преданий, которые навязывают Церкви паписты. Ведь они тоже утверждают, что соблюдение устных преданий необходимо согласно Писанию Нового Завета.

5. Андрада и его друзья возразят, что невыносимо оскорбительно сравнение их преданий с преданиями фарисеев и иудеев. Они скажут, что фарисеи и позднейшие раввины изобрели и сфабриковали свои предания, но при этом предания папистов были получены от самих Апостолов, сохранены в надежной преемственности епископов и переданы до наших времен из рук в руки. Однако иудеи ни в коем случае не соглашаются с тем, что их предания не имеют власти и что они изобретены людьми. Они выдумывают продолжительную и непрерывную последовательность, на основании которой говорят, что предания были дарованы Самим Богом, приняты Моисеем, в твердой вере переданы потомкам и переходили

О Святом Писании

43

из рук в руки. И если бы Талмуд не был написан раньше, я бы обязательно подумал, что раввины переняли эту теорию у папистов и приспособили ее к своим преданиям. Ибо сходство очевидно, и не возникает никакого сомнения в том, что измышления талмудистов и папистов о преданиях имеют одного и того же архитектора и творца - того, кто подмешивает плевелы к добрым семенам.

Талмудисты приукрашивают свои фантазии, утверждая, что Моисей на горе Синай получил от Бога не только то, что он записал, но также мистическое и тайное толкование Закона, которое он не записал и не пожелал, чтобы оно было записано, но передал его лишь в устной форме и пожелал, чтобы его передавали потомкам лишь из уст в уста. И они утверждают, что то и другое - Слово Божие, которое следует принимать и уважать с равным благоговением и почтением.

Взгляните, какую замечательную они выдумали для этого предания преемственность, в которой оно якобы было сохранено, чтобы не было никаких сомнений в его надежности. Моисей, говорят они, передал его священнику Илию, Илий - пророку Самуилу, Самуил - царю Давиду, Давид -пророку Ахии, Ахия - Илие, Илия - Елисею, Елисей -первосвященнику Иодаю, Иодай - пророку Захарии, Заха-рия - Осии, Осия - Амосу, который передал его Исайе; Исайя - Михею, Михей - Иоилю, Иоиль - пророку Науму, Наум - Аввакуму, Аввакум - Софонии, Софония - Иеремии, Иеремия - писцу Варуху, Варух - Ездре. От Ездры они устанавливают непрерывную преемственность из самых известных людей до Гиллеля, Симона Благочестивого, Гамалиила и других, пока наконец, ради сохранения, не было положено начало его записи. В конечном счете из всего этого получился Талмуд. Детальное рассмотрение этого вопроса можно найти у Петра Галатина.

6. Действительно, это совершенно иной род преемственности, чем тот, о котором говорят паписты в связи с последовательностью и числом римских пап, в перечне которых много таких, которые были скорее чудовищами, чем людьми.

Теперь предположим, что мы беседуем с правильно мыслящим иудеем, который отверг предания Талмуда, желая принимать на веру лишь то, что согласуется со Святым Писанием и может быть доказано на его основании, и противопоставим ему аргумент Пигия: «Откуда ты, иудей, знаешь, что записанное в книгах Моисея и пророков - правда,


44 Исследование Тридентского собора

если ты не видел подлинных рукописей? И даже если бы ты их видел, на основании увиденного ты не мог бы утверждать ничего определенного. Как ты можешь быть уверен, что эти книги не подделаны и не испорчены, но содержат истинное и здравое учение Слова Божия в том виде, как оно было открыто? Это невозможно узнать никаким иным образом, кроме как через свидетельство тех, о ком говорилось выше, кто в непрерывной преемственной последовательности сохранили эти книги и передали их последующим поколениям как бы из рук в руки. Поэтому, если ты принимаешь священные рукописи на основании их предания или их свидетельства, то как ты можешь отвергать прочие предания, которые были переданы последующим поколениям теми же самыми людьми по определенной линии преемственности? Ибо если ты сомневаешься в преданиях Талмуда, то достоверность и авторитет самого Писания, к чьему преданию и свидетельству тебя привлекает синагога, станет шатким и рухнет».

Здесь мне бы очень хотелось услышать от Андрады, что, по его мнению, должен и может ответить иудей, желающий освободиться от преданий Талмуда. Я не думаю, что он настолько безумен, чтобы верить, будто библейские и талмудические книги следует принимать с равным благоговением и почтением. Поэтому уже из самого этого сравнения он должен понять, какой аргумент он сам использует, защищая папские предания и победоносно восклицая: «Если мы приняли священные книги через предание Церкви, то нам следует точно так же принять и все прочие предания».

7. Однако это мы объясним позднее. Здесь я просто желал показать большую близость и сходство между талмудистами и папистами, когда они спорят об устных преданиях вне и помимо Писания. Тот же самый дух, который под покровом преданий расставил ловушки в Ветхом Завете, и в Новом Завете пытается навязать Церкви под именем преданий то, что нельзя доказать Писанием, - он в обоих случаях столь последовательно использует один трюк, что одного и того же автора узнать очень легко.

Очевидно, сколь велика власть этого заблуждения. Ибо лишь одно это убеждение по поводу устной традиции, особенно благодаря тому, что оно выдвигается под благовидным прикрытием преемственности самых выдающихся людей народа Божия, к чему добавляются слова о древности обычая, удерживает бедный еврейский народ в печальном состоянии

О Святом Писании

45

слепоты, так что раввин Авраам Испанский сказал об убеждениях раввинов: «Мы должны подписываться под их словами, потому что их слова - это слова Каббалы. И мы идем и нащупываем наш путь, подобно слепцам, идущим вдоль стены, чтобы и мы имели опору. И даже если тебе кажется, что твои слова верны и истинны, все равно ты должен бросить эту истину на землю, потому что истина - с ними». А Лира процитировал еврейское истолкование Втор. 17: «Что бы они не предложили таким образом, следует принимать, даже если они говорят, что правое - это левое». Тот же самый автор расставляет для нас те же ловушки, в которые он заманил иудеев - ловушки, сплетенные из веревок, изготовленных людьми преданий.

8. Обстоятельства, при которых началась запись иудейского Талмуда, если они будут правильно оценены, покажут нам, почему иудейские раввины так упорно борются за талмудические предания. Прежде многие иудеи, убежденные светом Писания, переходили в христианскую религию. Раввины видели, что они не смогут добиться своего, если им придется сражаться лишь оружием Писания, поэтому они приготовили себе другую защиту.

Написание Талмуда, который включил в себя предания, началось около 150 г. по P. X. После того как стал заметен его успех, он почти непрерывно расширялся. После этого редко случалось, чтобы иудеи обращались в христианскую веру, потому что они попались в сети преданий и отпали от Писания.

Мы коротко обсудили вопрос о Писании Ветхого Завета, чтобы показать источник, причину появления и применение Святого Писания. Мы также добавили наблюдение о том, как фарисеи, а позднее талмудисты наполнили иудейскую церковь невыразимыми заблуждениями и предрассудками, потому что они утверждали, что, кроме Писаний Моисея и пророков, следует с равным благоговением и почтением принимать также устные предания, даже если их нельзя доказать Писанием. Мы также пересказали некоторые талмудические измышления о преданиях из-за их близости к аргументам папистов, поскольку простое их сравнение может занять место открытого опровержения. Теперь мы переходим к Писанию Нового Завета и к спорам о преданиях в наши времена.




Комментарии



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.