ТЕМА СЕДЬМАЯ
О свободной воле
Из Постановления шестой сессии Тридентского собора Глава II
О божием промысле и тайне пришествия Христова
Когда исполнилась полнота сего благословенного времени, свершилось так, что Небесный Отец, Отец милости и Бог всякого утешения, послал к людям Своего Сына, Иисуса Христа, провозглашенного и обетованного многим святым отцам как до Закона, так и во времена Закона, дабы Он искупил иудеев, пребывавших под Законом, и дабы язычники, которые не следовали путем праведности, могли познать праведность, и чтобы все могли обрести усыновление. Бог послал Его как Умилостивителя через веру в Его Кровь [излитую] за наши грехи, и не только за наши, но также за грехи всего мира.
Глава VI Путь приуготовления
Однако взрослые люди обретают эту праведность, когда они, будучи побуждаемы и понуждаемы Божией благодатью, приходят к вере через слышание и свободно обращаются к Богу. Веруя в истинность откровений и обетовании Божиих, и прежде всего в то, что безбожный оправдывается Богом по Его благодати, через искупление во Иисусе Христе, и зная, что они - грешники, и обратившись от страха суда Божия, от которого они испытывают благотворное потрясение, к созерцанию милости Божией, они возносятся к надежде, веруя, что Бог будет милостив к ним ради Христа, и начинают любить Его как источник всякой праведности. Таким образом, они противятся греху с ненавистью и отвращением, то есть с покаянием, которое должно произойти перед Крещением, и, наконец, они решают принять само Крещение, начать новую жизнь и соблюдать Божий заповеди. Об этом приуготов-лении написано: «Надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает»82; также: «Дерзай, чадо! Прощаются
82Евр. 11:6.
367
368 Исследование Тридентского собора
тебе грехи твои»83; также: «Страх Господень отводит от зла»84; также: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа»85; также: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам»86; и, наконец: «Приготовьте путь Господу»87.
КАНОН II
Если кто-либо говорит, что Божия благодать во Христе Иисусе дарована лишь для того, чтобы человек мог легче пребывать в праведности и заслужить вечную жизнь, словно бы он мог по свободной воле, без благодати, достичь и того и другого, но с напряжением и большими трудностями, да будет анафема.
КАНОН III
Если кто-либо говорит, что без предваряющего побуждения и содействия Святого Духа человек может верить, надеяться, любить или каяться должным образом, так что ему будет сообщена благодать оправдания, да будет анафема.
КАНОН IV
Если кто-либо говорит, что свободная воля человека, движимая и побуждаемая Богом, никоим образом не содействует своим согласием побуждающему и призывающему Бога, тем самым приуготовляя себя для обретения благодати оправдания, и что она не может воспротивиться, если пожелает, но подобно чему-то неодушевленному ничего не предпринимает и остается совершенно пассивной, да будет анафема.
КАНОНV
Если кто-либо говорит, что после грехопадения Адама свободная воля человека утрачена и угасла или что это всего лишь название, лишенное реального содержания, некий элемент, привнесенный в Церковь сатаною, да будет анафема.
КАНОН VI
Если кто-либо говорит, что не во власти человека ходить злыми путями, но что Бог совершает злое, точно так же, как Он совершает доброе, не только допуская его, но производя Сам, и что предательство Иуды такое же его деяние, как и призвание Павла, да будет анафема.
мМф. 9:2. 84 Притч. 16:6. 85Деян. 2:38. 88Мф. 28:19-20. етМф. 3:3.
О свободной воле
369
Исследование
Очень важно, чтобы учение о свободе воли было изложено в Церкви правильно, точно и ясно, вопреки всем искажениям, и чтобы оно было воистину основано на Писании. Ибо все, чему Писание учит относительно обращения человека, покаяния, веры, нового послушания, духа благодати и молитвы, извращении человеческого естества грехом, благодеяний Сына Божия через Святого Духа, того, как дары Божий принимаются, как они сохраняются или утрачиваются, как они возрастают или уменьшаются и т. д., невозможно ни правильно понять, ни благочестиво использовать, если только мы не стремимся к чистоте учения в этом предмете, как оно содержится в пророческих и апостольских текстах, вопреки всем искажениям, возникшим в Церкви. Какие человек, у которого возникло определенное намерение, должен избрать средства, которыми он сможет достичь своей цели, - действительно ли, каким образом и с помощью каких средств он может добиться желаемого. Также, поскольку Писание излагает учение о примирении с Богом, об оставлении грехов, о спасении и вечной жизни, о покаянии, вере, молитве, новом послушании и проч., нам совершенно необходимо знать, как все это может быть достигнуто и осуществлено. История всех веков показывает, что самые плачевные повреждения важнейших артикулов небесного учения происходили в Церкви после того как в этом предмете допускали erepohba^Kokia, («иное учение»), и люди отступали от образа и здравых слов Писания. Однако если данный артикул изъяснен верно, это ведет человека к серьезному познанию самого себя и к подлинному смирению, так что, признавая свои слабости и недуги, он начинает понимать, почему, в какой огромной степени и каким именно образом он всегда нуждается в Исцелителе, Сыне Божием.
Посему враг ненавидит этот предмет больше чего бы то ни было и сеет в нем плевелы. И именно по этой причине он всегда стремился исказить его различными уловками и софизмами. Действительно, это учение было ясно передано в недвусмысленных словах Писания, однако наше испорченное естество, безумное и ослепленное преклонением перед самим собой, нелегко соглашается на то, чтобы его низвергли с почетного места и признали, что в ду-
370 Исследование Тридентского собора
ховных вопросах и деяниях все обретается через благодать Божию. Августин верно сказал в De natura et gratia, гл. 53: «Почему столь многое приписывают способностям человеческого естества? Оно повреждено, обесчещено, оскорблено, разрушено. Оно нуждается в подлинном исповедании, а не в ложной защите».
Комментарии