Solus Christus


182 Исследование Тридентского собора

РАЗДЕЛ VIII

Об истолковании Писания

Другой канон Второго постановления четвертой сессии собора

Кроме того, ради усмирения строптивых умов, собор постановляет, чтобы никто, полагаясь на собственную мудрость в вопросах веры и благочестия, связанных с назиданием в христианском учении, не искажал Писание согласно своим собственным мнениям и не дерзал истолковывать Святое Писание не в соответствии с тем смыслом, которого держалась и держится святая матерь Церковь, обладающая правом судить об истинном смысле и истолковании Святого Писания, или не в соответствии с единодушным согласием отцов, даже если эти истолкования никогда не будут обнародованы. Поступающие вопреки сему будут изобличаться священнослужителями и наказываться согласно закону.

Исследование

1. Как указал Иларий, мы обладаем Писанием не просто читая, но понимая его. Посему очевидно, что учение Писания и его спасительное применение состоит не в словах, которые не поняты, но в его подлинном смысле и надлежащем понимании, как гласит притча в Мф. 13:23: «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен». Действительно, многие места Писания изложены простыми и понятными словами, которые поясняют сами себя и не нуждаются в надуманных истолкованиях, к ним, согласно словам Августина, открыта дверь как для ученых, так и для неученых. И в этих изречениях, изложенных ясно и просто, содержится все, определяющее жизнь веры и благочестия. Однако кроме них, в Писании существует много трудных и темных изречений, смысл которых никто не может постичь с первого взгляда. При этом, дабы они не оказались в Писании бесполезными и не давали повода к заблуждениям, Бог пожелал, чтобы в Церкви присутствовал дар истолкования. Этот дар, подобно дарам исцеления, чудотворения и языков, не достается каждому, как указал Павел в 1 Кор. 14: «Иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков». Бог желает, чтобы этот дар не пре-

О Святом Писании

183

зирали или отвергали, но чтобы его благоговейно использовали как инструмент и вспомогательное средство для раскрытия и понимания истинного и неповрежденного учения Писания, как евнух царицы Кандакии заметил в Деян. 8:31: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» И когда он понял, что Филипп, который имел дар истолкования, был послан ему Богом, он с благодарностью принял его в свою колесницу и беседовал с ним о смысле изречения из Исайи. О таком роде истолкования Августин прекрасно сказал в De moribus ecclesiae, кн. 1: «Чем больше затруднения, с которыми Писания открываются там, где они закрыты, тем более прекрасными мы их находим после того как они были раскрыты через истолкование». Однако этот дар истолкования не встречается вне Церкви, у невозрожденных людей, ибо свет Святого Духа возгорается в сердцах благочестивых. О невозрожденных Павел в 1 Кор. 2:14-15 сказал: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем». И во 2 Кор. 4:3-4: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы». Но в Церкви сын Божий, сидящий одесную Отца, наделяет Свое Тело сими дарами ради назидания (Еф. 4:11-14).

2. Также несомненно и то, что никому не следует полагаться на собственную мудрость при истолковании Писания, даже в ясных фрагментах, ибо во 2 Петр. 1:20 недвусмысленно сказано: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою». И тот, кто искажает Святое Писание, чтобы оно было понято в соответствии с заранее составленными убеждениями, делает это к своей собственной погибели (2 Петр. 3:16). Лучшим читателем Писания, согласно Иларию, является не тот, кто привносит в Писание уже высказанное представление, а тот, кто извлекает его из Писания. Мы также благодарно и благоговейно обращаемся к трудам отцов, которые в своих комментариях с пользой прояснили многие фрагменты Писания. И мы признаем, что в значительной степени утверждены свидетельствами древней Церкви в истинном и здравом понимании Писания. Мы также не одобряем самостоятельного изобретения значений, противоречащих всем древним истолкованиям и не подтверждаемых в Церкви никакими ясными свидетельствами.


184 Исследование Тридентского собора

3. Если это так, то что же следует критиковать в каноне Тридентского собора об истолковании Писания? Я отвечу: этот канон был лукаво составлен в общих словах. При том он содержит четыре основных пункта, из-за которых между нами идет борьба. Их-то они и скрывают за коварными общими выражениями, но в других случаях они излагают их очень ясно.

4. Прежде всего, они утверждают, будто дар истолкования столь тесно связан с непрерывной преемственностью епископов, что как только кто-либо восходит на этот престол, все его истолкования следует сразу же принимать и почитать как законные, истинные, здравые и авторитетные - по причине его особого положения. И они заявляют, дескать, папа обладает всеми правами, заключенными в его святом сердце, даже если он неграмотен и столь забывчив, что не помнит сам себя, также будто он может провозглашать свою волю основанием для совершения того, чего он желает, будто он может изменять форму Таинств, переданных Апостолами, будто он может принимать решения, противоречащие посланиям Павла, будто он может принимать законы, противоречащие постановлениям первых четырех соборов и словам Евангелия и т. д. Я думаю, Андрада узнает здесь те самые слова, которые употребляют канонисты. Синод также глубоко убежден в том, что когда все епископы собираются вместе, как чистые и нечистые животные в Ноевом ковчеге, то какое бы бездоказательное истолкование они ни придумали, его следует принимать, ибо они воображают, будто дар истолкования неотделим от епископского престола.

Однако это ложь, ибо Павел в 1 Кор. 12:11, рассматривая дар истолкования, ясно сказал: «Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно». И вся ветхозаветная история показывает, что Бог часто пренебрегал официальными первосвященниками и священниками, воздвигая пророков, истолкователей Своей воли, не из их среды, а порой и из других колен. Кроме того, теперь весь мир видит, что за истолкователи наши епископы.

5. Во-вторых, дар истолкования они превращают некое подобие диктаторской власти, так что они не нуждаются в доказательстве через предъявление надежных и твердых оснований и принципов истолкования, но желают, чтобы мы без рассмотрения, без исследования и рассуждения присягнули тому значению, которое нам навязывают люди, присвоившие себе право истолкования без свидетельства Духа.

О Святом Писании

185

Однако когда Павел в 1 Фес. 5:20-21 сказал: «Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте», он сразу же добавил: «Все испытывайте, хорошего держитесь». Так, в Деян. 17:11-12 сказано, что когда Павел истолковывал Слово, жители Верии прежде исследовали Писания, действительно ли это так, и только выяснив, что истолкование согласуется с Писанием, они одобрили и приняли его. И в Деян. 8:31 евнух обозначил истолкование изящным словом obyyeiv («показывать путь», «вести»). Он спрашивал, а Филипп отвечал, и так проявились принципы подлинного истолкования - евнух, как бы направляемый рукой Филиппа, сам узнавал и понимал значение текста, который он читал. В 1 Кор. 14:29-30 Павел показал, как благочестивым учителям следует искать верного истолкования неясных изречений через обмен мнениями: «И пророки пусть говорят двое или трое». Далее он добавил: «А прочие пусть рассуждают. Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи».

Августин, уча людей в De doctrina Christiana и в других книгах, не покушался на диктаторскую власть истолкования, но показал, как неясные выражения следует истолковывать на основании более ясных, как из формулировок Писания, из контекста, через сравнение с другими фрагментами и через аналогию веры следует искать простое, здравое и истинное истолкование. И поскольку душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, ибо все это кажется ему безумием, а духовный судит обо всем (1 Кор. 2:15), то для суждения об истинном смысле Писания необходимо просвещение Святым Духом. И наш Небесный Отец дарует Святого Духа тем, кто просит Его (Лк. 11:13). Так, Павел в Еф. 1:17-18; 3:16-17; Флп. 1:9-11 и Кол. 1:9-10 сказал, что Бог может даровать церквам Духа премудрости и познания. То же сказал и Давид в Пс. 118.

В соответствии с этим, Ориген в 17-й беседе на Исход сказал: «Мы не только должны тщательно исследовать Святые Писания, но также молить Господа о том, чтобы Он Сам взял запечатанную книгу и благоволил раскрыть ее, ибо именно Он открывает разум к пониманию Писаний». А в 8-й беседе на Иисуса Навина он отметил: «Для объяснения этого мы нуждаемся в благодати Святого Духа».

Иларий в De Trinitate, кн. 4, сказал: «Понимание сказанного следует основывать на мотивации изречения». В кн. 9 он указал: «Пусть понимание сказанного изыскивает-


186 Исследование Тридентского собора

ся либо в предшествующих [словах], либо в последующих». В кн. 8 он написал: «О делах веры следует судить не по нашей воле, но на основании превосходства того, что сказано». Василий в De Spiritu Sancto, гл. 1, сказал: «Истолкователь должен тщательно осмыслять значение, заключенное в отдельных словах и слогах». Кирилл в In Johannem, кн. 8, отметил: «Если мы хотим понять какой-либо фрагмент Писания, нами должны быть тщательно рассмотрены три аспекта-время, в которое это утверждение было записано, человек, который его изрек или о котором оно было изречено, и на какую тему оно было изречено. Так мы сможем исследовать его подлинное значение без заблуждения».

Августин в De unitate credendi, гл. 2, указал четыре способа истолкования: 1) исторический, когда человек учит тому, что было написано или сделано; 2) аналитический - что и по какой причине было сказано или сделано; 3) аналогический, когда указывается, что Писание не противоречит само себе; 4) аллегорический, когда мы учим, что некоторые вещи следует понимать не буквально, но образно.

Также в De moribus ecclesiae, кн. 1, гл. 1, он сказал: «Следует применять как усердие, так и благочестие. Первое помогает нам обрести познание, второе дает нам возможность это познание заслужить». Тот же автор отметил в De scalisparadisi, гл. 2: «Чтение ищет, молитва спрашивает, созерцание находит, рассуждение проверяет».

6. Итак, в Церкви нет диктаторской или епископской власти истолкования, но существуют четкие правила, при помощи которых истолкование следует осуществлять и признавать. Ибо Церковь имеет право и привилегию суждения. Но паписты присваивают только себе это право истолкования, так что одновременно они избавляются от труда доказательства и лишают Церковь привилегии суждения. Против этого-то мы и боремся в данном каноне. Ибо мы любим и высоко ценим истинное и здравое истолкование, согласующееся с вышеуказанными правилами отцов. Но к папскому истолкованию мы прилагаем то, что Тертуллиан сказал о законе: «Закон, избегающий проверки, заслуживает подозрения». Иларий в De Trinitate, кн. 4, указал: «Ибо мы должны дать отчет не в Божиих словах, но в нашем понимании». И Иероним в Apologia de libris contra Jovinianum отметил: «Моя цель заключалась не в притягивании Писаний к моей воле, но в изложении того, что я понимаю как содержание

О Святом Писании

187

Писаний. Ибо долг комментатора заключается в изложении не того, что он сам желает, но того, что подразумевал истолковываемый им автор. Иначе, говоря нечто противоречащее, он будет уже не истолкователем, а оппонентом того, кого он пытается пояснить. Конечно же, когда я не истолковываю Писание, но высказываю свободно свое собственное мнение, любой желающий может меня критиковать».

7. В-третьих, когда паписты изменяют любое утверждение Писания таким образом, чтобы оно согласовывалось с их собственными искажениями, они усердно роются в творениях отцов, стремясь выцарапать оттуда хоть несколько фраз, хоть как-то защищающих их намерения. И такое истолкование древних, неважно, по какому поводу и каким образом оно было сделано, утверждают они, должно быть просто принято, безо всякого суждения и исследования, вне зависимости от того, согласуется ли оно со словами Писания или не согласуется, хотя сами отцы не желали так связывать своих читателей, чтобы они обязаны были верить во что-то лишь потому, что это сказано отцами, но [они желали, чтобы им верили], потому что они способны убедить читателя либо каноническими Писаниями, либо иными достоверными основаниями, что их утверждения не отступают от истины. Ибо таковы слова Августина в Письме 112, к Павлину, и в Письме 19, к Иерониму. Ориген [в комментарии] на Рим. 2 сказал: «Сии утверждения про обрезание были высказаны нами с осознанием того, что если кто-либо выразит это лучше или правильнее, то его мнения следует придерживаться более чем нашего».

Иероним написал к Минерию и Александру: «Мое намерение - читать древних, проверяя все и сохраняя доброе, не отступая от веры кафолической Церкви». Тот же автор в предисловии к Осии сказал: «Об Оригене, Евсевий, Дидиме и прочих я говорю, чтобы вы знали, каких я имел предшественников на ниве [изучения] этого пророка, которым, признаюсь вам благоразумно, просто и негордо, как подсказывает один из моих друзей, я не следовал во всем, дабы иметь возможность судить о сем труде скорее как истолкователь, и говорил то, что мне казалось правильным в каждом конкретном случае». Иероним не желал, чтобы его истолкования считались оракулами, но подчинил их суждению читателя, например, говоря о 2 гл. Михея: «Мне кажется, что это значение может быть передано именно так, если мудрый читатель будет удовлетворен нашим суждением». То же он сказал, комментируя


188 Исследование Тридентского собора

Соф. 2, Ис. 19, Иез. 36 и 40, во второй книге о Захарии и т. д. Августину же он сказал: «Пусть твоя мудрость ответит мне, почему в изъяснении Псалмов ты думаешь иначе, противореча столь многим и столь великим истолкователям».

Такая свобода в области истолкований должна всеми силами сохраняться в Церкви, чтобы истолкования любого человека читались с рассуждением и свободно исследовались на соответствие источникам и основаниям. Не следует и отвергать никакого истолкования Писания, если оно не согласуется с некоторыми из древних, но при том согласуется со словами Писания, обстоятельствами появления текста и аналогией веры...

8. В-четвертых, паписты присвоили себе право даже в яснейших фрагментах Писания свободно отходить от простого и истинного значения, соответствующего правильному значению слов, и диктаторски навязывать другое значение, так что нас заставляют верить не тому, что Писание говорит просто, точно и ясно, но тому, что они своей силой и властью истолковывают нам. Таким способом они стремятся избегать яснейших высказываний об оправдывающей вере, о грехах, которые сохраняются у возрожденных, о несовершенстве добрых дел в этой жизни, о свободной воле, о заступничестве Христа и т. д. Ко сказанному Христом: «Пейте из нее все», они добавляют свое собственное пояснение: «Не все, но только священники». Слова Павла в Евр. 13:4: «Брак у всех да будет честен [в чести]», они уточняют: «Не у всех, но только у мирян». В 1 Кор. 7:2 мы читаем: «Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену». Здесь «каждый» они истолковывают как «некоторые», несмотря на то, что значение сказанного совершенно ясно. Христос казал Апостолам: «Цари господствуют, а вы не так», а они желают, чтобы мы отступили от ясного значения и приняли неизвестно какое истолкование.

Учения, запрещающие вступление в брак и повелевающие воздерживаться от пищи, сотворенной Богом для пользы, Павел назвал учениями бесовскими28. Однако этот яснейший свет не производит на них никакого действия. Ибо они утверждают, что эти слова следует понимать не как они звучат, но как они их истолковывают. И чтобы они и дальше могли играть в эту игру в истолкование Писания безнаказанно и даже властно, их канон и был составлен именно таким

28 См.: 1Тим. 4:1—5. - Прим. ред.

О Святом Писании

189

образом. Осий сказал о ясном слове Божием: «Если кто-либо обладает истолкованием Римской церкви какого-либо фрагмента Писания, то даже когда он не знает или не понимает, согласуется ли оно со словами Писания и как именно, он все равно обладает самим Словом Божиим». Истолкование же Римской церкви таково: «"Вот, здесь два меча", что значит: Римский понтифик распоряжается обоими мечами, духовным и светским».

Елисей чудесным образом сделал горькие воды сладкими, бросив в них соль, значит, теперь в Церкви должны употребляться святая вода и освященная соль, и нам надлежит верить в их действенность против диавола и греха. Также в Пс. 8:6-7: «Все положил под ноги его», то есть римского папы. «Звери полевые» — это люди, живущие на земле. «Рыбы морские» - это души в чистилище. «Птицы небесные» - это души блаженных, которых папа через канонизацию может выставить для поклонения.

9. Много и других не истолкований, но издевательств можно найти в книгах папистов. Чтобы их власть совершать эти и подобные вещи... оставалась твердой и незыблемой, Андрада на большом количестве страниц распространяется о сокрытой вере и лживо восклицает: «Поскольку сокрытым можно назвать все, что неясно в любом деле, значит, вера также должна быть сокрытой, ибо мы верим, что все содержащееся в Святом Писании истинно, хотя многое и ускользает от нашего понимания, поскольку в этой жизни я не могу вникнуть и проникнуть во все сокрытые места. Так, святые Ветхого Завета сокрыто верили во многое из того, во что мы при Новом Завете верим открыто». Но остановись, дорогой мой человек, ты защищаешь без противника тот вопрос, о котором нет никакого спора. Ведь Андраде хорошо известно, что паписты, отстаивая сокрытую веру, вовсе не стремятся к тому, о чем он так долго разглагольствует. Все это софистика.

Однако далее Андрада явно защищает то, что я называю вавилонским пленением сокрытой веры - они хотят наложить на нас необходимость верить во все, чего придерживается папская церковь и что она выдвигает, даже если это нельзя доказать никакими свидетельствами Слова. Причем верить таким образом, чтобы не было необходимости ни в мышлении, ни в исследовании, ни в понимании того, что это за вещи и имеют ли они и где конкретно какое-либо обоснование в Слове Божием. Относительно одного из споров с па-


190 Исследование Тридентского собора

листами Эразм где-то признался, что их мнение не имеет никаких надежных и достоверных свидетельств Писания и что противоположное мнение можно доказать проще, яснее и тверже на основании Слова Божия. Однако он добавил: «Все же, если Церковь повелевает, я буду в это верить. Ибо я пленяю разум в повиновении Церкви».

Об этом-то, Андрада, мы и спорим, а не о том, как ты это ложно истолковываешь, будто бы выдающееся и полное познание священной книги требовалось от крестьян, для которых, как ты признаешься, все же необходима убежденность в том, что предлагаемые артикулы веры - не человеческие изобретения, а небесные учения, изложенные в Слове Божием. Но когда необразованным предлагаются Десятословие, Символ веры, Молитва Господня, установления Крещения и Господня Причастия, то им даются слова самого Писания, в которых, несомненно, содержится краткое изложение небесного учения. Следовательно, вера даже самого необразованного человека, исповедующего это, не является сокрытой верой папистов, ибо она принимает сами слова и смысл Писания. Однако они хотят применить понятие сокрытой веры, чтобы побудить нас, вне зависимости от того, сокрыто что-либо или [открыто] преподается, не думать и не исследовать, существует ли тому надежное, твердое и ясное основание в Слове Божием, но просто верить в это, подчиняясь человеческой власти. Я говорил, что такая убежденность является не истинной верой, но рабским принятием не Слова Божия, а человеческих убеждений. И это рабство они навязывают не только необразованным людям, но также зрячим, чтобы они не могли увидеть, найти и понять, где в Писании обосновываются предлагаемые вещи, но чтобы они просто верили, потому что так приказали папа и прелаты Церкви. Вот основная суть спора о сокрытой вере.

Мы знаем, что не все в равной степени обладают способностью к различению. Глубокое знание Писания не требуется от малообразованных людей. И Августин в Contra epistolam fundamenti, гл. 4, правильно сказал: «Лучшая гарантия остального множества [людей] - не живое понимание, а простая вера». Однако и их вера не должна оставаться без Слова Божия. Поэтому Августин описывает способ наставления необразованных, когда им разъясняется основное содержание небесного учения, открытого в Писании, а впоследствии они приводятся к самому Писанию, каждый по мере его дара.

О Святом Писании

191

10. Златоуст часто сурово упрекал мирян за то, что они оставили чтение Писания исключительно монахам, так что сами не видели, не читали и не исследовали, как именно преподаваемое в Церкви согласовывалось с Писанием. То есть он определенно не одобрял сокрытую веру, как о ней говорят паписты. И желание отцов заключалось не в том, чтобы увести народ от Писания к сокрытой вере в человеческие исповедания, но привести его к познанию Писания. По этой причине они истолковывали Писание народу и доказывали свои объяснения на основании Слова Божия. Они действительно учили одним способом катехуменов, другим - новообращенных, совсем иным - более утвержденных, однако они никогда не учили без Слова Божия. Они действительно различали три ступени наставления, показывая, что людей следует все ближе и ближе подводить к самим основаниям Писания. Однако вы не только делаете противоположное, но еще и повелеваете [нам] делать то же, выставляя против нас призрак вашей сокрытой веры, именно за это мы вас и критикуем, в этом-то и обвиняем. У тебя нет причин, Андрада, надеяться, что ты обманешь нас своими софистическими аргументами, если только ты не думаешь, как сказал Августин, что в силах поддержать неправое дело ложными рассуждениями, разгуливая на ходулях высокопарных речей или устраивая всяческие проволочки в решении вопроса.

11. Андрада поражается, что люди, которые сами по себе не обладают даром истолкования, способны или желают судить об истолкованиях. Действительно, мы знаем, что существуют ступени наставления и что не все в Церкви обладают равной способностью к различению. Мы также знаем, что никому не следует быть мудрее, чем ему присуще. Но все же известно, как отцы доверяли суждению народа, которому они в своих проповедях истолковывали Писание. Ибо истолкователь должен показывать причины и основания его толкований так ясно и надежно, чтобы и другие люди, сами не обладающие даром истолкования, смогли понять и постичь их. Так и евнух признал, что истолкование Филиппа было истинным (Деян. 8:35-38).




Комментарии



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.