Solus Christus


Предисловие

5

ПРЕДИСЛОВИЕ

К первой части канонов и декретов Тридентского собора

1. Три года назад я в краткой форме уже представил нашим читателям основные разделы учения иезуитов - на основании документа, который они опубликовали сами, - дабы эта секта, о которой говорилось, что она совсем недавно основана римским понтификом с конкретным намерением уничтожения церквей, принимающих чистое учение Евангелия, сделалась известной нашим церквам не только по имени и одеянию, но и, как Христос в Ин. 10:1-18 учит нас отличать истинного пастыря от чужаков, - по тому учению, которое они исповедуют и провозглашают.

Я только назвал основные моменты, без пространного пояснения, предоставляя им самим возможность изложить свою точку зрения более полно. Однако изо всей этой секты, или группы заговорщиков, которую сами они называют «обществом», до сих пор никто не захотел выйти на арену. Любой человек, не страдающий полным слабоумием, легко догадается, почему они столь последовательно избегают сражения.

Однако сохраняя полное молчание, которое приносит им больше вреда, чем пользы, они вытолкнули вперед наемного козла отпущения, этого жалкого выскочку Иоганна Альбера из Ингольштадтского университета. Скрываясь под маской, словно на сцене, он разыграл по-немецки некий фарс, и сделал это столь нелепо, что едва начав и поняв, к чему ведет его фарс по мере развития интриги, он сбросил маску и сломя голову выбежал из театра, дав зрителям основание надеяться, что вскоре явится другой комедиант, который сыграет оставшуюся часть фарса - если не с большим успехом, то хотя бы более выразительно.


6

Исследование Тридентского собора

Наконец, чтобы доиграть этот иезуитский фарс, на Тридент-ском соборе вперед вышел хвастливый вития, Диого Пайва де Андрада, португалец, который в посвятительном послании к своей книге заявил, что предводители Тридентского собора поручили ему опровергнуть мою брошюру о богословии иезуитов, ибо отцы, основываясь на услышанном от многих людей, поняли, что моя работа была принята на нашей стороне с одобрением и радостью. Так сказал Андрада.

2. Из этого я заключаю, что отцы собора были не столько озабочены иезуитами, сколько хотели распространить объяснение своих декретов через Андраду как надлежащего истолкователя собора. Судя по всему, на это же ясно указывает заглавие «Ортодоксальные объяснения спорных моментов учения». Поэтому отныне я буду заниматься не иезуитами, которые последовательно избегают сражения, но аргументами Анд рады.

После того как я представил в моей брошюре следующие два вопроса, а именно происхождение и богословие иезуитов, представитель Инголынтадта Иоганн Альбер попытался представить богословие иезуитов в более выгодном свете и истолковать его иначе. Но Андрада не только стремится сохранить его в точности таким, каково оно есть, как хорошо отремонтированный дом, при том, опасаясь, как бы данное учение не оказалось недостойным иезуитов, он дополнил это богословие еще большим бесстыдством и обогатил оскорбительными выражениями, так что делу иезуитов во всем огромном мире не сыскать лучшего адвоката, чем Андрада.

Посему пусть богословие иезуитов остается таким до тех пор, когда они сами его изложат, дополнят и пересмотрят.

3. Дабы я смог по-доброму отпустить иезуитов успокоенными и умиротворенными (если случайно так вышло, что прежде они были оскорблены, чего даже и заподозрить невозможно, имея в виду их святость), здесь я добавлю несколько моментов, которые узнал из повествования Анд рады о происхождении, основании и возрасте секты иезуитов... Важно, чтобы подлинная история замысла и создания этого папского детища была всем доступна и известна. Должен признаться, что до сих пор я не мог извлечь ничего определенного из работ современных авторов, а для понимания столь нового явления древние писания бесполезны. Поэтому я воспользовался их собственными письменными источниками - теми, которые смог раздобыть.

Предисловие

7

Мне довелось слышать, что среди множества религиозных орденов папской церкви театинцы, обязанные своим происхождением Павлу IV, и иезуиты, имеющие иное происхождение, смешались. Чтобы засвидетельствовать ошибочность такого заявления, я здесь просто коротко повторю историю происхождения... ордена иезуитов в хвастливом изложении Андрады.

4. При осаде крепости Памплоны служившему в армии Игнатию Лойоле одну ногу раздробило ядром, а вторую тяжело ранило. Позднее он решил оставить дом, родину, все имение и начать новую, аскетическую и смиренную жизнь. Понимая, что изучение наук было бы весьма полезно для избранного им жизненного пути, он отправился в Париж, где проучился десять лет и нашел десять соратников для своего нового религиозного ордена. В 1536 году, когда эти десять лет истекли, он возвратился в Испанию вместе со своими товарищами по вновь основанному ордену1.

Позднее, в 1537 году, они отправились в Рим, чтобы получить от папы разрешение на посещение святых мест города Иерусалима. Однако, поскольку война турок с венецианцами помешала этому плану, они изменили свои намерения и решили посвятить жизнь церковному учительству. Семеро из них были рукоположены в Венеции папским легатом, получив право повсюду свободно учить народ, принимать частную исповедь... и преподавать таинства.

В 1540 году, при поддержке кардинала Контарини, они обратились к папе Павлу III с просьбой утвердить их устав. Тот дал свое согласие, но с тем условием, чтобы в это общество входило не более шестидесяти человек. Однако позднее, когда стало очевидно, что их устав гораздо в большей степени, чем уставы других религиозных орденов, был пригоден для возрождения и восстановления пошатнувшейся и обветшавшей папской церкви, в 1543 году папа постановил, что это общество, известное как «Общество Иисуса», не должно подвергаться ограничениям... ни территориально, ни численно.

Андрада процитировал устав этого ордена: «Кто желает быть членом нашего Общества, которое мы называем именем Иисуса, кто желает сражаться под знаменем Христа и служить одному Господу Богу и его наместнику на земле, римскому папе, тот должен дать торжественный обет целомудрия

1 «Общество Иисуса» (Societas Jesus) основано в 1534 году в Париже. - Прим. ред.


Исследование Тридентского собора

и вечно помнить цели нашего Общества. Оно основано единственно для того, чтобы совершенствовать людей в христианском учении и жизни, и распространять истинную веру проповеданием слова Божия, духовными упражнениями и умерщвлением плоти, подвигами любви, воспитанием юношества и наставлением тех, кто не имеет истинного понятия о христианстве, наконец, исповеданием верующих и подаянием христианского утешения» и т. д.2

5. Примерно тогда же этот Игнатий пришел к выводу, что Германию, отпавшую от папского престола, можно было бы вернуть под иго папы, подготовив пригодных для этой цели проповедников. Поэтому он послал нескольких своих соратников в Германию. Эта попытка показала, что они действительно могли своим лицемерием причинить вред немецким церквам, больший вред, чем все прочие монашеские ордена с их фальшивой религиозностью. Затем кардинал Джованни Мороне, который на недавнем Тридентском синоде был папским легатом и председателем, подсказал Игнатию, что было бы полезно для папской церкви, если бы в Риме появилась великолепная школа, в которой немецких юношей наставляли в общеобразовательных науках и в вероучении за счет папы, чтобы позднее, по возвращении на родину, они могли хотя бы отчасти возродить разрушенную и попранную папскую религию.

Это дело иезуиты начали в 1553 году, и такая школа была создана в Риме, неподалеку от школы иезуитов. Андрада говорит, что юношей принимают туда не для того, чтобы впоследствии сделать их иезуитами, но иезуиты лишь заботятся об их питании, направлении и наставлении, и что они предприняли этот труд лишь из желания спасти Германию, дабы через этих эмиссаров ее можно было понемногу возвратить в лоно римского понтифика, или, если это окажется слишком трудно, заставить ее целовать ноги папы. Андрада столь многого ожидает от этой коварной уловки иезуитов, что даже говорит: «Я ничуть не сомневаюсь, что трудами и усердием этих молодых людей Германия со временем вернется к свету веры (то есть папской веры), которого ее лишили» и т. д.

Именно об этом я прежде и сказал в моей книге - секта иезуитов создана прежде всего для уничтожения немецких

2Цит. по Александр Андреев. Монашеские ордена. М., 2001. С.283. (Где воспроизведено по И.Лойола. Духовные упражнения. Париж, Славянская библиотека, 1996.) -Прим. ред.

Предисловие

9

церквей. Иоганн Альбер из Инголыптадта попытался категорически отвергнуть это утверждение. Но поблагодарим Андраду, который просто и ясно изложил нам все причины основания этой секты, не стараясь ничего скрыть, чтобы нам не приходилось гадать, питаясь слухами или предположениями, для чего Римский престол навязывает миру свое новое детище в эти последние для мира времена.

6. Я захотел поместить эту историю в предисловие к данной книге, чтобы оставить в покое иезуитов. Ибо в этом ответе я решил заняться аргументами Андрады, а не теми, кто боится выступить публично.

До сих пор приверженцы папы пытались поправить свое дело при помощи разнообразных уловок. Метнув молнию своей анафемы из Тридента, они привлекли человека, который напыщенную и цветистую речь сочетает с грубыми и надменными оскорблениями, словно простых немцев можно этим околдовать или, повергнув в панический страх, отвратить от познания истины Слова Божия. С его амбициозными повторяющимися вступлениями и надменными аргументами Андрада считается опытным бойцом, но я вижу, что на самом деле он представляет собой не более чем другие защитники папского срама. Его грубая и заносчиво-высокомерная речь не может возобновить тот туман, который уже давно рассеян светом Писания. Читая его, мне на ум пришло высказывание Иринея: «Вот он входит, воспламененный гордыней, подобный наглому петуху», а также строки поэта:

Какой достойный дар способен дать сей безразмерный рот?.. Ведь хлещут из него лишь громкие и наглые слова3.

7. Я хотел ответить Андраде по многим серьезным причинам - ведь он так нагло и заносчиво вызвал меня на этот спор. Кроме того, в этих десяти книгах Андрады изложено много такого, что было бы полезно рассмотреть в деталях. Но, не желая утомлять читателя скучным повторением оскорбительных слов Андрады и тошнотворным их опровержением, я решил дать ответ, который будет касаться существа дела, чтобы, с помощью Божией, этот диспут принес пользу Церкви. Я также убежден, что содержание этих ответов было даровано и явлено мне моим Богом.

Гораций, De arte poetica, ст. 97 и 138.


10 Исследование Тридентского собора

Андрада сыграл ведущую роль в дебатах Тридентского синода и писал против меня свои книги, пока собор еще заседал, делал он это по указаниям тех, чьи советы отцы собора принимали, словно бы они исходили от оракула баснословного пифийского Аполлона, ибо именно таковы выражения Андрады.

Кроме того, Андрада довольно прямолинейно объяснил многое из того, что трудно для понимания в декретах собора, причем такой смысл человеку трудно даже заподозрить, читая сам текст. Это будет показано далее. Поэтому почти сразу же после того как до меня дошли поношения Андрады и постановления Тридентского собора, я почувствовал уверенность в том, что знаю, как именно мне следует представить свой ответ. Постановления синода выражены коротко и просто. Но что творилось на дебатах, на основании чего были приняты эти постановления, из какого источника их почерпнули, при помощи каких уловок эти постановления были сфабрикованы, каковы их смысл и цель - все это в некоторой степени показывают разъяснения Андрады.

Андрада оставался в Триденте до самого завершения и роспуска собора. Прямо там, во время работы собора, он составил свои разъяснения. И хотя он не председательствовал, но безусловно присутствовал на всех дебатах, происходивших во время сессий, состоявшихся при Пии IV. Поэтому нет никакого сомнения в том, что он исследовал и вопросы, разбиравшиеся на прежних сессиях.

8. Когда я сравню разъяснения Андрады с постановлениями собора, а также сопоставлю и исследую как разъяснения, так и декреты с нормой Писания, тогда на этом основании я составлю и опубликую «Исследование постановлений Тридентского собора», которое, как мне кажется, будет полезно читателю. Полагаю, что таким образом я дам наилучший ответ моему оппоненту Андраде и полностью смою ту грязь, которой, в своих оскорблениях, он вымазал не только мою одежду, но и наши церкви. И если читатель обнаружит, что я не сопроводил каждый вопрос должным пояснением, пусть он помнит, что это исследование я предпринял лишь в связи с той возможностью, которую мне предоставил Андрада. Надеюсь, Андрада не станет на меня сердиться за то, что я не счел достойной ответа большую часть его брани, ибо это наше исследование предпринято лишь в связи с предметом самого спора.

Предисловие

11

9. Я не хочу повторять здесь того, на что всему миру указали в этом году в своих опубликованных трудах наши сторонники, - по каким причинам они не признают Тридентский собор подлинным, легитимным, свободным и христианским собором, - но лишь продолжу свои рассуждения в пределах исследования. Я также намереваюсь уделить особое внимание постановлениям, содержащим догматы, вокруг которых теперь разгорелись споры. Ибо свои суждения о Реформации они в итоге представляют на суд папы таким образом, что становится очевидно - эти вопросы рассматривались не серьезно, но, как говорится, pro forma.

10. Безусловно, авторитет соборов весьма полезен для Церкви, как верно сказал об этом Августин, то есть если они судят согласно правилу и норме Святого Писания. И если они обосновывают свои решения ясными и безусловными свидетельствами Писания, Церковь должна с величайшим почтением повиноваться им, как воле Божией. Тогда вступают в силу слова Христа (Лк. 10:16): «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается». Но когда звучит только слово «собор», оно не должно разом превращать нас в камни, бревна и деревья, подобно голове Горгоны, чтобы мы бездумно принимали все постановления без исследования, рассмотрения и тщательного рассуждения. Ибо Писание говорит нам, что существуют также собрания грешников, Пс. 21:17; лживых людей, Пс. 25:4; и нечестивцев, Пс. 1:1, которые в Иер. 15:17, на основании псалма, названы собраниями смеющихся, - они названы так из-за их ложных толкований. Таковы были собрания безбожных священников, выступавшие против Михея, Иеремии, против Христа и Апостолов. В 1 Ин. 4:1 нам дано строгое повеление Божие: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире».

1 Фес. 5:21: «Все испытывайте, хорошего держитесь». Мф. 7:15: «Берегитесь лжепророков» и т. п.

11. Потому правильно и согласно повелению Божию необходимо, чтобы мы исследовали постановления собора в соответствии с нормами Святого Писания, как сказал Иероним: «В канонических книгах изложено учение Святого Духа. Если соборы произносят что-либо противоречащее Ему, я признаю их нечестивыми». Ибо мы имеем дело с важным вопросом, касающимся спасения душ. Воистину, лишь папской тирании присуще требовать, чтобы мы без исследова-


12 Исследование Тридентского собора

ния, без рассмотрения и рассуждения согласились с постановлениями Тридентского собора, на котором одно и то же лицо выступило как обвинитель, хотя само виновно, и как судья, в чьей вступительной речи каноническое Писание низвергнуто и лишено положения единственного правила и единственной нормы суждения.

Приверженцы папы, конечно же, ссылаются на закон императора Маркиана, касающийся Святой Троицы и кафолической веры: «Пусть никто не выносит на обсуждение вопросы, которые однажды уже были разрешены и верно определены синодом, стремясь тем самым найти повод для мятежа или измены». Однако этот в высшей степени благочестивый император никоим образом не желал даровать соборам безграничной власти измышлять и постановлять, что им вздумается, вне, помимо и против Слова Божия. Также никто не должен верить, что этим постановлением он желал устранить и уничтожить свободу суждения и внимательного испытания всех вопросов, которые Бог даровал и заповедал Церкви. Ибо он сказал, что те вопросы, которые были решены верно, не должны вновь становиться предметом спора. В Деяниях Халкидонского собора, где постановление Маркиана изложено полностью, записаны такие его слова: «Теперь пусть прекратится нечестивый раздор, ибо всякий, кто продолжает спорить после того как истина была найдена, ищет лжи».

Однако мы обсуждаем следующий острый вопрос: верно ли были решены проблемы, поднятые на Тридентском соборе? Была ли в Триденте найдена истина в отношении споров, возникших в наше время?

В этих дискуссиях мы не стремимся к мятежу и измене, которые справедливо запретил император Маркиан, но без восстания, без оружия, одним лишь голосом учения, в соответствии с нормой Святого Писания, дарованного нам бого-духновенно, мы желаем выяснить, не отступаем ли мы, подчиняясь синоду, от истинной, животворящей веры, которая, как сказал Августин, зарождается каноническим Писанием, посрамляя человеческие предания.

Это право исследования, дарованное и заповеданное Церкви гласом Божиим, не может ни отнять, ни осудить никакая тварь. И если мой оппонент Андрада по гордыне и грубости, которые столь присущи ему, осудит этот замысел исследования декретов Тридентского собора, то он тем самым покажет, с каким невыносимым деспотизмом папис-

Предисловие

13

ты стремятся угнетать Церковь и управлять ее верой. Если Тридентский собор составил свои постановления правильно, если в них содержится истина, то ему нечего бояться исследования, проводимого на основании Писания, и он не будет возражать против такого исследования. Ибо истина не бежит от света, а слова Господни чисты, они не боятся семикратного испытания огнем (Пс. 11:7).

Тертуллиан верно сказал в Apologeticus: «Закон, который не желает проверки, заслуживает подозрения. И если он правит без обсуждения и проверки, он порочен, ибо признание его справедливости производится не самим законом, но теми, от кого он ожидает покорности».

Насколько же это более верно в отношении соборных постановлений по вопросам веры? Древние соборы не навязывали церквам безапелляционные и никому не подконтрольные постановления. Публикуя полные деяния и официальные дискуссии, они тем самым показывали, из каких источников и на каком основании они осудили то, что было ложным, и утвердили то, что было истинным, дабы суждение Церкви было обстоятельным и как можно более ясным. Однако тридентские судьи издают одни лишь постановления, без объяснений, утверждая преторианскую власть над христианским миром, и, судя по всему, они готовы незамедлительно угрожать огнем и мечом всем, кто им противоречит, или, точнее, кто задает вопросы. Таким образом каноники добиваются того, чтобы папа мог навязывать свое понимание, когда только пожелает.

12. Мы же просим, чтобы нам было позволено, несмотря на то, что наши оппоненты против, использовать свободу, дарованную нам Словом Божиим, не верить всякому духу, но все подвергать проверке. В свою очередь они вольны рассматривать наши учения, но не как они привыкли, по выражению Иеронима, при помощи аргументов из мастерской палача, но на основании аргументов и свидетельств Писания. Если бы это было именно так, то я бы мог надеяться, что многие тайны, связанные с дискуссиями Тридентского собора, были бы вынесены на свет нашими противниками. Но если они пожелают рассматривать их как нечто сокровенное, то им придется все прятать и покрывать молчанием, как сказано: «всякий, делающий злое, ненавидит свет» [Ин. 3:20].

Однако перейдем к дискутируемому вопросу. Выше мы указали, каким образом собираемся подойти к делу. Поэтому


14

Исследование Тридентского собора

опустим прочие предварительные соображения и поспешим обратиться к вопросам учения. Попутно я лишь напомню читателю, как начинался Тридентский собор.

Папа Павел III в булле, объявляющей о созыве собора, по своей щедрости объявил о свободной продаже индульгенций, про которые говорилось, что они дают полное отпущение грехов тем, кто примет участие в крестном ходе, подаст милостыню какому-нибудь нищему или прочтет Молитву Господню вместе с Ангельским приветствием пять раз. Затем, когда сам собор уже начался, в литании, в которой ни одного слова не было упомянуто о заступничестве Христа, они назвали в качестве посредников, покровителей и заступников всех Ангелов и святых, вместо единственного Посредника -Христа. Далее выступил Амвросий Катарин, который в своей молитве на открытии собора обратился к Матери Христа как к Его сподвижнице, будто бы сидящей у Его престола, чтобы обеспечивать нам благодать своим ходатайством. Некто другой в своей молитве преступно исказил слова Евангелия, которые могут приличествовать лишь Сыну Божию, и применил их к папе, воскликнув: «Папа - свет пришел в мир»4, так что не осталось никакого сомнения в том, что в самом начале Тридентского собора исполнилось то, о чем пророчествовал Павел во 2 Фес. 2:3-4, о том, что «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею... в храме Божием сядет.., как Бог». Из такого начала можно судить о том, что будет дальше и чем все закончится. Как говорится, каково начало, таков и конец.

4См. Ин. 12:46. - Прим. ред.



Комментарии



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.