452 Исследование Тридентского собора
АРТИКУЛ V
Термин «благодать»
1. Термин «благодать» в Писании часто означает благосклонность, благоволение или милость. Но иногда он действительно также означает и дары, сообщаемые по благой воле. Однако вопрос заключается в том, что именно означает термин «благодать» в тех фрагментах, где Павел сказал, что мы оправдываемся свободно, по благодати Божией. Например: «Благодатью вы спасены через веру»119. Эти свидетельства ничуть не темны и не двусмысленны, но ясно, надежно и твердо указывают, что слово «благодать» в таком рассуждении следует понимать как безвозмездную милость, благость, добрую волю или благосклонность Бога, принимающего в Свою благодать недостойных ради Сына Своего, Посредника. Но Павел в Рим. 5 ясно различил «благодать» и «дар благодати», так же как благодать и истина разделены в Ин. 1. То и другое подлинно суть дары Сына Божия, Посредника. Однако говоря, что мы оправданы и спасены благодатью, Павел подразумевал ту благодать, которую Писание отличает от дара благодати, то есть он имел в виду не наше обновление, но милость Божию, или незаслуженное принятие. Это ясно из того, что в учении об оправдании Павел противопоставил благодать добрым делам, и не только тем, которые разум осуществляет вместе со Святым Духом, но также и делам Авраама, представлявшим собою дары и плоды Духа, Рим. 4:4: «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу». Он сказал в Рим. 3:24-28, что мы оправдываемся благодатью без дел Закона, а в Рим. 4 он приложил это утверждение к делам возрожденного Авраама. Таким образом он противопоставил оправдывающую благодать делам Авраама [совершенным] через обновление Духа. Ибо утверждение Рим. 11:6 имеет всеобщий характер: «Если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело». И когда во 2 Тим. 1:9 Павел сказал, что Бог спас нас «не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен», то здесь слово «благодать» не могло означать ничего внутренне нам присущего. Ибо благодать Христа была дарована нам
»»Еф. 2:8.
Об оправдании
453
прежде всех веков, когда мы еще не существовали, когда еще не были заложены основания земли.
2. С помощью других синонимов, или равнозначных слов, в Писании ясно засвидетельствовано, каково должно быть понимание слова «благодать» в этом споре. В Тит. 3:4 сказано о «благодати и человеколюбии» Бога по отношению к несчастному и погибшему роду человеческому. Там же провозглашено: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости... чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни». Также в Еф. 2:4: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены». Также в Евр. 2:9: «Дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех», и в Рим. 5:8 Павел выразил это так: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками». Также в Евр. 4:16 мы читаем: «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи». Все это настолько ясно, что и Фома [Аквинский] и Ричард из Миддльтона признали - многие древние понимали благодать как благоволение и бескорыстную любовь Божию, которою Он избирает, призывает, оправдывает и усыновляет нас, как сказано в Εφ. 1.
Комментарии