АРТИКУЛ III
У чего Писание отнимает оправдание человека к вечной жизни
1. Тот факт, что никто не может оправдаться перед Богом через грех, то есть что никто не может угодить Богу своими преступлениями и быть принятым в вечную жизнь, не оспаривается никем. Ибо это противоречило бы твердой и неизменной воле Божией, явленной в Законе, и Сам Бог провозгласил, что подобное оправдание нечестивых было бы мерзостью: Притч. 17:15; Ис. 5:23; также Исх. 23:7: «Не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника».
2. Итак, вопрос касается человеческих свойств, качеств, дел и трудов, именуемых праведными, - заключено ли в них наше оправдание перед Богом к вечной жизни. Воистину, разум, поскольку он не знает никакой иной праведности, прямо утверждает, что оправдание заключено именно в них. Но услышим глас нашего Бога, изрекшего суждение по этому вопросу в Писании. И отметим, что Писание повествует обо всем деле в судебных терминах.
Гражданская праведность - нечто совершенно иное, это когда мы делаемся праведными перед людьми или среди них и приобретаем общественные награды, то есть когда наши действия соответствуют тем законам, на которых основана человеческая праведность. Но мы здесь об этом не спорим, за исключением того, что Писание высмеивает тех, кто, подобно фарисеям, в деле оправдания перед Богом избирают людей в качестве судей, в глазах которых и ищут доброго имени и славы праведников, Мф. 6:1 сл.; Лк. 15:15: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми». Однако таким образом, через честолюбие, достигается слава этого мира, а
436 Исследование Тридентского собора
не слава Божия, как Христос сказал в Мф. 6:2: «Они уже получают награду свою». Также Лк. 16:15: «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом». Однако в предметах благодати Божией, спасения и вечной жизни Сам Бог должен быть судьей, и мы должны прибегать к Нему, если желаем быть оправданными таким образом, чтобы угодить Богу и обрести вечную жизнь.
Разум также понимает это, и потому он представляет Богу свою собственную праведность. В Рим. 10:3 Павел использовал очень выразительное слово: «Усиливаясь στησαι ("поставить") собственную праведность», то есть предъявить и противопоставить ее суду Божию, как в Лк. 18:10-12 фарисей пытался различными способами доказать свою праведность перед Богом, полагаясь на эти свои дела. И подобные люди пытаются этим оправдаться, то есть оказаться в таком положении перед Богом, получить такое Его отношение и вознаграждение, которое Бог обетовал тем, кого Он признаёт, провозглашает и принимает как праведников. Итак, «судебное» значение термина «быть оправданным» полностью сохраняется, в соответствии с примерами: Ис. 43:9, 26: «Пусть представят свидетелей от себя и оправдаются»; Быт. 44:16: «Что нам сказать господину нашему? Что говорить? Чем оправдываться?» и 3 Цар. 8:32: «Оправдай правого, воздав ему по правде его».
И всякий, кто предъявляет Богу свою собственную праведность, стремится к оправданию именно таким путем. Однако услышим приговор, провозглашенный Богом, праведным Судиею. Чтобы дело было яснее, мы кратко воспроизведем классификацию, которую находим у Павла.
I. Относительно разнообразных культов, которые язычники утвердили на основании слепого суждения разума, противящегося Слову Божию, стремясь обрести милость и благосклонность Бога, в Писании сказано, что они суть мерзость предБогом, потомучтоони противятся Слову Божию, Втор. 12 и 17. Павел в Рим. 1:18-32 указал, что подобного рода культами язычники вызывают еще больший гнев Божий. Также в Еф. 2:12 он сказал: «Вы были... чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире».
II. Относительно самовольных дел, которые люди по собственному решению, без Слова и повеления Божия, совершают, желая быть оправданными, то есть брести благодать Божию и вечное спасение, Бог провозгласил в Ис. 29:13 и Мф. 15:8, 9:
Об оправдании
437
«Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим», а также в Ис. 1:12: «Кто требует [этого] от вас?»
III. Внешний порядок здравомыслия в соответствии с естественным законом в невозрожденных Павел рассмотрел в Послании к Римлянам, в гл. 3 провозгласив, что язычники не оправдываются перед Богом через внешнее здравомыслие, но что они пребывают под грехом, ибо не имеют веры во Христа и лишены Святого Духа, их сердца испорчены и нечисты, естественный закон тоже затемнен грехом, так что они едва ли соблюдают какое-либо из требований Закона, изложенных во Второй скрижали, и что порядок язычников не соответствует вполне даже тому познанию естественного закона, которое у них еще сохраняется. В общем: «Не может... дерево худое приносить плоды добрые», «без веры угодить Богу невозможно» и «все, что не по вере, грех»111. Поэтому язычники не могли оправдаться перед Богом через здравомыслие.
IV. Вопрос о фарисейской праведности приближает нас к нашей цели, а именно рассмотрение такого положения, когда люди, обладающие записанным Законом Божиим, пытаются совершать дела Закона без веры во Христа и без Святого Духа, естественными силами свободной воли, стремясь угодить Богу, обрести Его благодать и войти в вечную жизнь, то есть желая оправдаться, ибо так человеческий разум имеет гораздо более удобный предлог для утверждения свой собственной праведности перед судом Божиим. Ведь Сам Бог провозгласил Свой Закон и обещал соблюдающим его благословение и жизнь, причем не только как мирскую награду, но также когда законник спросил в Лк. 10:26: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» - Христос напомнил ему о повелениях Закона и ответил: «Так поступай и будешь жить».
Поэтому когда невозрожденный человек по мере своих сил и стараний старается исполнить заповеди Божий, чтобы перед Его судом, веруя и моля, оправдаться этими делами, -какой приговор, спрашиваю я, изрекает Бог, праведный Судия? Христос в Мф. 5:20 провозгласил: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Павел же в Рим. 3:20 сказал: «Делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть», а также в Гал. 3:10: «Все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою».
Мф. 7:18; Евр. 11:6; Рим. 14:23.
438 Исследование Тридентского собора
Разве Закон не содержит обетования о вечной жизни? Христос, в Лк. 10:28 и Мф. 19:17, сказал, что содержит. Так что же, Бог насмехается над людьми и обманывает их этими обетованиями Закона? Не будет этого вовек! Ибо Он есть Бог, Который не лжет (Тит. 1:2). Нерушимо и то, что Павел сказал в Рим. 3:4: «Бог верен, а всякий человек лжив». Но почему же невозрожденный человек не оправдывается делами Закона? Павел отвечает: «Ибо законом познается грех», то есть подобным послушанием, которого невозрожденные достигают своими естественными силами, Закон не может быть удовлетворен, но таковых делателей он обличает во в грехе перед судом Божиим, ибо даже производя некоторые дела Закона, они все же исполняют их несовершенно и порочно. Кроме того, во многих серьезных аспектах они являются нарушителями Закона.
И все же Закон действительно содержит обетование о жизни, однако не при условии любого исполнения Закона, но совершенного, всем сердцем, всем разумением, так, чтобы плоть нисколько не враждовала против него. О таких делателях Павел в Рим. 2:13 сказал: «Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут», также: «Но кто исполняет его, тот жив будет им». Итак, если кто-то даже очень хорошо исполняет некоторые дела Закона, однако в других делах является нарушителем Закона, то Закон не провозглашает его праведным перед Богом к вечной жизни, но объявляет виновным и проклятым. Ибо «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона»11,2. И «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем»113. «Если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона»114.
Итак, поскольку Закон духовен, а невозрожденные, лишенные Святого Духа люди являются совершенно плотскими, то буква Закона не бывает удовлетворена ветхой природой. Посему невозрожденные не оправдываются делами Закона, но попадают под осуждение и проклятие (Рим. 3:20; Гал. 3:10), ибо даже соблюдая заповеди, они не исполняют Закон таким образом и в таком совершенстве, как он того требует.
3. Спор между нами и папистами в артикуле об оправдании идет главным образом не об этих пунктах. Ибо Первый
112Гал. 3:10. пзИак. 2:10. 114Иак. 2:11.
Об оправдании
439
канон Тридентского собора гласит: «Если кто-либо говорит, что человек может быть оправдан перед Богом через свои дела, совершенные либо силою человеческого естества, либо по учению Закона, без Божией благодати во Христе Иисусе, да будет анафема». Однако я захотел кратко воспроизвести классификацию, составленную Павлом, потому что существо или действие подлинного оправдания будет понято гораздо лучше через противопоставление, кроме того, так станет очевидно, что Павел через продолжительное перечисление показал - в человеке, будь он язычник или иудей, возрожденный или невозрожденный, просто нет ничего, способного оправдать его перед Богом, дабы таким образом слава оправдания воистину принадлежала одному лишь Посреднику Христу, постигаемому через веру. Я также хотел показать Андраде, насколько отвратительно и неприемлемо для Церкви то учение, в котором он утверждает, будто философы были оправданы Богом к вечной жизни за их собственные моральные добродетели. Ибо это открыто противоречит самой основе библейского учения.
4. От этого перечня мы теперь легко перейдем к основному пункту спора. Ибо между нами и папистами разногласия имеют место в основном относительно добрых дел возрожденных, или нового послушания, а именно - действительно ли возрожденные оправдываются тем обновлением, которое производит в них Святой Дух, а также теми добрыми делами, которые следуют за этим обновлением. То есть действительно ли обновление, добродетели и добрые дела возрожденных являются тем, благодаря чему они могут предстать перед судом Божиим и не подвергнуться осуждению, благодаря чему Бог становится милостив к ним, тем, чего следует искать, на что полагаться, чему доверять при размышлении о столь сложном вопросе - как можно стать чадами Божиими и обрести вечную жизнь. Действительно, если бы мы обратились за советом к человеческому разуму, слава приносящей вечную жизнь праведности перед Богом, по всеобщему выбору была бы отдана обновлению возрожденного. Однако праведность является не деянием или трудом человеческих сил, но даром и деянием Святого Духа, потому добрые дела и названы плодами Духа (Гал. 5:22-23). Она также является благословением Бога Посредника, благодаря Чьей заслуге верующие обновляются духом ума своего, так что в них Святым Духом созидается соответствие Закону Божию по
440 Исследование Тридентского собора
внутреннему человеку (Рим. 7:22). И это обновление называется праведностью (Рим. 6:13, 18; 1 Ин. 3:7). В 1 Тим. 5:4 также сказано о добрых делах возрожденных: «Сие угодно Богу», а в 1 Ин. 3:22: «Делаем благоугодное перед Ним». Все то, что в соответствии с Писанием относится к новому послушанию возрожденных, воистину велико и славно. И мы никоим образом не отнимаем у нового послушания его славы в подобающем тому месте, о чем мы скажем позднее, когда речь пойдет о добрых делах. Однако сейчас мы рассматриваем вопрос об оправдании человека перед Богом к вечной жизни. Об этом вопросе Павел сказал в 1 Кор. 4:3-4: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе... Судия же мне Господь». Поэтому нам надлежит спрашивать, каково Его мнение, ибо Он - Судия. И Он открыл нам это в Писании.
5. По существу, паписты утверждают, что исключающее суждение Павла «без дел Закона» следует понимать либо как относящееся к церемониальным делам, либо как относящееся к трудам невозрожденных. Однако существуют совершенно ясные свидетельства Писания, показывающие, что честь и слава оправдания перед Богом к вечной жизни отнята не только у Моисеевых обрядов и дел невозрожденных, но также и у обновления, нового послушания и добрых дел возрожденных людей.
6. Особенно очевидно то свидетельство, которое мы находим в Рим. 4, где Павел привел пример оправдания всех людей в лице Авраама, которого он по этой причине назвал отцом веры, причем он имел в виду Авраама как после его обрезания, так и до него, а не только в начале его обращения, когда он был призван от халдейского идолопоклонства, как об этом сказано в Быт. 12 и Нав. 24. Ибо иначе смысл исключающего выражения «без дел» можно было бы ограничить теми делами, которые он совершил в качестве невозрожденного человека прежде обращения от поклонения идолам. Но когда он уже повиновался Богу на протяжении многих лет, начиная с призвания, от Быт. 11 до гл. 15, тогда он уже был безусловно обновлен в духе ума своего и украшен многими выдающимися делами и плодами Духа, как сказано в Евр. 11:8-10. И вот посреди совершения добрых дел Авраамом, Моисей в Ветхом Завете и Павел в Новом Завете задались вопросом: «Так в чем же состояло оправдание Авраама перед Богом для наследования вечной жизни?» Именно об этом, уже возрож-
Об оправдании
441
денном Аврааме, украшенном духовным обновлением и множеством добрых дел, Павел сказал: «Не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Об этом-то Аврааме он сказал: «Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел». Однако о том факте, что уже возрожденный Авраам не оставался без дел, но совершил множество подлинно добрых дел веры, Послание к Евреям свидетельствует в гл. 11. И при этом Святой Дух через Павла явно отнимает у деяний обновленного Авраама честь и славу оправдания к вечной жизни. И Он совершает это, представляя нам Авраама не как отдельную личность, но как отца верующих и всеобщий пример истинного оправдания, ибо все это было написано не только ради Авраама, но и ради нас, которым оправдание будет вменено, как сказано в Рим. 4:2. Павел добавил: «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом».
Данное свидетельство столь очевидно, ясно и твердо, что даже мой друг Андрада признает - среди самих папистов многие весьма образованные мужи смущены этим затруднением, и он сам не может его разъяснить. Действительно, он не способен представить ничего в подтверждение своей позиции. Я также не вижу, какие софизмы могли бы устоять перед столь ясным светом, если только не будет изобретено нечто такое, о чем Августин в Contra litteras Petiliani сказал: «Действительно, используя тактику промедления, он может некоторое время защищать неправое дело». Я люблю и ценю это свидетельство еще больше, поскольку вижу, что паписты не могут повредить его истинность ни под каким предлогом.
7. Таково свидетельство Моисея и патриархов, к которым, как показал Павел, следует прибавить свидетельство Давида и пророков, так как в Рим. 3:21 он отметил, что праведность веры имеет свидетельство закона и пророков. Поэтому, когда Давид в Пс. 142:1 сказал: «Услышь меня по правде Твоей», он сразу же добавил: «И не входи в суд с рабом Твоим».
Но боялся ли Давид по отношению к себе тиранической жестокости, отсутствия какой-либо справедливости на суде Божием? Отнюдь! Ибо суд Божий производится по истине (Рим. 2:2). О Боге же сказано, что Он судит, испытывая и исследуя природу, жизнь, поступки и дела людей в соответствии с нормой Своей праведности, которая явлена в Законе,
442 Исследование Тридентского собора
воздавая каждому по его праведности. Но почему Давид так горячо молил, чтобы суд Божий был удален от него? Может быть, он сказал это, когда не совершил никаких добрых дел? Или когда впал в преступление прелюбодеяния и убийства, оскорбив Бога? Тогда он действительно смиренно молил: «Помилуй меня, Боже»115.
Однако здесь он сказал: «Не входи в суд с рабом Твоим». Кто такой раб Божий, он разъяснил в Пс. 18:11: «Раб твой соблюдает заповеди Твои», и в Пс. 118: «Раб Твой возлюбил заповеди Твои», а также: «Я склонил сердце мое к исполнению праведности Твоей. Взыщи раба Твоего, ибо я не забыл повелений Твоих».
Итак, именно будучи рабом Божиим, то есть человеком по сердцу Божию (Деян. 13:22), он не пожелал подвергнуться суду по праведности внутренне присущего ему обновления, ибо сказал: «Не оправдается пред Тобой ни один из живущих». Также Павел в Рим. 4:6 засвидетельствовал: «Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел». Итак, именно когда он был рабом Божиим, то есть возрожденным во Святом Духе, Давид отнимал у себя и у своих дел оправдание перед Богом к вечной жизни. И он сказал не только о себе: «Не оправдается пред Тобой ни один из живущих». И чтобы эти слова не были поняты как относящиеся только к невозрожденным, в Пс. 31:1-2 он засвидетельствовал обо всех святых, что они блаженны, поскольку им вменяется праведность без дел.
Поэтому совершенно ясно, что слава оправдания перед Богом к вечной жизни отнята у дел всех святых в этой жизни. И в этом учении были единодушны все патриархи, Моисей и пророки, то есть праведность веры без дел, также и у возрожденных, одобрена свидетельствами Ветхого Завета. Другие, более многочисленные свидетельства можно добавить из пророческих книг, но мы подражаем Павлу, который именно таким образом исследовал и показал свидетельство и согласие патриархов, Моисея и пророков в Рим. 4. Для наших же целей вполне достаточно общих доказательств.
8. Перейдем к Новому Завету. Мы не будем перечислять отдельные свидетельства, но подражая примеру Павла в Рим. 4, станем искать согласия Христа, Апостолов и апостольских церквей. Христос кратко изложил все это учение, сказав в
115Пс. 50:3.
Об оправдании
443
Ин. 3:18: «Верующий в Меня не судится»; также в Ин. 5:24: «На суд не приходит». Но что это за суд? Несомненно, на нем будут исследованы вся жизнь и все дела людей, в соответствии с нормой Божией справедливости, явленной в Законе. И в зависимости от того, окажется ли человек найден соответствующим этой норме или несоответствующим, он будет провозглашен либо праведным, либо грешным и неправедным. Но отметим, что хотя и несомненно обновление является благословением Сына Божия, Посредника, Он не про-
возглашает, будто верующие могут этим своим обновлением устоять в суде Божием, будучи благодаря ему провозглашены праведными и приняты в вечную жизнь. Однако Он отнес это к другому Своему благословению и сказал: «Верующий в Меня не погибнет, но обретет жизнь вечную»116. Но как и почему? Так ли и потому ли, что, приняв обновление, верующие могут через него и благодаря ему устоять в суде Божием? Этого Он безусловно не говорил, но сказал, что ради Христа верующий не придет на суд, таким образом не погибнет и обретет вечную жизнь. Таким образом, оправдание верующих ко спасению и вечной жизни заключается в том, что они не судятся по их делам, но ради Христа освобождаются от приговора проклятия и принимаются в вечную жизнь. Он сказал освященным и обновленным Апостолам: «Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие». И Христос пожелал, чтобы они говорили это не только в отношении тех дел, которые совершили до их призвания, и не только в отношении того времени, когда они первоначально еще были очень слабы, но, сказал Он, когда Вы уже продвинулись так далеко в Духе Святом, что уже все исполнили, все же говорите: «Мы рабы ничего не стоящие». Однако когда Бог вступает с ничего не стоящими рабами в суд, чтобы судить их по их делам, провозглашается тот приговор, который мы слышим в Мф. 25:30: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Ибо в обоих фрагментах, Мф. 25:30 и Лк. 17:10, употребляется одно и то же выражение «негодный раб».
9. Апостол Павел в Флп. 3:4-7 сказал о тех делах, которые он совершил до своего обращения, будучи фарисеем: «Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я... по правде законной - непорочный. Но что для меня было пре-
См. Ин. 3:15, 16. - Прим. теол. ред.
444 Исследование Тридентского собора
имуществом, то ради Христа я почел тщетою». Однако совершая дела после обновления, трудясь более других, что же, спрашиваю я, говорил он в связи с ними и артикулом об оправдании? Пусть читатель исследует фрагмент Флп. 3:7-8, и он обнаружит, что Павел не только использовал прошедшее время глагола ηγούμαι («я считаю») в отношении тех дел, которые предшествовали обращению, но что он также посредством выражения άλλά μένουν («воистину») распространил это вперед и использовал настоящее время глагола ηγούμαι, дабы показать, что также и после своего обновления он не объяснял своими делами оправдания перед Богом к вечной жизни. Напротив, если надежда на оправдание перед Богом основывается на этих делах, он назвал их тщетою. В то же время он показал, в чем заключалось его оправдание перед Богом к вечной жизни, составляя свое послание в заточении. Павел сказал именно о том, в чем будет состоять его праведность, когда он достигнет воскресения мертвых. «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых».
10. Другой фрагмент, 1 Кор. 4:4, еще более отчетлив: «Ибо [хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь». Эти слова очень важны. Ведь сказанное им здесь: «Я ничего не знаю за собою», аналогично его словам в Деян. 23:1: «Я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня», и в Деян. 24:16: «Посему и сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми». И это именно праведность доброй совести, о которой в 1 Кор. 15:10 он сказал: «Я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною». Ибо «благодатию Божиею есмь то, что есмь». Но послушаем, что возрожденный Павел провозгласил относительно своей праведности доброй совести, которую он признавал благодатью, или даром и деянием Божиим: «Я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь». Таким образом Павел определенно отделил оправдание перед Богом ради вечной жизни от своих дел, в которых он жил с доброй совестью перед Богом и людьми после возрождения. Это апостольское свидетельство весьма ясно.
Об оправдании
445
11. Добавим свидетельство об апостольских церквах из Послания к Галатам. Ибо в нем, на основании дискуссии о ритуальных делах Закона, Павел ясно рассмотрел вопрос обо всем Законе и его делах в целом. Многочисленными доводами и убедительными словами он отделил от дел Закона оправдание перед Богом к жизни вечной. Однако вопрос заключается в том, сказал ли он только о делах невозрожденных, которые они совершают до того как уверуют и обратятся. Этот вопрос решается хронологически. Ибо до того как Павел написал данное послание, Галаты были обращенными уже на протяжении нескольких лет. Феодорит насчитал шесть лет. Однако для наших целей точный подсчет не так важен. Галаты были возрожденными людьми, ибо в Гал. 3:2 Павел засвидетельствовал, что им был дарован Святой Дух.
Итак, Павел сказал о делах Галатов, которые уже были возрождены Духом. Это можно установить через сравнение. Иудеи (как сказано в Рим. 10:3) спорили об их собственной праведности без Христа, Галаты же не отвергали Христа, не исключали они и веры во Христа, они желали прибавить добрые дела верующих к вере в артикуле об оправдании перед Богом к вечной жизни. Действительно, спор шел также о ритуальных делах, однако не только о них, но о Законе и его делах в целом, это совершенно очевидно. Не спорили Галаты и об оправдании делами, которые они совершали как невоз-рожденные люди прежде обретения веры и обращения, но рассматривалось оправдание через дела, которые они совершили после обращения и после обретения Святого Духа.
Теперь, когда была сформулирована основная суть этого вопроса, пусть читатель рассмотрит все послание и то, какими словами и доводами Павел отстранил дела возрожденных от оправдания перед Богом к жизни вечной. Он не просто сказал, что человек не оправдывается делами Закона, но рассмотрел эту тему весьма подробно и убедительно, указав, что из-за своего мнения Галаты отпали от Евангелия и от благодати Божией. «Не отвергаю благодати Божией, - сказал он. - А если законом оправдание, то Христос напрасно умер». «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати».
12. Можно было бы указать и другие свидетельства, но ради краткости я отметил лишь эти, самые главные. То, что небесное учение отделяет оправдание перед Богом к вечной жизни также и от дел возрожденных, мы прежде всего пока-
446 Исследование Тридентского собора
зали на основании Ветхого Завета, через свидетельства патриархов, Моисея и пророков. Затем мы продемонстрировали то же самое на основании Нового Завета, через свидетельства Христа, Апостолов и апостольских церквей. Воистину, невозможно и недопустимо требовать чего-либо сверх этого полного свидетельства.
13. Однако следует рассмотреть не только сами утверждения Писания, но и те причины, по которым добрым делам возрожденных отказано в оправдании. Ибо тогда весь вопрос станет значительно яснее. Одна из указанных Павлом причин заключается в том, что оправдание делами относится к закону дел, как сказано в Рим. 3:20 и Гал. 3:10. Закон не провозглашает человека праведным перед Богом к вечной жизни благодаря какой-то малой части, либо тому или иному виду послушания и соответствия. Но он требует, чтобы весь человек, во всех его частях и во всех действиях каждой части соответствовал Божией норме праведности, которую Он явил в Законе, и чтобы все это точно соответствовало чистоте, совершенству и полноте, которые Закон предписывает и которые он требует. И если кто-то соблюдает весь закон, но согрешает в чем-либо одном, он провозглашается виновным во всем. Действительно, Андрада всеми силами старается укрепить свое свидетельство, истолковывая «что-либо одно» как относящееся к милосердию, дабы смысл получился таким, будто дела Закона не оправдывают, если они совершены без милосердия. Однако Иаков недвусмысленно разъяснил, что он имел в виду под словами «в чем-либо одном». Он сказал: «Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона».
Поэтому желающего оправдаться делами Закона, если он не смог соблюсти все, что написано в книге Закона, Закон провозглашает не праведным, но виновным и проклятым (Гал. 3:10; Иак. 2:10). Итак, послушание возрожденных в этой жизни воистину является соответствием Закону Божию, начавшим осуществляться, но из-за плоти еще не совершенным и не чистым, как о том печалился возрожденный Павел в Рим. 7:18-23: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во
Об оправдании
447
мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих». Однако таким послушанием Закон не может быть удовлетворен. Ибо Закон духовен, то есть он требует духовного соответствия, или послушания, в котором не было бы ничего, исходящего от злой и испорченной плоти. «Но я, - говорит возрожденный Павел, - плотян, продан греху» . Итак, если Бог войдет в суд с возрожденными, чтобы судить по их делам, они не будут оправданы в Его очах. Ибо где Закон способен обличить грех, там он не способен оправдать, но делает виновным, осуждает и проклинает по слову: «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего»117.
Причем сказанное в 1 Ин. 1:8 относится ко всем людям: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас». И всем праведным в этой жизни предписана ежедневная молитва: «Прости нам долги наши». «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы». «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, - Господи! Кто устоит?» И: «Кто усмотрит погрешности свои?»118. Потому Павел сказал: «Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь». Ведь судит меня не человек, и сам я не сужу себя, но судит меня Господь, «Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» [1Кор.4:5]. Он употребил слово ανακρϊνβιν («судить»), то есть судебный термин, применяемый тогда, когда в суде производят расследование, рассмотрение и обсуждение дела для совершения правосудия. Именно так это слово использовано в Лк. 23:14; Деян. 12:19; 24:8; 28:18. И даже дела возрожденного Павла не могут устоять перед таким расследованием в суде Божием, потому-то Павел и провозгласил, что оправдан не ими. Эта причина настолько ясна и тверда, что повлияла даже на Пигия, так что, во всем остальном весьма яростно нападая на учение наших церквей, он все же открыто признает и исповедует, что даже внутренняя праведность возрожденных не может устоять в суде Божием и не обеспечивает человеку оправдания и вечной жизни.
117Гал. 3:10.
118Мф. 6:12; Еккл. 7:20; Пс. 129:3; Пс. 18:13.
448 Исследование Тридентского собора
14. Вторая причина выявляется на основании различия между праведностью Закона и праведностью веры в Рим. 10 и Гал. 3. Ибо праведность Закона основана на совершении человеком того, что записано в Законе. Праведность же веры основана на вере человека в обретение того, что Христос совершил для нас. Поэтому дела, которые возрожденные люди совершают в соответствии с записанным Законом, будь то до или после их обновления, относятся к праведности Закона, хотя одни -одним образом, а другие - иным образом. Ибо до обновления Закон принуждает свободную волю к некоему порядку, при обновлении же Святой Дух записывает Закон в сердца возрожденных (Иер. 31:33), так что они радуются Закону Божию (Рим. 3:22) и повинуются ему от всего сердца (Рим. 6:17). И это послушание является началом той праведности, которой требует от нас Закон. Ибо суть Закона заключается в благодетельности. Именно по этой причине это называют «праведностью Закона». Однако все аргументы Павла возвращают нас к тому, что люди в земной жизни не оправдываются перед Богом к жизни вечной через праведность Закона. Поэтому также и невозрожденные не оправдываются их благодетельностью, в которой и состоит главная сущность Закона.
Итак, праведность Закона и праведность веры - разные вещи, и Павел ясно сказал, что Закон - не по вере. Ибо дело не обстоит так, словно бы вера оправдывала, потому что она приуготовляет к достижению праведности, заключающейся в поступках или делах, которые Закон предписывает или которых он требует. И в Гал. 2 Павел сказал: «Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона». Ибо поскольку Закон не может оправдать нас, поскольку через плоть он ослаб, Бог по благодати переместил нашу праведность из Закона, то есть из наших дел, в веру, принимающую то, что для нас совершил Христос. Две эти сферы разделяются такой антитезой: оправдывающиеся верою во Христа не оправдываются Законом, а желающие оправдаться, исполняя требования Закона, не оправдываются верою во Христа. Поэтому Павел в Послании к Галатам сказал, что не желающие принимать благословение Божие полностью и со смиренной благодарностью, не переносящие наше оправдание из Закона в веру во Христа, но полагающиеся на свои дела, совершаемые в соответствии с требованием Закона, - такие
Об оправдании
449
люди, провозгласил он, утратили Христа и отпали от благодати. Ибо мы должны быть оправданы либо исключительно Законом, либо исключительно верой во Христа. Этот довод показывает величайшую важность данной дискуссии.
15. Третья причина заключается в том, что всякая наша похвала в этом случае исключается, так что всякий хвалящийся хвалится в Господе, Которым Христос был соделан нашей праведностью (1 Кор. 1:30). Однако похвала не исключается законом дел (Рим. 3:27), то есть когда кто-либо наследует вечную жизнь, потому что он совершил написанное в Законе (Лк. 10:28). Но она исключается законом веры, ибо «конец закона - Христос, к праведности всякого верующего» (Рим. 10:4). Потому слава и похвала нашего оправдания перед Богом к вечной жизни принадлежат послушанию и заслуге Христа, не как причине, по которой мы приобретаем что-то внутренне присущее и через которую мы, исполняя то, что написано в Законе, оправдываемся, но так, что послушание Христа вменяется нам в праведность. Эту славу нельзя отнять у Христа и передать ее ни нашему обновлению, ни нашему послушанию, не совершив богохульства. И поскольку послушание Христово, которым Он исполнил Закон ради нас, для праведности всякого верующего, не искажено, не испорчено и свободно от несовершенства, то оскорблением будет прилагать наши собственные дела к заслуге Христовой, чтобы оправдаться, словно бы послушание Христово не достаточно для нашего оправдания перед Богом, если мы не усовершенствуем его приложением наших дел.
16. Четвертую причину находим в Рим. 4, и она заключается в том, что обетование о наследовании вечной жизни твердо. Ведь если оно основывается на условии нашего послушания, несовершенного и нечистого из-за нашей плоти, то обетование становится нетвердым. Поэтому лишь благодаря вере, принимаемой по благодати, обетование может сохранить нерушимость. Если же наследники те, кто от Закона, то вера делается пустой, и обетование уничтожается. Ибо Закон приносит гнев (Рим. 4:15), так что под проклятием пребывают не только не исполняющие дела Закона, но также и исполняющие Закон (Гал. 3), потому что они не исполняют всего, что написано в книге Закона.
17. Все это я пожелал изложить достаточно подробно, ибо вокруг этого стержня в основном и вращается наш спор с папистами об оправдании, а именно: действительно ли возрож-
450 Исследование Тридентского собора
денные оправдываются перед Богом к вечной жизни за счет их обновления и дел. Но я повторю сказанное уже не раз: мы признаем, что обновление - величайшее благо, дарованное нам Сыном Божиим, Посредником, через Святого Духа. Мы учим, что новое послушание должно следовать за примирением. И воздаем ему в должном месте то, что воздает ему Писание, как мы покажем это позже, приступив к рассмотрению добрых дел. Однако из Писания мы знаем, что достоинство и слава оправдания перед Богом к вечной жизни не должны принадлежать нашему обновлению и нашим добрым делам. Ибо эти достоинство и слава принадлежат послушанию и праведности Единородного Сына Божия, нашего Посредника, которые вменяются нам через веру.
18. Мы показали, как Писание отнимает у нас оправдание перед Богом к вечной жизни, показывая посредством перечисления, что ни в естестве, ни в жизни, ни в привычках, ни в делах людей на земле, будь они иудеями или язычниками, возрожденными или невозрожденными, нет ничего, позволяющего им устоять в суде Божием и оправдаться к вечной жизни. И это разделение, в рамках которого рассматривается вопрос, существует ли и присутствует ли в какой-либо части человека или в его поступках что-то способное оправдать его перед Богом, было установлено Павлом как бы в форме исследования, потому что фарисейская убежденность о внутренне присущей нам праведности, которую надлежит противопоставлять суду Божию, естественным образом присутствует в разуме каждого человека. Для учения же об оправдании исключительно по благодати Божией, благодаря послушанию единого посредника Христа, необходимо, чтобы оправдание было совершенно отделено от всего того, что существует или присутствует в человеке, будь он иудеем или язычником, возрожденным или невозрожденным.
Комментарии