Solus Christus


358 Исследование Тридентского собора

РАЗДЕЛ II

Утверждения Писания о делах неверующих

1. Вернемся к дискуссии о делах неверующих. Но пусть теперь читатель перестанет удивляться тому, что паписты заслуженно приписывают делам возрожденных совершенство и заслугу вечной жизни, и что они так легко относятся ко грехам неверующих. Ибо они учат, будто даже дела неверующих могут быть свободны от всякого порока, и что они не просто не греховны, но якобы язычники спасаются ими. Однако чтобы это учение о делах неверующих можно было верно истолковать, следует четко отличать дела творения Божия, все еще сохраняющегося в человеке, от тех дел, которые проникли в человека через грех, как нам напомнил об этом Августин в Contra Julianum, кн. 4, гл. 3.

2. Прежде всего следует сказать, что сохраняющиеся в человеке деяния Божий следует отличать от дел, которые сами по себе являются греховными. Августин сказал: «Душа и тело, и все благие качества души и тела также и в грешников вложены как дары Божий, ибо Он сотворил их, а не они сами. Таким образом, знание счета, знание естественного закона и все верные представления человека сами по себе и по их происхождению благи. Также науки и основанные на них истинные законы благи. Итак, одни предрасположения человеческого разума запрещены Законом Божиим, а другие утверждены».

3. Во-вторых, к этому отличию следует прибавить то, что Августин сказал в De natura et gratia, гл. 3: «Все благое, чем естество обладает в своем устройстве, бытии, чувствах, разуме и прочем, оно получило от Всевышнего Бога, своего Творца и Устроителя. Но несовершенство, которое затемняет и ослабляет эти естественные блага, так что естество нуждается в просвещении и исцелении, было получено через первородный грех. Сохраняющиеся в человеке естественные блага претерпели многообразные и ужасные повреждения, извращения и загрязнения через грех. Так мы лишились даров неповрежденного естества, и то что само по себе в естестве благо, оказалось испорчено и загрязнено. Поэтому в Писании не только сказано, что помышления сердца суть зло, но Иеремия провозгласил, что и само сердце испорчено».

О делах неверующих, или невозрожденных 359

В Кол. 2:18 говорится о «плотском уме», в Тит. 1:15 - об « оскверненном уме », в Еф .4:17-18-о« суетности ума », « помрачении разума» и об «ожесточении сердца», в Иак. 3:15-о мудрости земной, душевной, бесовской». Потому и Павел в 1 Кор. 15:50 сказал: «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия». Потому в Рим. 12:2 он призвал к «обновлению ума», в Кол. 3:9-10, 2 Кор. 4:16, и т. д. - к обновлению всего человека. И все же сохраняется различие между самим естеством и пороком, исказившим естество через грех. Ибо все само по себе греховное в обновлении должно быть умерщвлено и уничтожено. Однако естество как таковое не уничтожается благодатью - оно просвещается, исцеляется, очищается и восстанавливается.

4. Третий вопрос касается дел невозрожденных. И здесь необходимо четкое различение. Некоторые действия по самой своей природе дурны и запрещены Законом Божиим. Другие сами по себе не злы, как, например, создание наук и занятие ими, установление достойных законов, добродетели в общественной, личной и семейной жизни и т. д. В этом и невозрож-денные могут до определенной степени проявлять внешнее благочестие и избегать внешних дурных поступков, противоречащих внешнему благочестию, о чем мы поговорим в разделе «О свободной воле». Итак, вопрос касается тех дел, которые сами по себе достойны и благи. Эти добродетели высоко ценятся также и среди язычников, как сказал Аристотель: «Ни вечерняя, ни утренняя звезда не прекраснее добродетели». И Бог несомненно желает, чтобы все люди, в том числе и невозрожденные, сохраняли внешнее благочестие. Для поддержания этого благочестия Бог поставил над человеческим родом правителей, Он желает, чтобы люди подчинялись законам и чтобы нарушители порядка подвергались наказаниям. И поскольку власти не могут утверждаться или сохраняться без выдающихся политических добродетелей, Бог, ради благоденствия властей, подавляет тиранию диавола, всюду распространяющего похоти и преступления, Он возбуждает особые героические чувства и побуждения также и в невозрожденных для проявления выдающихся общественных добродетелей. Я не спорю о том, как следует называть подобный род деяний Божиих в невозрожденных, если только принимается безусловное и очевидное, то есть если это отличают от благодати оправдания, возрождения, обновления и освящения в уверовавших через Святого Духа. Так, Августин, в


360 Исследование Тридентского собора

Письме 130, назвал воздержание Полемона даром Божиим. Также в Contra Julianum, кн. 4, гл. 3, он сказал: «Насколько правильнее было бы признавать эти добродетели, которые, по вашим словам, присутствуют в безбожниках, даром Божиим, а не их собственной волей, тогда как они даже не подозревают об этом». И в De civitate Dei, кн. 5, он указал, что римляне стремились к добродетели ради славы, чести и власти. В 15-й главе он засвидетельствовал: «Если бы Бог не даровал им земной славы величайшей империи, то их искусства и добродетели, которыми они стремились приобрести славу, не имели бы никакой награды. Ибо о тех, кто стремится сделать что-то благое ради человеческой славы, сам Господь сказал: "Они уже получают награду свою"».

5. Таким образом, добродетельные поступки невозрожденных сами по себе не являются злом, то есть существо или содержание поступков не греховно, хотя эту мысль можно выразить и другими словами. Августин полагал, что также и героические чувства, направляющие к великим добродетелям язычников, возбуждаемы Богом, и что Он использует их для утверждения властей и для сохранения творения.

6. Но остается еще четвертый вопрос, самый главный. Ибо возникает впечатление, будто эти добродетели в невозрожденных - не грехи, а добрые дела. Однако на основании сказанного выше нетрудно дать необходимые пояснения. Все что в естестве остается от первоначального творения, его предназначения, жизни, чувств, разума и т. д. само по себе - благо, но поврежденное, извращенное и зараженное грехом. Августин со знанием вопроса пояснил, что для доброго дела необходимо совершение не просто чего-то благого в своем роде, но чтобы и совершено оно было хорошо. «Ибо, - говорит он, - многое [доброе] может быть совершено плохо. Так, например, прекрасно прийти на помощь в опасности. Но предпринимающий это ради человеческой славы, а не ради любви к Богу, не совершает доброго дела достойным образом, ибо тот, кто не руководствуется благими побуждениями, не действует как добрый человек». На этом основании можно определенно решить и вопрос о добрых делах невозрожденных, если только мы желаем разрешить его, руководствуясь Словом Божиим. Ибо добродетели неверующих перед судом Божиим двояким образом являются не добрыми делами, но грехами.

Во-первых, по цели. Ибо Августин точно сказал: «Не заслугами, но целями отличаются добродетели от пороков».

О делах неверующих, или невозрожденных 361

А также: «Заслуги оцениваются не по делам, а по намерениям». И добавил: «Потому если кто-то совершает что-либо не содержащее греха, но делает это не по надлежащей причине, то повинен во грехе. Истинные же добродетели служат Богу, даровавшему их людям. Итак, относительно всякого блага, совершенного человеком не по надлежащей причине, истинная мудрость учит, что хотя оно и может показаться добрым благодаря принесенной пользе, оно является грехом из-за неверной цели». Он доказывал, что язычники совершают свои благие деяния не ради Бога, но либо ради собственного удовольствия, либо из-за корысти, либо из-за честолюбия. Однако подчинение добродетелей порокам, таким как удовольствие, жадность и гордыня, святотатственно.

Во-вторых, то, что дела неверующих следует признавать не подлинно добрыми, но греховными, доказывается так: подлинно добрые дела призваны служить Богу не по ветхой букве, но в обновлении Духа, запечатлевшего Закон в сердцах верующих. Следовательно, дела, совершаемые ветхим человеком, не обновленным Духом освящения, не являются подлинно добрыми делами. Ибо произрастающее не от благого корня не является добрым плодом, как подробно показал Августин в De spiritu et littera. Он, конечно, допускал, что язычники естественным образом понимают и исполняют кое-какие повеления Закона, но настойчиво отрицал, что эти деяния можно причислить к истинно добрым делам. И Павел указал следующие обязательные условия доброго дела: «Любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5), любовь же является плодом Духа (Гал. 5:22), сердце очищается верой (Деян. 15:9), совесть очищается Кровью Христовой (Евр. 9:14). Также в Еф. 2:10 читаем: «Мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». 1 Петр. 2:5: «Устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом». Рим. 12:2: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Однако поскольку эти условия в невозрожденных не соблюдены, их добродетели никоим образом нельзя причислить к добрым делам.

Августин пошел дальше, утверждая, что такие добродетели не только не являются подлинными добрыми делами, но доказывая, что их следует причислить ко грехам, основыва-


362 Исследование Тридентского собора

ясь на следующем принципе: «Дурное дерево не может приносить ничего, кроме дурных плодов, то есть ничего, кроме грехов». Таковы слова Августина. Он сказал также: «Все что не по вере - грех». Августин показал, что это утверждение касается не только пищи, но имеет общих характер. Также: «Без веры невозможно угодить Богу». Мф. 12:33: «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду». Не будучи привиты ко Христу, мы - дикие маслины, то есть дурные деревья (Рим. 11:17 и далее). И у пророков сказано, что Бог отвергал самые превосходные дела, совершаемые людьми, не примирившимися с Богом, от безбожного сердца, в котором нет страха Божия, веры и любви к Богу. Ис. 1:13: «Курение отвратительно для Меня... беззаконие -и празднование!». Ис. 66:3: «Заколающий вола - то же, что убивающий человека». Притч. 15:8: «Жертва нечестивых-мерзость пред Господом». Все это сказано о деяниях жертвоприношения, установленных Богом, когда они совершаются либо с дурной целью, либо от нечестивого сердца. Но без Духа Божия сердца всех невозрожденных лишены страха Божия, лишены веры в Бога и не имеют любви к Богу. По этой причине они безбожны.

Ориген, истолковывая изречение Павла: «Все, что не по вере, грех», сказал, что дела еретиков обращаются во грехи, поскольку их вера не истинна. Он также процитировал Пс. 108:7: «И молитва его да будет в грех!» Сюда же относится и изречение Павла в Тит. 1:15: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть»; а также из Ин. 16:8-9: «Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня». Эти утверждения Писания отнюдь не темны и не двусмысленны. Они показывают, что дела неверующих, сколь бы выдающимися они ни казались, обличаются как грехи на суде Божием, и не только потому, что они совершаются из дурных побуждений, но главным образом из-за самого совершающего их человека, и из-за того, как они были совершены. Однако мы не следуем этим весьма ясным утверждениям Писания, потому что они не согласуются с фарисейским суждением нашего разума. Августин в Письме 99 сказал: «По некоему врожденному расположению нашего разума эти добродетели язычников приводят нас в восторг, так что нам трудно осудить их». Однако,

О делах неверующих, или невозрожденных 363

несомненно, предполагать о том, что является грехом перед судом Божиим, следует только на основании Его Слова. Крайне позорным является учение, будто дела неверующих свободны от всякой вины и не заражены грехом. Ибо не зараженное грехом не может быть неугодно Богу. Августин сказал Юлиану: «Ты придумываешь такого человека, который способен угодить Богу без веры во Христа, согласно естественному закону. Потому-то христианская Церковь и испытывает к тебе такую неприязнь». Пусть читатель основательно задумается над этими словами Августина, и тогда он поймет, сколь отвратительно то мнение, которое Андрада не боится защищать на самом соборе.




Комментарии



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.