Solus Christus


580 Исследование Тридентского собора

ВОПРОС ВТОРОЙ

В каких добрых делах Бог призывает возрожденных упражнять свое послушание

1. Относительно этого вопроса Тридентский собор в 10-й главе говорит, что через соблюдение заповедей Божиих и церковных оправданные возрастают в добродетели и оправдываются еще больше.

Также в каноне 20 они говорят, что оправданный человек обязан соблюдать заповеди Божий и церковные. Человек поскромнее мог бы подумать, что заповеди церковные - суть те, которые Церковь утверждает и предписывает через служение Слова Божия на основании Писания, то есть фактически те же, что и заповеди Бога, подтверждающего авторитет Церкви и ее служение. Однако истолкователь собора, Андрада, не допускает этого более мягкого объяснения, ибо ясно различает заповеди Божий и заповеди церковные. Он устанавливает следующее отличие: заповеди Божий открыты Самим Богом в Его Слове, тогда как заповеди церковные суть установления, о которых не дано ни ясного повеления, ни свидетельства в Слове Божием.

2. Для того чтобы существо этого вопроса выразить более правильно, я повторю сказанное выше, в разделе о преданиях, что когда возникает спор о вещах, имеющих свидетельство Слова Божия, таковыми следует признавать не только начертанные такими-то и такими-то буквами и словами Писания, но также и выведенные путем истинного суждения на основании надежных и ясных утверждений Писания. И если бы они подразумевали подобные повеления, то противоречий не возникло. Ибо они являются ничуть не в меньшей степени повелениями Божиими, нежели выраженные конкретными буквами и словами Писания. Но Андрада цитирует Мф. 23:2-3: «На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте». И на этом основании он заключает: Если в Ветхом Завете следовало соблюдать не только предписания Моисеевы, но также и предписания людей, ставших преемниками Моисея, то есть книжников и фарисеев, то не в меньшей степени надлежит слушаться и прелатов Церкви Нового Завета.

О добрых делах

581

3. Из этого обоснования читатель ясно понимает, с какою целью они составили постановления о церковных законах. И чтобы нам как можно быстрее перейти к самой сути вопроса, следует добавить следующее утверждение. В Церкви существуют некоторые установления о церемониях и внешних ритуалах. Говоря о преданиях, мы разъяснили, каково учение Писания о подобных установлениях. Что обряды, согласующиеся с Писанием, надлежит сохранять, потому что они все же имеют свидетельство Слова Божия. Те же, которые противоречат Писанию, надлежит, по здравому рассуждению, решительно отвергать и отбрасывать.

Однако кроме того, существуют также безразличные ритуалы, которые по сути не противоречат Писанию, однако не имеют явного повеления или свидетельства Писания. В их отношении простой и ясный ответ будет таким: если они служат доброму порядку, украшению и назиданию, а также устанавливаются таким образом, что не входят в противоречие с христианской свободой, то есть они не устанавливаются и не соблюдаются по причинам принуждения, поклонения или заслуги, то в их отношении Церковь вольна решать, какие из них будут служить для назидания в разных времена, среди разных обычаев и народов.

4. Если бы решение вопроса заключалось именно в этом, то спорить было бы практически не о чем. Однако Андрада разъясняет идею собора: «Как римский понтифик принял от Христа полную, совершенную и исчерпывающую власть над вселенскою Церковью, так и установленные им законы следует во всем соблюдать наравне с Божиими». И добавляет: «Часто случается, что нарушитель таких церковных законов повинен в большем преступлении, чем нарушитель законов Божиих, особенно если это совершается с оскорблением прелатов» . И для примера он, вслед за иезуитами, говорит: «Тех следует признавать язычниками и мытарями, кого церковный порядок не удерживает от принятия Евхаристии в обоих видах». Из всех этих слов Андрады читатель понимает, что в папские церковные законы могут содержать все что угодно. При этом тридентские отцы в 10-й главе еще и утверждают, будто человек оправдывается соблюдением заповедей Божиих и церковных.

Итак, исходя из объяснения Андрады, их решение вопроса таково: 1) законы, установленные в церкви римским папой и прелатами, хотя они и не имеют повеления или свидетельства


582 Исследование Тридентского собора

Слова Божия, все же следует соблюдать во всем так же, как заповеди Божий; 2) часто нарушение подобных преданий - более тяжкое преступление, чем нарушение Божиих заповедей; 3) обязательность этих преданий столь велика, что людей, вместо того чтобы исполнять повеление прелатов, предпочитающих следовать новозаветному установлению Сына Божия и принимающих Евхаристию в обоих видах, надлежит признавать язычниками и мытарями; 4) соблюдением таких преданий люди оправдываются перед Богом к вечной жизни.

Ничего здесь я не придумал, воспроизведя точные слова собора и Андрады, писавшего в ходе Тридентского собора.

5. Можно ли представить себе большее бесстыдство, чем выдвижение человеческих преданий на одинаковый уровень с заповедями Божиими? Да что я говорю «одинаковый», ведь на самом деле они ставят их выше и даже так, что провозглашают несоблюдение человеческих преданий большим преступлением, чем нарушение заповедей Божиих. Они полагают преступлением, заслуживающим анафемы, - если человек не соглашается предпочесть человеческий запрет установлению Сына Божия в вопросе о принятии Евхаристии в обоих элементах. Давай, пурпурное чудовище, человек греха, сын погибели, исполни меру, о которой написано во 2 Фес. 2, чтобы праведники распознали тебя по твоей окраске! Вознеси себя превыше всего, именуемого Богом или достойного поклонения. Воссядь в храме Божием, как Бог, покажись, объяви себя Богом! Да, прямо скажи нам, как обстоит дело, Ис. 14:13-15: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов... взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Даст Бог, исполнится и следующий стих: «Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней». Аминь, аминь.

Давным-давно Пелагий был осужден за то, что приписывал оправдание соблюдению Божия Закона. Теперь же, на Тридентском соборе, они не боятся провозглашать, что человек, оправданный даром, оправдывается еще больше через соблюдение заповедей Божиих и человеческих преданий, так что заслуга вечной жизни разделяется между соблюдением повелений Божиих и человеческих преданий. Как вы полагаете, что возопил бы Павел, услыхав подобное богохульство? Он сказал о делах Закона Божия: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер». «Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати».

О добрых делах

583

Августин в Послании 119 засвидетельствовал о своем времени: «Я сокрушаюсь о том, что многие вещи, в высшей степени здраво предписанные Божиими книгами, остаются в небрежении, при великом множестве человеческих заповедей, так что человек, касающийся земли обнаженною ногою в течение восьми дней после Крещения, осуждается более того, который хоронит свой разум в пьянстве». И он добавил: «Так что положение иудеев было более терпимым. Не зная свободы, они все-таки были подчинены игу Закона, а не человеческих повелений». Но как вы думаете, что сказал бы сей великий муж, если бы он прочел столь чудовищные богохульства, которые они не побоялись постановить на соборе об отношении к человеческим преданиям с уважением, равным уважению к заповедям Божиим, и об их предпочтении заповедям Божиим, а также об оправдании людей через соблюдение человеческих преданий? У членов Церкви, воистину, было достаточно света и благочестия, и подобных portentiloquia («сумасбродных речей»), как называет их Ириней, никто даже слышать не желал. Однако поскольку приблизились последние времена, в которые, по пророчествам Христа и Апостолов, правит заблуждение, подобное не только пишется безнаказанно, но и провозглашается на Тридентском соборе, словно глаголы Самого Духа Святого.

6. Мы же кратко укажем надежные, ясные и непоколебимые свидетельства Писания о тех делах, в которых Бог призывает оправданных проявлять послушание, как Он Сам это предписал и повелел в Своем Слове.

Ибо если об этом деле судить на основании свидетельств Писания, оно становится совершенно ясным. Поскольку в Писании Бог как в положительном, так и в отрицательном смысле явил Свое отношение к этому вопросу, ведь во все времена существовали люди, которые под видом благочестия и под предлогом благих намерений отступали от образа добрых дел, представленного нам в Слове Божием, намереваясь совершать либо больше дел, либо более великие дела, чем те, что Сам Бог предписал нам. Ибо во всяком человеческом разуме присутствует определенная фарисейская гордыня, которая без особой радости видит, что она связана предписаниями Слова Божия, но полагает гораздо более высоким самовольно избранное служение, изобретенное либо самим этим человеком, либо другими людьми. Так в среде ветхозаветного народа возникли священные рощи, высоты и многие под об-


584 Исследование Тридентского собора

ные им формы поклонения, о которых не было дано Божия повеления, и в которых предлог благих намерений имел такую власть, что побивались камнями и умерщвлялись пророки, осуждавшие подобные самочинные формы поклонения. Но они воистину были насмешками диавола, жестоко издевающегося над полной немощью нашего испорченного естества.

7. Итак, поскольку из-за плоти, имеющей такую склонность в этой жизни, даже возрожденные не способны умилостивить Закон Божий совершенным послушанием, диавол насаждает мнение, будто человеческое естество может совершать более многочисленные и великие дела, чем повелел Бог. Подобно тому, как слуга, пренебрегающий повелениями господина и откладывающий их исполнение, занимается другими трудами, избранными и предпринятыми им по своей собственной воле. Однако Бог в Писании сказал (Втор. 12:8, 32): «Вы не должны делать... каждый, что ему кажется правильным... Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того». Чис. 15:39-40: «Чтобы вы... не ходили вслед сердца вашего и очей ваших, которые влекут вас к блудодейству, чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим».

Иез. 20:18-19: «Не ходите по правилам отцов ваших... Я Господь Бог ваш: по Моим заповедям поступайте». Следует обратить внимание на причину, по которой людям надлежит ходить не по правилам отцов, но по заповедям: «Я Господь Бог ваш». В этом предисловии к Десятословию Бог провозгласил о Своей власти повелевать и связал нас послушанием Его Слову. Мы должны поступать по Его заповедям, по заповедям Господа Бога нашего. Всякий, на словах или по существу наделяющий этим правом римского понтифика и прелатов Церкви, открыто богохульствует.

Втор. 5:32-33: «Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш».

Ис. 1:12: «Кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?». Мф. 15:9, из Ис. 29:13: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». В Кол. 2:23 εθελοθρησκί-α,ι (самочинные деяния поклонения) открыто осуждены. В Еф. 2:10 Павел указал, что Бог заранее предназначил дела, в которых должны ходить созданные во Христе Иисусе для добрых дел.

О добрых делах

585

В Рим. 12:2, прежде чем преподать учение о добрых делах, он сказал: «Чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Однако волю Божию следует определять и познавать из Его слов. Так, в Рим. 13:8-10, желая показать, как и на каких основаниях следует познавать волю Божию, Апостол упомянул о Законе и точно повторил повеления Десятословия. В Гал. 5:14 он указал, что любовь, являющаяся основой и конечною целью добрых дел, есть исполнение Закона и «цель увещания» (ср. 1 Тим. 1:5). 2 Тим. 3:16-17: «Все Писание... полезно... да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».

8. Итак, Бог утвердил Свое Слово как образ добрых дел, и таким способом Он отверг самочинные деяния поклонения и заповеди, проповедуемые из-за того что люди возомнили, будто они устанавливают поклонение. И Он настаивает, что Его Слово является самой полной нормой, говоря: «Не прибавляй к тому и не убавляй от того». «Не уклоняйтесь ни направо, ни налево» (Втор. 5:32; Нав. 1:7). Посему когда люди что-либо прибавляют к Божию установлению добрых дел, которое Сам Бог провозгласил наиболее полным, то по отношению к нему совершается зло. И эту норму добрых дел, кроме иных причин, следует преподавать в Церкви на основании Слова Божия также и для того, чтобы оно напоминало нам о нашем несовершенстве в добрых делах. Ибо в человеческих преданиях и самочинных деяниях поклонения человеческий разум может легко обмануться идеей совершенства, о да, идеей избыточных дел, которая разрушительна для учения об оправдании.

9. Эти свидетельства Писания ясно учат нас, каково суждение Бога относительно рассматриваемого нами вопроса. Но я прошу читателя сравнить, что пророки изрекли против самочинных деяний поклонения, что Христос сказал против преданий старцев, с вышеприведенной аксиомой Андрады, которую он распространил в христианском мире во время работы Тридентского собора. И тогда станет ясно, какой дух председательствовал на Тридентском соборе.

10. Дабы предупредить ненужные споры, я добавлю, что эти краткие строки, составляющие Десятословие, следует понимать не софистически, но так, как сей образ добрых дел преподан и разъяснен пророками, Христом и Апостолами в Писаниях. Тогда мы одновременно поймем, что именно содержится в этом Божием установлении, как,


586 Исследование Тридентского собора

например, произошло, когда Павел безвозмездно проповедовал Коринфянам, чтобы не создавать препятствий на пути Евангелия (1 Кор. 9:3-12).

11. Теперь послушаем, какие еще доводы Андрада противопоставляет этим свидетельствам Писания, стремясь защитить повеления прелатов Церкви, как об этом уже говорилось выше. Первый его довод таков: «"Слушающий вас Меня слушает; и отвергающийся вас Меня отвергается" (Лк. 10:16). Таким образом, повеление Христово заключается в том, чтобы мы слушали прелатов Церкви, как Его, чтобы мы во всем повиновались им, чтобы мы соблюдали их повеления как Божий и чтобы мы почитали их повеления как Божий, а не как человеческие». Так говорит Андрада.

Я отвечу: это изречение Христа содержит утешительное учение о том, что когда служители Слова доказывают на основании Слова Божия то, чему они учат, их надлежит слушать именно как глас Божий, говорящий к нам с небес. Ведь Бог присутствует в служении и обращается к нам через него, и оно действенно, как сказал Креститель: «Я глас вопиющего»187. И Бог взывал через Крестителя. Во 2 Кор. 13:3 Павел указал: «Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне». Также во 2 Кор. 5:20 он засвидетельствовал: «Сам Бог увещевает через нас». Но как? Он «дал нам слово примирения». Также в Ис. 59:21 мы читаем: «Дух Мой, Который на тебе, и слова Мои, которые вложил Я в уста твои...» Это учение обосновывает истинное почтение к служению и склоняет разум к послушанию, как сказано в Евр. 13:17: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны». Когда служители излагают Слово Божие, слушающие принимают его не как человеческое слово, но воистину как Слово Божие, о чем Павел сказал в 1 Фес. 2:13. И весьма утешительна для нас возможность с полным основанием заключать, что когда мы слышим Слово Божие из уст служителя, Сам Сын Божий пребывает с нами, говорит к нам и действует через это Слово. Ибо от этого зависит сказанное Христом: «Кому простите грехи, тому простятся». «Что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах»188. Однако эти достоинство, почтение, послушание и действенность служения зависят от того, излагается ли Слово Божие.

187Ин. 1:23.

188Ин. 20:23; Мф. 16:19.

О добрых делах

587

Этого Андрада не желает, но он говорит, что Христос дал прелатам Церкви власть, причем не ограниченную, но якобы безграничную, и что бы они ни пожелали, ни постановили или предписали, независимо от того, имеются ли на то повеление или свидетельство Слова Божия в Писании либо их нет, Церковь обязана повиноваться ее прелатам и соблюдать их повеления как Божий, и ни при каких обстоятельствах не должно быть никаких дискуссий о том, согласуются ли их повеления со Словом Божиим. И здесь он употребляет изречение Иеронима: «Внимай, Израиль, и молчи». Однако смысл сказанного Христом совершенно иной. Ибо посылая Апостолов на служение в Мф. 10 и семьдесят учеников в Лк. 10, Он действительно дал им такую привилегию: «Слушающий вас Меня слушает». Но означало ли это: все, чему вы учите людей, даже если на то у вас нет ни повеления, ни свидетельства Моего Слова, следует соблюдать с таким же благоговением, как если бы это было Божие повеление? Конечно же, нет! Но он установил определенные повеления для служения Апостолов и семидесяти учеников в Мф. 10 и Лк. 10, которыми, словно некими барьерами, оградил и ограничил их служение. И об этом служении, ограниченном определенными повелениями Христа, Он сказал: «Слушающий вас Меня слушает». Также Он сказал в Мф. 28:20: «Я с вами во все дни до скончания века», но добавил: «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Тогда верно будет утверждение: «Слушающий вас Меня слушает». В Ин. 20:21 Христос сказал: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». О Своей собственной миссии Он засвидетельствовал, Ин. 14:31: «Как заповедал Мне Отец, так и творю». Однако надлежит ли во всем повиноваться людям, последовавшим за Апостолами, и надлежит ли соблюдать их повеления как Божий, если они преподают не апостольское учение? Иоанн указал: «Того не принимайте в дом и не приветствуйте его». Также: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире»189. И Павел учил, что сами Апостолы были связаны определенным образом учения, переданным Христом и принятым от Него, так что он анафематствовал, даже если Ангел с неба скажет что-либо иное (Гал. 1:8-9). Итак, отнюдь не верны слова Андрады о том, что Церковь обладает властью Божией уста-

189 2Ин. 1:10; Шн. 4:1.


588 Исследование Тридентского собора

навливать законы, не имеющие ни повеления, ни свидетельства в Писании. Однако когда они подтверждаются свидетельством Слова Божия, нет никакого сомнения в том, что они Божий.

Второй довод он извлекает из сказанного в Деян. 15:23-29. Христос не заповедовал, что обращенные из язычников должны воздерживаться от крови, удавленины и т. д.. Напротив, от Павла мы узнаем, что в тот период все ветхозаветные обряды были отменены и провозглашены устаревшими. И Апостолы возложили на обращенных язычников повеление относительно всего этого и с уверенностью заявили, что так было угодно не только им, но и Святому Духу. Следовательно, Церковь имеет власть от Бога также утверждать законы, касающиеся того, чему Христос не учил и даже что Он запрещал.

Действительно, это сильный довод, способный дать прелатам Церкви беспредельную власть не только устанавливать все, что им вздумается, без Слова Божия, но также и позволять то, что Христос запрещал, или запрещать то, что Он установил. Так что же стало с заповедью: «Я Господь Бог ваш: по Моим заповедям поступайте»190? Отдал ли Он ныне эту славу кому-то иному? Что же, Его заповеди были забыты в течение 15 лет? Сказанное в Мф. 28:20: «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам», и то, что в Деян. 1:8 они сделались свидетелями учения Христова, а не законодателями нового учения? Если бы кто-то пожелал приписать Апостолам, когда они еще жили во плоти, власть от Бога постановлять в законах то, о чем они не имели ни повеления, ни свидетельства Слова Божия, о да, возможность восстанавливать то, что Христос отменил, или отменять то, что Он постановил, то они несомненно, разодрав на себе одежду, громким голосом провозгласили бы, что не признают и не одобряют этого.

Ибо такое льстивое заявление на самом деле было бы обвинением во лжи, будто они не совершали свое посланничес-тво должным образом (2 Кор. 5:19-20), но превышали доверенную им власть, что и в обычном законе признается позорным.

Однако на сам этот довод я отвечу следующим образом: Апостолы сказали, что «Святому Духу и нам показалось угодным», также дабы никто не мог подумать, будто они

190Иез. 20:19.

О добрых делах

589

приняли это постановление, желая показать свою власть, без Божия повеления или свидетельства. Но степень их уверенности в том, что так было угодно Святому Духу, становится очевидна из речи Петра и Иакова, в которой призвание язычников и учение о незаслуженном оправдании, гласящее, что бремя закона на совесть возлагать не следует, доказаны как на основании Писания, так и чудесами Святого Духа. Именно таковы основные пункты апостольского постановления. Относительно же прочих четырех пунктов - приношений идолам, крови, удавленины и прелюбодеяния - ответ очень ясен. Ибо прелюбодеяние, которое считалось у язычников чем-то несущественным, безусловно запрещено Словом Божиим. И на основании каких доводов Апостолы запретили его язычникам, очевидно из 1 Кор. 6:15-20, где Павел безусловно не сказал, что запретил его своей собственной властью, но употребил самые веские доводы. Причины остальных трех повелений кажутся менее ясными, однако сами их принципы достаточно очевидны. Поскольку эти обряды Закона устарели, дело не обстояло таким образом, что их соблюдение было просто запрещено, такое соблюдение стало просто не столь обязательным, каковым оно было под Законом, но сделалось свободным. Однако Слово Божие учит, что такой свободе в несущественных вещах, или adiaphora, нет места, если любовь показывает, что слабые в вере соблазняются, и если то, что предшествовало достижению такой свободы, может без ущерба для веры привлечь к вере слабых. Поскольку в отношении слабых из среды иудеев дело тогда обстояло именно так, Апостолы постановили на основании этого принципа Слова Божия, что обращенные из язычников пока не должны были пользоваться своей свободой в том, что уже стало несущественным, дабы не соблазнять слабых из среды иудеев, но чтобы так, своею любовью, они привлекали их к вере во Христа.

То есть Апостолы приняли это постановление не без основания и не без свидетельства Слова Божия, не только тою властью, которая принадлежала им самим, и они не навязывали его язычникам через закон, который установили сами. Христос это отменил, но они вывели данное постановление из правила Слова Божия относительно употребления свободы в несущественном. Однако из того, что они назвали это необходимым, не следует, будто Апостолы объявили необходимым для обращенных язычников то, что Христос сделал свобод-


590 Исследование Тридентского собора

ным, подчинив их Закону. Ибо Павел резко осудил подобное в Гал. 2:14-18 и Кол. 2:16-23. Однако поскольку любовь в то время требовала, чтобы обращенные из язычников не пользовались этой их свободой ради назидания ближних из среды иудеев, но должны были воздержаться, именно постольку и таким образом Апостолы сказали, что те вещи, которые сами по себе являются свободными, необходимо соблюдать, однако не ради них самих, не в общем, не всегда, но ради назидания более слабых братьев. И Павел в 1 Кор. 10:25 сказал: «Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести». Однако в Посланиях к Галатам и к Колоссянам он указал, что из-за тех, кто не слабы, но упрямы, и настаиваю, будто эти обряды необходимы для спасения как дела Закона, следует не уступать, а по необходимости пользоваться своей свободой. Но это различие возникло не из определенной полноты власти, по которой Апостолы могли без каких-либо оснований и свидетельств Слова Божия, произвольно устанавливать или отменять все что им вздумается, а имеет надежные основания и твердые свидетельства Слова Божия. Такую силу и власть служения мы с радостью признаем и провозглашаем.

Итак, Дух Божий, Который присутствует в служении Церкви, не дает неограниченного разрешения устанавливать все что вздумается, но правит в Церкви в соответствии с открытым Словом. Ибо Христос также сказал Апостолам, Ин. 14:26: «Дух Святой... научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Он не говорил (как паписты исказили текст): «Все, что Я скажу вам». И в этом заключается отличие. Ибо Апостолы имели небесные свидетельства чудес и Святого Духа о том, что они не заблуждались в учении. Таких свидетельств иные прелаты Церкви не имеют, но они связаны Словом небесного учения, звучащим в Писании. Однако папские прелаты терпят такое подчинение весьма неохотно, ведь они невероятно далеки даже от мирской скромности, которая восхваляется в достойной одобрения поговорке: «Признание своей покорности законам - слово, достойное величия императора».

В-третьих, послушайте, что Андрада усвоил на Тридентском соборе в качестве ответа на то весьма справедливое возражение, что все провозглашаемое служителями Церкви следует взвешивать на весах Святых Писаний. Он говорит: «Христос повелел: "На Моисеевом седалище сели книжники

О добрых делах

591

и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте"». Эти слова он истолковывает следующим образом: «Христос указал, что следует соблюдать не только все установления Моисея, но также и все повеления пришедших на место Моисея, то есть книжников и фарисеев». И на этом основании он рассуждает от меньшего к большему в отношении прелатов новозаветной Церкви. Я упоминаю этот довод не потому, что он требует сложного разъяснения, но для того чтобы читатель увидел, какой полноты власти в Церкви добиваются паписты, и сколь добросовестно они применяют и истолковывают Писания. Я не буду долго говорить об истолкованиях древних, которые объясняли, что книжники сидели на Моисеевом седалище, когда излагали не свои собственные предания, но учение, переданное Богом через Моисея, и что в таком случае служение Слова не должно быть презираемо или отвергаемо из-за несовершенства человека. Конечно же, само свидетельство текста опровергает бесстыжее и корыстное истолкование Андрады. Ибо в той же самой главе Христос сказал: «Горе вам, книжники и фарисеи... что затворяете Царство Небесное человекам... Горе вам, вожди слепые». Лк. 11:52: «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали». Мф. 16:11: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейс-кой». Далее Евангелист открыто истолковал эти слова как относящиеся к учению книжников и фарисеев. В Мф. 15:14, говоря о преданиях фарисеев, Христос ясно указал: «Оставьте их: они - слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Надо ли здесь много говорить? Ведь из всего евангельского повествования совершенно очевидно, что Христос боролся с фарисеями, поскольку они отягощали совесть людей преданиями старцев без, помимо и сверх Слова Божия. От них Христос призывал людей обратно к Слову Божию, говоря: «Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». И поскольку все сказанное совершенно очевидно, пусть читатель задумается, что это за собор, на котором Андрада не побоялся столь бесстыдно измышлять лживое истолкование слов Христа в Мф. 23:2-3, стремясь поддержать тиранию римских пап - истолкование, которое одним махом может даровать отпущение фарисеям, но осудить Христа и Апостолов. Если истолкование Андрады истинно, то зачем же им исследовать все высказывания и повеления пап на соответствие Слову Божию? Почему бы им просто не


592 Исследование Тридентского собора

обратить внимание на то, что предписано в служебниках? Воистину, это достойное украшение папского собора.

(Четвертый довод Андрады таков) Слово Божие ничего не повелевает относительно поста по субботам, однако Игнатий [Антиохийский] указал, будто Апостолы постановили, что постящиеся по субботам - убийцы Христа. Таким образом, прелаты Церкви имеют от Бога власть утверждать законы, не имеющие ни повеления, ни свидетельства Слова Божия.

Я отвечу: этот довод показывает, на каких основаниях покоятся папские постановления. Ибо выше, говоря о преданиях, мы ясно показали, что эти приписанные Игнатию слова подложны, и что это установление не принадлежит Апостолам. И Августин в Послании 86 особо указал, что пост или его отсутствие по субботам - не является апостольским преданием, как многие утверждали в то время. Также Сократ [Схоластик], кн. 5, гл. 22, показал, что Апостолы вообще не устанавливали никаких законов о посте. Итак, это обоснование поддельно и лживо. Действительно, могло быть так, что ради слабых, которые либо были обращены из среды иудеев, либо находились с ними в близком общении, нечто подобное устанавливалось и соблюдалось в соответствии с правилом любви в христианской свободе, как это было показано относительно постановления Апостолов из Деян. 15:28-29. Однако Павел четко различал вещи, относительно которых существует ясное повеление Божие, и вещи, которые он повелевал своею апостольскою властью. Ибо о последних он сказал: «Не с тем, чтобы наложить на вас узы»191. Итак, данное добавление, будто постящиеся по субботам суть убийцы Христовы, не от апостольского Духа.

(Пятый аргумент Андрады таков) на древнейших и всеми признанных соборах было принято много постановлений, соблюдавшихся благочестивыми императорами и всею остальною Церковью. Следовательно, Церковь имеет право устанавливать законы и т. д. Я отвечу: до какой степени и с какою целью Церковь может постановить что-либо в несущественных вопросах ради назидания, было разъяснено выше. Именно потому мы не осуждаем полезные и благочестивые традиции, если они не превращаются в ловушки для совести и не посягают на христианскую свободу. Однако мы ни в коем случае не согласны с Андрадою, утверждающим

1911Кор. 7:35.

О добрых делах

593

на этом основании тиранию римского папы, всевозможные нечестивые постановления, предрассудки и западни для совести. Ибо мы должны стоять в той свободе, которую Сын Божий даровал нам, не подвергаясь вновь игу рабства (Гал. 5:1; Кол. 2:16-23).

Таковы доводы Андрады. Но все прочее, касающееся дел, которые мы не обязаны совершать, и сверхдостаточных заслуг, относится к теме покаяния.




Комментарии



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.