594 Исследование Тридентского собора
ВОПРОС ТРЕТИЙ
Является ли послушание возрожденных в этой жизни совершенным исполнением Закона
1. Истинное истолкование этого вопроса всегда подвергалось различным искажениям, ибо принималось во внимание не только свидетельство Писания, но и суждение разума. Аксиома разума, как сказал Плутарх в «Солоне», такова: «Законы следует устанавливать, исходя из возможного». Закон должен быть доступен для исполнения теми, кому он дается. Итак, в плачевной испорченности нашей бедной природы присутствует фарисейская гордыня совершенства, сверхдостаточности. Потому, когда им дается Закон, люди говорят: «Все, что сказал Господь, исполним» (Исх. 19:8; Втор. 5:27). Дабы опровергнуть эту убежденность, Бог провозгласил Закон при столь ужасающих знамениях, что люди, пораженные страхом, сказали: «Но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть»192. И когда они просили Моисея стать их посредником, даже он засвидетельствовал: «Я в страхе и трепете» (Евр. 12:21). Бог повторил обетование о Мессии и об учении Евангелия (Втор. 18:15; Деян. 3:22-23). Также во Втор. 5:28-29 Он сказал: «Все, что ни говорили они, хорошо; о, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни». И Христос много боролся с уверенностью фарисеев в их совершенстве, Мф. 19:20 и Лк. 10:25-37: «Всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?». В Лк. 18:11-12 фарисей похвалялся перед Богом, будто сделал гораздо больше, чем требуется даже заповедями Божиими. И в наши времена один из самых ожесточенных споров, ведомых папистами, касается того, будто совершенное исполнение Закона настолько возможно и легко, что возрожденные в этой жизни своим послушанием способны не только вполне и совершенно исполнить повеления Божий, но также сверх Закона Божия могут совершить многие дела, которые они совершать не обязаны.
2. Этот спор очень важен. Ибо прежде всего учение Писания о познании и исповедании грехов, которые в этой жизни
»92Исх. 20:19.
О добрых делах
595
присутствуют и сохраняются также и в святых, невозможно верно преподать, понять или употребить, если этот вопрос не будет правильно разъяснен. Во-вторых, чистоту артикула об оправдании невозможно сохранить, если не разъяснить этот вопрос верно на основании учения Писания, то есть если не показать, где возрожденным следует искать совершенного исполнения Закона, которое перед судом Божиим они могли бы выставить против обвинений Закона и гнева Божия за грех, дабы быть провозглашенными праведными ко спасению и вечной жизни. Возрожденные действительно имеют через Духа обновления начало послушания Закону, но поскольку даже самые мельчайшие детали Закона Божия не могут быть нарушены, но должны исполняться в совершенстве, возрожденные не могут через это начало послушания, которое несовершенно, предстать в суде Божием, чтобы оправдаться им ко спасению и вечной жизни. Потому они верою принимают Христа, Который является исполнением Закона к праведности всякого верующего (Рим. 4:10). Однако убежденность, приписывающая совершенство добрым делам возрожденных в этой жизни, делает Христа ненужным после начала примирения, так что Он уже больше не наша праведность (Иер. 23:6), передавая оправдание от Христа нашим делам.
В-третьих, учение о добрых делах невозможно правильно преподать без истинного истолкования этого вопроса. Ибо без этого невозможно сохранить истинное и необходимое смирение разума в совершении добрых дел, однако если людей учат, будто возрожденные совершенно исполняют Закон Божий своими делами в этой жизни, то в них возникает фарисейская гордыня, которую Павел осудил (Рим. 3:27; 1 Кор. 1:28-29). Поскольку Писание ясно утверждает, что добрые дела верующих угодны Богу, разъяснение этого вопроса также показывает, как и почему они угодны Ему, то есть не потому, что ими Закон исполняется совершенно, но потому, что все повеления признаются исполненными, когда всё неисполненное прощается ради Христа, как об этом сказал Августин в Retractationes, кн. 1, гл. 29. Не без серьезных причин паписты спорят по этому вопросу с такой решимостью. Ибо они видят, главная сила их царства состоит в том, что возрожденные могут и должны выставлять свои добрые дела против суда и гнева Божия, дабы через них удостоиться вечной жизни, а также в том, что они могут совершить
596 Исследование Тридентского собора
сверхдостаточные дела, которые затем могут быть применены к другим через папские индульгенции.
3. Однако следует устранить ложные толкования, дабы верно определить подлинную суть вопроса. Ведь мы не учим, будто исполнение Закона настолько невозможно, что вновь рожденные от Духа обновления не могут и не должны в этой жизни начинать повиновение Закону. Мы также не возражаем папистам, что невозрожденные не способны в совершенстве удовлетворить Закон Божий через естественные силы их свободной воли. Ибо мы говорим, что хотя невозрожденные в некоторой степени могут соблюдать внешний порядок, все же истинным остается то, что духовное послушание Закону не может даже начаться без Святого Духа. Итак, сущность заключается в вопросе о делах возрожденных, каковы они в этой жизни, то есть исполняется ли ими Закон Божий столь полно и изобильно, что Закону нечего порицать или осуждать в этих добрых делах, совершенных возрожденными в этой жизни, если Бог пожелает войти с ними в суд без снисхождения.
4. Теперь мы должны кратко показать читателю лживые уловки, сфабрикованные в 11-й главе Тридентским собором. Ибо они тщательно избегали слова «совершенство». Не признаваясь открыто, они тем не менее думают и желают утверждать, что совершенное соблюдение Закона Божия посредством дел возрожденных и возможно, и легко в этой жизни. Они лишь в целом заявили, что соблюдение заповедей Божиих не является невозможным для оправданного человека, когда Бог ему помогает. Если бы они подразумевали здесь соблюдение заповедей Божиих, начинающееся в возрожденных через Духа обновления в этой жизни, которое должно впоследствии возрастать, то никакого спора не было бы. Ибо оправданные возрождаются Духом, чтобы начать новое послушание в соответствии с заповедями Божиими. Итак, они в том числе приводят утверждения Писания, напоминающие нам, что оправданные должны начать новое послушание, и учащие, что возрожденные имеют такое начальное послушание. Однако об этом мы отнюдь не спорим, как было показано в первом вопросе. Кроме того, они говорят без различия о добрых делах оправданных, каковы те сами по себе, будучи подвергнуты исследованию в соответствии с нормой Закона Божия, и как рассматриваются Богом, когда ради Христа запятнанность и несовершенство этих дел не вменяется. Но в конечном счете ясно - они добиваются та-
О добрых делах
597
кими путаными общими словами признания, будто добрые дела оправданных в этой жизни настолько совершенны, что в них нет ничего, требующего прощения. Они не говорят этого сразу же в начале 11-й главы, но играют общими утверждениями и аргументами, чтобы таким образом одурачить неопытного и неосторожного читателя, крепко оплетя сетями, прежде чем тот это поймет.
5. С такою же хитростью они играют и словом «невозможность». Ибо помнят, как пелагиане сразу же создали Августину много затруднений софистическим доводом, дескать, в соответствии с абсолютной властью Божией, нет ничего невозможного в том, чтобы по милости Божией кто-то из возрожденных оказался в этой жизни без греха. В De peccatorum mentis, кн. 2, гл. 6, Августин ответил: «Возможно ли что-либо - один вопрос, но действительно ли это так - другой». В гл. 7 он добавил: «Если спросят, существует ли в этой жизни такой человек, у которого нет греха, то я не думаю, что таковой существует. Ибо я больше доверяю Писанию, в котором сказано: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас"193». Потому Августин сказал там же, гл. 6, и в De natura et gratia, гл. 43, что Бог не предписывал человеку невыполнимого. Он объяснил это двояко, сначала в Ad Bonifacium, кн. 3, гл. 7: «Благодать Божия в этой жизни дарует желание исполнять заповеди, и та же благодать прощает нас, если в заповедях что-то было соблюдено не вполне». Он также сказал в Retractationes, кн. 1, гл. 19: «Все заповеди Божий рассматриваются как исполненные, когда все несоблюденное прощается». Во-вторых, в книге De perfectione justitiae он указал, что проблема состоит не в том, может ли человек быть совершенно свободным от вины. Вопрос в том, когда и через кого это происходит, то есть не в этой жизни, и не естественными силами, но исключительно силою Божией благодати». В Ad Valerium, кн. 1, гл. 29, он отметил: «Для того Закон говорит: "Не пожелай", чтобы мы искали исцеления благодати и знали из этого повеления, на каком основании мы должны в этой смертной жизни пытаться достигать успехов, и как мы можем достичь этого блаженнейшего бессмертия. Ибо если бы это никогда нельзя было исполнить, то об этом никогда и не было бы повеления».
1931Ин. 1:9.
598 Исследование Тридентского собора
6. Именно из-за софистических доводов пелагиан Августин отказался от использования слова «невозможность». Но впоследствии, в сфабрикованной книжице, изданной под именем Иеронима, была добавлена анафема, и именно ее теперь цитируют Тридентские мужи. Однако Писание не боится утверждать в связи с соблюдением Закона, что он является ярмом, которое не были способны нести ни Апостолы, ни верующие древней Церкви, ни отцы (Деян. 15:10), что безусловно сказано об оправданных и возрожденных. Прекрасно также утверждение Бернара [Клервоского] в Проповеди 50 In cantica: «Если тебе угодно, чтобы было дано повеление о горячей любви, я не спорю об этом, если только ты также соглашаешься со мною, что оно вовсе не исполняется и не может быть исполнено ни одним человеком в земной жизни. Ибо кто дерзнет приписать себе то, о чем сам Павел признался, что не достиг этого? Господу известно, что тяжесть повеления превосходит человеческие силы, но Он рассудил, что полезно будет тем самым напомнить людям об их слабости, дабы они воистину познали, какой праведной цели им следует достигать изо всех сил. Итак, повелев невозможное, Он сделал людей не греховными, но смиренными, чтобы всякие уста были заграждены, и чтобы весь мир покорился Богу. Конечно же, получив повеление и почувствовав свою вину, мы возопим к небесам, и Бог смилуется над нами, и в тот день мы узнаем, что Он спас нас не по делам, нами совершенным, но по Его милости».
7. Из этого напоминания читатель понимает, с какой целью тридентские мужи начали дискуссию о словах «возможность» и «невозможность», то есть чтобы таким образом увести людей от подлинной сути вопроса. Теперь, когда мы устранили терминологическое противоречие, пусть будет установлен вопрос о самой сути дела, а именно, действительно ли добрые дела возрожденных в этой жизни исполняют Закон Божий совершенным образом, как мы сформулировали это выше.
8. Однако истолкование окажется проще и яснее. Ибо Андрада допускает и одобряет четыре аксиомы, представляющие собою твердые основания этого вопроса.
Во-первых, что новизна, или целостность, которой было положено начало в возрожденных через Святого Духа, несовершенна и неполна в этой жизни. Ибо в возрожденных в этой жизни присутствует и остается новый и ветхий человек, плоть
О добрых делах
599
и дух, закон разума и закон греха. И внутренний человек обновляется день ото дня, как это подробно доказал Августин в De peccatorum mentis, кн. 2, и в In Evangelium Johannis tractatus, 41: «Закон духовен» (Рим. 7:14). Но поскольку плоть враждует против Духа, Закон не может быть исполнен в совершенстве. Также в De perfectione justitiae Августин указал, что полная твердость в вере и совершенная любовь, являющаяся исполнением Закона, следуют друг за другом.
Во-вторых, что повеление о любви, которое также связано с повелением возлюбить Бога всем сердцем, всею душою, всем разумением и всеми силами, а также и последняя заповедь: «Не пожелай», никем не могут быть совершенно исполнены в этой жизни, пока в нас присутствует хоть какая-то часть плотской похоти, которую следует обуздывать и пленять, и пока сие тленное не облечется в нетление, как Августин ясно показал на основании Писания во многих фрагментах своих книг: De perfectione justitiae; De spiritu et littera, гл. 36; Ad Bonifacium, кн. 3, гл. l;AdAsellicum, 200.
В-третьих, что из-за этой плоти, в которой не пребывает ничего доброго, но лишь злое, в желающем делать доброе присутствует злое, а также из-за пребывающего в членах возрожденных закона греха, противящегося закону разума, ни один возрожденный не может быть без греха в этой жизни (Рим. 7:1; 1 Ин. 1:8, 10; Пс. 31 и 129:3; Притч. 20:9), о чем Августин подробно сказал в De peccatorum meritis, кн. 2; De perfectione justitiae. Также он прекрасно выразился в De natura et gratia, гл. 6: «Если бы можно было собрать всех святых, мужчин и женщин, когда-либо живших здесь, и спросить их, действительно ли они не имели греха, независимо от совершенства их святости, то они в один голос ответили бы: "Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас "». Грех же, по слову Амвросия, есть нарушение Закона Божия. Таким образом, Закон не может быть исполнен возрожденными в этой жизни совершенным образом, ибо они не могут жить без греха.
В-четвертых, Павел ясно сказал в Рим. 7:18: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу»; Флп. 3:12: «Не потому, чтобы я уже достиг, или усовер-шился».
9. Эти доказательства, которые весьма тверды и ясны, Андрада признает и полностью одобряет. Но в то же время он защищает папскую аксиому, что Закон Божий может быть
600 Исследование Тридентского собора
соблюден возрожденными в этой жизни полностью и совершенно. Он признает, что это выглядит в высшей степени противоречиво. Но обещает показать, что и то и другое вполне верно. Он совершенно убежден либо в своей учености, либо в своем красноречии. Другие папские писатели уже пытались различными способами сокрушить эти доказательства. Однако Андрада так полагается на свою напыщенную риторику, что надеется обмануть, даже говоря правду, и при помощи истины доказывать и защищать ложь. Однако он не предлагает ничего, что бы не было уже затаскано от чрезмерно частого употребления в трудах других римских писателей, за исключением разве того, что он вспомнил о пословице: «Сор найдется даже в золотой реке».
10. Поэтому он утверждает, что люди не связаны тою частью Закона, которая не может быть совершенно исполнена в этой жизни, пока мы во плоти, но Бог повелел лишь то, что мы способны исполнить на земле с помощью Божией силы, прочие же части Закона якобы не связывают людей здесь, относясь только к будущей, вечной жизни. Поэтому дети Израиля, и Моисей вместе с ними, были глупы, в ужасе восклицая: «Но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть»194. Ведь согласно утверждению Андрады, они боялись без причины, что связаны теми заповедями Закона, которых не могли соблюсти в этой жизни. Тогда и Богу незачем было обещать испуганным людям Мессию (Втор. 18), чтобы Тот искупил пребывавших под Законом (Гал. 4). Он просто должен был сообщить им: «Вам нечего бояться, ибо я просто играл с вами в этом ужасающем провозглашении Закона. Ибо то, чего вы не можете исполнить в этой жизни, вас вовсе не касается». Также и вопль Павла оказывается не апостольским, а бабьим, глупым и смешным, когда он, достигнув в новом послушании возможности сказать, 1 Кор. 4:4: «Я ничего не знаю за собою», все же в Рим. 7:7-24 долго и тяжело жаловался, что не способен исполнить Закон с тем совершенством, какого тот требует. Однако не прославленным святым в грядущей жизни, но людям в этой жизни Моисей провозгласил приговор Закона: «Проклят, кто не исполнит слов закона сего и не будет поступать по ним!»195. Но среди записанного в книге Закона присутствует самая главная за-
1МИсх. 20:19. 195Втор. 26:27.
О добрых делах
601
поведь: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим». А также повеление: «Не пожелай». И Павел был настолько глубоко убежден, что данное утверждение Моисея адресовано людям в этой жизни, что на его основании он объявил находящимися под проклятием всех полагающихся на дела Закона, потому что даже соблюдающие Закон все же не совершают постоянно всех дел, предписанных в книге Закона (Гал. 5). По этой причине также в Рим. 4, говоря об Аврааме, он провозгласил, что наследование вечной жизни происходит не через Закон. Эти рассуждения Павла действительно оказались бы глупыми, смешными и лживыми, если бы мнение Андрады и папистов было истинным.
11. Лживыми оказались бы также и слова Петра, Деян. 15:10-11: «Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они». Далее Андрада исключает то, что мы не в состоянии понести в Законе, и говорит, дескать, все это к нам не относится. Павел (Рим. 8), жалуясь, что не мог исполнить Закон в этой плоти с совершенным послушанием, сразу же прибавил такое заключение: «Как закон... был бессилен, то Бог послал Сына Своего... в жертву за грех». Однако мнение Андрады означает, якобы нет никакой необходимости ни в исцелении, ни в утешении, поскольку Бог повелел только то, что мы, с помощью силы Божией, можем осуществить в этой жизни, а все прочее не имеет к нам отношения. Но Христос в Мф. 5:17-20 резко осудил точно такое же мнение фарисеев относительно величайшей и малейшей заповедей Божиих. Действительно, Андрада самыми различными путями изощряется в своем разъяснении малейших заповедей. Однако сказанное Христом в качестве примера истолкования заповедей в Мф. 5:21-48 ясно показывает, что фарисеи подразумевали под малейшими заповедями: не гневаться на брата, не говорить «гаса» или «дурак», не взирать на женщину с вожделением, любить своих врагов, повеление «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» и т. д. И сказав: «Ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все», Он добавил: «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном». Совершенно ясно, о каких заповедях сказал Христос, то есть о тех, которые Кабала фарисеев называет малейшими, уча, что их мож-
602 Исследование Тридентского собора
но не соблюдать без вреда для праведности, если только все прочее в Законе соблюдается. Однако Христос провозгласил: «Если в этой жизни не достигнуто примирение с Богом и не совершено отпущение грехов, вы будете ввергнуты в темницу. Истинно говорю вам, вы не выйдете оттуда, пока не отдадите все до последнего кодранта». Таким образом, данное мнение папистов противоречит всему Писанию.
12. Но Андрада выуживает из постановлений Тридентского собора некие доводы, с помощью которых он пытается утвердить это мнение. Он говорит, будто оскорбительно для Бога, Самого Законодателя, утверждение, что Он повелел то, чего никто не может исполнить совершенно в этой жизни и в этой испорченной природе. Словно бы действительно из-за испорченности нашей природы правило Закона, которое является вечной и неизменной Божией нормой праведности, должна быть изменена, хотя ни одна йота Закона не может прейти, не будучи исполнена в совершенстве. Поэтому Бог послал Своего Сына, Который «подчинился закону, чтобы искупить подзаконных»196. Очевидно, что Закон не допускает такого извращения папистов, будто он требует лишь того, что мы можем совершить в этой жизни. Однако (рассуждают они далее), Иоанн сказал, что чада Божий имеют любовь к Богу в этой жизни, а любить Бога, по слову того же Апостола, означает то же, что соблюсти заповеди Божий. Я отвечу: спор идет не о том, имеют ли возрожденные любовь и начинают ли они соблюдать Закон, ибо это мы признаем и этому учим. Но вопрос заключается в том, действительно ли любовь возрожденных в этой жизни полна, совершенна и безусловна, а также в том, умилостивляют ли они Закон через совершенное послушание.
13. Конечно, доводы, основанные на утверждении Иоанна: «Заповеди Его нетяжки»197, на словах Христа, что бремя Его легко, и на суждении Августина в Ad Bonifacium, кн. 3, гл. 7: «Послушание возрожденного может быть названо совершенным, ибо он все еще путник», и рядом: «По способности смертного человека и по малой мере этой жизни, мы совершенны» - эти доводы несколько более убедительны.
Но ответ ясен: примирившиеся с Богом через веру ради Посредника одарены Святым Духом, Который обновляет
196Гал. 4:4-5. 1971Ин.5:3.
О добрых делах
603
их. И в этом начавшемся обновлении в земной жизни у возрожденных до некоторой степени присутствует добрая совесть - в том, что они представляют свои члены Богу как инструменты праведности и не позволяют заблуждениям, противоречащим основаниям веры, или грехам против совести проникать в их сознание. Однако в отношении того, чего недостает их совершенству, и грязи, которою они покрыты из-за присутствия закона греха в их членах, а также зла, которое совсем близко, - вера молится, чтобы все это было покрыто ради Христа и не вменялось им. И вот в каком смысле заповеди Божий нетяжки для возрожденных: во-первых, потому что они - чада Божий. Во-вторых, потому что все, что не было соблюдено, прощается ради Христа, как сказал Августин. Возрожденные названы совершенными в Флп. 3:15 и 1 Кор. 2:6 именно через вменение, через начало совершенства. Ибо прежде всего вера во Христа через вменение принимает, получает и обретает полнейшее и совершеннейшее исполнение Закона для праведности и спасения. Во-вторых, Святой Дух обновляет сердца верующих через любовь, которую Он воспламеняет, дабы они могли начать соблюдение Закона. В-третьих, то, что в начальном послушании несовершенно и нечисто из-за плоти, не вменяется верующим ради Христа, но покрывается.
14. Паписты искажают эти утверждения таким образом, будто бы то, чего, в смысле совершенства, недостает послушанию возрожденных в этой жизни и чего требует Закон, не является грехом, который может быть осужден Законом, и якобы возрожденные вовсе не нуждаются в осознании порочности этого несовершенства, ибо они утверждают, дескать, это не мешает добрым делам возрожденных в земной жизни противостоять суду и гневу Божию ради оправдания и вечной жизни. Однако Павел ясно и недвусмысленно опроверг такое мнение в Рим. 7:24-25 и 1 Кор. 4:4. Также и Августин ясно указал в Ad Bonifacium, кн. 3, гл. 7, что он подразумевает под совершенством странника, сказав: «Добродетель, присутствующая в праведном человеке, называется совершенною постольку, поскольку к этому совершенству принадлежит также истинное признание и смиренное исповедание своего несовершенства. Ибо в земной немощи только тогда эта слабая праведность совершенна в своей малой мере, когда человек также осознает, чего недостает в нем. Так и Апостол сказал, что он одновременно со-
604 Исследование Тридентского собора
вершен и несовершенен». Там же он отметил: «Поскольку благодать Божия наделяет нас стремлением исполнять заповеди и та же благодать прощает все то, что не вполне соблюдено в их повелениях». Так в Retractationes, Кн. 1, гл. 19, рассуждая о совершенстве возрожденных в этой жизни, он высказал такое утешительное утверждение: «Все заповеди признаются исполненными, когда все неисполненное прощается». Также в Confessiones он сказал: «Горе жизни человеческой, сколь бы достойною она ни была, если она судится без милости». В De civitate Dei: «Праведность, внутренне присущая святым в этой жизни, утверждается более через отпущение грехов, чем через совершенство их собственных добродетелей». В Послании 26, к Иерониму, он ясно указал: «Из-за этого изъяна несовершенства, если мы говорим, что не имеем греха, то обманываем сами себя, и истины нет в нас. Из-за этого же изъяна, каких бы успехов мы ни достигли, нам необходимо говорить: "Прости нам долги наши", потому что из-за этого изъяна ни один живущий не оправдается перед Богом». Иероним сказал: «Что мы знаем или, точнее, что следует знать нам, совершенным? Нам следует исповедовать, что мы несовершенны и еще не достигли или не обрели. Ибо подлинная мудрость человека заключается в знании того, что он несовершенен. И совершенство всех праведников во плоти является, так сказать, несовершенством». То, что утверждения о совершенстве, содержащиеся как в Писании, так и в творениях отцов, следует понимать именно в этом смысле, Августин показал во многих местах: Ad Bonifacium, кн. 3, гл. 5; De gratia [Christi, кн. 1], гл. 48-49 и т. д.; Deperfectione justitiae.
15. Вот весьма твердое обоснование: «Грех является нарушением Закона Божия. Но ни один из святых в этой жизни не без греха. Поэтому никто не исполняет Закон в этой жизни совершенным образом, но все суть нарушители Закона, ибо грешны». Но послушаем, что и как они отвечают. Ранее Андрада говорил, что хотя праведники постоянно грешат и падают, они все же совершают множество и даже великое множество дел, лишенных всякого изъяна и греха. Однако Павел в Рим. 7:18-23 сказал об одном, а также о всяком деле возрожденных в этой жизни: «Потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Итак тот же самый я умом моим служу зако-
си добрых делах
605
ну Божию, а плотию закону греха». Не так что само дело, о котором дано повеление в Законе Божием, является злом и грехом. Но меньшее, чем должно быть, является изъяном, как указал Августин. И та испорченность, присущая нам из-за плоти, является грехом. Лютер говорил, что так праведник согрешает во всяком добром деле. Но здесь Андрада говорит, что это следует понимать не как смертный, а как прощаемый грех. И он действительно прав. Ибо смертные грехи изгоняют веру и Святого Духа, и тогда люди перестают быть праведниками. Но простительные грехи присутствуют также в возрожденных, и все же из-за этого они не перестают быть праведниками. Это также совершенно верно. Однако вопрос заключается в том, как и почему возрожденные не осуждаются из-за их простительных грехов, то есть потому что блаженны, чьи грехи покрыты, и чьи беззакония не вменены (Пс. 31:1-2; Рим. 4:7-8). Ибо «нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» (Рим. 8:1). Может показаться, что одиннадцатая тридентская глава также приближается к такому пониманию, ибо в ней указана следующая причина, по которой святые не теряют праведности в этой жизни, хотя они и впадают в простительные грехи: «Потому что праведники смиренно и истинно говорят: "Прости нам долги наши"». Но Андрада, истолкователь собора, не допускает этого. Ибо он утверждает, дескать простительные грехи сами по себе настолько мелки и незначительны, что не противодействуют совершенству любви и не мешают совершенному и полному послушанию Закону, поскольку они воистину заслуживают не гнева Божия и проклятия, но прощения, даже если Бог войдет с ними в суд. Также Линдан говорит: «Ничтожно малые грехи ежедневных падений - лишь слабые пятна, которые сами по себе не подвергают порче и не осуждают, но лишь слегка пятнают жизнь христианина, подобно пыли, так что дела возрожденных в этой жизни все же сами по себе совершенны и во всех отношениях незапятнанны». Однако выше было показано, что это неверно. Ибо хотя существуют различия и ступени греха, все же ни один грех не является настолько незначительным и легким, чтобы не быть ανομία, то есть преступлением Закона Божия.
Закон провозглашает проклятие всякому, кто не совершает постоянно всего, что записано в книге Закона. Ибо тот, кто соблюдает весь Закон, но согрешает в чем-то малом, по-
606 Исследование Тридентского собора
винен во всем. Ведь ни одно даже самое малое повеление Божие нельзя смягчить.
Но согласно Иакову, все мы много согрешаем. Потому Закон осуждает и проклинает также грехи, называемые простительными, если только они не являются покрытыми и невмененными ради Христа. Итак, с одной стороны, согласно Августину, блажен тот, кто без греха, что может произойти в грядущей жизни. С другой стороны, блажен тот, кому Господь не вменяет греха, что происходит с верующими в этой жизни. Однако там, где человек не может существовать без греха, полное и совершенное исполнение Закона не может иметь места. Но вопрос о смертных и простительных грехах следует рассмотреть в рамках учения о покаянии.
16. Наконец, теперь я перехожу к той «знаменательной речи» (как ее назвал издатель) Андрады, в которой он обратился к церкви Брауншвейга и ко всей Германии, и торжественно, словно бы в самом многолюдном театре, поносил меня перед всем миром как лжеца. Однако само дело нерушимо, поскольку он поет свою триумфальную песнь прежде победы. Ибо в первую очередь я обвинен не в фальсификации Писания или Слова Божия, но спор идет об одном доводе Августина, в отношении которого все настолько ясно, что восклицания Андрады в духе трагических актеров не имеют никаких оснований, кроме того, что он, кажется, заранее заготовил себе против лютеран такой общий аргумент, который пригоден для любых обстоятельств, и чтобы он не пропадал понапрасну, ему пришлось ухватиться за первую подвернувшуюся возможность. Но дело обстоит следующим образом, и я позволяю каждому читателю свободно рассудить об этом. Августин написал против Целестина книгу De perfectione justitiae, в которой он сказал, что в этой жизни никто не достигает столь великого совершенства любви или внутренней праведности, дабы исполнить первую и последнюю заповеди совершенно и полностью, оставшись без греха. Итак, вопрос заключается в том, отнимает ли Августин это совершенство только у невозрожденных, пытающихся исполнить Закон без Святого Духа, исключительно силою свободной воли. Я говорил и продолжаю говорить, что Августин, в соответствии с учением Писания, отнял это совершенство в земной жизни также и у тех, которые возрождены через Святого Духа. И это безусловно, совершенно истинно и ясно. Ибо Августин рассматривал данный вопрос та-
О добрых делах
607
ким же образом во многих других местах, например, в De peccatorum meritis, кн. 2; Ad Bonifacium, кн. 3; De spiritu et litt era; De natura et gratia, и т. д.
Однако Андрада говорит, что в этой книге Августина присутствует много силлогизмов Целестина, в которых сказано лишь о силах свободной воли невозрожденных. Я знаю об этом. Однако я добавлю - и он не сможет этого отрицать - что Целестин в этом месте также цитировал против Августина многие утверждения Писания о совершенстве, повествующие не о неверующих, но о людях, которые возрождены Святым Духом. И эти утверждения Августин истолковал таким образом, что отнял совершенство любви, не содержащее греха, также и у возрожденных в земной жизни. Но когда Андрада говорит, что в доводах пелагиан благодать Божия полностью исключена, а совершенство приписано одним лишь естественным силам, без Святого Духа, то ему не следовало бы думать, будто мы настолько скверно знаем древность, что не осведомлены об этом и о том, как пелагиане впоследствии изменили направление дискуссии. Ибо когда они увидели, что все благочестивые люди отшатнулись от богохульного утверждения, полностью исключавшего необходимость благодати Святого Духа, они принялись утверждать, будто благодать Святого Духа помогает людям легче совершить то, что им заповедано исполнять через свободную волю. Но позднее, как Августин засвидетельствовал в Ad Bonifacium, пелагиане стали говорить: «Благодать содействует добрым намерениям всякого». А также - что воля непременно содействует благодати во всяком добром деле. Здесь они, безусловно, не исключали благодать. Однако когда Августин рассуждал о безгрешном совершенстве, он исключал его не только когда пелагиане исключали благодать Божию совершенно, но и когда они соединяли благодать со свободной волей, то есть он отнимал это совершенство в земной жизни также и у тех, которые возрождены через Святого Духа и в этом обновлении получают помощь Божию. Вот что я высказал об аргументах Августина в De perfectione justitiae против Целестина, и что Андрада так гневно осуждает. Я не только способен снести это, но и призываю читателя исследовать данные доводы Августина. И он заметит - грохотом своих тирад в духе трагических актеров Андрада извергает, или скорее имитирует, лишь дым. Ибо сам Августин в данной книге указал, что суть противоречия заключается в двух вопросах: 1) как чело-
608 Исследование Тридентского собора
век способен достичь такого совершенства, чтобы стать безгрешным, то есть не через свободную волю, но по благодати Божией; 2) когда человек достигнет такого совершенства, то есть не в этой жизни, но в грядущей. Однако я не желаю дольше задерживать читателя на столь ясном деле, и насколько меня не тревожат несправедливые осуждения, настолько же я не боюсь справедливого суда в этом обвинении.
Однако мне хочется, чтобы читатель обратил особое внимание на то, чего добивается Андрада, - чтобы утверждения Писания и древних, отнимающие у людей в земной жизни безгрешное совершенство любви, были обращены лишь к невозрожденным и чтобы добрые дела возрожденных в земной жизни оказались сами по себе столь совершенными, что могли выдержать строгость суда Божия без отпущения грехов. Вот к чему он стремится. Но чтобы этого не заметили, он неистово орет на меня. К такой уловке прибегают ораторы, или, точнее, софисты.
Комментарии