Правила Лаодикийского Собора
1
Свободно и законно соединившимся вторым браком, а не тайно совокупившимся, по прошествии непродолжительного времени и по упражнении в молитвах и посте, должно, по снисхождению, даровать общение.
2
Впадающих в различные согрешения и пребывающих в молитве, исповедании и покаянии, и от злых дел совершенно обращающихся, после того, как по мере согрешения дано им время покаяния, ради милосердия и благости Божией, вводить в общение.
Апост. 52
3
Недавно крещенных не подобает производить в священнический чин.
Апост. 80; 1 Всел. 2.
4
Посвященные не должны давать в рост и взимать лихву и так, называемые, имиолии, то есть, половинный рост.
Апост. 44; 1 Всел. 17; 6 Всел. 10; Карф. 5.
5
Избрание в церковные степени не должно быть в присутствии слушающих.
6
Не попускать еретикам, коснеющим в ереси, входить в дом Божий.
Тимофея Алекс. 9.
7
Обращающихся от ересей, то есть новатиан или фотиниан, или четыренадесятников, как оглашенных, так и верных, по их мнению, принимать не прежде, как проклянут всякую ересь, особенно же ту, в которой они находились; и тогда уже называемые ими верные, по изучении Символа веры, да будут помазаны Святым Миром, -- и так причащаются Святых Тайн.
1 Всел. 8; 2 Всел. 1 и 7.
8
Обращающихся от ереси, так называемых, фригов, -- хотя бы находились в мнимом у них клире и величайшими именовались, -- со всяким тщанием оглашать и крестить епископам и пресвитерам Церкви.
2 Всел. 7.
9
Да не будет позволено церковным людям ходить для молитвы или для врачевания на кладбища всяких еретиков или, в так именуемые у них, мученические места. А ходящим, если они верные, быть лишенными общения церковного на некое время. Кающихся же и исповедующих, что согрешили, принимать в общение.
10
Не должно церковным [людям], без разбора, своих детей совокуплять с еретиками брачным союзом.
11
Не должно поставлять в Церкви так именуемых пресвитерид (стариц), или председательниц.
12
Епископов, по суду Митрополитов и окрестных епископов, поставлять на церковное начальство, и притом таких, которые с давнего времени испытаны и в слове веры, и в житии, сообразном правому слову.
1 Всел. 4; 6 Всел. 19; 7 Всел. 2.
13
Да не будет позволяемо сборищу народа (охлос) избирать долженствующих произвестись во священство.
14
В праздник Пасхи не посылать Святых Тайн в иные приходы в виде благословения.
15
Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым петь в церкви.
16
В субботу читать и Евангелие с другими Писаниями.
17
Не должно в церковных собраниях псалмы совокуплять непрерывно один к другому, но чрез промежуток по псалме быть чтению.
18
Едино и то же служение молитв долженствует быть всегда: и на девятом часе, и на вечерни.
19
Подобает, во-первых, по беседах епископских, особо творить молитву об оглашенных, а по исшествии оглашенных, быть молитве о кающихся; когда же и сии приидут под руку и отыдут, тогда совершать молитвы верных три: едину, то есть первую, в молчании, вторую же и третью с возглашением исполнять. После этого уже мир подавать, и, когда пресвитеры дадут мир епископу, тогда и мирянам взаимно мир подавать, и так совершать Святое Приношение. И одним только освященным позволено входить в алтарь и там приобщаться.
20
Не подобает диакону сидеть в присутствии пресвитера, но с повелением пресвитера сесть. Подобно и диаконам иметь честь от иподиаконов и от всех причетников.
1 Всел. 18; 6 Всел. 7.
21
Иподиаконам не подобает быть на месте диаконов и касаться священных сосудов.
Лаод. 25.
22
Не должно низшему служителю церковному орарь носить, ни двери оставлять.
23
Не должно чтецам или певцам орарь носить, и так читать и петь.
24
Не подобает освященному лицу, от пресвитера до диакона, и потом кому-либо из церковного чина, даже до иподиаконов или чтецов, или певцов, или заклинателей, или дворников, или из монашеского чина, в питейное заведение входить.
Апост. 54, 6 Всел. 9; 7 Всел. 22.
25
Не подобает иподиакону раздавать Хлеб или благословлять Чашу.
26
Не произведенным от епископа не должно заклинать ни в церквах, ни в домах.
27
Не подобает освященным лицам или причетникам, или мирянам, призываемым на трапезу любви, уносить от нее части, ибо сим причиняется оскорбление церковному чину.
28
Не подобает в храмах Господних или в церквах совершать так именуемые трапезы любви и в доме Божием есть, и возлежание творить.
29
Не подобает христианам иудействовать и в субботу праздновать, но делать им в сей день, а день воскресный преимущественно праздновать, если могут, как христианам. Если же обрящутся иудействующие, то да будут анафема от Христа.
6 Всел. 11.
30
Не подобает освященному лицу или причетнику, или монаху мыться в бане с женами, ни всякому христианину или мирянину, ибо сие есть первое обвинение от язычников.
6 Всел. 77.
31
Не подобает со всяким еретиком заключать брачный союз или отдавать таковым сынов или дщерей, но допустимо брать от них, если обещаются христианами быть.
6 Всел. 72
32
Не подобает от еретиков принимать благословения. которые суть суесловия более, нежели благословения.
Апост. 45
33
Не подобает молиться с еретиком или отщепенцем.
34
Всякому христианину не подобает оставлять мучеников Христовых и отходить ко лжемученикам, которые у еретиков находятся или сами еретиками были. Ибо сии удалены от Бога; того ради, прибегающие к ним да будут под клятвою.
Лаод. 9
35
Не подобает христианам оставлять Церковь Божию и отходить, и Ангелов именовать, и творить собрания. Сие отвержено. Того ради, если кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема, поскольку оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению.
36
Не подобает освященным или причетникам быть волшебниками или обаятелями, или числогадателями, или астрологами, или делать так именуемые предохранилища, которые суть узы душ их. Носящих же оные повелели мы извергать из Церкви.
6 Всел. 61
37
Не должно принимать праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков, ни праздновать с ними.
Апост. 65, 70 и 71; 6 Всел. 11; Лаод. 6, 29, 32 и 33.
38
Не должно принимать от иудеев опресноки, или приобщаться нечестиям их.
Апост. 7, 65, 70, 71; 6 Всел. 11; Лаод. 6, 29, 32 и 33.
39
Не должно праздновать с язычниками и приобщаться безбожию их.
Апост. 71
40
Епископам, на Собор призываемым, не подобает пренебрегать, но идти и вразумлять или вразумляться ко благоустроению Церкви, и прочего. Если же пренебрежет таковой, то сам себя обвинит, разве только по болезни останется.
41
Освященному или причетнику не должно путешествовать без правильной грамоты от епископа.
4 Всел. 9 и 13
42
Освященному или причетнику не должно путешествовать без повеления епископа.
43
Не подобает слугам церковным и на малое время оставлять двери, дабы в молитвословии упражняться.
44
Не подобает женщине в алтарь входить.
45
По двух седмицах Четыредесятницы не должно принимать ко Крещению.
46
Крещаемым должно изучать веру, и в пятый день седмицы давать ответ епископу или пресвитерам.
6 Всел. 78
47
В болезни принявшим Крещение и потом получившим здравие подобает изучать веру, и познавать, что Божественного дара сподобились.
48
Подобает просвещаемым быть помазуемым Помазанием Небесным и быть причастниками Царствия Божия.
49
Не подобает в Четыредесятницу приносить Святой Хлеб, разве только в субботу и в день воскресный.
6 Всел. 52
50
В четверток последней седмицы Четыредесятницы не подобает прекращать пост и всю Четыредесятницу бесчествовать, но должно во всю Четыредесятницу поститься с сухоядением.
Апост. 64 и 69
51
Не подобает в Четыредесятницу дни рождения мучеников праздновать, но совершать память святых мучеников в субботы и в дни воскресные.
Апост. 64 и 69; 6 Всел. 52
52
Не подобает в Четыредесятницу совершать браки или праздновать дни рождения.
53
Не подобает христианам, на браки ходящим, скакать или плясать, но скромно вечерять и обедать, как прилично христианам.
6 Всел. 24; Лаод. 54.
54
Не подобает освященным или причетникам смотреть нескромные представления на браках или на пиршествах, но прежде вхождения позорищных лиц вставать им и отходить.
6 Всел. 24; Лаод. 53.
55
Не подобает освященным или причетникам, слагаясь, делать пиршества, ни даже мирянам.
56
Не подобает пресвитерам прежде входа епископа входить и сидеть в алтаре, но с епископом входить, кроме случая, когда епископ немощен или в отсутствии.
57
Не подобает в малых градах и селах поставлять епископов, но периодевтов (обходящих), а поставленным уже прежде -- ничего не творить без воли епископа града. Также и пресвитерам ничего не творить без воли епископа.
58
Не подобает епископам или пресвитерам совершать приношение в домах.
59
Не подобает в церкви читать псалмы не освященные или книги, не определенные правилом, но только в правилах означенные книги Ветхого и Нового Завета.
Апост. 60; 6 Всел. 63; Карф. 116.
60
Читать подобает книги сии, Ветхого Завета: 1. Бытие мира. 2. Исход из Египта. 3. Левит. 4. Числа. 5. Второзаконие. 6. Иисус Навин. 7. Судии, Руфь. 8. Есфирь. 9. Царств, первая и вторая. 10. Царств, третья и четвертая. 11. Паралипоменон, первая и вторая. 12. Ездры, первая и вторая. 13. Книга псалмов ста пятидесяти. 14. Притчи Соломона. 15. Екклисиаст. 16. Песнь Песней. 17. Иов. 18. Двенадцать Пророков. 19. Исаия. 20. Иеремия, Варух плач и послание. 21. Иезекииль. 22. Даниил. Нового же Завета -- Евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; Деяния Апостольские, Посланий Соборных семь сии: Иакова -- одно. Петра -- два, Иоанна -- три, Иуды -- одно; посланий Павловых четырнадцать: к Римлянам -- одно, к Коринфянам -- два, к Галатам -- одно, к Ефесеям -- одно, к Филиппийцам -- одно, к Колоссянам -- одно, к Солунянам -- два. к Евреям -- одно, к Тимофею -- два, к Титу -- одно и к Филимону -- одно.
Апост. 60 и 85; Карф. 33; Григория Богослова и Амфилохия о книгах Св. Писания.
Комментарии