Solus Christus


Сергей Исаев 

Достоевский и лютеранство

Фёдор Михайлович Достоевский2006 год объявлен ЮНЕСКО Годом Федора Михайловича Достоевского

186 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского 11 ноября 1821 г.

500 лет роду Достоевских

126 лет со дня кончины писателя 9 февраля 1881 года

Фёдор Михайлович Достоевский лютеранства не любил. Проходя лечение в Эмсе в 1874 г., он жаловался в письме от 16(28) июня, что музыка в саду начинается «с скучнейшего лютеранского гимна к Богу: ничего не знаю приторнее и выделаннее». Адресованы эти слова Анне Григорьевне Сниткиной - его третьей, последней и самой любимой жене, чья мать была лютеранка. Деликатностью великий писатель никогда не отличался: его ценили и любили за другие достоинства. Достоевский видел в лютеранской Реформации немецкое националистическое движение. Он заявлял в «Дневнике писателя» за январь 1877 г., что современная ему Германия и немцы воплощают «старый протестантизм, протестующий против Рима вот уже 19 веков, против Рима и идеи его, древней языческой и обновленной католической, против мировой его мысли владеть человеком на всей земле, и нравственно, и матерьяльно,... - протестующий еще со времен Арминия и Тевтобургских лесов. Это - германец, верящий слепо, что в нем лишь обновление человечества, а не в цивилизации католической. Во всю историю свою он только и грезил, только и жаждал объединения своего для провозглашения своей гордой идеи, - сильно формулировавшейся и объединившейся еще в Лютерову ересь». Теперь, с разгромом Франции в 1870 году, этот немец-протестант, по убеждению Достоевского, рвется к мировому господству.

Духовный компонент лютеранства состоит, но Достоевскому, исключительно в противостоянии римскому католичеству. Дескатъ, «вера эта есть протестующая и лишь отрицательная, и чуть исчезнет с земли католичество, исчезнет за ним вслед и протестантство, наверно, потому что не против чего будет протестовать, обратится в прямой атеизм и тем кончится. Но это, положим, пока еще моя химера». И теперь уже есть лютеране, которые считают Христа «только простым человеком, благотворным философом».

Позволим себе краткий комментарий.

Лютер начал дело Реформации, будучи озабочен спасением своей и чужих человеческих душ. Немецкий народ был вовлечен в Реформацию не только религиозными, но и национальными, политическими мотивами. Достоевский не видел в лютеранской Реформации борьбы за чистоту христианского вероучения, а видел только другую, теневую сторону. Но он ее не выдумал: она тоже была. Причем Достоевский жил в Германии как раз в бурные годы ее объединения (1867 - 1871), когда политическое размежевание проходило по линии религиозного раскола: протестанты выступали на стороне Бисмарка, а католики объединялись в оппозицию.

Превращение лютеранства в атеизм Достоевский изображал как лавинообразный процесс: стоит бросить первый камушек - оспорить авторитет Папы как викария Христа на земле - и за этим, будто бы, не сразу, постепенно, но неизбежно последует полный отказ от всего, что составляет христианство. Но, описав такую модель, он тут же сам называет ее «химерой». Надо ли что-то к этому прибавлять?!

Как же нам, лютеранам, относиться к Фёдору Михайловичу Достоевскому?

Выскажу свое личное мнение.

О. Генри начинает свой рассказ «Клад» таким хлестким пассажем: «Дураки бывают разные. Нет, попрошу не вставать с места, пока вас не вызвали».

  • Если Вы не смотрите на лютеранство как на средство Вашей финской, немецкой, эстонской или иной национальной самоидентификации;
  • если Вы не считаете, что первый долг лютеранина - во всем и как можно сильнее отличаться от католиков (или православных, или ...);
  • если Вы видите в Господе Иисусе Христе - Бога, Искупителя и Вашего Спасителя, а не просто великого Человека, учителя нравственности - то критика лютеранства Ф. М. Достоевским к Вам никоим образом не относится. Вас она не вызывает!

Достоевский - очень яркий и искренний апологет христианства вообще и православия в частности. И достоинства, и недостатки православия в его текстах видны чрезвычайно выпукло: на то он и великий писатель. Это драгоценное наследие, с которым надо научиться работать.

Источник: Церковь Ингрии, № 3, 2007. С. 9



Комментарии



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.