Сергей Исаев
Достоевский и лютеранство
2006 год объявлен ЮНЕСКО Годом Федора Михайловича Достоевского
186 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского 11 ноября 1821 г.
500 лет роду Достоевских
126 лет со дня кончины писателя 9 февраля 1881 года
Фёдор Михайлович Достоевский лютеранства не любил. Проходя лечение в Эмсе в 1874 г., он жаловался в письме от 16(28) июня, что музыка в саду начинается «с скучнейшего лютеранского гимна к Богу: ничего не знаю приторнее и выделаннее». Адресованы эти слова Анне Григорьевне Сниткиной - его третьей, последней и самой любимой жене, чья мать была лютеранка. Деликатностью великий писатель никогда не отличался: его ценили и любили за другие достоинства. Достоевский видел в лютеранской Реформации немецкое националистическое движение. Он заявлял в «Дневнике писателя» за январь 1877 г., что современная ему Германия и немцы воплощают «старый протестантизм, протестующий против Рима вот уже 19 веков, против Рима и идеи его, древней языческой и обновленной католической, против мировой его мысли владеть человеком на всей земле, и нравственно, и матерьяльно,... - протестующий еще со времен Арминия и Тевтобургских лесов. Это - германец, верящий слепо, что в нем лишь обновление человечества, а не в цивилизации католической. Во всю историю свою он только и грезил, только и жаждал объединения своего для провозглашения своей гордой идеи, - сильно формулировавшейся и объединившейся еще в Лютерову ересь». Теперь, с разгромом Франции в 1870 году, этот немец-протестант, по убеждению Достоевского, рвется к мировому господству.
Духовный компонент лютеранства состоит, но Достоевскому, исключительно в противостоянии римскому католичеству. Дескатъ, «вера эта есть протестующая и лишь отрицательная, и чуть исчезнет с земли католичество, исчезнет за ним вслед и протестантство, наверно, потому что не против чего будет протестовать, обратится в прямой атеизм и тем кончится. Но это, положим, пока еще моя химера». И теперь уже есть лютеране, которые считают Христа «только простым человеком, благотворным философом».
Позволим себе краткий комментарий.
Лютер начал дело Реформации, будучи озабочен спасением своей и чужих человеческих душ. Немецкий народ был вовлечен в Реформацию не только религиозными, но и национальными, политическими мотивами. Достоевский не видел в лютеранской Реформации борьбы за чистоту христианского вероучения, а видел только другую, теневую сторону. Но он ее не выдумал: она тоже была. Причем Достоевский жил в Германии как раз в бурные годы ее объединения (1867 - 1871), когда политическое размежевание проходило по линии религиозного раскола: протестанты выступали на стороне Бисмарка, а католики объединялись в оппозицию.
Превращение лютеранства в атеизм Достоевский изображал как лавинообразный процесс: стоит бросить первый камушек - оспорить авторитет Папы как викария Христа на земле - и за этим, будто бы, не сразу, постепенно, но неизбежно последует полный отказ от всего, что составляет христианство. Но, описав такую модель, он тут же сам называет ее «химерой». Надо ли что-то к этому прибавлять?!
Как же нам, лютеранам, относиться к Фёдору Михайловичу Достоевскому?
Выскажу свое личное мнение.
О. Генри начинает свой рассказ «Клад» таким хлестким пассажем: «Дураки бывают разные. Нет, попрошу не вставать с места, пока вас не вызвали».
- Если Вы не смотрите на лютеранство как на средство Вашей финской, немецкой, эстонской или иной национальной самоидентификации;
- если Вы не считаете, что первый долг лютеранина - во всем и как можно сильнее отличаться от католиков (или православных, или ...);
- если Вы видите в Господе Иисусе Христе - Бога, Искупителя и Вашего Спасителя, а не просто великого Человека, учителя нравственности - то критика лютеранства Ф. М. Достоевским к Вам никоим образом не относится. Вас она не вызывает!
Достоевский - очень яркий и искренний апологет христианства вообще и православия в частности. И достоинства, и недостатки православия в его текстах видны чрезвычайно выпукло: на то он и великий писатель. Это драгоценное наследие, с которым надо научиться работать.
Источник: Церковь Ингрии, № 3, 2007. С. 9
Комментарии