Solus Christus


 

Это анонимное сообщение появилось в июне 2004 года на некогда славном, а ныне прикрытом форуме православного сайта "Радонеж"

 

 

КРИК ДУШИ 

 

 

Извечный злой вопрос и старая истина: когда Церковь в гонении -- она мужает и украшается мучениками, когда живет сладко -- появляется пресыщение, стремление к власти и роскоши.
Наверное, никуда от этого не деться, поскольку кадры решают все. Когда тяжко -- в Церкви исповедники, когда благо и сытно -- она становится работой и кормушкой для всякого рода отморозков. Я думаю это тяжелое испытание для веры каждого отдельного человека: и клирика, и мирянина -- надо просто верить и осознавать, что сама Церковь свята и непорочна и врата адовы ее не одолеют, а вот люди ее населяющие могут быть греховны. Можно выделить на мой взгляд несколько проблем нашей РПЦ: 1) кадры и их подготовка -- слишком много в Церковь приходит людей, в том числе и в клир, для которых она -- такая же земная структура, где можно бабки подзаколотить, сделать карьеру, в духовном ведомстве и т.д. в общем, жить по законам сего мира. Кто работает инженером, кто банкиром, кто попом...У нас в Москве, зачастую так: можно и настоятельское место купить и т.д. А среди молодых людей, околачивающихся в качестве иподиаконов, пономарей крупных храмов, настоятели которых имеют вес в Патриархии, я немного встречал ребят, стремящихся заниматься богословием, интересующихся историей Церкви, да просто готовящихся пасти стадо Христово и расширяющих свой образовательный уровень. Для некоторых даже учеба в семинарии -- способ выбиться, пробиться в иподиакона ( не скрою, сам мечтал им побыть, думаю, полезно, хотя, кто иподиаконствовал, думают иначе ), т.е. всячески устроиться. Кстати, в Москве много теперь викарных архиереев -- можно быть иподиаконом, не учась в семинарии вообще, или учась заочно. Хотя всякому известна очевидная истина: заочное образование -- как заочное питание, так для корочки. Когда видишь людей, для которых служба в Церкви казенщина, способ поработать, ремесло -- невольно самому подпасться под это влияние. Вообще, страшно: где внешнее благолепие, златые купола, там обычно и процветает такой подход. 2 ) Возьмем ярусом ниже -- приходское духовенство и его извечные материальные проблемы. Есть батюшки полунищие, есть очень богатые на иномарках -- и то, и другое, наверное, плохо. Клирик такой же человек, как и все остальные, с женой и детьми, и должен иметь нормальное материальное обеспечение: не должно быть роскоши, не должно быть и нищеты. Ситуация, думаю, простая: не должно быть яркой роскоши и кичения иномарками на фоне общего материального уровня прихожан. Здесь и вправду, наверное, каков приход -- таков должен быть и поп. И явно ненормальная ситуация, когда настоятель храма разъезжает на иномарке, и делает себе евроремонт в квартире, а диакон с двумя маленькими детьми получает зарплату 5 тыс. рубликов. Вообще, быть в Москве диаконом -- дело незавидное: служат много, получают мало, батюшка хоть машинку освятит или квартиру -- а дьяконку совсем в некоторых приходах туго. Поэтому, наверное, правы те, кто советует получить светское образование до принятия сана или до семинарии: и опыт, и хоть прокормить себя можно. А вообще страшна тенденция другая: какое-то холодное дежурное отношение к социальному служению, к миссионерской деятельности: все формально, на бумаге, а так отслужили: мне 100, тебе 100, и по домам до всенощной. Есть, конечно, яркие неординарные приходы: Николы в Кузнецах, о. А. Шаргунова, о. Д.Смирнова, о.А. Владимирова, но это как исключение, а не правило. А повсеместно странный процесс: батюшки стремятся скорешиться с богатыми прихожанами из числа новых русских или элиты, заискивающе смотрят им в глаза, стремяться жить на их “ пожертвования ” -- такое вот православное спонсорство. А причина ясна -- дух времени и старая еще с синодального времени проблема бедности белого духовенства. 3) Как там: свет инокам ангелы, свет миру -- иноки. Только создается впечатление, что настоящие монахи на Руси остались в провинции, в скитах и на Афоне. А здесь -- карьеристы, тщеславные люди. Зайдешь к ним в келью, а там такая роскошь... Еще иеромонахи, а уже накуплены кресты с украшениями, жезлы, митры -- да не одна, а несколько. И все интересы: вот крестик с украшениями купить, с одними камушками, с другими -- цацки какие-то! Согласен, что Церковь должна наращивать свои земельные владениЯ, и промыслами заниматься, и торговлей в некоторых случаях -- об этом еще преп. Иосиф Волоцкий говаривал, чтобы бы быть независимой от государства в материальном плане, осуществлять свою благотворительную, учебную деятельность. Но не нужно быть стяжателями под себя -- кому нужно такое монашество. А эти все голубые дела -- не могу понять одного: почему церковная власть это все терпит и покрывает? Даже нелогично: об этом знает общество, знают некоторые прихожане -- дискредитируется сама Церковь. Можно провести расследование по каждому случаю, жестко наказать виновного, в независимости от того, инок он или епископ. Другим содомитам не повадно будет! 4) и, наконец, проблема епископата. Какой-то он у нас отдаленный, обособленный от паствы: дорогие иномарки, недоступность, царский этикет, барские замашки, а сейчас еще и слияние с верхушкой власти и бизнес-элиты. Да, все эти задачи решать нужно, только нельзя забывать, что епископ -- не хозяин своей епархии, не босс, под которым ходит множество холопов, а не соработников на ниве Христовой. Это какая-то отличительная черта нашего русского епископата -- церковная чиновность и соответствующий ритуал. Например, в Сербии такого нет. Говорят, что в Белграде патриарх Павел служит всенощную в кафедральном соборе, до и после нее выходит к певчим на клирос, общается с ними без всякого протокола, при желании любой прихожанин может спокойно поговорить с Патриархом в храме. У нас жуткая помпезность. Да, архиерей имеет жезл -- символ своей архипастырской власти, он должен чувствовать Богом и Церковью данную ему власть и ответственность за паству. Но он -- предстоятель, пастырь, любящий отец. Трудно представить Христа или ап.Павла в образе чиновника, а архиереи наши русские более всего на них походят. Причины, наверное, две -- отход в организации высшего церковного управления от решений Поместного Собора 1917-18 гг. и усиление властной вертикали в ущерб соборности. Плюс советский синдром, когда волей-неволей православные епископы стали единственным передаточным звеном от советского тоталитарного руководства к простым верующим гражданам. Появились “ верхи ” и рядовые верующие. Советский режим пал, а этот синдром сохраняется, и где-то не к месту прикрывается идеями послушания, субординации и т.д. Просто надо иерархии быть ближе к людям, меньше думать о деньгах, и больше о пастве. А это передастся от больших к меньшим -- к приходскому клиру. А пока наши семинаристы, ставленники и прочие кандидаты в клир, как я, например, испытывают некоторое раздвоение, изучая творения свв. отцов, аскетику, православную традицию, а в церковной жизни видят другое. Мне было очень интересно слышать следующий эпизод. Говорят, когда в Св-Владимирской академии в Нью-Йорке преподавал о.И. Мейендорф у него были прекрасные отношения со студентами, те его очень любили, ценили как преподавателя и человека. Отец Иоанн позволял себе иногда даже выпить кружечку пива со студентами за неформальным разговором в саду на скамеечке или в аудитории. И это не приводило к фамильярности, не нарушало субординацию и не рушило его авторитет. Просто окружающие чувствовали этого человека, его полноту личности, опыта, знания. Наверное, считали за счастье эти минуты братства во Христе. Не уравнения, не демократии, либерализма там какого-нибудь или обновленчества, не дай Боже! Просто, когда за рясой кроется человеческая христианская полнота - это видно, это не надо подчеркивать, а если внутри холодная казенность -- это не спрячешь ни за клобуками, ни за драгоценными крестами и панагиями, не спрячешь за стеклами дорогого Мерса. Так вот, удивительно переплетается в нашей современной церковной жизни и простота христианская и напыщенное обмирщение.
Извините за поэзию, наболело, как говорится, тяжелую тему затронули. Неудобную, только от неудобных тем не уйдешь. Мы, церковные люди, в отличии от прессы нашей собачьей, мать-Церковь должны не ехидно критиковать, злорадствуя о ее болезнях, а искать пути их лечения. Первый шаг -- не замалчивать их. Как говорится, молчанием предается Бог.

 

Сообщение отправил: Д.


Комментарии



Акции

На том стоим


Наш портал организован группой лиц евангелическо-лютеранского исповедания для свидетельства истин Христианской Реформации.

Мы стараемся высоко держать наше знамя, неукоснительно следуя принципам свободы слова и совести.

Не имея ни от кого никакого финансирования мы независимы в своих суждениях и с Божьей помощью не отступимся от правды и христианского призвания к свободе.

В случае технических затруднений, а также с предложениями по поддержке и развитию нашего портала обращайтесь в администрацию.